УДК 378:613.4 ББК 74.480:51.204
Орехова Ирина Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра валеологии, безопасности жизнедеятельности и медицинской коррекции Институт здоровья и экологии человека Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Orekhova Irina Leonidovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Valeology, Life Safety and Medical Correction Institute of Health and Ecology of a Person Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Технология эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности Technology of Future Teachers’ Ecological-and-Valeological Training Forming for a Diversified Recreational Activity
В статье обосновывается проблема создания инновационной технологии эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной деятельности в области оздоровления субъектов образования и самого образования как среды, процесса и педагогического взаимодействия, характеризуются основные составляющие такой технологии.
The article proves the problem of innovation technology creating the future teachers’ ecological-and-valeological training for a diversified activity, which deals with such spheres as: health promotion of education subjects, improvement of education as an environment, as a process, and a pedagogical interaction. The main principles of such technology are characterized in this article as well.
Ключевые слова: технология, диверсификация, эколого-валеология, при-родосообразность, субъект-субъектность, образовательная среда, оздоровление, профессионально-педагогическая готовность.
Key words: technology, diversification, ecological valeology, principle of natural congruity, subject-subjectiveness, educational environment, health promotion, professional pedagogical readiness.
Проблема эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях и, следовательно, технологического обеспечения такой подготовки обусловлена теми новыми задачами, которые предстоит безотлагательно решать в сфере образования и которые раскрыты в «Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа"». Актуальность обозначенной про-
блемы состоит в том, что современное массовое общее образование, являясь здоровьезатратным, не способно эффективно формировать отношения подрастающего человека к своему благополучию в гармонии с окружающей социально-природной средой.
В нашем исследовании систематизированы и развиты научные основы технологии инновационной подготовки будущих педагогов общего образования, способных реализовать актуальные образовательные задачи.
Если исходить из точного перевода составляющих слова «технология»: techne - искусство, мастерство, умение, logos - изучение, отношение, всеобщая закономерность, учение, наука, то «технология - это, буквально, наука, знание о процессе определенного типа, например, ... научения. ... На границе слияния методики-науки и методики-искусства и рождается то новое знание, которое естественно было бы назвать технологией . тем более что и буквальный смысл производного понятия «технология» складывается из объединения простых понятий «наука, знание» и «искусство, мастерство» [3, с. 215]. Такой подход к технологии обучения принадлежит Я.А. Коменскому, который ещё около четырех столетий назад, рассматривал её как искусство реализации науки, системных обобщённых, абстрактных знаний.
Таким образом, под технологией эколого-валеологической подготовки будущих педагогов мы понимаем целенаправленный поэтапный интерактивный процесс достижения результатов эколого-валеологического педвузовского образования в виде подготовленности, компетентности и готовности выпускников вуза к диверсифицированной оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях, основанный на искусстве, умении, мастерстве педагогического коллектива вуза использовать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных форм, способов, методов, приемов и средств педвузов-ского образования.
Цель и задачи инновационной технологии педвузовской профессиональнопедагогической подготовки определены нами следующим образом:
• формирование профессионально-педагогической готовности будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях;
• сформировать систему эколого-валеологических знаний, умений, навыков, способствующих целенаправленному, непрерывному и эффективному оздоровлению субъектов образования средствами упреждающе оздоровленного образования;
• научить педагогов формированию и оздоровлению образовательной среды конкретного общеобразовательного учреждения как комплексного средства оздоровления подрастающего человека и поколения в целом;
• научить проектированию природосообразного образовательного процесса, способствующего активизации и развитию возможностей подрастающего человека в соответствии с его возрастными и личностными возможностями, особенностями, предрасположенностями, способностями, интересами;
• сформировать у будущих педагогов ценностное отношение к здоровью подрастающего человека, благополучию ближней природной и социальноприродной среды, а также потребности в рационализации этих отношений;
• научить будущих педагогов создавать условия оптимальной физической активности подрастающего человека, снимать психоэмоциональные перегрузки, приводящие к переутомлению, восстанавливать увядающие основные функции организма, предупреждать вредные воздействия на здоровье, образовательные стрессы и распространение вредных привычек, формировать культуру здоровья.
Философской основой технологии эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности являются:
- гуманизм, утверждающий ценность человека как личности, которая имеет право на свободу, благополучие, раскрытие своих способностей;
- природосообразность как мировоззрение, которое исходит из положения, что при формировании и развитии подрастающего человека необходимо
опираться на его внутреннюю природу, а также на единение человека с окружающим миром, гармоничность взаимодействия человека и природы;
- педагогическая антропология как проекция педагогики на антропологию вообще и комплексное средство изучения генезиса человека, соотнесенного с его филогенетическим развитием.
В основу технологии эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности положены следующие принципы:
• принцип культуротворчества - предполагает формирование культуры здоровья подрастающего человека через овладение научными знаниями, опытом, традициями российского этноса и обеспечение культурного развития будущего педагога в процессе овладения оздоровительными компетенциями;
• принцип интерактивности - знание, направленное на расширение адаптационных возможностей организма, повышение его устойчивости к воздействию многообразных факторов внешней и внутренней среды, добывается в совместной деятельности субъектов образования;
• принцип эколого-валеологизации - предполагает нацеленность обучающих, воспитывающих и развивающих компонентов образовательной среды на системное благополучие подрастающего человека;
• принцип интеграции - предполагает состояние связности, сближения, объединения отдельных элементов технологии эколого-валеологизированной профессионально-педагогической подготовки студентов - на основе некоторых признаков; этот принцип, исходя их философского принципа единства и борьбы противоположностей, находится в тесной связи с принципом дифференциации, который предполагает разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени; поэтому есть все основания рассматривать интеграцию и дифференциацию во взаимосвязи;
• принцип вариативности - предполагает использование в процессе эколого-валеологической подготовки будущих педагогов гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дополнительных дисциплин по выбору - с тттиро-
ким спектром специализированных учебных предметов специального и гуманитарно-культурологических профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями студентов, свободный выбор объёма, темпов и форм образования, а также диверсификацию этой подготовки по методологии, содержанию, предметности, уровням, личностно-возрастным особенностям и возможностям субъектов образования;
• принцип системности - предполагает системную организацию и реализацию эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к оздоровлению субъектов образования средствами упреждающе оздоровленного образования как среды, процесса и педагогического взаимодействия на основе всех ее компонентов: целей, дерева задач, содержания, форм, методов, средств, процес-суальности, результативности;
• принцип непрерывности - предполагает постепенность и этапность эколого-валеологической подотовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности;
• принцип дискретности - предполагает изменение целевых установок у будущих педагогов в процессе эколого-валеологической подготовки, а также «взрывной» характер результатов формирования профессиональнопедагогической готовности будущих педагогов общего образования к диверсифицированной оздоровительной деятельности.
Проведенные нами исследования позволяют сделать вывод, что реализация разработанной инновационной технологии подготовки будущих педагогов предусматривает, прежде всего, создание в педагогическом вузе здоровьесберегающей, здоровьеразвивающей образовательной среды. Рассмотрим основные характеристики такой среды.
• Образовательная среда обеспечивает интеграцию процессов воспитания, обучения и целенаправленного развития личности будущего педагога. При этом под обучением понимается процесс формирования знаний, умений и навыков, под воспитанием - целенаправленный процесс формирования личностных профессионально значимых качеств, свойств, признаков, под развитием -
процесс закрепления тех личностных качеств, которые формируются в процессе воспитания в педагогическом вузе.
• Формирование и развитие образовательной среды осуществляется на основе принципов энвайронментологии, гомологии образовательной среды и окружающей социально-природной среды.
• Образовательная среда организуется с учетом возрастных и индивиду -альных психофизиологических возможностей обучаемых таким образом, чтобы имела место тенденция к последовательному её расширению, т.е. образовательная среда педагогического вуза должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
• Образовательная среда оказывает комплексное образовательное воздействие на будущего педагога, развивая его в режиме адаптации, и развивается сама в режиме встречной ее адаптации по отношению к студенту, что позволяет говорить о коадаптивном характере образовательной среды.
• Образовательная среда обладает системным характером. Системность проявляется в следующем: во-первых, в образовательной среде как системе выделяются две подсистемы: одна объединяет образовательные факторы, которые целенаправленно организует как педагог в процессе предметного обучения, так и педагогическая система вуза, другая - образовательные факторы, не обладающие качеством организованности; во-вторых, образовательная среда сама входит в состав динамической, целостной, устойчиво развивающейся системы «образовательная среда - субъект образования», которая характеризуется диверсификацией формирования и развития её, коадаптивностью образовательной среды и субъектов образования.
Составляющие технологии эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности;
• содержательное обеспечение эколого-валеологической подготовки на основе проекции эколого-валеологии как науки на общую профессиональнопедагогическую подготовку;
• предметно-содержательное обеспечение характеризующееся эколого-валеологической наполненностью разделов, тем учебных курсов федерального компонента учебных планов всех специальностей и уровней педвузовского образования;
• предметно-содержательное обеспечение через учебные курсы и вне-курсовую работу студентов, которые допускаются вузовским компонентом учебных планов всех специальностей и уровней педвузовского образования;
• организационное обеспечение эколого-валеологической подготовки будущих педагогов по годам обучения в педагогическом вузе.
Совокупность форм, методов, средств и приемов эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности:
- мотивирующие и стимулирующие активно-оздоравливающую и эколого-валеологическую деятельность будущих педагогов: стартовую, этапную и итоговую;
- направленные на развитие познавательной активности студентов: проблемные лекции, поисковые лекции, лекции-дискуссии; практические, семи форм, методов, средств и приемов нарские и лабораторные занятия, «мозговые штурмы», круглые столы, дидактические игры, интеллектуальные игры, создание и решение проблемных ситуаций; коллоквиумы и т.д.;
- обеспечивающие оздоровление подрастающего человека и его окружения, позволяющие нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности учебных занятий, недостаточность физической нагрузки, способствующие восстановлению утраченных функций, нейтрализующих стрессогенные образовательные факторы, вызывающие психоэмоциональное напряжение;
- направленные на развитие творческой деятельности студентов: работа над рефератами, социальными проектами, подготовка тематических дидактических и методических материалов, листовок, газет, проведение праздников здоровья и природолюбия, мини-олимпиад и интеллектуальных марафонов и т.д.;
- обеспечивающих интерактивное обучение студентов педагогического вуза: ролевые учебные игры на тематических лабораторных занятиях; «заседания экспертных групп» и т.д.;
- активного оздоровления образовательного процесса, образовательной среды, субъектов образования - в режиме мониторинга здоровья.
Таким образом, разработанная нами технология формирования профессионально-педагогической готовности студентов к диверсифицированной оздоровительной деятельности основывается, не просто на подаче и овладении адекватно-необходимыми знаниями, умениями и навыками, но на использовании их в качестве средства для эффективного решения актуальных задач практического оздоровления субъектов образования, образовательной среды, образовательного процесса, педагогического взаимодействия, формирования у подрастающего человека рациональных отношений к другому человеку, социальным группам людей (обществу), природе, природно-социальной среде и самому себе.
Библиографический список
1. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учеб. пособие / Н.В. Борисова. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2000. - 146 с.
2. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения: учебное пособие. Изд. второе, испр. и доп. / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. - 254 с.
3. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М.М. Левина. - М. Академия, 2001. - 236 с.
4. Тюмасева, З.И. Образовательные системы и системное образование: монография
[Текст] / З.И. Тюмасева, Е.Н. Богданов. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003. -
316 с.
Bibliography
1. Borisova, N.B. Educational Technologies as the Object of Pedagogical Choice: Study Guide / N.B. Borisova. - M.: Research Center for Problems of Quality in Specialists' Training , 2000. - 146 p.
2. Korotaeva, E.V Pedagogical Technologies: Questions of Theory and Introduction Practice: Textbook. - Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2004. -254 p.
3. Levina, M.M Technologies of Professional and Pedagogical Education / M.M. Levina. -M. Academy, 2001. - 236 p.
4. Tyumaseva, Z.I. Educational Systems and System Education [Text] / Z.I. Tyumaseva, T.N. Bogdanov. - Kaluga: KSPU after K.E. Tsiolkovsky, 2003. - 312 p.