Научная статья на тему 'Критерии и уровни сформированности здоровьесберегающей компетентности будущего педагога'

Критерии и уровни сформированности здоровьесберегающей компетентности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1023
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ПЕДАГОГ / TEACHER / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SCHOOL HEALTH COMPETENCE / ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕЖЕНИЕ / HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абакумова Юлия Геннадьевна

В соответствии со стандартами третьего поколения, в высшей школе приоритетное место занимает компетентностный подход, который играет немаловажную роль в концептуальных изменениях, проводимых в сфере образования. Выпускник, освоивший основную образовательную программу, должен обладать рядом компетенций, соответствующих определенным видам деятельности. В их числе здоровье сберегающая компетентность педагога, как интегративное профессионально-личностное качество, обеспечивающее охрану жизни и здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса. Здоровье сберегающая компетентность будущего педагога включает в себя следующие структурные компоненты: мотивационно-ценностный (осознание здоровья как жизненной и профессиональной значимой ценности, побуждение к получению знаний, выработке полезных привычек, изучение собственного здоровья и контроль за его состоянием), когнитивный (овладение будущим педагогом системой знаний зарубежного и отечественного опыта о здоровьесбережении, профессиональном здоровье и здоровье в целом), деятельностный (проявление самостоятельности в процессе здоровьесбережения, развитие индивидуальных способов и стилей здоровьесбережения), коммуникативный (организация и поддержка здоровьесберегающего настроя, умение управлять своими эмоциями в процессе общения, умение получать и передавать учебную информацию о здоровье, передавать опыт ведения здорового образа жизни), эмоционально-волевой (получение удовлетворения от процесса здоровье сбережения, развитие эмоциональной сферы, формирование здоровье сберегающей деятельности обучающегося и формирование позитивного к ней отношения). Выделены их личностные и профессиональные составляющие. Для оценивания уровня развития данных компонентов разработаны основные критерии и уровни сформированности, обеспечивающие возможность целенаправленных педагогических воздействий в процессе формирования данного интегративного качества в системе профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS AND CRITERIA OF COMPLETENESS HEALTH CARING COMPETENCE OF FUTURE TEACHER

According to the third generation standards, the high school keeps priority competence approach, which play very important role in the conceptual changes in the sphere of education. The graduating students, who has mastered the basic educational program must have the row of competencies and the certain activity relevant. Among them the health care competence of the teacher, as integrative professional and personal quality, providing the protection of live and health, formation a culture of healthy and safe lifestyle subjects of the educational process. The health care competence of the future teacher includes the following structural components: motivational and evaluative (health awareness as vital and professional significant value, incentive to the acquisition of knowledges, production of useful habits, study of their own health and control of health status), cognitive (the future teacher's mastering knowlenge system of foreign and domestic health care experience, professional health and health in general), activity (manifestation of independence in the health care process, in the development of individual styles and methods of the health care), сommunicative (organization and support of health care attitude, ability to control their emotions in the learning process, ability to receive and to transmit educational information about health, to transmit the experience of healthy lifestyle conduct),emotional and volitional (getting satisfaction from the health care process, development of the emotional sphere, formation of the health care activity of a student and positive attitude towards it). They accentuate their personality and professional components. For assess the level of development of these components they where designed the main criteria and the levels of formation, providing the potential of purposeful pedagogical impacts in the process of formation this integrative quality in the system of professional education.

Текст научной работы на тему «Критерии и уровни сформированности здоровьесберегающей компетентности будущего педагога»

УДК 378.17

Абакумова Ю.Г.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В соответствии со стандартами третьего поколения, в высшей школе приоритетное место занимает компетентностный подход, который играет немаловажную роль в концептуальных изменениях, проводимых в сфере образования. Выпускник, освоивший основную образовательную программу, должен обладать рядом компетенций, соответствующих определенным видам деятельности. В их числе - здоровьесберегающая компетентность педагога, как интегративное профессионально-личностное качество, обеспечивающее охрану жизни и здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса.

Здоровьесберегающая компетентность будущего педагога включает в себя следующие структурные компоненты: мотивационно-ценностный (осознание здоровья как жизненной и профессиональной значимой ценности, побуждение к получению знаний, выработке полезных привычек, изучение собственного здоровья и контроль за его состоянием), когнитивный (овладение будущим педагогом системой знаний зарубежного и отечественного опыта о здоровьесбережении, профессиональном здоровье и здоровье в целом), деятельностный (проявление самостоятельности в процессе здоровьесбережения, развитие индивидуальных способов и стилей здоровьесбе-режения), коммуникативный (организация и поддержка здоровьесберегающего настроя, умение управлять своими эмоциями в процессе общения, умение получать и передавать учебную информацию о здоровье, передавать опыт ведения здорового образа жизни), эмоционально-волевой (получение удовлетворения от процесса здоровьесбережения, развитие эмоциональной сферы, формирование здоровьесберегающей деятельности обучающегося и формирование позитивного к ней отношения). Выделены их личностные и профессиональные составляющие.

Для оценивания уровня развития данных компонентов разработаны основные критерии и уровни сформированности, обеспечивающие возможность целенаправленных педагогических воздействий в процессе формирования данного интегративного качества в системе профессионального образования.

Ключевые слова: здоровье, педагог, здоровьесберегающая компетентность, здоровьесбе-режение.

Реализация современной образовательной парадигмы, предусматривающая внедрение компетентностного подхода, как основы для оценивания результативности образовательной деятельности, предъявляет новые требования к будущему специалисту.

Среди огромного спектра компетентностей, отдельно можно выделить здоровьесберегаю-щую компетентность педагога, как интегративное профессионально-личностное качество, обеспечивающее охрану жизни и здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса [5].

Анализ литературы позволил установить, что здоровьесберегающая компетентность рассматривается учеными с различных авторских позиций и имеет значительные отличия, так Г.Д. Слесаревой, Н.Г. Аникеевой, А.Г. Щедриной, П.К. Ивановой, Е.И. Финогенко и др. здоро-вьесберегающая компетентность рассматрива-

ется как личностно-ориентированное качество, направленное на оптимизацию непосредственно здоровья педагога, а учеными: Е.А. Юговой, Е.А. Шатровой, А.Г. Бусыгиным, И.Р. Рыбиной, И.В. Патрушевой и др. - как профессиональное качество педагога, направленное на сохранение и укреплении здоровья обучающихся [7], [12].

В ходе анализа и синтеза теоретических подходов различных ученых, в нашем исследовании было выделено пять структурных компонентов здоровьесберегающей компетентности, разработаны ее критерии и уровни сформиро-ванности:

- мотивационно-ценностный компонент -

включает осознание здоровья как жизненной и профессиональной значимой ценности, побуждение к получению знаний, выработке полезных привычек, изучение собственного здоровья и контроль за его состоянием, стремление к достижению высоких результатов в сфере здоро-вьесбережения [15], ценностное отношение к

собственному здоровью и здоровью окружающих, контроль за состоянием здоровья обучающихся, формирование и реализацию потребности обучающегося в развитии и сохранении здоровья. [6], [13].

Низкий уровень:

- осознание здоровья как жизненно- и профессионально-значимой ценности на низком уровне;

- в низкой степени развито внутреннее сознательное побуждение к получению знаний, выработке полезных привычек, изучению собственного здоровья и контроль за его состоянием;

- слабо выражено стремление достигнуть высоких результатов в сфере здоровьесбере-жения;

- ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих (обучающегося) не сформировано;

- формирование и реализация потребности обучающегося в развитии и сохранении здоровья не осуществляются;

- не проводится контроль за состоянием здоровья обучающегося.

Средний уровень:

- в средней степени сформировано осознание здоровья как жизненно- и профессионально-значимой ценности;

- внутреннее сознательное побуждение к получению знаний, выработке полезных привычек, изучению собственного здоровья и контроль за его состоянием носит непостоянный характер;

- стремление достигнуть высоких результатов в сфере здоровьесбережения выражено недостаточно;

- ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих (обучающегося) неярко выражено;

- формирование и реализация потребности обучающегося в развитии и сохранении здоровья требует доработки;

- контроль за состоянием здоровья обучающегося не систематизирован.

Высокий уровень:

- глубокое осознание здоровья как жизненно- и профессионально-значимой ценности;

- целенаправленное, осознанное побуждение к получению знаний, выработке полезных

привычек, изучению собственного здоровья и контроль за его состоянием;

- проявляет активную целеустремленность по достижению высоких результатов в сфере здоровьесбережения;

- ярко выражено ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих (обучающегося);

- формирование и реализация потребности обучающегося в развитии и сохранении здоровья осуществляется на высоком уровне;

- систематически проводится контроль за состоянием здоровья обучающегося.

- когнитивный компонент - предполагает овладение будущим педагогом системой знаний зарубежного и отечественного опыта о здоро-вьесбережении, профессиональном здоровье и здоровье в целом, расширение и дополнение этих знаний [4], [10].

Низкий уровень:

- знания о здоровьесбережении и здоровье в целом, о способах повышения уровня здоровья не систематизированы;

- слабо представлены знания зарубежного и отечественного опыта в области здоровьес-бережения;

- познавательная потребность в поиске, расширении, дополнении информативной базы о здоровье не выражена;

- обладает знаниями о профессиональном здоровье, его специфике на низком уровне;

- разработка и реализация программ здоро-вьесбережения и их мониторинг не проводятся;

- знания об индивидуальных и общих возрастных особенностях организма поверхностны.

Средний уровень:

- владение системой знаний о здоровьесбережении и здоровье в целом, о способах повышения уровня здоровья осуществляется не в полном объеме;

- знания зарубежного и отечественного опыта в области здоровьесбережения поверхностны;

- потребность в поиске, расширении, дополнении информативной базы о здоровье выражена недостаточно;

- обладает знаниями о профессиональном здоровье, его специфике на среднем уровне;

- разработка и реализация программ здоро-вьесбережения и их мониторинг проводятся не в полном объеме;

Абакумова Ю.Г._

- недостаточно хорошо осведомлен об индивидуальных и общих возрастных особенностях организма.

Высокий уровень:

- на высоком уровне владеет системой знаний о здоровьесбережении и здоровье в целом, о способах повышения уровня здоровья;

- располагает широким объемом знаний зарубежного и отечественного опыта в области здоровьесбережения;

- проявляет ярко выраженную активность в поиске, расширении, дополнении информативной базы о здоровье;

- обладает знаниями о профессиональном здоровье, его специфике на высоком уровне;

- разработаны и реализуются программы здоровьесбережения и их мониторинг;

- владеет в полном объеме знаниями об индивидуальных и общих возрастных особенностях организма.

- деятельностный компонент - характеризуется проявлением самостоятельности в процессе здоровьесбережения [14], развитием индивидуальных способов и стилей здоровьесбережения, развитием умений организовывать собственную деятельность и активность обучающегося [9], [10].

Низкий уровень:

- самостоятельность в процессе здоровьес-бережения проявляется редко;

- индивидуальные способы и стили здоро-вьесбережения не выражены;

- умения по сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих (обучающегося) не развиты;

- конструктивные умения, умения организовать собственную деятельность учителя и активность обучающегося (выбор оптимальных приемов, форм, материала) не выражены;

- индивидуальные способы и стили здоро-вьесбережения не выработаны.

Средний уровень:

- в стандартных ситуациях активное проявление самостоятельности в процессе здоро-вьесбережения;

- индивидуальные способы и стили здо-ровьесбережения требуют доработки и совершенствования;

- умения по сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих (обучающегося) развиты слабо;

_Критерии и уровни сформированности...

- необходимо совершенствование конструктивных умений, умений организовать собственную деятельность учителя и активность обучающегося (выбор оптимальных приемов, форм, материала);

- индивидуальные способы и стили здоро-вьесбережения требуют доработки.

Высокий уровень:

- высокая интенсивность проявления самостоятельной деятельности в процессе здоро-вьесбережения, сопровождающаяся постоянным самоконтролем;

- в высокой степени развиты индивидуальные способы и стили здоровьесбережения;

- умения по сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих (обучающегося) развиты на высоком уровне;

- в высоко степени развиты конструктивные умения, умения организовать собственную деятельность учителя и активность обучающегося (выбор оптимальных приемов, форм, материала);

- выработаны индивидуальные способы и стили здоровьесбережения.

- коммуникативный компонент - включает способность организовывать и поддерживать здоровьесберегающий настрой, умение управлять своими эмоциями в процессе общения [6], умение получать и передавать учебную информацию о здоровье, передавать опыт ведения здорового образа жизни [1].

Низкий уровень:

- способность организовывать и поддерживать здоровьесберегающий настрой носит ситуативный характер;

- не стремится управлять своими эмоциями в процессе общения с обучающимися;

- умение получать и передавать учебную информацию о здоровье развито слабо;

- привитие интереса обучающегося к различным формам здоровьесбережения не проявляется;

- не стремится к передаче опыта ведения ЗОЖ, к обеспечению обучающегося собственным опытом.

Средний уровень:

- способность организовывать и поддерживать здоровьесберегающий настрой носит непостоянный характер;

- стремится управлять своими эмоциями в процессе общения с обучающимися;

- необходимо совершенствовать и дорабатывать умения получения и передачи учебной информации о здоровье;

- привитие интереса обучающегося к различным формам здоровьесбережения носит непостоянный характер;

- передача опыта ведения ЗОЖ, обеспечение обучающегося собственным опытом требует систематизации и совершенствования.

Высокий уровень:

- ярко выражена способность организовывать и поддерживать здоровьесберегающий настрой;

- успешно управляет своими эмоциями в процессе общения с обучающимися;

- умение получать и передавать учебную информацию о здоровье хорошо выражено;

- грамотно осуществляется привитие интереса обучающегося к различным формам здо-ровьесбережения;

- активно осуществляется передача опыта ведения ЗОЖ, обеспечение обучающегося собственным опытом.

- эмоционально-волевой компонент -предполагает получение удовлетворения от процесса здоровьесбережения, развитие эмоциональной сферы, формирование здоровьес-берегающей деятельности обучающегося и формирование позитивного к ней отношения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2], [3].

Низкий уровень:

- не стремится получить удовлетворение от процесса здоровьесбережения;

- настойчивость и упорство в достижении цели по сохранению и укреплению здоровья слабо выражены;

- эмоциональная сфера, как собственная, так и обучающегося, слабо развита;

- процесс формирования здоровьесбере-гающей деятельности обучающегося и формирование позитивного к ней отношения не выражены.

Средний уровень:

- получение удовлетворения от процесса здоровьесбережения носит непостоянный характер;

- настойчивость и упорство в достижении цели по сохранению и укреплению здоровья проявляются не в полном объеме;

- эмоциональная сфера, как собственная, так и обучающегося развиты не полностью;

- процесс формирования здоровьесбере-гающей деятельности обучающегося и формирование позитивного к ней отношения требуют доработки.

Высокий уровень:

- получение удовлетворения от процесса здоровьесбережения ярко выражено;

- стабильное проявление настойчивости и упорства в достижении цели по сохранению и укреплению здоровья;

- эмоциональная сфера, как собственная, так и обучающегося развиты в полном объеме;

- процесс формирования здоровьесберегаю-щей деятельности обучающегося и формирование позитивного к ней отношения осуществляются на высоком уровне.

Таким образом, выявленные базовые компоненты, критерии и уровни сформирован-ности здоровьесберегающей компетентности будущего педагога обеспечивают возможность целенаправленных педагогических воздействий в процессе формирования данного интегратив-ного качества в системе профессионального образования.

05.09.2016

Список литературы:

1. Абакумова Ю.Г. Здоровьесберегающая компетентность будущего педагога: структурные компоненты, содержание, уровни сформированности / Ю.Г. Абакумова // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Киров). Ч. 2. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 90-93.

2. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.

3. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе / Р.И. Айзман и др. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014. - №1 (17). - С. 9-17.

4. Акимова, Л.А. Культура здорового и безопасного образа жизни учителя как основа формирования здоровья учащихся / Л.А. Акимова // Теория и практика общественного развития, 2014. - №4. - С. 116-119.

5. Акимова, Л.А. Проблема подготовки будущего педагога в аспектах здоровьесбережения: состояние, пути развития / Л.А. Акимова, Ю.Г. Абакумова // Гуманитарные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2014. - №12. - С. 27-27.

6. Бусыгин, А.Г. Десмоэкологический подход к формированию здоровьесберегающих компетенций студентов-будущих учителей в учебном процессе ВУЗа / А.Г. Бусыгин, В.И. Пентюхин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. - №3 (3). - С. 584-589.

Абакумова Ю.Г.

Критерии и уровни сформированноети..

7. Бусыгин, А.Г. Методологические основания обучения студентов здоровьесбережению / А.Г. Бусыгин, А.Л. Бусыгина // Самарский научный вестник, 2013. - №4 (5). - С. 40-43.

8. Зеер, Э.Ф. Критерии и показатели оценки здоровьесберегающей компетентности студентов / Э.Ф. Зеер, Е.А. Югова // Педагогическое образование в России, 2014. - №10. - С. 78-82.

9. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М.: Владос, 2000. - 192 с.

10. Лукашин, Ю.В. Здоровьесберегающая компетенция как составляющая профессиональной подготовки студентов педагогического вуза / Ю.В. Лукашин // Интеграция образования, 2009. - №4. - С. 102-106.

11. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2007. - 576 с.

12. Рыбина, И.Р. Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» / И.Р. Рыбина // Ученые записки Орловского государственного университета, 2015. - №3 (66). - С. 258-262.

13. Чуктурова, Н.И. Педагогические условия валеологического сопровождения образовательного процесса в начальной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.И. Чуктурова. - СПб, 2004.

14. Шатрова, Е.А. Теоретическая модель формирования здоровьесберегающей компетентности педагога / Е.А. Шатрова // Вестник ТГПУ, 2012. - №2(117). - С. 111-116.

15. Югова, Е.А. Анализ структуры и содержания здоровьесберегающей компетентности студентов педагогического вуза / Е.А. Югова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2011. - №3 (1). - С. 213217.

Сведения об авторе: Абакумова Юлия Геннадьевна, аспирант кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета 460018, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.