УДК 378.1
Куваева Марина Михайловна
Старший преподаватель кафедры теории и методики обучения технологии Сибайского института (филиал) Башкирского Государственного университета, [email protected], Сибай
ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Kuvaeva Marina Makhaylovna
Head teacher of subdepartment of theory and methodology of technology education Institut of Sibai of Bashkir State University, [email protected], Sibai
FUTURE TEACHER OF TECHNOLOGY AND ENTREPRENEURSHIP COMPONENTS OF READINESS TO USING HEALTH SAVING METHODS IN EDUCATION
Поскольку в современном мире решения проблемы здоровья человека является весьма актуальным и приоритетным, то и в системе профессионально педагогического образования проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является весьма значимой. Современные изменения в содержании образования и переход на новые гуманистические образовательные технологии, в том числе и на здоровьесберегающие образовательные технологии, в настоящее время связаны с резким ухудшением здоровья детей и изменения генофонда.
Неуклонный рост заболеваемости школьников подчеркивают многие авторы (М. М. Безруких, Э. Н. Вайнер, Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, В. П. Казначеев, Т. В. Карасева, В. В. Колбанов и др.)
Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, а сама задача сохранения здоровья детей является первостепенной и важной.
Решая проблему обеспечения здоровья учащихся в школе, можно сказать, что одним из самых главных условий ее разрешения, является соответствующая готовность будущего учителя. При этом такого рода готовность, на наш взгляд, в первую очередь должна предполагать формирования профессиональных знаний и умений по применению здоровьесберегающих образовательных технологий в процессе обучения детей в школе. Здоровье участников образовательного процесса и процесс обучения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем выше будут
результаты обучения. И здесь, будет правильным отметить, что здоровьесберегающие образовательные технологии не могут выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из важных задач, связанных с достижением главной цели обучения.
Для раскрытия понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в контексте исследуемой проблемы, мы провели следующий анализ имеющихся определений и понятий:
Анализ определения понятия и здоровьесберегающие образовательные технологии
Н. К. Смирнов Здоровьесберегающие образовательные технологии - это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; это качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; это технологии, реализующие модель здоровьесберегающей педагогики [7, с. 299].
Я. М. Герчак Здоровьесберегающие технологии в современном вузе - это педагогические здоровьесберегающие технологии, которые можно разделить на две группы, направленные на индивида (субъекта образовательного процесса) и на среду, окружающую индивида. Здоровьесберегающие технологии, направленные на окружающую среду, способствуют укреплению здоровья индивида и предполагают воздействие на социальное, правовое, культурное, экологическое окружение и на ответственных лиц [2, с. 64].
В. И. Ковалько Образовательная технология педагогики здоровьесбережения - это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог-учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения [3, с. 17].
Е. В. Советова Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и ученика [8, с. 25].
Т. Ф. Орехова Здоровьетворящее образование - это целенаправленно организованный педагогический процесс, обеспечивающий становление здоровья учащихся и учителей в условиях их взаимодействия в течение каждого учебного дня [5, с. 11].
В. О. Петров Здоровьесберегающие образовательные технологии - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) [6, с. 149].
Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» мы формируем на основе содержания следующих понятий (здоровье, технология, педагогические (образовательные) технологии, здоровьесбережение): здоровье - это главная ценность человеческой жизни, это состояние полного
физического, духовного и социального благополучия, связанное с успешностью и мобильностью человека в современном мире, с активной гражданской позицией и по отношению к общественным проблемам, и в сфере личного здоровья; технология - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования; педагогические (образовательные) технологии - это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей [3, с. 17]; здоровьесбережение - как сберечь здоровье, каким путем и способом.
Следовательно, можно сказать, что из двух разных по содержанию понятий (здоровьесбережение и образовательные технологии) складывается перекрещивающееся понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии».
Отсюда под здоровьесберегающими образовательными технологиями
мы понимаем технологии, в которых последовательно реализуется спроектированный учебно-воспитательный процесс через программы, приемы и методы, не наносящие вреда здоровью субъектам образовательного процесса, а напротив сохраняющая и укрепляющая главную ценность человеческой жизни - здоровье.
Профессия учителя технологии и предпринимательства представляет собой сложную, многофункциональную структуру, главными составляющими которой являются его личность и способность, осуществляющие педагогическую деятельность, направленную на обучение, развитие и воспитание здорового поколения. Профессиональная подготовка учителя технологии и предпринимательства представляет собой совокупность специальных знаний, умений, навыков и качеств личности, позволяющих выполнять работу в области технологического образования и воспитания молодежи.
Учитель технологии и предпринимательства наряду со всеми профессиональными качествами должен обладать общими представлениями о здоровьесберегающей деятельности в целом и о здоровьесберегающих образовательных технологиях, применяемые на уроках технологии, в частности, где выбираются и применяются соответствующие формы, методы, приемы, средства и условия обучения, не наносящие вреда здоровью.
Определяя сущность профессиональной готовности, многие исследователи рассматривают ее как целостное образование, динамическое явление, детерминированное внешними и внутренними факторами, и как систему, имеющую свою структуру, состоящую из компонентов. Компонент от латинского «слагающий», составная часть, элемент чего-либо.
Анализ научных исследований, с различных точек зрения, сформировали наше понимание готовности как личностной составляющей, связанной с установкой на здоровый образ жизни, на сохранения и укрепления собственного здоровья, так и профессиональной составляющей, которая выра-
жается в осознании необходимости определенных знаний и умений по здоровьесберегающим образовательным технологиям в виде системы, которая включает три взаимосвязанных компонента: мотивационный, содержательный и операциональный.
Мотивационный компонент. В структуру данного компонента входят мотивы, интересы, потребности и ценностные ориентации студента, которые в совокупности отражают психологическую готовность будущего учителя к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в своей профессиональной деятельности.
Мотивационный компонент включает в себя:
- мотивационную направленность на положительное отношение к своему собственному здоровью к ведению здорового образа жизни;
- познавательный интерес к современным педагогическим технологиям и их проблемам, связанные с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий;
- потребность и желание овладеть теоретическими и практическими основами здоровьесберегающих образовательных технологий для осуществления в будущей профессиональной деятельности, мотивация на повышение профессиональной компетентности в области здоровьесберегающих образовательных технологиях.
В структуру содержательного компонента входят теоретические основы профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологиях, в том числе вопросы здорового образа жизни и здоровья участников образовательного процесса. Под профессиональной компетентностью мы понимаем, интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности [1, с. 34].
Принято считать, что профессиональная компетентность специалистов любого профиля включает такие виды, как: практическая (специальная) компетентность, социальная компетентность, психологическая компетентность, информационная компетентность, коммуникативная компетентность, экологическая компетентность и валеологическая компетентность [1, с. 35]. В рамках нашего исследования, из выше перечисленных видов профессиональной компетенции, основными мы считаем экологическую и валеологи-ческую компетентность, поскольку именно они основываются на знаниях общих законов развития природы и общества, на экологической ответственности за профессиональную деятельность (экологическая компетентность) и включает наличие знаний и умений в области сохранения здоровья и в вопросах здорового образа жизни (валеологическая компетентность).
Операциональный компонент определяет практическую готовность будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровь-
есберегающих образовательных технологий в своей будущей профессиональной деятельности.
Этот компонент интегрирует в себе содержание представленных выше компонентов и содержит профессионально-методические умения по использованию здоровьесберегающих образовательных технологий, необходимых будущему учителю технологии и предпринимательства.
На основе анализа содержания известных подходов к определению понятия «умения» (Н. В. Кузьмина, Н. Д. Левитов, Н. А. Рыков, Н. Ф. Талызина, Б. М. Теплов, У. Н. Нишаналиев, О. А. Абдуллина, В. А. Крутецкий,
A. Н. Леонтьев, А. М. Новиков, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков,
B. Д. Симоненко и др.) мы разработали следующие профессионально-методические умения, необходимые будущему учителю технологии и предпринимательства для использования здоровьесберегающих образовательных технологий в профессиональной деятельности. Умения предполагают применения теоретических знаний на практике. Под профессионально-методическими умениями учителя понимается приобретенная на основе сложнейшей системы общественно-политических, общенаучных, специальных, психо-лого-педагогических и профессионально-методических знаний и навыков способность выполнять профессиональную деятельность педагога. Профессионально-методическими умения - это способность на основе имеющихся психолого-педагогических и методических знаний выполнять функции учителя-предметника [4, с. 66].
Компонентный состав профессионально-методических умений, будущего учителя технологии и предпринимательства с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий:
1. Гностические умения: умение получать новую информацию по педагогическим технологиям, в том числе и по здоровьесберегающим образовательным технологиям, выделять в них главное, существенное; умение информационного поиска (нахождение и решение проблемы здоровьесбережения учащихся); умение осуществлять анализ теоретического и практического материала, его обобщение и систематизация в рамках здоровьесберающих образовательных технологий.
2. Дидактические умения: умение определять конкретную цель обучения; выбор соответствующих форм, методов и средств обучения с элементами здоровьесберегающих образовательных технологий; умение технологически правильно демонстрировать объекты и приемы труда; умение конструировать педагогические ситуации; умение грамотно, верно и четко объяснять учебный материал.
3. Организационно-педагогические: умения планировать, организовывать и проводить педагогическую работу в целях сохранения здоровья учащихся; умения определять последовательность действий своей работы, регулировать и корректировать педагогическую ситуацию.
4. Организационно-методические: умения планировать, организовывать и проводить уроки технологии с позиции здоровьесбережения; умения разра-
батывать программы, тематические планы уроков технологии с элементами здоровьесберегающих образовательных технологий; умения вести учет и контроль по выполнению и соблюдению программ, методов и приемов по здоровьесберегающим образовательным технологиям; умение методически верно и научно-обоснованно предоставлять информацию о своей работе.
5. Коммуникативные умения: умение определять эмоциональное состояние каждого ученика; умение создавать эмоционально положительный климат на уроке, способствующий сохранению и укреплению здоровья учащегося; экспрессивные умения (образность и интонационная выразительность); дискуссионные умения (образ сотрудничества и образ собеседования); перцептивные умения (умение видеть, слушать и слышать).
6. Специальные, технологические умения: узкопрофессиональные умения в рамках образовательной области «Технология»; умения работать с оборудованием, станками, машинами, инструментами, приспособлениями и с различными материалами; умения по организации и соблюдению правил техники безопасности и производственной санитарии для школьных учебных мастерских; умения осуществлять проектную деятельность в рамках здоровьесбережения; умения по составлению технологических карт по гигиеническим критериям рациональной организации уроков технологии; умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности; умение пользоваться современной компьютерной техникой с применением здоровьесберегающих технологий.
Обобщая характеристику компонентов готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий, отметим, что каждый компонент выполняет свои функции: мотивационный - побуждающую функцию; содержательный - информационную и ориентационную; операциональный - методическую и результативную.
Между компонентами готовности существует целостная функциональная взаимосвязь, внутренняя структура которой необходима и достаточна для формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий.
Библиографический список
1. Белозерцев, Е. П. Педагогика профессионального образования [Текст] / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. // Под ред. В. А. Сластёнина. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
2. Г ерчак, Я. М. Здоровьесберегающие технологии в современном вузе [Текст] / Я. М Герчак. // Прикладная экология и психоанализ. - 2007. - № 1. - С. 62-66.
3. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы [Текст] / В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2007. - 304 с.
4. Нишаналиев, У. Н. Формирование личности учителя трудового обучения: проблемы и перспективы - монография [Текст] / У. Н. Нишаналиев. - Ташкент: Изд-во «ФАН» Узбекской ССР, 1990 г. - 85 с.
5. Орехова, Т. Ф. Методологические основы здоровьетворящего образования [Текст] / Т. Ф. Орехова // Проблемы и перспективы сохранения здоровья детей в процессе образования: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Т. Ф. Ореховой. - Магнитогорск: МаГУ, 2002. - С. 11-24.
6. Петров, В. О. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры [Текст]: дис. канд. пед. наук. / В. О. Петров - Ростов-на-Дону 2005. - 201 с.
7. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школ [Текст] / Н. К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2006. - 320 с.
8. Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е. В. Советова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 285 с.