Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов как психолого-педагогический феномен'

Самостоятельная работа студентов как психолого-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1355
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT OPERATION / ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / TYPES OF INDEPENDENT OPERATION / ПРИНЦИПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТА / PRINCIPLES INDEPENDENT OPERATION / ФУНКЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / FUNCTIONS OF INDEPENDENT OPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разливинских Ирина Николаевна

В статье автор раскрывает понятие и сущность самостоятельной работы студента, дает характеристику принципам и функциям самостоятельной работы, описывает классификации видов самостоятельных работ по различным критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independent operation of students on a psychology and pedagogical phenomenon

In article the author opens a concept and an entity of independent operation of the student, gives the characteristic to the principles and functions of independent operation, describes classifications of types of independent operations by different criteria.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов как психолого-педагогический феномен»

букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, расческа, поварешка) и т.д. [4, с. 29].

Таким образом, представленные методы и приемы профориентационной работы в начальных классах знакомят учащихся с миром профессии, позволяют ребёнку лучше понять, что именно ему нравится, к чему лежит душа, что у него лучше получается, а что не нравится, не интересно или получается не очень хорошо.

Педагог в увлекательной для детей форме решает образовательные и воспитательные задачи в ходе профориентационной работы.

Основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе: формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аветисян, К.А. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение : учеб. пособие для вузов / К.А. Аветисян [и др.] ; под ред. Л.М. Митиной. - М. : Академия, 2005. - 236 с.

2. Елькина, О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии / О.Ю. Елькина. - Кемерово : Просвещение, 1997. - 146 с.

3. Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся : учеб. пособие для пед. ин-тов / А.Д. Сазонов. - М. : Просвещение, 2012. - 179 с.

4. Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников: введение в мир профессий / Г. Семенова // Начальная школа. - 2014. - № 2. - С.28-31.

5. Тамбовкина, Т. Все счастье земли - за трудом: уроки воспитания интереса к профессии / Т. Тамбовкина // Начальная школа. - 2013. - № 21. - С.12-13.

6. Яковлева, С. Путешествие в Страну профессий / С. Яковлева // Начальная школа. - 2011. - № 29. -С.17-19.

УДК 378

И.Н. Разливинских, г. Шадринск

Самостоятельная работа студентов как психолого-педагогический

феномен

В статье автор раскрывает понятие и сущность самостоятельной работы студента, дает характеристику принципам и функциям самостоятельной работы, описывает классификации видов самостоятельных работ по различным критериям.

Самостоятельная работа, виды самостоятельной работы, принципы самостоятельной работа, функции самостоятельной работы.

I.N. Razlivinskikh Shadrinsk

Independent operation of students on a psychology and pedagogical

phenomenon

In article the author opens a concept and an entity of independent operation of the student, gives the characteristic to the principles and functions of independent operation, describes classifications of types of independent operations by different criteria.

Keywords: Independent operation, types of independent operation, principles independent operation, functions of independent operation.

В условиях развивающегося общества и утверждения компетентностной парадигмы образования к выпускникам вузов предъявляются новые требования по формированию динамических компетенций - создавать, приобретать и реконфигурировать внутренние и внешние компетенции, чтобы быстро реагировать на изменения среды. По международным прогнозам ученых, основными базовыми навыками человека 2025 года, которые необходимо развивать уже сегодня, должны стать: умение работать с большими объемами информации: навык формирования запроса поисковым системам; навык построения «ментальных карт»; навык распознавания паттернов; коммуникативные навыки (95% работы будут связаны с коммуникацией с другими людьми): структурированная «экологическая» коммуникация, ведущая к позитивным изменениям; навыки использования невербальной коммуникации (70-80% информации в повседневном общении); креативность - управляемая индивидуальная креативность (Disney's, ТРИЗ); методы творческих групп: «фабрики мысли», «знаниевые реакторы»; способность к переобучению: развитие способностей «учиться учиться» - предпосылка непрерывного обучения в течение жизни в логике образовательного процесса (вместо «завершения образования»). Формирование перечисленных динамических компетенцией осуществляется в процессе самостоятельной работы будущих учителей.

Самостоятельная работа студента особо выделена в государственном образовательном стандарте с целью развития его активной личностной позиции, инициативы, формирования ответственности, компетентностей и умений самостоятельно добывать и анализировать информацию, осознанно принимать решения, самостоятельно действовать в нестандартных ситуациях, выстраивать конструктивное взаимодействие с другими людьми.

Анализ психолого-педагогической литературе показал неоднозначность трактовки понятия «самостоятельная работа».

Первая группа ученых рассматривают самостоятельную работу как вид учебной деятельности. Самостоятельная работа, по мнению М.А. Данилова [1], А.В. Усовой [15], трактуется как «вид учебной деятельности, направленной на формирование знаний, умений и навыков».

С точки зрения Н.Д. Никандрова [9] и О.А. Крячко [4] самостоятельная работа понимается как «специфический вид учебно-познавательной деятельности (или сочетание нескольких видов). Авторы полагают, что, когда мы говорим о возрастании роли значения

самостоятельной работы на современном этапе развития высшего образования, имеется в виду та деятельность обучаемых, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя направляется и организуется им».

Самостоятельная работа понимается Р.А. Низамовым как совокупность «разнообразных видов индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов, осуществляемой ими на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время» [8, с. 163].

Вторая группа ученых определяют самостоятельную работу как средство обучения, используемое для разных целей:

- для «развития познавательного интереса и познавательной потребности» (И.Я. Лернер) [5, с. 35];

- для «организации и управления самостоятельной деятельностью учащегося в учебном процессе, которая должна включать метод учебного или научного познания» (П.И. Пидкасистый, Б. Коротяев) [11, с. 45];

- для формирования активности обучающихся, при этом «самостоятельная работа представляет собой деятельность, которую обучающиеся выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы» (Р.Б. Срода) [14, с. 37].

Третья группа ученых трактует самостоятельную работу как форму деятельности (обучения). К примеру, М. Федорова и Л. Якушина считают, что «самостоятельная работа является формой осуществления познавательной деятельности, организуемая по личной инициативе в удобное время» [16, с. 89].

С точки зрения Б.Т. Лихачева самостоятельная работа рассматривается «как форма обучения, которая имеет целью закрепление полученных на занятии знаний, умений, навыков; самостоятельное усвоение вполне доступного материала и дополнительной информации; выполнение творческих работ» [6, с. 109].

Определяя самостоятельную работу как высшую форму деятельности субъекта И.А. Зимняя включает в ее содержание овладение обобщенными способами учебных действий и саморазвитие в процессе решения им посредством учебных действий специально поставленных учебных задач на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку самого ученика» [3, с. 211].

Четвертая группа ученых рассматривает самостоятельную работу одновременно как средство, способ и метод.

Н.В. Морозова [7], Г.И. Саранцев [13], характеризуют самостоятельную работу как способ формирования определенных качеств личности: самостоятельности, инициативы, активности. Кроме того, исследователи утверждают, что самостоятельная работа является средством повышения осознанности и действенности изучаемого материала. Как мы видим, в данном определении совершенно верно указано на важные аспекты деятельности обучаемых при подготовке к занятиям как при непосредственном участии преподавателя, так и после занятий.

В качестве метода и средства непрерывного образования самостоятельную работы рассматривает О.Н. Щеголева. Исследователь, в частности, отмечает, что самостоятельная

работа - метод непрерывного образования и одновременно средство индивидуализации процесса обучения в виде фронтальной, групповой и индивидуальной учебной деятельности, которая может выполняться как в аудитории, так и во внеаудиторное время, и в основу, которой положено взаимодействие преподавателя и обучающихся [18, с. 44].

Проанализировав представленные подходы к определению понятия «самостоятельная работа студентов», мы выделили ряд положений важных для нашей работы:

1) существуют различные точки зрения на трактовку понятия «самостоятельная работа»: одни рассматривают ее как вид учебной деятельности, другие - как средство обучения, третьи - как форму деятельности, а четвертые трактуют одновременно как средство, способ и метод;

2) самостоятельную работу студентов мы представляем как совокупность разнообразных видов индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов, осуществляемой ими на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время без непосредственного руководства педагога, но под его контролем.

При определении сущности самостоятельной работы студентов мы учитывали следующие философские положения: 1) сущность означает смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе в отличие от других вещей; 2) сущность отражает глубинные связи, внутренние отношения, определяющие основные черты и тенденции развития данного явления.

С учетом данных положений сущность рассматриваемого понятия предполагает перевод внешнего (объективного) во внутреннее (субъективное). Т.е. сущность самостоятельной работы студентов заключается в тактическом уровне реализации учебной деятельности; его самоорганизациия (саморегуляция) осуществляется в основном на технологическом этапе (методы, средства, формы учения); проектировочные и рефлексивные действия при этом (в отличие от автономной учебной деятельности) осуществляются в рамках совместной деятельности с преподавателем (разделенные действия). Данное осмысление сущности самостоятельной работы студентов позволяет проектировать в образовательном процессе развитие их учебной деятельности, будет способствовать оптимальной организации самостоятельной работы в условиях модернизации высшего образования.

Главной целью самостоятельной работы студентов-бакалавров выступает совершенствование их профессионально-педагогической подготовки в вузе, которое направлено на формирование эффективности фундаментальных и прикладных знаний, умений и навыков, применяемых ими самостоятельно в практической деятельности.

При организации самостоятельной работы студентов-бакалавров преподавателю необходимо решать следующие задачи:

- углубление и расширение профессионально-педагогических знаний будущих учителей;

- формирование у студентов-бакалавров интерес к учебно-познавательной деятельности;

- овладение студентами приемами самостоятельной познавательной

деятельности;

- развитие у будущих педагогов самостоятельности, активности, ответственности;

- развитие познавательных способностей будущих специалистов.

Обобщив материалы исследований П.И. Пидкасистого [10] и В.Л. Шатуновского

[17], мы выделили следующие функции самостоятельной работы студентов :

- развивающая, способствующая повышению уровня интеллектуальной культуры студентов, приобщает их к различным видам творческой деятельности и обогащает умственные способности;

- обучающая, формирующая у студентов необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса задач;

- информационная, направленная на внедрение самостоятельной работы в образовательный процесс студентов на аудиторных занятиях;

- ориентирующая, придающая учебному процессу профессиональное ускорение, т.е. в процессе самостоятельной деятельности у студентов развиваются интеллектуальные способности, культура умственного труда, а также формируется умение видеть перспективы дальнейшего развития;

- воспитывающая, формирующая и развивающая в процессе выполнения различного рода самостоятельных работ у будущих учителей определенные профессионально- и личностно значимые качества специалиста;

- педагогическая коррекция, отражающая динамику воздействия учебно-образовательного процесса педвуза на развитие студентов-бакалавров как будущих педагогов-профессионалов;

- исследовательская, способствующая повышению уровня развития профессионально-творческого мышления у будущих педагогов.

Основополагающими принципами организации самостоятельной работы студентов-бакалавров в педвузе являются:

- принцип активности, который включает взаимодействие студента преподавателем;

- принцип индивидуализации обучения, который предлагает при проведении самостоятельной работы рассмотреть и учитывать психологические особенности студентов;

- принцип регулирования и обратной связи, который включает необходимость работы по планированию свое деятельности, консультации с преподавателем, необходимое обсуждения значимых вопросов по определенной дисциплине;

- принцип опоры на базовые знания и умения принцип, который опирается на имеющиеся базовые навыки работы с техническими средствами, научной, учебной литературы с различными носителями информации;

- принцип научности, который направлен на активизацию самостоятельной работы, умение предвидеть, анализировать, организовывать, решать проблему на современном уровне научных знаний;

- принцип наглядности, доступности, связи с теорией и практикой, который дает возможность представить информацию в доступной форме для решения ситуационных задач [12, с. 102].

В современной дидактике нет единой точки зрения в вопросе классификации самостоятельных работ. В соответствии с тем или иным определением, взятым как исходное, самостоятельная работа классифицируется главным образом с учетом ее внешних признаков.

Проведя анализ различных источников, мы выделили следующие классификации самостоятельной работы студентов (табл. 1).

Таблица 1

Классификации видов самостоятельных работ студентов _по различным критериям_

Ученые Основание классификации Виды самостоятельных работ

В.П. Стрезикозин характер деятельности студента - репродуктивные, - частично-поисковые, - исследовательские.

Б.П. Есипов дидактическая цель - текущая проработка материала (домашнее задание, работа с конспектами лекций, конспектирование первоисточников, подготовка к семинарам, лабораторным работам); - учебно-исследовательская работа (выполнение индивидуальных понедельных, помесячных, семестровых заданий, самостоятельное изучение темы, составление реферата, доклада, сообщения, анализ специальной литературы); - научно-исследовательская работа (выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, подготовка научных докладов, статей и т.п.).

ИТ. Сыроежкин содержание - работы с целью приобретения новых знаний; - работы с целью совершенствования знаний (повторение, закрепление, применение); - работы с целью проверки знаний.

И.И. Малкин характер познавательной деятельности - самостоятельные работы репродуктивного типа: воспроизводящие, тренировочные, обзорные, проверочные; - самостоятельные работы познавательно-поискового типа: подготовительные, констатирующие, экспериментально-поисковые, логически-поисковые; - самостоятельные работы познавательно-практического типа: учебная

практические, общественно-практические.

Б.А. Сахаров способы и средства деятельности студентов - наблюдение, - работа с книгой и другими печатными материалами, - решение и составление задач, - работа с компьютером, просмотр кинофильма, - составление листов с опорными сигналами, - рецензирование, - выступление с докладом.

П.И. Пидкасистый форма ответа - письменные, - устные, - графические.

М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер место выполнения - аудиторные; - внеаудиторные.

Г.И. Саранцев по уровню самостоятельности деятельности - тренировочные (воспроизводящие) самостоятельные работы, которые предполагают действия студентов по алгоритму или инструкции преподавателя; - реконструктивные самостоятельные работы, целью которых является инициировать студентов к самостоятельному решению сообщаемой преподавателем общей проблемы, основываясь на имеющихся знаниях, сформированных навыка, приобретенных умениях; - эвристические работы предполагают нестандартную ситуацию, нетиповые задачи; - исследовательские работы носят творческий характер, при выполнении которых проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента.

Из таблицы 1 видно, что классификация видов самостоятельной работы может осуществляться по различным критериям: по характеру деятельности студента; по дидактической цели; по содержанию; по характеру познавательной деятельности; по способу и средствам деятельности студентов; по форме ответа; по месту выполнения; по уровню самостоятельности деятельности и т.д.

Таким образом, приведенный обзор различных подходов в решении проблемы классификации самостоятельных работ доказывает, что до настоящего времени специалистам не удалось создать единой универсальной классификации видов самостоятельной работы, которая учитывала бы равномерно и внешние, и внутренние стороны учебной деятельности студентов.

На основании приведенного выше теоретического исследования, мы выделили ряд положений, важных для нашей работы:

- самостоятельная работа студентов - совокупность разнообразных видов индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов, осуществляемой ими на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время без непосредственного руководства педагога, но под его контролем;

- сущность самостоятельной работы студентов заключается в тактическом уровне реализации учебной деятельности, поскольку её самоорганизация (саморегуляция) осуществляется в основном на технологическом этапе (методы, средства, формы учения), а проектировочные и рефлексивные действия (в отличие от автономной учебной деятельности) осуществляются в рамках совместной деятельности с преподавателем;

- самостоятельная работа, как форма самостоятельной познавательной деятельности студентов, выполняет следующие функции: развивающую, обучающую, информационную, ориентирующую, воспитывающую, педагогическую коррекцию, исследовательскую;

- существуют различные классификации самостоятельной работы студентов по следующим основаниям: по характеру деятельности студента; по дидактической цели; по содержанию; по характеру познавательной деятельности; по способу и средствам деятельности студентов; по форме ответа; по месту выполнения; по уровню самостоятельности деятельности;

- самостоятельной работе присущи следующие признаки:

1) наличие познавательной или практической задачи, вопроса, проблемной ситуации, которые побуждают студентов к самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности, требующей умственных, волевых и физических усилий;

2) проявление обучающимися самостоятельности и творческой активности при разрешении поставленных перед ними познавательных или практических задач;

3) систематическое осуществление обучающимися самоконтроля хода и результатов своей работы, корректирование и усовершенствование способов ее выполнения;

4) включение в задания для самостоятельной работы полноценного в образовательном, воспитательном и логическом отношении материала, усвоение которого способствовало бы целостному развитию личности обучающегося, овладению приемами умственной и практической деятельности, самообразования и творчества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилов, М.А. Самостоятельная работа учащихся : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.А. Данилов. - М. : Просвещение, 1976. - 326 с.

2. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. - М. : Учпедгиз,1961. - 139 с.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д : Феникс, 1997. -480 с.

4. Крячко, О.А. Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной деятельности студентов / О.А. Крячко // Молодой ученый. - 2013. - № 5. - С. 161-163.

5. Лернер, И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся / И.Я. Лернер // Новые исследования в педагогических науках. - 1971. - № 4. - С. 34-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. - М. : Прометей, 1992. - 281 с.

7. Морозова, Н.В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов / Н.В. Морозова // Молодой ученый. - 2011. - № 2, т. 2. - С. 102-104.

8. Низамов, Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р.А. Низамов. -Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1975. - 302 с.

9. Никандров, Н.Д. Об активизации учебной деятельности / Н.Д. Никандров // Вестник высшей школы. -1983. - № 8. - С. 26-31.

10. Пидкасистый, П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении : дис. ... докт. пед. наук / П.И. Пидкасистый. - М., 1973. - 392 с.

11. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении : учеб. пособие / П.И. Пидкасистый, Б. Коротяев. - М. : Просвещение, 1978. - 77 с.

12. Рыблова, А.Н. Самостоятельная познавательная деятельность студентов: пути интенсификации руководства : дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Рыблова. - Саратов, 1997. - 168 с.

13. Саранцев, Г.И. Методическая система обучения предмету как объект исследования [Текст] / Г.И. Саранцев // Педагогика. - 2005. - № 2. - С. 30-36.

14. Срода, Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении / Р.Б. Срода. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 55 с.

15. Усова, А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / А.В. Усова. - Л., 1970. - 38 с.

16. Федорова, М. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы / М. Федорова, Л. Якушина // Высшее образование в России. - 2007. - № 10. - С. 88-90.

17. Шатуновский, В.Л. О самостоятельной работе студентов / В.Л. Шатуновский // Вестник высшей школы. - 1990. - №3. - С. 35-41.

18. Щеголева, О.Н. Актуализация самостоятельной контролируемой работы в новой образовательной парадигме / О.Н. Щеголева // Интеграция образования. - 2007. - № 2. - С. 34-45.

УДК 371

А.В. Сизов, г. Шадринск

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы

В статье рассматриваются понятия здоровьесберегающих технологий, важность здорового образа жизни школьников, методы и приемы формирования, сохранения, укрепления здоровья учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.