УДК 378
ДЕСМОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
© 2010 А.Г.Бусыгин, В.И.Пентюхин
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 25.01.2010
Данная статья посвящена формированию здоровьесберегающих компетенций будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки. В работе дана авторская трактовка понятия «здоровьесберегающие компетенции», особое внимание уделено технологии формирования здоровьесберегающих компетенций будущих учителей в учебном процессе вуза.
Ключевые слова: здоровьесберегающие компетенции; десмоэкологический подход.
В начале третьего тысячелетия в полной мере проявилась фундаментальная зависимость цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. Существенные изменения в социально-политической и экономической жизни нашего общества предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека. Социальным заказом общества высшей школы становится подготовка не только истинных профессионалов и деловых людей, готовых интеллектуально и физически реализовать себя в условиях изменяющегося мира, но и ориентированных на сохранение и поддержание здоровья подрастающих поколений. Поэтому очевидна потребность в формировании нового, основанного на идее сохранения здоровья, сознания человека, общества, государства, что, в свою очередь, требует подбора средств, содержания, организационных форм, обеспечивающих ценность желаемых изменений в образовательном процессе.
Для системы высшего профессионального образования проблема формирования здоровь-есберегающих компетенций студентов становится все более актуальной, так как образовательная система пока не обеспечивает необходимый и достаточный уровень ее сформированности у выпускников высшего учебного профессионального заведения. Система образования является одной из наиболее важных структур, которая закладывает основы здоровьесберегающего образа жизни, тем самым, способствуя сохранению психического, физического и нравственно-
"Бусыгин Александр Георгиевич, д.п.н., профессор зав. кафедрой экологии и экологического образования. Е-mail: mailto:[email protected]. т
Пентюхин Василий Иванович, старший преподаватель. Е-mail: mailto:[email protected]. т
го здоровья подрастающего поколения, соответственно, и нации в целом.
Следует отметить, что усилия, прилагаемые высшими образовательными учреждениями в направлении здоровьесберегающей подготовки будущих учителей недостаточно эффективны, о чем свидетельствуют: снижение уровня двигательной активности студентов, отсутствие стремления к здоровьесберегающему образу жизни, наличие не достаточной инновационной деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных занятий, отсутствие необходимого формировании ценностных ориентаций у студентов в области здоровьесбережения1.
Констатируя большое количество исследований в области здоровья, необходимо отметить, что в высшей школе явно недостаточно внимания уделяют формированию готовности студентов к здоровьесбережению. В образовательный процесс вузов крайне мало внедряют современные педагогические технологии, направленные на воспитание потребности в здоровьесбере-гающем образе жизни и формирование готовности к здоровьесбережению студентов. Преобладающее большинство преподавателей вузов не являются носителями здоровьесберегающего фактора, в основном из-за собственного низкого уровня физической подготовки, недостатка специальных знаний в области «Педагогики здоровья» и недостаточной информированности о новейших технологиях здоровьесбережения студентов2.
1 Чуркина М.Ю. Формирование здоровьесберегающих компетенций в процессе профессиональной подготовки учителя химии. Дис....канд. пед. наук. - Самара: 2008.
2 Герчак Я.М. Формирование готовности к здоровьес-
бережению студентов высшего профессионального образования: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. Барнаульский гос. пед. ун-т. - Новокузнецк: 2007. - С. 3 - 4.
Таб.1. Группировка здоровьесберегающих компетенций
Группа компетенций Компоненты базовых потребностей, потенциально дестабилизирующие здоровье Наименование соответствующей компетенции
1. Физиоло-гичские, в безопасности о отношение к жизни о отношение к питанию о отношение к алкоголю о отношение к курению о отношение к физическому развитию о отношение к психоактивным средст. о знание законов равновесного питания, о знание законов физического развития и 12 правил ЗОЖ о знание пределов потребления алкоголя и курения о изучение собственного образа жизни о умение проводить самооценку физического разв.
2. Социаль-но-пси-хологиче-ские о отношение к общечеловеческим ценностям, окружающей среде и ноо-сферным нормам поведения людей Земли о отношение к страху и собственному тревожному состоянию о знание ноосферных норм поведения людей Земли о умение «любить себя» о знание положительных и отрицательных сторон страха и владение методиками воспитания стрес-соустойчивости
3. Гносеологические о современное понимание сущности здоровья о знание теории здоровья здорового человека на всех трех уровнях о знание законов развития памяти, ума
4. Акмеоло-гические о отношение к исскуственной красоте о отношение к известности, славе, достижениям в спорте, искусстве о знание законов сохранения здоровья и признаков мудрости человека о знание пределов вмешательства в строение тела эстетической медицины (анаболические стероиды, допинги)
Теоретический анализ философской, психолого-педагогической, медицинской литературы и диссертационных исследований3 позволяет утверждать, что одной из тенденций в современном образовании является снижение здоровья учащихся, которое начинается уже в начальных классах школы. Здоровьесберегающее образование становится необходимым условием подготовки студентов педагогического вуза, потому что учитель на сегодняшний день является единственной реальной личностью способной в процессе обучения детей сохранить их здоровье. Между уровнем здоровья школьников и уровнем подготовленности учителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья существует довольно четкая зависимость, детермини-
3 Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. Барна-ульск. гос. педагогический университет. - Барнаул: 2000; Алексеева Е.В. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у школьников на основе аксиолого-компетентностного подхода: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - Нижний Новгород: 2006; Мещерякова Г. П. Организационно-педагогическое обеспечение реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе вуза: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Северо-Кавказский государственный технический университет. - Ставрополь: 2006; Николаева И.В. Педагогическая технология формирования отношения к здоровью учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Самарск. гос. пед. университет. - Самара: 2004; Чурюкина С.А. Педагогическая технология формирования здоровьесберегающих компетенций учителя в системе его профессиональной подготовки: Авто-реф. дисс.. канд. пед. наук. Самарск. гос. пед. университет. - Самара: 2007.
руемая качеством профессиональной подготовки будущего учителя к здоровьесберегающему обучению, формируя в период обучения в педагогическом вузе. В основу создания системы здоровьесберегающего образования в высшей школе должны быть положены методологически важные, долгоживущие и инвариантные знания, способствующие целостному восприятию своего организма, интеллектуальному расцвету, личности и ее адаптации в быстро изменяющихся эколого-социально-экономичес-ких условиях, а также удовлетворение базовой потребности современного человека в удовлетворённости жизнью (здоровье). Это потребует разработки новых, междисциплинарных учебных курсов, которые позволят сформировать у студентов мировоззрение, гармонически сочетающее в себе естественнонаучное и гуманитарное начало, и открывающее путь к овладению основами единой культуры здоровьесбереже-ния4. В ряде научно-педагогических исследований здоровьесберегающая компетенция будущего педагога рассматривается с разных позиций. В нашей работе в основу мы положили определение здоровьесберегающих компетенций профессора А.Г.Бусыгина, который рассматривает здоровьесберегающую компетенцию как способность / готовность мобилизовать систему знаний, умений, умственных и личностных качеств, необходимых для формирования у школьников мотивации к здоровьесбережению,
4 Чуркина М.Ю. Формирование здоровьесберегающих
компетенций в процессе профессиональной подготовки учителя химии. Дис....канд. пед. наук. - Самара: 2008. - С. 101.
а также умению предвидеть, предотвращать или компенсировать потерю здоровья как меры удовлетворения базовых потребностей человека. В структуру здоровьесберегающей компетенции будущих учителей мы включили знания: 1) аксиом десмоэкологии, ноосферных норм поведения людей Земли, а также двойной спирали Жизни, Здоровья и базовых потребностей; 2) структуры и содержания сущности понятия «здоровья» и «здоровьесберегающего образа жизни»; 3) основ самовоспитания здо-ровьесберегающих качеств; 4) влияния алкоголя, никотина и психоактивных веществ на здоровье человека; 5) влияния питания на психофизиологическое состояние организма; 6) знаний и умений оценивать состояние собственного здоровья и здоровья окружающих; 7) основных подходов к преодолению стрессовых состояний человека; 9) убежденность в необходимости передачи своих знаний для здоровь-есбережения учащихся; 10) высокая мотивация студентов на здоровьесберегающий образ жизни ; 11) влияния анаболических стероидов на здоровье человека; 12) развитие практических умений и навыков по соблюдению здоровьесберегающего образа жизни.
В основу здоровьесберегающей компетенции студентов - будущих учителей входит приобретенный синтез здоровьесберегающих компетенций (ЗСК). Их общее количество составляет 20 наименований, которые (в силу первого закона Б.Коммонера «все связано со всем»5) удобно свернуть до следующих (см. таб. 1). Проведя анализ, существующих методологических подходов к образованию в педагогике, мы установили, что десмоэкологический подход является наиболее актуальным и уместным для построения качественно иной, ноосферной системы образования и воспитания, и применили этот подход к разработке педагогической технологии формирования здоровьесберегающих компетенций будущего учителя.
Десмоэкологическом подход исходит из идеи целостности образования, предполагающей, что общие естественнонаучные дисциплины как носители фундаментальных знаний представляют собой не арифметическую совокупность традиционных курсов учебного плана, освещающих обобщенные представления о природе и профессии, а трансдисциплинарные естественнонаучные идеи описания взаимосвязи природы -техники - человека - общества. Десмоэкологи-ческий подход, поэтому считает систему: «двойная спираль Жизни, Здоровья и базовые потребности человека - общечеловеческие ценности - ноосферные нормы поведения людей Земли - эколого-социальная ответственность -
5 Коммонер Б. Замыкающийся круг. - Л.: 1974.
аксиомы десмоэкологии основой современной (ноосферной) парадигмы образования6. Главная идея предлагаемой в «Десмоэкологии» теории образования - интеграция знаний, способностей, лучших социально-значимых качеств человека и объединение усилий всех наук, так как, по словам В.И.Вернадского, «в реальности все связано, а в теории связи нет. У каждой отдельной науки свои теории, свой язык и свой предмет». Десмоэкологический подход, опирающийся на категории «общечеловеческие ценности», «двойная спираль Жизни, Здоровья и базовых потребностей человека», «ноосфер-ные нормы поведения людей Земли», «эколого-социальная ответственность» и аксиомы десмо-экологии предусматривают 3-х компонентную (составляющие: концептуально-интегрирующий; нравственный; деятельностный) структуру курса, которые взаимосвязаны и взаимозависимы и являются последовательными шагами к формированию здоровьесберегающих компетенций будущих педагогов. Разработанная нами педагогическая технология формирования здоровь-есберегающих компетенций будущих педагогов включает в себя тренинговую программу (см. рис.1) и интегративный курс «Основы здоровьесберегающей деятельности» (см. рис.2). Программа данного интегративного курса составлена на основе концептуальных положений стратегии устойчивого развития и теории здоровья здорового человека профессора А.Г.Бусыгина. Учебно-тематический план интегративного курса «Основы здоровьесберегающей деятельности» для факультета физической культуры и спорта представлен в таб.2.
Таб.2. Учебно-тематический план интегративного курса «Основы здоровьесберегающей деятельности»
№ Содержание Лекции Семинары Количество часов (всего)
1 Концептуаль-но-интегриру-ющий блок 8 4 12
2 Эмоционально- нравственный блок 4 4 8
3 Деятельностный блок 10 6 16
Итого 22 14 36
С целью проведения семинарских занятий нами разработана рабочая тетрадь, которая
6 Бусыгин А.Г., Бусыгина Т.А. Постановка вузовской лекции и оценка ее качества: Научно-метод. пособ. для препод. вузов и зав. каф. / Под ред. д.п.н., проф. Бусыгиной А.Л. - Самара: 2005. - С. 19.
представляет собой учебное пособие, содержащее методические рекомендации к практической части интегративного курса «Основы здоровь-есберегающей деятельности». Работа над предложенными заданиями продуктивного и репродуктивного уровня позволит студентам не только более глубоко освоить содержание изучаемого курса, но и развить навыки использования
теоретических знаний в практической деятельности. Она позволяет значительно повысить общую подготовку студентов по данному курсу. На лекционных занятиях данного интегратив-ного курса мы предлагаем использовать тезау-русно-дескрипторный способ изложения информации, то есть «свертывание» с помощью тезаурусов (см. рис. 3).
Тренинговые упражнения
- слова, обозначающие «здоровье»;
- неравновесное питание;
- иерархия;
- цепочка;
- смерть;
- дыхательные техники;
- карточка;
- рисование;
- пословица;
- детство;
- выражение страха;
- дестабилизирующие факторы .
Ролевые (деловые) игры
- рекламный ролик;
- поликлиника;
- несчастный случай.
Групповые дискуссии
- счастье;
- деньги;
- пища 21 века;
- оценивание тренинга в парах.
Рис. 1. Содержание и структура психолого-педагогического тренинга
Рис. 2. Модель педагогической технологии по формированию здоровьесберегающих компетенций будущих педагогов
Модели здоровья
- Медицинская - Интегративная
- Биомедицинская - Ценностно-социальная
-► - Биосоциальная - Ноосферная
Закон устойчивости социального здоровья популяции
Социальное здоровье популяции определяется равновесием в необходимости и достаточности потребления биологического, техногенного и энергетического потенциалов Природы
Рис. 3. Опорная схема лекционного занятия по теме «Современная теория здоровья»
С целью определения эффективности разработанной нами педагогической технологии формирования здоровьесберегающих компетенций будущих учителей в условиях учебного процесса нами был проведен педагогический эксперимент. Результаты эксперимента являются положительными: виден значительный рост уровня сформированности здоровьесберегающих компетенций будущих педагогов по всем исследуемым компонентам. Однако следует отметить,
что мы не можем в окончательном виде утверждать о сформированности здоровьесберегаю-щих компетенций будущих учителей и постоянному соблюдению его условий, так как это растянутый во времени процесс. Тем не менее, будет уместным утверждение о становлении, зарождении и первоначальном закреплении рассматриваемых жизненных ценностей - здоровья и здоровьесберегающего образа жизни у студентов - будущих педагогов.
DESMOECOLOGICAL APPROACH TO DEVELOPMENT OF HEALTH-SAVING COMPETENCIES OF STUDENTS - FUTURE HIGH SCHOOL TEACHERS
© 2010 A.G.Busygin, V.LPentjuhin Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article is devoted to the health-saving competencies development of future teachers in the system of their vocational training. The paper contains the author's treatment of the «health saving competencies» concept. The special attention is given to the technology of health saving competencies formation of future teachers in the educational process of high school.
Keywords: health saving competencies; desmoecological approach.
Busygin Alexander Georgievich, D. Sc. in Pedagogics, Professor, Head of the Ecology and ecological education department. E-mail: mailto:psipraxis@mail. ru Pentjuhin Vasily Ivanovich, Senior Lecturer. E-mail: mailto:psipraxis@mail. ru