УДК 378.17 ББК Ч448.980.055
ГСНТИ 14.35.01
Код ВАК 13.00.02
Зеер Эвальд Фридрихович,
доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО; заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11, к. 0-201; e-mail: [email protected]
Югова Елена Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии и физиологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11; e-mail: [email protected]
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентностный подход; здоровьесберегающая компетентность; критериально-оценочный аппарат.
АННОТАЦИЯ. Рассмотрены особенности реализации действующих Федеральных образовательных стандартов. Обоснована необходимость изменения критериев оценки компетентности студентов, в том числе в цикле естественнонаучных дисциплин. Отмечена необходимость применения компе-тентностного подхода к оценке уровня развития здоровьесберегающей компетентности. Определены виды критериев и виды деятельности, подвергающихся контролю и оценке, а также способствующих становлению интегральных личностных характеристик будущего педагога. Для оценки уровней развития здоровьесберегающей компетентности выделены основные компоненты: гносеологический, ценностно-смысловой и деятельностный. Рассмотрены основные критерии их балльной характеристики, показатели и инструментарий, использующийся для оценивания уровня развития здоровьесберегающей компетенции в рамках выделенных компонентов. Успешное выполнение предлагаемых требований обеспечивает выпускнику возможность применять полученные знания в профессиональной деятельности, видеть проблемы, выдвигать идеи, связанные с их решением, осуществлять перенос компетенций по вопросам здорового образа жизни в новую ситуацию.
Zeer Evald Fridrikhovich,
Doctor of Psychology, Professor, Head of Department of Psychology of Education and Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg.
Yugova Elena Anatolievna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Psychology and Physiology, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg.
KEY WORDS: competency approach; health saving competence; criteria-evaluation mechanism.
ABSTRACT: The article describes the peculiarities of realization of the modern educational standards. It substantiates the necessity of changing evaluation criteria of students' knowledge in the cycle of natural sciences. It stresses the need for competence-based approach to the assessment of the level of development of health saving competences and identifies the types of criteria and activities for evaluation of health saving competences. For the evaluation of the levels of health saving competence it identifies the main components: gnoseological, value-semantic and active. It further defines the basic criteria for their scoring characteristics, indicators and tools. Successful implementation of the proposed requirements will provide graduates with the opportunity to use their knowledge in professional work, to see the problems, suggest ideas related to their decision; carry out the transfer of knowledge of healthy lifestyle into a new situation.
Д
ействующие требования Федеральных государственных образовательных стандартов вступают в противоречие с имеющейся в образовании системой контроля и оценкой знаний. На сегодняшний день меняется как содержание образования, так и методы работы преподавателя (новыми стандартами предусмотрено до 17% интерактивных форм деятельности). Соответственно, должны меняться и критерии контроля.
Современная система учета знаний в большей степени формальная, направленная на накопление оценок. Знания присваиваются, как правило, в репродуктивной форме. Но изменившаяся парадигма образования требует изменения технологий
оценивания. Стратегию оценки здоровьес-берегающей компетентности студентов определяет компетентностный подход в образовании [1; 2; 3].
В то же время поиск критериев для создания системы оценки здоровьесберегающей компетентности студентов возможен только на основе анализов общих подходов к системе оценок базового профессионального образования, существующих в отечественной педагогике и дающих понимание общей картины объективной оценки знаний студентов. Для ее комплексного оценивания необходимо создание комплекса контрольных заданий адекватных компетентностному подходу в его научной трактовке. Для разработки критериев
© Зеер Э. Ф., Югова Е. А., 2014
оценки здоровьесберегающей компетентности необходимо знать те параметры (характеристики), которые могут обеспечить выпускнику возможность адаптироваться к новым условиям жизни и работы, стать хорошим специалистом. Такие параметры и должны быть включены в список определенных критериев. Виды критериев должны проявляться в видах деятельности, которые подвергаются контролю и оценке. Выделяют количественные и качественные критерии. Под качественной оценкой следует понимать такие действия преподавателя, которые направлены на выявление и опознание существенных характеристик объекта, их анализ. Количественная же оценка в этой процедуре выступает как бы вторым действием. Она связана с теми же качественными характеристиками, но уже учитываются их традиционные свойства: мера, принцип дискретности (способ членения), нормы и эталоны, цена деления шкалы «измерения» и др.
Здоровьесберегающая компетентность разбивается на составляющие, что позволяет максимально точно описать требования, предъявляемые к студенту. Ценностно-целевая ориентация профессиональной под-
готовки в системе развития здоровьесбере-гающей компетентности заключается в содействии становлению интегральных личностных характеристик, которые выступают как непосредственные показатели профессионального развития будущего педагога. Взяв за отправную точку исследования, проведенные оренбургскими учеными Э. Р. Саитбаевой и Ю. В. Ворониной [4], мы считаем, что наиболее эффективными в современных условиях для оценивания уровней развития здоровьесберегающей компетентности будут являться такие компоненты, как гносеологический, ценностно-смысловой и деятельностный компонент (табл. 1). Гносеологический компонент определяет фундаментальные базовые знания студентов, необходимые в их профессиональной подготовке и заключается в нашем случае в синтезе знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Ценностно-смысловой компонент обеспечивает формирование ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Дея-тельностный компонент определяет практические умения и навыки, необходимые для сохранения и поддержания здоровья.
Таблица 1.
Критерии и показатели здоровьесберегающей компетентности студента
Параметр Критерии Показатели Инструментарий
Здоровьесберегающая компетентность Ценностно-смысловой Готовность к проявлению личной инициативы, ценностное отношение к собственному здоровью, готовность реализовывать здоровьесбере-гающие технологии в своей профессиональной деятельности, ценностное отношение - к событиям, к людям, к себе - образ «Я - педагог-исследователь». - опрос (анкетирование; беседа), - домашнее семестровое задание
Гносеологический Знания теоретических и практических основ медико-биологических дисциплин, знание морфофункциональных особенностей организма человека в процессе онтогенеза, знание нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности подростков, знание физиологические механизмы психических процессов и состояний - тестирование, - анкетирование, -изучение и обобщение опыта, - наблюдение, - решение ситуациионных задач, - составление и решение кроссвордов
Деятельностный Умение формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов, использование физиологические знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса, владение методиками изучения функционального состояния организма, владение методиками оценки психофизиологических показателей человека. - изучение продуктов деятельности студентов, - практические и лабораторные занятия; - исследовательские работы студентов, - проектные работы студентов, - участие в ролевых и деловых играх
Гносеологический компонент
здоровьесберегающей компетентности современного учителя включает знания теоретических и практических основ медико-биологических дисциплин, знание морфо-функциональных особенностей организма человека в процессе онтогенеза, знание нейрофизиологии и физиологии высшей
нервной деятельности подростков, знание физиологические механизмы психических процессов и состояний
Ценностно-смысловой (личностный) компонент здоровьесберегаю-щей компетентности будущего педагога включает готовность к проявлению личной инициативы, ценностное отношение к соб-
ственному здоровью, готовность реализо-вывать здоровьесберегающие технологии в своей профессиональной деятельности, ценностное отношение - к событиям, к людям, к себе - образ «Я - педагог-исследователь».
Деятельностный компонент (умения) здоровьесберегающей компетентности будущего педагога включает следующие умения: формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов, использовать фи-
зиологические знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса, владеть методиками изучения функционального состояния организма, владеть методиками оценки психофизиологических показателей человека.
В связи с необходимостью определения степени сформированности здоровьесбере-гающей компетентности будущего педагога нами разработаны уровни проявления критериев здоровьесберегающей компетентности и их оценка (табл. 2, 3, 4).
Таблица 2.
Уровни проявления критериев здоровьесберегающей компетентности студентов
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Ценностно-смысловой (личностный) компонент
Показатели: 1) ценностное отношение к собственному здоровью, 2) готовность реализовывать здоровьесберегающие технологии в своей профессиональной деятельности, 3) ценностное отношение - к событиям, к людям, к себе - образ «Я - педагог-исследователь»._
Ценностное отношение к обственному здоровью ярко выражено; в высокой степени готов реализовывать здоровьесберегающие технологии в своей профессиональной деятельности; осознает значимость проявления собственной личности как профессионала и исследователя, а также значимость других людей и происходящих событий._
Ценностное отношение к собственному здоровью выражено неярко; интерес к проявлению собственной личности как профессионала и исследователя, а также к другим людям и событиям носит непостоянный характер; в средней степени готов к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.
Ценностное отношение к собственному здоровью выражено слабо или не выражено; в низкой степени готов к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту; интерес к собственной личности как профессионалу и исследователю, а также к другим людям и к событиям выражен слабо._
Гносеологический компонент
Показатели: 1) знания теоретических и практических основ медико-биологических дисциплин, 2) знание морфофунк-циональных особенностей организма человека в процессе онтогенеза, 3) знание нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности подростков, 4) знание физиологические механизмы психических процессов и состояний
Обладает знаниями теоретических и практических основ медико-биологических дисциплин; хорошо осведомлен о морфофункциональных особенностях организма человека в процессе онтогенеза; владеет точными знаниями о нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности подростков, а также физиологических механизмах психических процессов и состояний; проявляет ярко выраженную потребность в постоянном пополнении знаний.
Обладает знаниями теоретических и практических основ медико-биологических дисциплин не в полном объёме; недостаточно хорошо осведомлён о морфофункциональных особенностях организма человека в процессе онтогенеза; владеет недостаточно точными знаниями о о нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности подростков, а также физиологических механизмах психических процессов и состояний; потребность в постоянном пополнении знаний выражена недостаточно._
Обладает знаниями теоретических и практических основ медико-биологических дисциплин слабо; слабо осведомлён о морфофункциональных особенностях организма человека в процессе онтогенеза; слабо владеет знаниями о нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности подростков, а также физиологических механизмах психических процессов и состояний; потребность в пополнении знаний не выражена.
Деятельносгный компонент (умения)
Показатели: 1) умение формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов, 2) использование физиологических знаний для рациональной организации учебно-воспитательного процесса, 3) владение методиками изучения функционального состояния организма, 4) владение методиками оценки психофизиологических показателей человека.
В высокой степени развито умение формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов; грамотно использует физиологические знаний для рациональной организации учебно-воспитательного процесс; на высоком уровне владеет методиками изучения функционального состояния организма, а также методиками оценки психофизиологических показателей человека.
Умение формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов имеется, но оно недостаточно развито и требует доработки и совершенствования. Необходимо совершенствование физиологических знаний для рациональной организации учебно-воспитательного процесса. Требует доработки владение методиками изучения функционального состояния организма, а также методиками оценки психофизиологических показателей человека.
Слабо развито умение формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов. Слабо развиты физиологические знаний для рациональной организации учебно-воспитательного процесса, отсутствует потребность в развитии этих знаний. Не умеет применять методики изучения функционального состояния организма, а также методики оценки психофизиологических показателей человека. Не стремиться восполнить пробелы в умениях._
Таблица 3.
Балльная характеристика критериев здоровьесберегающей
компетентности
Ценностно-смысловой критерий
Показатель Инструментарий Балльная характеристика
Ценностное отношение к собственному здоровью Анкета От 15 до 18 баллов - высокий уровень сформированности ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). От 10 до 14 баллов - средний уровень сформированности ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ. От 6 до 9 баллов - низкий уровень сформированности ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ.
Готовность к проявлению личной инициативы Беседа Основные вопросы 1. Занимаетесь ли вы регулярно спортом? 2. Следуете ли вы составленному вами режиму дня? 3. Отказываетесь ли вы от игр на компьютере в пользу прогулки или общения с друзьями? 4. Перестраиваете ли вы режим питания при появлении лишнего веса или при болевых ощущениях в области кишечника?
Готовность еали-зовывать здоворь-есберегающие технологии в профессиональной деятельности Домашнее семестровое задание 5 баллов - обозначена проблема, обоснована её актуальность, сделан анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению. 4 балла - основные требования к заданию выполнены, но имеются недочеты в работе: отсутствует логическая последовательность, не выдержан объём, имеются упущения в оформлении. 3 балла - имеются существенные несоответствия предъявляемым требованиям. Тема освещена лишь частично, проблема не раскрыта, допущены фактические ошибки в содержании задания, отсутствуют выводы.
Таблица 4.
Уровни сформированности гносеологического критерия здоровьесберегающей компетентности студентов
Гносеологический уровень
Показатель Инструментарий Балльная характеристика
Знание теоретических основ медико-биологических дисциплин Тестирование 0-30 баллов, исходя из количества правильно решенных вариантов заданий
Знание практических основ медико-биологических дисциплин Решение ситуационных задач 5 баллов - умеет работать в группе, приводит убедительные аргументы в пользу высказанного мнения, находит верное решение и подтверждает его теоретическим материалом, приводит примеры из имеющейся практики. 4 балла - умеет работать в группе, но приводит недостаточно аргументов для подтверждения своего мнения, находит верное решение и подтверждает его теоретическим материалом, приводит примеры из имеющейся практики. 3 балла - неубедительно отстаивает высказанное мнение, неуверенно пользуется теоретическим материалом, затрудняется с примерами из известной практической деятельности.
Составление и решение кроссвордов, физиологический диктант 5 баллов - умеет ориентироваться в справочной, научной и учебно-методической литературе по дисциплине; свободно оперирует понятийным аппаратом дисциплины. 4 балла - умеет ориентироваться в справочной, научной и учебно-методической литературе по дисциплине, но не достаточно уверенно и самостоятельно оперирует понятийным аппаратом. 3 балла - недостаточно уверенно ориентируется в справочной, научной и учебно-методической литературе по дисциплине, испытывает затруднения в применении понятийного аппарата.
Уровни сформированности ценностно-смыслового критерия: 20-23 балла - высокий; 14-19 баллов - средний; 9-13 - низкий. Уровни сформированности гносеологического критерия: 29-40 балла - высокий; 17-
28 баллов - средний; 6-16 - низкий. Уровни сформированности деятельностного критерия: 17-20 балла - высокий; 13-16 баллов -средний; 11-12 - низкий.
Таблица 5.
Уровни сформированности деятельностного критерия здоровьесберегающей компетентности студентов
Деятельностный уровень
Показатель Инструментарий Балльная характеристика
Умение формулировать положения о протеканиях физиологических функций и психофизиологических процессах Иссле-дова-тель-ская работа студентов 5 баллов - умеет работать с рекомендованной литературой, привлекает для выполнения исследования современные научные статьи. Четко обозначены проблема, цели и задачи исследования. Материал изложен логично, выводы сделаны в соответствии с поставленной целью. 4 балла - умеет работать с рекомендованной литературой, но недостаточно ознакомлен с современными научными работами по изучаемой тематике. Четко обозначены проблема, цели и задачи исследования. Материал изложен логично, выводы сделаны в соответствии с поставленной целью. 3 балла - умеет работать с рекомендованной литературой. Четко обозначены проблема, цели и задачи исследования. Испытывает затруднения с изложением материала и выводами по проделанной работе.
Использование физиологических знаний для рациональной организации учебного процесса Проектные работы студентов 5 баллов - содержание раскрывает цель и задачи исследования, в презентации есть фотографии, рисунки или диаграммы, текст легко читается на фоне презентации, используются анимационные эффекты, все ссылки работают. 4 балла - содержание не в полной мере раскрывает цель и задачи исследования или в презентации недостаточно фотографий, рисунков или диаграмм, текст легко читается на фоне презентации, используются анимационные эффекты, все ссылки работают. 3 балла - содержание не в полной мере раскрывает цель и задачи исследования, в презентации недостаточно фотографий, рисунков или диаграмм, текст недостаточно хорошо читается на фоне презентации, нет анимационных эффектов, все ссылки работают.
Участие в ролевых играх 5 баллов - студенты принимают участие в написании сценария, используя знания, полученные в процессе изучения дисциплины, в процессе игры способны решать проблемные вопросы, связанные с рациональной организацией здоровьесберегающего учебного процесса. 4 балла - студенты активно участвуют в процессе ролевой игры, способны решать проблемные вопросы, связанные с рациональной организацией здоровьесберегающе-го учебного процесса. 3 балла - участвуют в ролевой игре в соответствии с имеющимся сценарием. 2 балла - студенты являются зрителями ролевой игры.
Владение методиками изучения функционального состояния организма и оценки психофизиологических показателей человека Прак-тиче-ские и лабораторные занятия 5 баллов - задание выполнено самостоятельно, в полном объеме и с соблюдением необходимой последовательности, рационально применяются теоретические знания, практические умения и навыки. 4 балла - задание выполнено самостоятельно, в полном объеме, допускаются отклонения от необходимой последовательности, не влияющие на правильность конечного результата, рационально применяются теоретические знания, практические умения и навыки. 3 балла - работа выполняется при существенной помощи преподавателя. Студенты испытывают затруднения при работе с учебной литературой и затрудняются сделать соответствующие выводы.
Таким образом, оценка компетентности здоровьесбережения позволяет выделить базовые компоненты профессиональной подготовки студентов, необходимые для дальнейшей педагогической деятельности. Достаточный уровень развития здоровьес-берегающей компетентности отмечается в том случае, если у студента будет выявлен высокий уровень проявления выделенных компонентов и критериев. То есть будущий педагог осознает характер мотивов своей будущей педагогической деятельности, у него присутствует наличие интереса к ведению здорового образа жизни и потребность
в развитии здоровьесберегающей компетентности в процессе профессиональной деятельности, отмечается полнота теоретических знаний и практических умений по физиологии, гигиене и здоровому образу жизни, системность и осознанность знаний по вопросам здоровьесбережения, он способен к решению анатомо-физиологических и гигиенических задач, способен применять свои знания в учебно-методической деятельности, видеть проблемы, выдвигать идеи, связанные с их решением; осуществлять перенос знаний по вопросам здорового образа жизни в новую ситуацию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азарова Р. Н., Золотарева Н. М. Опыт вузов по разработке паспортов компетенций : сборник примеров. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учеб.-метод. объединений и науч.-метод. советов высшей школы, 2010.
2. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. №3. С. 27-40.
3. Земцова Е. В. Интегративная (комплексная) оценка сформированности единой социально-профессиональной компетентности / / Вестник университета. №8 (34)- 2007. С. 77-81.
4. Саитбаева Э. Р., Воронина Ю. В. Профессиональная готовность педагога к реализации профильного обучения / / Человек и образование. №1. (18). 2009. С. 118-123.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Э. Э. Сыманюк.