Научная статья на тему 'Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы'

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
458
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / "ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ" / "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пузырева Марина Дмитриевна, Ворсконян Ирина Альбертовна

в статье рассматриваются актуальные проблемы здоровьесбережения в школе. Применение новых оздоровительных направлений подтверждают необходимость создания специальных условий для воспитательно-оздоровительной работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы»

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы Пузырева М. Д.1, Ворсконян И. А.2

1Пузырева Марина Дмитриевна / Puzyreva Marina Dmitriyevna - заместитель директора по УВР, учитель физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ;

2Ворсконян Ирина Альбертовна / Vorskonyan Irina Albertovna - учитель физической культуры,

МБОУ СОШ№ 51, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы здоровьесбережения в школе. Применение новых оздоровительных направлений подтверждают необходимость создания специальных условий для воспитательно-оздоровительной работы.

Ключевые слова: здоровьесберегающая образовательная технология, «оздоровительное воспитание», «здоровьесберегающая педагогика».

Здоровьесберегающая образовательная технология - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов, родителей и др.)

Типы технологий:

1. Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).

2. Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия).

3. Технология обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).

4. Воспитание культуры здоровья.

Происходящие в России кардинальные преобразования, общественно -политические, экономические и социально-педагогические перемены усложнили функционирование основных социальных институтов общества, в том числе и системы школьного образования. Развитие общества в значительной мере определяется уровнем здоровья взрослого населения и тем, насколько полно удается использовать способности каждого человека. В последние годы происходит резкое ухудшение здоровья людей, в том числе и в школьном возрасте. Через общеобразовательные учреждения проходит все население, и именно здесь формируется индивидуальное здоровье и здоровье всего общества. Результаты научных исследований последнего времени свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. Наблюдается неблагополучная динамика основных показателей здоровья учащихся по мере обучения в школе, учащение перехода острых заболеваний в хронические, увеличение удельного веса школьников с патологией, рост инвалидности и смертности среди детей и молодежи.

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.

Терминологический анализ проблемы здоровья учащихся показывает, что понятие «оздоровительное воспитание», как и «здоровьесберегающая педагогика» относится к числу появившихся в педагогической науке недавно. В научной литературе встречаются и другие термины, близкие этому понятию, такие, как «лечебная педагогика», «педагогика здоровья», «школьная гигиена», «ОБЖ» и другие.

В отечественной педагогике появилось новое оздоровительное направление, подтверждающее необходимость создания специальных условий для воспитательно-оздоровительной работы.

Задача оздоровления детей, решаемая в учебно-воспитательном процессе, имеет три взаимосвязанных аспекта:

- воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни;

- обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность), а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению;

- оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространенных заболеваний, а также улучшение через это таких необходимых для успешного осуществления учебного процесса качества, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

Решение задачи оздоровления, с точки зрения этих аспектов, имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. Наибольшее значение в формировании здоровой личности ребенка имеет начальная школа, так как именно здесь закладываются предпосылки физического и психического здоровья, формируется индивидуальное здоровье, это период роста и развития, в котором организм особенно восприимчив не только к благоприятным, но к сожалению, и к неблагоприятным воздействиям.

Физические упражнения оказывают системное оздоровительное воздействие на организм в сочетании с избирательностью влияния в каждом конкретном случае.

Мы планомерно реализуем в своей образовательной программе переход от здоровьесберегающих к здоровьеформирующим технологиям. Индекс физического здоровья от ступени к ступени растет, общие показатели в целом по школе стабильны. В целях совершенствования системы физического воспитания и образования школьников необходимо разрабатывать и внедрять новые педагогические технологии, опирающиеся на теоретически обоснованные и практически проверенные методологические положения, способствующие формированию здорового и гармонически развитого ребенка. Постоянно идет работа по поиску новых технологий, направленных на сбережение здоровья учащихся. Благодаря этому мы создали свою здоровьесберегающую среду в школе.

В нашей школе пять лет разрабатывается система мониторинга здоровья учащихся, проводится большая работа по информированию родителей, учащихся и учителей о состоянии здоровья наших учащихся, постоянно работает логопед и психологи. В дальнейшем школа будет проводить и мониторинги здоровья, и искать новые технологии обучения, которые позволят сохранить и приумножить здоровье нашего подрастающего поколения.

В практике задачи тестирования сводятся к следующему:

1. Научить самих школьников определять уровень физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений.

2. Стимулировать учащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния (формы).

3. Знать не столько исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменения за определенное время.

4. Стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за высокий уровень, сколько за запланированные повышения личных результатов.

Литература

1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.: ВАКО. - 2007.

2. Рудякова О. Н. Как сохранить здоровье школьников. - Волгоград: Учитель. - 2008.

3. Захарова Т. Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Волгоград: - Учитель. -2008.

4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: Аркти. - 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.