Научная статья на тему 'Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы'

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1403
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА / HEALTH PROMOTING PEDAGOGY / УЧАЩИЕСЯ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизов Андрей Владимирович

В статье рассматриваются понятия здоровьесберегающих технологий, важность здорового образа жизни школьников, методы и приемы формирования, сохранения, укрепления здоровья учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of health saving technologies in educational process of the school

The article discusses the concept of health technologies, the importance of a healthy lifestyle of schoolchildren, methods and techniques for the formation, preservation and strengthening of health of students

Текст научной работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы»

5. Лернер, И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся / И.Я. Лернер // Новые исследования в педагогических науках. - 1971. - № 4. - С. 34-39.

6. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. - М. : Прометей, 1992. - 281 с.

7. Морозова, Н.В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов / Н.В. Морозова // Молодой ученый. - 2011. - № 2, т. 2. - С. 102-104.

8. Низамов, Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р.А. Низамов. -Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1975. - 302 с.

9. Никандров, Н.Д. Об активизации учебной деятельности / Н.Д. Никандров // Вестник высшей школы. -1983. - № 8. - С. 26-31.

10. Пидкасистый, П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении : дис. ... докт. пед. наук / П.И. Пидкасистый. - М., 1973. - 392 с.

11. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении : учеб. пособие / П.И. Пидкасистый, Б. Коротяев. - М. : Просвещение, 1978. - 77 с.

12. Рыблова, А.Н. Самостоятельная познавательная деятельность студентов: пути интенсификации руководства : дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Рыблова. - Саратов, 1997. - 168 с.

13. Саранцев, Г.И. Методическая система обучения предмету как объект исследования [Текст] / Г.И. Саранцев // Педагогика. - 2005. - № 2. - С. 30-36.

14. Срода, Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении / Р.Б. Срода. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 55 с.

15. Усова, А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / А.В. Усова. - Л., 1970. - 38 с.

16. Федорова, М. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы / М. Федорова, Л. Якушина // Высшее образование в России. - 2007. - № 10. - С. 88-90.

17. Шатуновский, В.Л. О самостоятельной работе студентов / В.Л. Шатуновский // Вестник высшей школы. - 1990. - №3. - С. 35-41.

18. Щеголева, О.Н. Актуализация самостоятельной контролируемой работы в новой образовательной парадигме / О.Н. Щеголева // Интеграция образования. - 2007. - № 2. - С. 34-45.

УДК 371

А.В. Сизов, г. Шадринск

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы

В статье рассматриваются понятия здоровьесберегающих технологий, важность здорового образа жизни школьников, методы и приемы формирования, сохранения, укрепления здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая педагогика, учащиеся.

A.V. Sizov, Shadrinsk

The use of health saving technologies in educational process of the school

The article discusses the concept of health technologies, the importance of a healthy lifestyle of schoolchildren, methods and techniques for the formation, preservation and strengthening of health ofstudents.

Keywords: health saving technologies, healthy lifestyle, health promoting pedagogy, students.

Состояние физического и психического здоровья школьников всегда стоит приоритетной задачей, которую пытаются решать ученые, методисты, психологи, педагоги не одно десятилетие.

На данный момент мы можем наблюдать тенденцию снижения уровня здоровья учеников: состояние здоровья детей, подростков и молодёжи в России вызывает опасение не только у учителей и работников здравоохранения, но и у всего общества в целом [1, с.4]. Большинство медицинских работников и педагогов оценивают состояние здоровья учащихся неудовлетворительным. Это направляет методистов, учителей, сотрудников образовательных организаций, родителей к осуществлению разнообразных идей здоровьесбережения, предметом которых является физическое и психическое здоровье личности, а в качестве приоритетной задачи находится сохранение, укрепление здоровья учащихся.

В связи с этим сегодня огромное внимание уделяется развитию здоровьесберегающей педагогики и здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая педагогика не может показываться какой-то конкретной образовательной технологией. Ведь понятие «здоровьесберегающие технологии» включает в себя все грани работы школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учеников. Основной целью здоровьесберегающей педагогики является обеспечение образовательным учреждением наивысшего уровня реального здоровья учащихся, снабдив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, которые необходимы для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья [9, с.57].

Здоровьесберегающие образовательные технологии следует раскрывать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых первостепенных образовательных систем, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения учащихся без нанесения вреда для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье школьников и учителей.

Выделяют здоровьесберегающие образовательные технологии и здоровьесберегающие технологии в школе. Под первыми рассматривают все те технологии, внедрение которых в учебной и внеучебной деятельности идет на пользу здоровья школьников, в то время как ко второму в школе относят здоровьесберегающие образовательные, медицинские технологии, здоровьесберегающие технологии

административной работы в школе и здоровьесберегающие технологии семейного воспитания [8, с.27].

В здоровьесберегающие образовательные технологии входят физкультурно-оздоровительные технологии, которые направлены на физическое воспитание школьников. Сюда относятся закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, меткости, координация движения. Эти технологии используются на уроках физической культуры, а также во внеучебных физкультурно-оздоровительных мероприятиях и тренировках. Большое значение имеют просветительские мероприятия, проведение Дней здоровья, конкурса тематических стендов, мероприятия «Зарядка с чемпионом», где на конкретном примере школьникам демонстрируются основы здорового образа жизни. Помимо этого, к

здоровьесберегающим образовательным технологиям можно отнести и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Грамотность школьников по этим вопросам обеспечивается изучением программы ОБЖ, специально ориентированными классными часами, тематическими беседами с родителями и педагогами.

В медико-гигиенические технологии входят контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями санитарных правил и нормативов. Фельдшерский кабинет образовательного учреждения организует проведение профилактических прививок школьникам, оказание консультативной и первой медицинской помощи обратившимся в фельдшерский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому обучению школьников и учителей, контролирует динамику здоровья школьников, обеспечивает профилактические мероприятия в преддверии различных эпидемий и решает множество других задач, которые входят в их компетенцию. Здоровьесберегающие технологии административной работы в образовательной организации понимают под собой создание природосообразных, экологически соответствующих условий жизни и деятельности личности: облагораживание прилегающей к школе территории, озеленение кабинетов, фойе школы, создание хорошо проветриваемых классов, организация и участие в природоохранных мероприятиях различного уровня, организация полноценной и эффективной работы со школьниками всех возрастных звеньев, организация групп лечебной физической культуры, контроль за выполнением рекомендаций по объёму двигательной активности школьников, создание оптимальных условий и организация работы спортивных секций, постоянное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

Главное внимание необходимо заострить на здоровьесберегающих технологиях семейного воспитания и психолого-педагогических технологиях здоровьесбережения. К несчастью, большинство учителей не учитывают необходимость индивидуальной просветительской работы с родителями. Проведение бесед, лекций, семинаров, консультаций по вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, благоприятных факторов, влияющих на здоровье ребенка, - одна из приоритетных задач в работе классного руководителя [6, с.14]. Важно уделять внимание учителей и родителей к совместному планированию и проведению мероприятий по воспитанию здорового образа жизни. Наиболее эффективным способом ведения просветительской деятельности в сфере

здоровьесбережения является проведение семейных праздников здоровья (совместные походы на природу, велопрогулки, конные прогулки), тематических мероприятий (военно-спортивные игры, экстремальные кроссы), состязаний («Веселые старты с родителями», «Папа, мама, я - спортивная семья»), конкурсов («Папа, мама, я - здоровая семья», тематических стендов «ЗОЖигай») и фестивалей. По нашему мнению, важной составляющей учебного процесса должны быть разнообразные классные часы, беседы, тематические уроки, направленные на пропаганду здорового образа жизни среди школьников и их родителей.

Не стоит забывать об эмоционально-поведенческом пространстве здоровьесбережения образовательного учреждения. Эмоциональный климат занятий в большинстве зависит от позитивной направленности педагогического общения. Постоянная серьёзность - это фактор психологического нездоровья. Положительный эффект достигается использованием интерактивных обучающих программ, которые вызывают большой интерес у учащихся, вместе с этим снимают у них элементы стресса и напряжения. Улыбка, искренний смех школьника на занятии - это сильный противовес состояния усталости. Для снижения эмоционального напряжения применяют игровые технологии, квесты и игровые обучающие программы. Зачастую исторические экскурсы, зарисовки и отступления помогают убрать эмоциональное напряжение, обеспечивают психологическую разгрузку, подталкивают к активизации самостоятельной познавательной деятельности школьника [5, с.26]. Необходимо учесть, что в нахождении психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность всего класса сильно увеличивается, что приводит к более высокому уровню знаний и наивысшим результатам.

Подводя итог, можно сказать, что приумножение и поддержание здоровья школьника, его социальная адаптация в обществе, полноценное физическое и психологическое развитие является основополагающим вопросом в процессе обучения и воспитания. На сегодняшний день главной целью современных педагогов является достижение наивысших результатов обучения и воспитания, сохранение психологической, физической и социальной составляющих здоровья учащихся. Здоровый ребенок -приоритетная задача каждой школы, в связи с этим все силы должны быть направлены на развитие благоприятных условий обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский, Ю.К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. - М., 2016. - 480 с.

3. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе / В.И. Ковалько. - М. : ВАКО, 2004. - 296 с.

4. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 474 с.

5. Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в школе : метод. рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с.

6. Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации / авт.-сост. Н. Н. Шапцева. - Волгоград : Учитель, 2009. - 184 с.

7. Орехова, В.А. Педагогика в вопросах и ответах : учеб. пособие / В.А. Орехова. - М. : КНОРУС, 2006.

8. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. - М. : АПК и ПРО, 2002.

9. Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии / Е.В. Советова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 285 с.

10. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М. : Просвещение, 1979. - 169 с.

УДК 91

Сорокина Е.А., г. Шадринск

Принцип историзма как ведущий в историко-педагогических

исследованиях

Статья посвящена одному из основных вопросов теории и методологии исторического познания: принципу историзма. Автор дает подробную дефиницию понятия «историзм», рассматривает требования принципа историзма к организации историко-педагогического исследования.

Историзм, принцип историзма, научное познание, историко-педагогическое исследование.

Sorokina E.A., Shadrinsk

Principle of historicism as leaderin historical and pedagogical researches

The article is devoted to one of the main questions of the theory and methodology of historical knowledge: to the principle of historicism. The author gives a detailed definition of the concept "historicism", considers requirements of the principle of historicism to the organization of a historical and pedagogical research.

Keywords: historicism, principle of historicism, scientific knowledge, historical and pedagogical research.

Особое значение в формировании научного знания имеют методологические принципы, к которым относятся принципы объективности, познаваемости, детерминизма, развития, историзма, единства теории и практики.

В педагогической и философской литературе встречаются следующие дефиниции понятия «историзм». Большая современная педагогическая энциклопедия дает такое определение. Историзм - такой метод исследования и оценки предметов, явлений, процессов природы и общества, когда изучаемый объект рассматривается в процессе его закономерного развития, возникновения и изменения во времени, во взаимной связи с окружающей средой, и другими объектами. Как определенный способ теоретического исследования, историзм есть фиксация не любого изменения (пусть даже качественного), а такого, в котором выражается формирование специфических свойств и связей вещей, определяющих их сущность, их качественное своеобразие. Историзм предполагает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.