Научная статья на тему 'Технология эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности'

Технология эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЯ / ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / TECHNOLOGY / DIVERSIFICATION / ECOLOGICAL VALEOLOGY / PRINCIPLE OF NATURAL CONGRUITY / SUBJECTSUBJECTNESS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / HEALTH IMPROVEMENT / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехова Ирина Леонидовна

В статье обосновывается проблема создания инновационной технологии эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной деятельности в области оздоровления субъектов образования и самого образования как среды, процесса и педагогического взаимодействия, характеризуются основные составляющие такой технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of forming a professional and educational readiness of future pedagogues to a diversified recreational activity

The article substantiates the challenge of creating an innovate technology of ecological and valeological preparation of future pedagogues to a diversified activity, which deals with such spheres as: health improvement of subjects of the education, improvement of education as an environment, as a process, and a pedagogical interaction, also in this article are characterized the main principles of such technology.

Текст научной работы на тему «Технология эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности»

УДК 378:613.4 ББК 74.480:51.204

Орехова Ирина Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра валеологии, безопасности жизнедеятельности и медицинской коррекции Институт здоровья и экологии человека Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Orekhova Irina Leonidovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Valeology, Life Safety and Medical Correction Institute of Health and Ecology of a Person Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Технология эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности Technology of Future Teachers’ Ecological-and-Valeological Training Forming for a Diversified Recreational Activity

В статье обосновывается проблема создания инновационной технологии эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной деятельности в области оздоровления субъектов образования и самого образования как среды, процесса и педагогического взаимодействия, характеризуются основные составляющие такой технологии.

The article proves the problem of innovation technology creating the future teachers’ ecological-and-valeological training for a diversified activity, which deals with such spheres as: health promotion of education subjects, improvement of education as an environment, as a process, and a pedagogical interaction. The main principles of such technology are characterized in this article as well.

Ключевые слова: технология, диверсификация, эколого-валеология, при-родосообразность, субъект-субъектность, образовательная среда, оздоровление, профессионально-педагогическая готовность.

Key words: technology, diversification, ecological valeology, principle of natural congruity, subject-subjectiveness, educational environment, health promotion, professional pedagogical readiness.

Проблема эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях и, следовательно, технологического обеспечения такой подготовки обусловлена теми новыми задачами, которые предстоит безотлагательно решать в сфере образования и которые раскрыты в «Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа"». Актуальность обозначенной про-

блемы состоит в том, что современное массовое общее образование, являясь здоровьезатратным, не способно эффективно формировать отношения подрастающего человека к своему благополучию в гармонии с окружающей социально-природной средой.

В нашем исследовании систематизированы и развиты научные основы технологии инновационной подготовки будущих педагогов общего образования, способных реализовать актуальные образовательные задачи.

Если исходить из точного перевода составляющих слова «технология»: techne - искусство, мастерство, умение, logos - изучение, отношение, всеобщая закономерность, учение, наука, то «технология - это, буквально, наука, знание о процессе определенного типа, например, ... научения. ... На границе слияния методики-науки и методики-искусства и рождается то новое знание, которое естественно было бы назвать технологией . тем более что и буквальный смысл производного понятия «технология» складывается из объединения простых понятий «наука, знание» и «искусство, мастерство» [3, с. 215]. Такой подход к технологии обучения принадлежит Я.А. Коменскому, который ещё около четырех столетий назад, рассматривал её как искусство реализации науки, системных обобщённых, абстрактных знаний.

Таким образом, под технологией эколого-валеологической подготовки будущих педагогов мы понимаем целенаправленный поэтапный интерактивный процесс достижения результатов эколого-валеологического педвузовского образования в виде подготовленности, компетентности и готовности выпускников вуза к диверсифицированной оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях, основанный на искусстве, умении, мастерстве педагогического коллектива вуза использовать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных форм, способов, методов, приемов и средств педвузов-ского образования.

Цель и задачи инновационной технологии педвузовской профессиональнопедагогической подготовки определены нами следующим образом:

• формирование профессионально-педагогической готовности будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях;

• сформировать систему эколого-валеологических знаний, умений, навыков, способствующих целенаправленному, непрерывному и эффективному оздоровлению субъектов образования средствами упреждающе оздоровленного образования;

• научить педагогов формированию и оздоровлению образовательной среды конкретного общеобразовательного учреждения как комплексного средства оздоровления подрастающего человека и поколения в целом;

• научить проектированию природосообразного образовательного процесса, способствующего активизации и развитию возможностей подрастающего человека в соответствии с его возрастными и личностными возможностями, особенностями, предрасположенностями, способностями, интересами;

• сформировать у будущих педагогов ценностное отношение к здоровью подрастающего человека, благополучию ближней природной и социальноприродной среды, а также потребности в рационализации этих отношений;

• научить будущих педагогов создавать условия оптимальной физической активности подрастающего человека, снимать психоэмоциональные перегрузки, приводящие к переутомлению, восстанавливать увядающие основные функции организма, предупреждать вредные воздействия на здоровье, образовательные стрессы и распространение вредных привычек, формировать культуру здоровья.

Философской основой технологии эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности являются:

- гуманизм, утверждающий ценность человека как личности, которая имеет право на свободу, благополучие, раскрытие своих способностей;

- природосообразность как мировоззрение, которое исходит из положения, что при формировании и развитии подрастающего человека необходимо

опираться на его внутреннюю природу, а также на единение человека с окружающим миром, гармоничность взаимодействия человека и природы;

- педагогическая антропология как проекция педагогики на антропологию вообще и комплексное средство изучения генезиса человека, соотнесенного с его филогенетическим развитием.

В основу технологии эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности положены следующие принципы:

• принцип культуротворчества - предполагает формирование культуры здоровья подрастающего человека через овладение научными знаниями, опытом, традициями российского этноса и обеспечение культурного развития будущего педагога в процессе овладения оздоровительными компетенциями;

• принцип интерактивности - знание, направленное на расширение адаптационных возможностей организма, повышение его устойчивости к воздействию многообразных факторов внешней и внутренней среды, добывается в совместной деятельности субъектов образования;

• принцип эколого-валеологизации - предполагает нацеленность обучающих, воспитывающих и развивающих компонентов образовательной среды на системное благополучие подрастающего человека;

• принцип интеграции - предполагает состояние связности, сближения, объединения отдельных элементов технологии эколого-валеологизированной профессионально-педагогической подготовки студентов - на основе некоторых признаков; этот принцип, исходя их философского принципа единства и борьбы противоположностей, находится в тесной связи с принципом дифференциации, который предполагает разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени; поэтому есть все основания рассматривать интеграцию и дифференциацию во взаимосвязи;

• принцип вариативности - предполагает использование в процессе эколого-валеологической подготовки будущих педагогов гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дополнительных дисциплин по выбору - с тттиро-

ким спектром специализированных учебных предметов специального и гуманитарно-культурологических профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями студентов, свободный выбор объёма, темпов и форм образования, а также диверсификацию этой подготовки по методологии, содержанию, предметности, уровням, личностно-возрастным особенностям и возможностям субъектов образования;

• принцип системности - предполагает системную организацию и реализацию эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к оздоровлению субъектов образования средствами упреждающе оздоровленного образования как среды, процесса и педагогического взаимодействия на основе всех ее компонентов: целей, дерева задач, содержания, форм, методов, средств, процес-суальности, результативности;

• принцип непрерывности - предполагает постепенность и этапность эколого-валеологической подотовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности;

• принцип дискретности - предполагает изменение целевых установок у будущих педагогов в процессе эколого-валеологической подготовки, а также «взрывной» характер результатов формирования профессиональнопедагогической готовности будущих педагогов общего образования к диверсифицированной оздоровительной деятельности.

Проведенные нами исследования позволяют сделать вывод, что реализация разработанной инновационной технологии подготовки будущих педагогов предусматривает, прежде всего, создание в педагогическом вузе здоровьесберегающей, здоровьеразвивающей образовательной среды. Рассмотрим основные характеристики такой среды.

• Образовательная среда обеспечивает интеграцию процессов воспитания, обучения и целенаправленного развития личности будущего педагога. При этом под обучением понимается процесс формирования знаний, умений и навыков, под воспитанием - целенаправленный процесс формирования личностных профессионально значимых качеств, свойств, признаков, под развитием -

процесс закрепления тех личностных качеств, которые формируются в процессе воспитания в педагогическом вузе.

• Формирование и развитие образовательной среды осуществляется на основе принципов энвайронментологии, гомологии образовательной среды и окружающей социально-природной среды.

• Образовательная среда организуется с учетом возрастных и индивиду -альных психофизиологических возможностей обучаемых таким образом, чтобы имела место тенденция к последовательному её расширению, т.е. образовательная среда педагогического вуза должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

• Образовательная среда оказывает комплексное образовательное воздействие на будущего педагога, развивая его в режиме адаптации, и развивается сама в режиме встречной ее адаптации по отношению к студенту, что позволяет говорить о коадаптивном характере образовательной среды.

• Образовательная среда обладает системным характером. Системность проявляется в следующем: во-первых, в образовательной среде как системе выделяются две подсистемы: одна объединяет образовательные факторы, которые целенаправленно организует как педагог в процессе предметного обучения, так и педагогическая система вуза, другая - образовательные факторы, не обладающие качеством организованности; во-вторых, образовательная среда сама входит в состав динамической, целостной, устойчиво развивающейся системы «образовательная среда - субъект образования», которая характеризуется диверсификацией формирования и развития её, коадаптивностью образовательной среды и субъектов образования.

Составляющие технологии эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности;

• содержательное обеспечение эколого-валеологической подготовки на основе проекции эколого-валеологии как науки на общую профессиональнопедагогическую подготовку;

• предметно-содержательное обеспечение характеризующееся эколого-валеологической наполненностью разделов, тем учебных курсов федерального компонента учебных планов всех специальностей и уровней педвузовского образования;

• предметно-содержательное обеспечение через учебные курсы и вне-курсовую работу студентов, которые допускаются вузовским компонентом учебных планов всех специальностей и уровней педвузовского образования;

• организационное обеспечение эколого-валеологической подготовки будущих педагогов по годам обучения в педагогическом вузе.

Совокупность форм, методов, средств и приемов эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности:

- мотивирующие и стимулирующие активно-оздоравливающую и эколого-валеологическую деятельность будущих педагогов: стартовую, этапную и итоговую;

- направленные на развитие познавательной активности студентов: проблемные лекции, поисковые лекции, лекции-дискуссии; практические, семи форм, методов, средств и приемов нарские и лабораторные занятия, «мозговые штурмы», круглые столы, дидактические игры, интеллектуальные игры, создание и решение проблемных ситуаций; коллоквиумы и т.д.;

- обеспечивающие оздоровление подрастающего человека и его окружения, позволяющие нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности учебных занятий, недостаточность физической нагрузки, способствующие восстановлению утраченных функций, нейтрализующих стрессогенные образовательные факторы, вызывающие психоэмоциональное напряжение;

- направленные на развитие творческой деятельности студентов: работа над рефератами, социальными проектами, подготовка тематических дидактических и методических материалов, листовок, газет, проведение праздников здоровья и природолюбия, мини-олимпиад и интеллектуальных марафонов и т.д.;

- обеспечивающих интерактивное обучение студентов педагогического вуза: ролевые учебные игры на тематических лабораторных занятиях; «заседания экспертных групп» и т.д.;

- активного оздоровления образовательного процесса, образовательной среды, субъектов образования - в режиме мониторинга здоровья.

Таким образом, разработанная нами технология формирования профессионально-педагогической готовности студентов к диверсифицированной оздоровительной деятельности основывается, не просто на подаче и овладении адекватно-необходимыми знаниями, умениями и навыками, но на использовании их в качестве средства для эффективного решения актуальных задач практического оздоровления субъектов образования, образовательной среды, образовательного процесса, педагогического взаимодействия, формирования у подрастающего человека рациональных отношений к другому человеку, социальным группам людей (обществу), природе, природно-социальной среде и самому себе.

Библиографический список

1. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учеб. пособие / Н.В. Борисова. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2000. - 146 с.

2. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения: учебное пособие. Изд. второе, испр. и доп. / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. - 254 с.

3. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М.М. Левина. - М. Академия, 2001. - 236 с.

4. Тюмасева, З.И. Образовательные системы и системное образование: монография

[Текст] / З.И. Тюмасева, Е.Н. Богданов. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003. -

316 с.

Bibliography

1. Borisova, N.B. Educational Technologies as the Object of Pedagogical Choice: Study Guide / N.B. Borisova. - M.: Research Center for Problems of Quality in Specialists' Training , 2000. - 146 p.

2. Korotaeva, E.V Pedagogical Technologies: Questions of Theory and Introduction Practice: Textbook. - Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2004. -254 p.

3. Levina, M.M Technologies of Professional and Pedagogical Education / M.M. Levina. -M. Academy, 2001. - 236 p.

4. Tyumaseva, Z.I. Educational Systems and System Education [Text] / Z.I. Tyumaseva, T.N. Bogdanov. - Kaluga: KSPU after K.E. Tsiolkovsky, 2003. - 312 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.