Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов педагогического вуза к осуществлению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе'

Формирование готовности студентов педагогического вуза к осуществлению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / КРИТЕРИИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ / HEALTH / HEALTH-EFFICIENT / TRAINING SYSTEM / READINESS CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочарян Гнуни Арменакович

Система подготовки студентов вуза к осуществлению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе включает целевой, организационный, содержательный и диагностический компоненты. Уровень готовности студентов к реализации образовательной программы определяется на основании ряда критериев, характеризующих знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочарян Гнуни Арменакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Readiness of the Students of a Pedagogical Institute for Implementation of the Health-Efficient Techniques in a General School

The university student training system necessary for the implementation of health-efficient techniques in a general school includes goal, organizational, methodological and diagnostic components. The level of students readiness to perform the educational program can be determined on the basis of several criteria, which characterize knowledge, abilities and skills acquired by them in the course of studying at the university.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов педагогического вуза к осуществлению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе»

в «готовом виде», а явилась результатом собственной мыслительной активности, поднимаясь до высокого уровня абстракции.

Качественно меняется и деятельность преподавателя при такой методике чтения лекций и проведения семинарских занятий. Прежде чем включить студентов в понятийно-терминологическую деятельность, которая представляет собой систему логических действий, направленную на эмпирическую интерпретацию и диалектическое усвоение понятий, преподаватель должен четко представить цели и задачи занятия, логически выстроить содержание материала, выделить основные понятия и их определения, в совершенстве овладеть диалектическим методом мышления и познания. Именно таким видится сегодня преподаватель вуза, который будет в состоянии корен-

ным образом изменить методику теоретической

и практической подготовки будущих учителей,

обеспечить их диалектическое единство.

Примечания

1 См.: Батищев Г. С. Противоречие как категория диалектической логики. М., 1962. 119 с.

2 Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1969. С. 42, 181.

3 Выготский Л. С. Избр. пед. соч. М., 1956. С. 20.

4 Ленин В. И. Конспект книги Гегеля «Наука логики» // Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 29. С. 106.

5 Там же. С. 216.

6 Ленин В. И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина // Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 42. С. 291.

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Г. А. Кочарян

Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета E-mail: kocharyangnun@yahoo.com

Система подготовки студентов вуза к осуществлению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе включает целевой, организационный, содержательный и диагностический компоненты. Уровень готовности студентов к реализации образовательной программы определяется на основании ряда критериев, характеризующих знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, система подготовки, критерии уровня готовности.

Formation of Readiness of the Students

of a Pedagogical Institute for Implementation

of the Health-Efficient Techniques in a General School

G. A. Kocharyan

The university student training system necessary for the implementation of health-efficient techniques in a general school includes goal, organizational, methodological and diagnostic components. The level of students’ readiness to perform the educational program can be determined on the basis of several criteria, which characterize knowledge, abilities and skills acquired by them in the course of studying at the university.

Key words: health, health-efficient, training system, readiness criteria.

Необходимость включения здоровьесберегающих технологий в практику работы общеобразовательной школы продиктована многими

причинами, прежде всего это ухудшение физического и психического здоровья нации. Возросшие учебные нагрузки, уменьшение двигательной активности детей приводят к негативным изменениям в функциональных системах организма, вызванных гипокинезией. Растет число соматических заболеваний, нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. В этих условиях подготовка учителей к проведению учебных занятий так, чтобы они не наносили ущерба состоянию здоровья учеников, будет решать приоритетную задачу охраны здоровья подрастающего поколения. Несмотря на важность проблемы здоровьесбережения подрастающего поколения, эта задача в настоящее время решается неэффективно, о чем свидетельствуют факты постоянно растущей тенденции ухудшения здоровья детей и подростков. В России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми1.

Инновационный подход к решению проблемы сохранения здоровья в общеобразовательной школе, как считает Е. В. Советова, предполагает технологический подход2. Он, так же как и традиционный, основывается на педагогической теории, методике, планировании обучающей деятельности учителя, но вместе с тем ему присущи:

© Кочарян Г. А., 2012

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1

- моделирование диагностируемого конечного результата;

- достижение прогнозируемого результата в заранее определенные сроки с уровнем затрат ресурсов физического и психического здоровья учителя и учащихся;

- неразрывная связь с теорией деятельностного подхода в обучении.

Проведенный нами анкетный опрос преподавателей физической культуры г. Балашова и Балашовского района показал, что 70% учителей школ ничего не знают о здоровьесберегающих технологиях. Планирование и реализация здоровьесберегающих технологий - важный и ответственный процесс, реализация которого на уровне житейского опыта и здравого смысла недопустима. Необходима специальная обучающая программа переподготовки и повышения квалификации преподавателей школ или подготовка будущих учителей к этому важному разделу педагогической деятельности в условиях вузовского обучения. Готовить будущих преподавателей к реализации здоровьесберегающих технологий необходимо уже в период обучения в вузе, и решение этой проблемы видится нам в подборе специальных учебных курсов, раскрывающих возможности и современные подходы к решению вопросов здоровьесбережения подрастающего поколения. Это должна быть система взаимосвязанных учебных дисциплин, обеспечивающих общетеоретическую и методическую готовность будущих педагогов с выходом на практическую деятельность в виде учебной практики в школе и научных исследований в процессе вузовского обучения в форме курсовых и дипломных работ.

Формы и виды реализации здоровьесберегающих технологий разнообразны, к ним относятся нейролингвистическое программирование, социо-ника, вальдорфская педагогика, система «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение» (В. Ф. Базарный), музыкотерапия, ароматерапия, арттерапия и др. К числу интересных проектов, разрабатываемых в нашей стране и за рубежом, направленных на реализацию задач сохранения и улучшения здоровья, можно отнести также экоспорт, артбол, «Президентские состязания» и др. Одним из интересных и, как нам видится, перспективных проектов является «СпАрт» (Spirituality - духовность, Sport - спорт, Art - искусство), гармонично объединяющий спорт и искусство и органично сочетающий физическое и духовное развитие. Важнейшая роль в спартианском движении отводится Спартианским играм, к числу специфических особенностей которых относятся:

- уникальная соревновательная программа Игр, основным элементом которой являются «спартианские агоны», объединяющие спорт с искусством и другими видами духовно-творческой деятельности и требующие от участников разностороннего развития, гармонии духовного и физического;

- новая, гуманистически ориентированная «мягкая» система оценки и поощрения участников соревнований, ориентирующая их на бескорыстное и одухотворенное соревнование;

- исключение грубости, насилия, агрессивности, национализма и т. п. в поведении участников соревнований, формирование у них стремления к красоте действий и поступков;

- создание условий для того, чтобы каждый участник мог попробовать свои силы и проявить свои способности в разных видах творческой деятельности - спорте, искусстве, техническом творчестве и др.;

- совместное и равноправное участие в играх людей разного возраста, пола, физического состояния и т. д., включая лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями (инвалидов);

- содействие сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры;

- сочетание соревнований с несоревновательными играми.

Спартианские игры предусматривают принципиально новый подход к организации и проведению соревнований, охватывающий все их стороны и компоненты: программу, систему определения и поощрения победителей, состав участников и т. д.3

Предлагаемая нами модель формирования готовности будущих педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе предполагает подготовку студентов к разноплановой деятельности по сохранению здоровья школьников в соответствии с учетом материально-технических и других условий, контингента, предпочтений школьников. Система подготовки будущих преподавателей к осуществлению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе включает в себя ряд компонентов - целевой, организационный, содержательный, диагностический.

Целевой предполагает разработку, теоретическое обоснование и экспериментальную проверку эффективности авторской технологии подготовки будущих педагогов к осуществлению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе. Процесс подготовки направлен на: изучение всех аспектов здоровья и здорового образа жизни; овладение методами сохранения, укрепления и мониторинга как своего, так и общественного здоровья; обучение основам здоровьесберегающей организации учебного процесса и методике оценки образовательных технологий с точки зрения их здоовьесберегающей направленности.

Организационный компонент включает в себя:

- учебный план по специальностям «Физическая культура» и «Безопасность жизнедеятельности»;

88

Научный отдел

- специальные курсы и учебные дисциплины, введенные в учебный план за счет регионального компонента и курсов по выбору;

- лекции, практические и групповые занятия, самостоятельные занятия под руководством преподавателя, педагогическая практика;

- круглые столы, диспуты, конкурсы проектов, массовые оздоровительные мероприятия.

Содержательный компонент состоит из учебных дисциплин, способствующих формированию готовности к реализации здоровьесберегающих технологий: «Культура здоровья», «Вредные привычки и планирование семьи», «Средства и системы оздоровления», «Культура здоровьесбережения», «Здоровьесберегающие образовательные технологии», «Методика и организация оздоровительной работы» и др. В изложении большинства учебных дисциплин блока предметной подготовки включены разделы и вопросы, касающиеся физической культуры, спорта, здорового образа жизни, различных форм организации оздоровительной работы, современных средств и систем, способствующих оздоровлению организма, выбора двигательных режимов в зависимости от уровня физической и функциональной готовности и др.

Важное значение имеют разнообразные формы внеучебной работы, к числу которых относятся секции по видам спорта, круглые столы, диспуты, конкурсы проектов по оздоровительному направлению. Все эти мероприятия способствуют приобретению базовых знаний и умения планировать, организовывать оздоровительную работу, проводить мероприятия, имеющие агитационную направленность и способствующие формированию мотивации сохранения и укрепления здоровья.

В рамках проекта «Инициатива» в Балашов-ском институте был создан студенческий клуб «Познай себя», деятельность его была рассчитана на 12 месяцев. В течение этого времени и было проведено 10 заседаний, организовано два круглых стола с привлечением специалистов в области физического, психического, духовно-нравственного здоровья, состоялся конкурс рекламы здоровья (радио-, теле-, настенной рекламы) и конкурс проектов «Как сделать школу здоровой?». Для преподавателей и студентов вуза было проведено три обучающих семинара по традиционным и нетрадиционным современным методам оздоровления.

Навыки организации массово-оздоровительных мероприятий приобретаются и совершенствуются в период участия студентов в туристических слетах, студенческой «Зарнице», вузовской спартакиаде. Два раза в год (весной и осенью) проводятся туристские слеты с элементами спартианских игр, участие в которых принимают студенческие команды факультетов Балашовского института Саратовского государственного университета и ряда других филиа-

лов. Помимо туристских конкурсов, включающих прохождение контрольно-туристического маршрута и технику пешеходного туризма, в процессе которых студенты демонстрируют навыки ориентирования по карте, оказания первой медицинской помощи, хождение по веревкам и бревну, преодоление спусков и подъемов, другие навыки подготовки, в программу входят тематическая викторина, конкурсы художественной самодеятельности, занимательные эстафеты. Подобного рода соревнования и конкурсы, такие как двоеборье «Спорт+Арт» (спортивные соревнования и художественные конкурсы), троеборье «Спорт+Арт+Знания» (спортивные соревнования, художественные конкурсы, конкурсы знатоков), четырехборье «Спорт+Туризм+Арт+Знания», представляют собой спартианское многоборье. Использование таких технологий является одним из эффективных и доступных путей повышения устойчивого интереса школьников к занятиям физической культурой.

Диагностический компонент - мониторинг результатов подготовки студентов к реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе проводился в разных формах (тестирование, опросы, оценка выполнения заданий в период педагогической практики, творческие работы по темам «Здоровьесберегающее пространство общеобразовательной школы», «Современные средства и системы оздоровления», «Здоровьесберегающая педагогика и технологии ее реализации», «Здоровьесберегающая организация учебного процесса», «Культура здоровья», «Спартианские игры как здоровьесберегающая технология в общеобразовательной школе»). Большая часть студентов выполняет курсовые и дипломные работы, затрагивающие темы здоровья, здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. В результате итогового контроля мы определяли уровень готовности студентов к осуществлению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе. Для определения уровня готовности нами был разработан ряд критериев.

1. Уровень знаний: результаты промежуточной аттестации, тестирование по предметам, ранговая оценка уровня знаний. Определялся по степени освоения учебных дисциплин: «Культура здоровья», «Здоровьесберегающие образовательные технологии», «Средства и системы оздоровления», «Методика и организация оздоровительной работы», «Здоровый образ жизни и его составляющие».

2. Степень владения методами оценки здоровья (физического и психического) и здоровьесберегающей работы в школе. Уровень владения методами оценки физического здоровья определялся при изучении «Физической культуры», где выявлялось умение определять физическую работоспособность по следующим тестам: Гарвардский степ-тест, PWC170, ортостатическая

Педагогика

89

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1

проба и др. Психологическое здоровье оценивалось по психологическим тестам при овладении дисциплиной «Психология здоровья»; степень знания методов оценки здоровьесберегающей работы в школе определялась в период педагогической практики.

3. Умение определять факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье, оценивалось в результате анализа ответов студентов на вопросы: «Исследование представлений о ЗОЖ» и «Отношение к здоровью».

4. Умение оценивать образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности определялось по результатам выполнения специальных заданий в процессе изучения дисциплины «Здоровьесберегающие образовательные технологии».

5. Уровень организации и проведения элементов здоровьесберегающих технологий в период педагогической практики в школе оценивался по результатам педагогической практики в школе.

6. Умение планировать и проводить массовооздоровительные мероприятия определялось по уровню представленных проектов и реализации их на специально организованных туристских слетах, Спартианских играх, проводимых в рамках факультета, института, межинститутских мероприятий.

На основе разработанных критериев выделен уровень готовности студентов (высокий, средний и низкий). Оценка уровня сформирован-

ности общей готовности студентов к реализации физкультурно-оздоровительных технологий в общеобразовательной школе, в первую очередь, проходит в период педагогической практики. В ходе выполнения этого раздела практики студенты самостоятельно, исходя из материально-технического оснащения школы, возраста и подготовленности учеников, планируют оздоровительные мероприятия, проводят их как во время учебных занятий, так и во внеурочное время.

Таким образом, реализация предлагаемой нами системы подготовки будущих преподавателей к осуществлению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе с установкой на укрепление здоровья учащихся позволит повысить качество учебного процесса и уровень подготовки выпускаемых педагогов, способных решать вопросы организации здоровьесберегающего пространства в общеобразовательной школе.

Примечания

1 См.: Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002. 121 с.

2 См.: Советова Е. В. Оздоровительные технологии в школе. Ростов н/Д, 2006. 288 с.

3 См.: Столяров В. И. Спартианские игры в гуманистической системе воспитания и организации досуга студентов : учеб. пособие. Саратов, 2011. 176 с.

УДК 37.015

ГЕНЕЗИС ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В СЕМЬЕ РУССКИХ ИМПЕРАТОРОВ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

М. А. Мазалова

Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета E-mail: marina-mazalova@yandex. ru

Статья посвящена анализу становления и развития традиций воспитания элиты крови, сочетающихся с формированием духовно-нравственного и интеллектуального элитизма личности, сложившихся в императорской семье в России в XVIII

- начале XX в. Исследование выявляет специфику элитиза-ции личности в условиях домашнего образования и семейного воспитания наследников российского престола, динамику бытования и смены различных воспитательных и образовательных традиций, обусловливающих характеристики и личностные качества будущих императоров и являющихся ориентиром для всей доминирующей страты российского общества того времени.

Ключевые слова: семейное воспитание, домашнее образование, элита как социальная и духовно-нравственная доминанта общества, традиции элитизации личности.

The Genesis of Upbringing Traditions in the Family of Russian Emperors in 18th - early 20th Centuries

M. A. Mazalova

The article deals with an analysis of the formation and development of the upbringing traditions of the elite of the blood combining with the formation of spiritual, ethical and intellectual elitism of an individual formed in the emperor family in the 18th - early 20th centuries in Russia. The research reveals the specificity of an individual’s elitization under the conditions of home education and family upbringing of heirs to the Russian throne, a dynamics of being and changes of different upbringing and educational traditions determining the characteristics and personal qualities of future emperors and which are the orienting point for all the dominating stratum of the Russian society of that time.

© Мазалова М. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.