УДК 378:613.4
Тюмасева З.И., Орехова ИЛ.
Тюмасева Зоя Ивановна
доктор педагогических наук, профессор, директор Института здоровья и экологии человека Челябинский государственный педагогический университет, проспект им. В.И. Ленина, 69, г. Челябинск, 454080, Россия;
E-mail: [email protected] Орехова Ирина Леонидовна кандидат педагогических наук, доцент Челябинский государственный педагогический университет, проспект им. В.И. Ленина, 69, г. Челябинск, 454080, Россия;
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается многоуровневая модель эколого-валеологической подготовки бакалавров педагогического образования, включающая шесть уровней: I уровень отражает непрерывность эколого-валеологического образования в аспекте подготовки бакалавров педагогики к оздоровительной деятельности в образовательных организаций; II - уровень организационной надсистемности эколого-валеологической подготовки; III уровень характеризует ее структурно-функциональную внутреннюю системность; IV уровень обеспечивает устойчивое развитие исследуемого педагогического феномена; V - уровень аксиологической обусловленности основных составляющих эколого-валеологической плдготовки; VI - уровень ее дидактической диверсификации.
Кл ючевые слова: моделирование; система; подготовка бакалавров; эколого-валеоло-гия; эколого-валеологическое образование.
Аннотация
№2 2015
81 ■
Сетевой научно-практический журнал
серия Педагогика и психология образования
На
’АУЧНЫИ
РЕЗУЛЬТАТ
UDC 378:613.4
THE SCHOOL OF HEALTH
Tyumaseva Z.I. FORMATION-AN EFFECTIVE
Orekhova I.L. APPROACH TO IMPROVING
HEALTH IN STUDENTSS
Tyumaseva Zoya Ivanovna
Doctor of Education, Professor Head of the Health and Human Ecology Institute Chelyabinsk State Pedagogical University, 69 Lenin Avenue, Chelyabinsk, 454080, Russia; E-mail: [email protected] Orekhova Irina Leonidovna PhD in Education, Associate Professor Chelyabinsk State Pedagogical University, 69 Lenin Avenue, Chelyabinsk, 454080, Russia; E-mail: [email protected]
Abstract
The article focuses on the multilevel model of bachelors’ eco-valeology training in the sphere of teacher training. The model consists of six levels. The first level shows continuity of eco-va-leology training in terms of bachelors’ training in health-improvement activities in educational institutions. The second level is the organizational supra-system level of eco-valeology training. The third level characterizes the structural and functional internal system of this model. The forth level provides a sustainable development of the investigated pedagogical phenomenon. The fifth level is the level of the axiological dependence of the main components of the eco-valeology training. The sixth level presents the level of the model’s didactic diversification.
К
ywords: simulation; system; bachelors’ training; eco-valeology; eco-valeology training.
№2 2015
82
Тюмасева З.И., Орехова И.Л.
МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н
АУЧНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
Педагогическое образование бакалавров в области комплексного благополучия подрастающего человека и окружающей социально-природной среды через формирование рациональных взаимоотношений человека к другому человеку, социальным группам (обществу), природе, социально-природной среде и самому себе не отвечает вызовам и требованиям, предъявляемым современным обществом к педагогическим кадрам.
В связи с этим эколого-валеологическое образование, которое способно решить эту проблему, является актуальным и своевременным. Возрастает потребность в коренном обновлении профессиональной подготовки будущих педагогов, а именно в создании педагогической системы эколого-валеоло-гической подготовки бакалавров к оздоровительной деятельности в образовательных организациях.
Процесс создания данной системы имеет следующую уровневую последовательность: «стартовая практика - обобщение стартовой практики - этапная практика -формирование общей теории через систематизацию этапных результатов - итоговая практика, подтверждающая эффективность разработанной теории». Обозначенная последовательность актуализирует разработку «первичной действующей» модели эко-лого-валеологической подготовки бакалавров педагогического образования. В связи с этим мы обращаемся к педагогическому изобретательству (педагогической инженерии) и педагогическому моделированию.
Наше многолетнее исследование позволяет сделать вывод, что изобретательство следует рассматривать как вид специфической деятельности человека, которая имеет творческий характер и результатом которой является новация. Применение методологии инженерии к созданию системы эколо-го-валеологической подготовки бакалавров к оздоровительной деятельности в образовательных организациях объясняется следующими обстоятельствами: во-первых,
объектом нашего исследования является об-
разовательная система, которая относится к антропогенным, искусственным, системам; во-вторых, сам процесс создания обозначенной выше подготовки проявляется в проектировании, изобретательстве, конструировании, научном обосновании; в-третьих, создаваемая система имеет своим предназначением преобразование профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования.
В общей теории моделей и теории моделирования педагогических объектов, явлений, процессов существуют самые разные подходы к их моделированию. При этом ни один их них не квалифицируется как «плохой - хороший» или «лучший - худший». Вопрос ставится по-другому: найти, выбрать модель, адекватную изучаемому объекту. Идейные и методологические аспекты нашего исследования позволяют актуализировать моделирование как один из основных методов науки, который обладает огромной эвристической силой, ибо с его помощью удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому, то есть сделать любой сложный объект доступным для всестороннего изучения.
Нацеленность нашего исследования на эколого-валеологическую подготовку бакалавров к эффективному формированию комплексного благополучия подрастающего человека, сопряженного с благополучием окружающей социально-природной среды, задает эколого-валеологические основы всем аспектам педагогического образования - целям, задачам, содержанию, средствам, методам, структуре, результатам и т.д. И это более чем важно, так как, согласно российской статистике, до 8о% детей, приходящих в первый класс образовательных учреждений, не отвечают критерию «школьная зрелость и уже отягощены хроническими заболеваниями, а до 96% выпускников средней школы вступают в жизнь больными людьми.
серия Педагогика и психология образования
83 Тюмасева З.И., Орехова И.Л. YТАУЧНЫЙ
МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЗУЛЬТАТ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Разработанная многоуровневая модель эколого-валеологической подготовки бакалавров педагогического образования учитывает системную взаимосвязь уровневых педагогических явлений, в ряду которых находится эта подготовка.
I уровень модели раскрывает место и роль эколого-валеологической подготовки бакалавров к оздоровительной деятельности в образовательных организациях. Рассматривая эколого-валеологическое образование в аспекте непрерывности образования, целесообразно говорить о непрерывном эколого-валеологическом образовании, которое интегрирует обучение, воспитание и целенаправленное развитие подрастающего человека, а сам подрастающий человек развивается, воспитываясь и обучаясь (по Л.С. Выготскому, В.В. Давыдову, С.Л. Рубинштейну и др.). Этот процесс непрерывный, так как непрерывно развитие личности и комплексного благополучия подрастающего человека, его взаимоотношений с другим человеком, обществом, природой, социально-природной средой и самим собой.
Эколого-валеологическая подготовка будущих педагогов, как составляющая непрерывного эколого-валеологического образования, предполагает достаточно глубокие специальные знания в области окружающей природной, социальной среды, в том числе образовательной среды, диверсифицированных особенностей развития подрастающего человека, прежде всего, психологии развития. Именно поэтому исследуемая нами подготовка соотносится с эколого-валеологическим образованием, которое представляется нами в виде двунаправленного процесса: один - «восходящий» - определяет направление восхождения обучаемого по этапам непрерывного
эколого-валеологического образования; другой - «нисходящий» - определяет уровни, которые обеспечиваются соответствующим этапом эколого-валеологической подготовки бакалавров и педагогических коллективов образовательных организаций.
II уровень и III уровень характеризуют организационную надсистемность и структурно-функциональную внутрен-
нюю системность эколого-валеологиче-ской подготовки будущих педагогов к оздоровительной деятельности в образовательных организациях. Задача формирования у бакалавров эколого-валеологической компетентности и готовности к диверсифицированному оздоровлению субъектов образования средствами упреждающе оздоровленного образования как среды, процесса и педагогического взаимодействия не сводится к обучению в отдельной предметной области «валеология». Для решения этой комплексной задачи необходимы целенаправленные и скоординированные действия многих взаимосвязанных структур, которые организуют все виды деятельности обучаемых в связи с установкой эколого-валеологической направленности образования.
Внешне-системное (рис. 1) и внутрисистемное (рис. 2) моделирование эколого-ва-леологической подготовки бакалавров к оздоровительной деятельности в образовательных организациях позволяют рассматривать структуру, функции, деятельность субъектов подготовки во всем многообразии проявлений ее системности. Эффективность эколого-валеологической подготовки студентов определяется многими факторами, среди которых важная роль принадлежит комплексности и системности тех воздействий, которые направлены на них в процессе образования.
серия Педагогика и психология образования
Рис. 1. Организационная надсистемностъ эколого-валеологической подготовки бакалавров к оздоровительной деятельности в образовательных организациях в ЧГПУ Fig. 1. Structural consistency of ecological and valeological bachelors’training in health activities
in educational institutions at Chelyabinsk University
серия Педагогика и психология образования
Рис. 2. Структурно-функциональная внутренняя системность эколого-валеологической подготовки бакалавров
к оздоровительной деятельности в образовательных организациях в ЧГПУ Fig. 2. Structural and functional internal system of ecological and valeological bachelors’ training in health activities in educational institutions at Chelyabinsk University
серия Педагогика и психология образования
86
Тюмасева З.И., Орехова И.Л.
МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н
АУЧНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
Именно поэтому должны быть объединены усилия всех структур, как внутренних, так и внешних для успешного формирования эколого-валеологической готовности бакалавров к решению актуальных задач воспитания благополучного во всех отношениях ученика. Связь такой подготовки с насущными проблемами образовательных организаций служит дополнительной мотивацией студентов в получении эколого-валеологиче-ских знаний и умений, овладении опытом оздоровительной работы, развитии личностно значимых качеств.
Идея системности определяет взаимосвязь не только базовых компонентов эколо-го-валеологической подготовки бакалавров, но также системную роль и значимость самой этой подготовки в уровневой системе высшего педагогического образования, призванного эффективно решать те задачи, которые регламентированы в современных директивных документах, прежде всего, в «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
IV уровень модели обеспечивает устойчивое развитие эколого-валеоло-гической подготовки бакалавров к оздоровительной деятельности в образовательных организациях (рис. 3). Устойчивое развитие обозначенной выше подготовки приобретает особую значимость в связи со следующими обстоятельствами:
- устойчивое развитие биоэкосоциальных систем обусловливает устойчивое развитие этносов, экономики, культуры, науки и т.д. и земной цивилизации в целом;
- важнейшим фактором развития биоэкосоциальных систем является устойчивое развитие образования;
- устойчивое развитие личности может быть эффективно реализовано в условиях устойчиво развивающейся образовательной системы;
- упреждающим условием устойчивого развития образовательной системы является ее формирование на основе гомологии с устойчивым развитием природных систем, которые являются самоуправляющимися динамическими системами;
- эколого-валеологическая подготовка будущих педагогов должна быть ориентирована на устойчивое развитие системы образования в конкретном образовательном учреждении.
Именно поэтому реальная эколого-вале-ологическая подготовка бакалавров к оздоровительной деятельности в образовательных организациях должна олицетворять идеал устойчивого развития, который определенным образом усваивается студентами в процессе их подготовки, и рассматриваться как одна из предпосылок устойчивого развития современного образования и общества. При этом необходимо помнить, что процесс создания и развития системы эколого-валео-логической подготовки бакалавров является нелинейным процессом научно-прикладного конструирования систем, нацеленных на решение, как правило, сложной проблемы.
серия Педагогика и психология образования
Тюмасева З.И., Орехова И.Л.
МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
н
:аучныи РЕЗУЛЬТАТ
Самоуправляющаяся система эколого-валеологической подготовки бакалавров педагогического образования к оздоровительной деятельности в образовательных организациях
Внешние Rhjтреннне
актуальные актуальные
задачи палачи н+
И и
средства средства их
решения решения
Управляющая система околого-вадеодогн ческой подготовки бакалавров iiCAai'OTiiHccifOrci образованна
Преобразующая л нопсНстнуюимя ПОЛСИСТСЧй
-------------------------------Г------^ “--------------
СОВОКУПНОСТЬ ЭКОЛОГО-ВаЛСОЛО- I Совокупность принципов
гнчсскня средств, приемов, | и технологий алгоритмизации
рек]1о;10г>1& pi чет один иОлт.ей' | воздействия на управляемую
CTflKH НЭ управляемую ГЮЛСЖ' I ТКШСНСТСЧу В КОШГрСТНЫХ
тему эвилОЮ-валеологнчсс кой | С1гтуаиннк эколога-
поаготовки бакалавров | еалсогнческой подготовки
\ бакалавров
------------------------------j ,--------------
ГТолснспсча лонпттюлного | I Подсистема сбора, кран*-
анализа, верификации н валил* | * ku.ii, анали» информации и
пост оценки реаультнггон эколого-валеодокгической j
подготовки бакалавров и опера- | TIMMUJ К рСКОМСИДАНИЙ |
I | контроля ТВ ходом редлыю-г го пронесся эколого' идеологической подготовки бакалавров и оздорови-
ТСЛЬНОН ДПСТТЛЫИЗСТП
k-------------И--------------...........................
Модель процесса л результата этяшмо-вилеалогнчмкой подю-товкн бакалавров к опдоров1ПслыюП легтелыюстп в обреим-Тельных орт-имитациях
Ь*
У правд ней ца под-снстски жииго-теологической ПОДГОТОВКИ
бакалавров к 03-
ДО решителен о ill
деятельности а образовательных upminiuimiRi
Подсистема нвун -лого н научно-
4niij|lHcCkjrr
обеспечения
деятельности
узрвьляющей
ПОЛСНСТСЧН
Рис. 3. IV уровень модели, обеспечивающий устойчивое развитие эколого-валеологической подготовки бакалавров
к оздоровительной деятельности в образовательных организациях Fig. 3. The IVth level of the model providing sustainable development of ecological and valeological bachelors’ training in health
activities in educational institutions
серия Педагогика и психология образования
88
Тюмасева З.И., Орехова И.Л.
МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н
АУЧНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
Такие системы подвержены не столько реформированию и преобразованию, но именно созданию, изобретению, конечно, на основе специфического комплексного процесса, имеющего специфические функционально-факторные этапы.
V уровень модели раскрывает аксиологическую обусловленность основных составляющих эколого-валеологической подготовки будущих педагогов к оздоровительной деятельности в образовательных организациях в системе непрерывного эколого-валеологи-зации образования. Глобализация современного общества, сближение, проникновение и обогащение образовательных систем России и других стран мира нацеливает развивающуюся личность на овладение общекультурными ценностями; это относится и к воспитанию у подрастающего человека отношения к жизни и здоровью человека, а также благополучию окружающей среды как высшей ценности. Выживание и прогрессивное развитие человечества может быть реализовано на основе создания целостного образовательного пространства, общего для всей человеческой цивилизации. Центром такого пространства должно стать эколого-валеоло-гическое образование, реализовывать которое предстоит «новым» педагогам, обладающим эколого-валеологической подготовленностью, компетентностью и готовностью к формированию комплексного благополучия подрастающего человека и поколения, сопряженного с благополучием окружающей социально-природной среды.
Обоснование эколого-валеологической подготовки бакалавров педагогики в таком случае должно изначально восприниматься не только через совокупность учебных курсов и программ их обеспечивающих, а через альтернативную постановку целей, альтернативные подходы к формированию содержания, структуры и технологии обучения, воспитания и развития студентов, как будущих педагогов. В этой связи для нашего исследования важна проекция общекультурных идей на исследуемую подготовку студентов. Она пронизывает все подсистемы этой подготовки - от ценностей, целей, задач до образовательной среды, технологий и результатов подготовки.
Признание жизни и здоровья как непреходящих ценностей изменяет характер взаимоотношений человека с окружающим миром и самим собой, что обеспечивает выход человечества из глобального кризиса, способствует выживанию и развитию земной цивилизации.
VI уровень модели раскрывает дидактическую диверсификацию эколого-валеологи-ческой подготовки бакалавров к оздоровительной деятельности в образовательных организациях, обусловленной личностно-возрастными особенностями, возможностями и предрасположенностями подрастающего человека в системе непрерывного эколого-ва-леологического образования (рис. 4).
Таким образом, проведенные исследования позволили сделать следующее заключение и выводы. Для мотивированного и эффективного внедрения эколого-валеоло-гии в уровневую систему профессиональной подготовки студентов не обязательны радикальные преобразования ее учебных планов, достаточно целесообразное использование возможностей, заложенных в эти планы. Такая уверенность основана на следующих факторах:
1) квалификационная характеристика выпускника педагогического вуза, а при введении ФГОС ВО и его компетентностная характеристика имеют изначально выраженную экологическую и валеологическую направленность, хотя термины «экология», «валеология» и «эколого-валеология» при этом не используются;
2) содержание образования, заложенное в учебные курсы, предусмотренные учебным планом, практически обеспечивает достаточные объемы взаимодополняющих экологической, валеологической и эколого-ва-леологи-зированной подготовок студентов, при этом имеются в виду обязательные и факультативные курсы и курсы по выбору, а также внеаудиторная работа. К числу таких дисциплин могут относиться отдельные курсы целиком (например, «Безопасность жизнедеятельности», «Концепция современного естествознания», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Биология с основами экологии», «Основы медицинских знаний и
серия Педагогика и психология образования
89
Тюмасева З.И., Орехова И.Л.
МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н
АУЧНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
здорового образа жизни», «Культура здоровья и основы здорового образа жизни», «Экология человека и здоровье», «Оздоровление природой»; «Экология вокруг нас», «Здоровье человека и здоровье окружающей среды», «Здоровьесберегающие образовательные технологии», «Валеология для тебя и твоих учеников», «Основы генетики и психогенетики», «Семейное здоровье без лекарств»); а также отдельные разделы учебных курсов (например, физическая культура, культурология, философия, экономика, психология, педагогика, основы педиатрии и гигиены детей, семейная педагогика и домашнее воспитание детей, теория и методика общего образования (в частности экологического, валеологического, эколого-валеологическо-го); факультативные виды учебной работы - циклы активного оздоровления (оздоровительно-учебная работа), оздоровительная (валеологическая) составляющая педагогической практики); и внеаудиторная работа со студентами (например, научно-исследовательская, кружковая работа, конференции, семинары, встречи со специалистами, праздники здоровья и экологии и т.д.);
3) в этих условиях «традиционные» преподаватели вуза могут естественным путем быть включены в реализацию эколого-валео-логической подготовки бакалавров к оздоровительной деятельности в образовательных организациях при их соответствующей подготовке;
4) в соответствии с вышеобозначенными позициями осуществляется целенаправленная предметно-технологическая модернизация учебных курсов, нашедших свое отражение в учебных планах педагогического образования; в дальнейшем возможна модернизация и всей совокупности учебных курсов рамках возможностей вариативной части учебного плана;
5) такая модернизация в своей сущност-ности опирается на эколого-валеологию, как интегрированное научное знание, обеспечивающее формирование у «нового» учителя «нового» мировоззрения, «нового» отношения к благополучию подрастающего человека и окружающей его социально-природной среды; проявляется в виде методологического комплекса, включающего современное человековедение, системной экологии, системной валеологии и биологии, а также на личностных, социальных, цивилизационных, экологических, здоровьеутверждающих, культурных, природных, научных, духовных, национальных, деятельностных и образовательных ценностях, приобщение к которым по силам не отдельным педагогам, но педагогическим коллективам;
6) педагогическая система эколого-вале-ологической подготовки бакалавров, отрабатывалась нами в сотрудничестве творческих коллективов Шадринского государственного педагогического института и Челябинского государственного педагогического университета.
серия Педагогика и психология образования
Тюмасева З.И., Орехова И.Л. ТТАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
90 МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ^^^wo-практический
ЛИТЕРАТУРА:
1. Моделирование как метод научного исследования: гносеологический анализ / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. М.: Изд-во МГУ, 1965. 248 с.
2. Орехова И.Л. Валеологическое сопровождение вариативного обучения в общеобразовательной школе: монография. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2004. 389 с.
3. Тюмасева З.И. Валеология и образование: проблемы и решения: монография. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 1999. 220 с.
4. Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок // Системные исследования. М.: Наука, 1981. С.193-227.
5. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. 279 с.
REFERENCES:
1. Simulation as a Method of Scientific Research: Epistemological Analysis / Glinskiy B.A., Gryaznov B.S., Dyinin B.S., Nikitin E.P. M.: Publisher Moscow State University, 1965. 248 p.
2. Orekhova I.L. Valeological Maintenance of the Variative Education in the Secondary School: a monograph. Chelyabinsk: Publisher Chelyabinsk State Pedagogical University, 2004. 389 p.
3. Tyumaseva Z.I. Valeology and Education: Issues and Options: a monograph. Chelyabinsk: Publisher Chelyabinsk State Pedagogical University, 1999. 220 p.
4. Schedrovitskiy G.P. The Principles and General Scheme of the Methodological Organization of the Structural Research and Development // Systematic research. M.: Publisher Science, 1981. Pp. 193-227.
5. Yakovleva N.O. Pedagogical Planning of Innovative Educational Systems. Chelyabinsk: Publisher Chelyabinsk State Pedagogical University, 2008. 279 p.
серия Педагогика и психология образования