ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
О. В. КОРОБОВА
В статье обосновывается необходимость использования проектной деятельности в начальной школе в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Раскрываются возможности метода проектов для развития личности и социализации младших школьников. Автором рассматриваются особенности использования метода проектов на уроках в начальных классах.
Ключевые слова: проектная деятельность; метод проектов; проектная методика; учебная деятельность; социализация младших школьников.
В основе разработки современных стандартов школьного образования, в том числе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), лежит представление об образовании как институте социализации личности, так как приобщение детей к социальному опыту является значимым для общества. В связи с этим все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении новых форм, методов и приемов, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.
Л. В. Мардахаев определяет социализацию (от лат. ъвсгаИъ - общественный) человека как «развитие, становление личности, формирование его сознания (на основе языка, социальных ценностей, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе), усвоение социальных ролей и опыта поведения (норм, установок, образцов поведения), овладение стилем социального общения и проявления с учетом возраста, своеобразия среды и самоактивности. В ходе нее происходит формирование и развитие мировоззрения человека, овладение культурой среды жизнедеятельности, избирательное введение в систему тех норм, правил и шаблонов поведения, которые приняты в данном обществе, социальной группе (социокультурной среде), усвоение социальных ролей, навыков общения, целесообразного самопроявления в среде жизнедеятельности» [2]. Таким образом, социализация рассматривается и как процесс, и как результат развития, становления личности.
На современном этапе ФГОС НОО устанавливает требования не только к метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а в первую очередь, к личностным результатам, которые должны отражать следующие аспекты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям [3].
Актуальность задачи совершенствования начального образования на современном этапе развития российского общества обусловлена тем, что цели образования нередко рассматриваются в пределах задач овладения частными знаниями, умениями и навыками, в то время как социальный и ценностно-смысловой аспекты образования, задачи социализации, развития личности остаются вне должного внимания образовательных учреждений.
В современных условиях реализации стандарта второго поколения учителем начальных классов организуется как урочная, так и внеурочная деятельность по направлению социализации младших школьников. При планировании своей деятельности педагог начального образования ставит цель создать такие педагогические и социально-психологические условия, которые позволят учащимся начальной классов овладеть действиями, способствующими их социализации.
Как показывают социально-психологические исследования, младший школьный возраст является сензитивным для процесса социализации. Решающим фактором социализации младшего школьника становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных универсальных учебных действий, складывающиеся в школе межличностные отношения. Все это возможно благодаря проектной деятельности.
К проектной деятельности можно отнести учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся. Она имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности и заранее выработанные представления о продукте деятельности.
По утверждению Н. В. Савина, автора учебника «Педагогика», еще в 20-е гг. прошлого века в школах использовался метод проектов. Суть его состояла в том, что учащиеся должны были наметить для своей работы какой-то проект (дело), и вокруг этого проекта строилась их познавательная
деятельность. Большая самостоятельность учащихся являлась положительной стороной проекта, а отрицательной - в учебной работе не стало организационной четкости. Учитель потерял свою основную функцию наставника учащихся, он превратился в консультанта, контролера. По этой причине тогда отказались от проектов.
Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования. Инновации в системе современного начального образования основываются на достижениях зуновского, компетентностно-го подходов, проблемно ориентированного, лич-ностно ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно-деятельностного подходов. Проектная деятельность является одной из разновидностей деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина.
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения и воспитания. Ученик в проектной деятельности определяет цель, открывает новые знания или способы действия, экспериментирует, выбирает пути решения поставленной цели, предпринимает активные действия, несет ответственность за свою деятельность, т. е. является субъектом деятельности. Учитель, в свою очередь, помогает ученику определить цель деятельности, рекомендует источники получения информации, предлагает возможные формы работы, содействует прогнозированию результатов, создает условия для активности школьника, помогает оценить полученный результат и выявить недостатки, т. е. является партнером ученика.
Таким образом, в процессе проектной деятельности у младших школьников формируются следующие умения:
- умения социального взаимодействия (сотрудничать в процессе образовательной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
- исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких способов действий недостает);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Например, в рамках образовательной системы для начальных классов «Школа 2100» учащимся в 4-м классе по математике (авторы учебника: Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких) предлагается выполнить пять проектов:
1) «Модель машины времени»;
2) «Страничка из энциклопедии»;
3) «Инсценировка: Российская ярмарка 18 века»;
4) «Играй и выигрывай»,
5) «Страница нового учебника».
Все пять проектов связаны между собой. Работая над проектами, дети отправляются на своей машине времени в XVIII в. А машине требуется информационное топливо. Кроме учебника, учащиеся могут пользоваться любыми источниками информации. Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможны экскурсии. Это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей). Помочь детям получить информацию могут взрослые, используя сеть Интернета.
Следует особо отметить, что инструкция к проекту, приведенная в учебнике по математике, содержит подробный план работы, выполнение которого требует высокой степени сформирован-ности общеучебных умений. Степень реализован-ности проекта предлагается оценивать в соответ-
ствии со степенью выполнения этого плана, имеется в виду именно устное оценивание успешности результата, выставление отметки за проект не предусмотрено, но она может быть выставлена по желанию учащихся. Оценка проектной деятельности осуществляется в ходе совместного обсуждения учащимися и учителем результатов и процесса работы над проектом. При этом учитель направляет беседу таким образом, чтобы были обсуждены и отмечены умения каждой из групп общеучебных умений (коммуникативные, организационные, интеллектуальные).
Выполняемые младшими школьниками проекты (не только по предмету «Математика») могут отличаться друг от друга по следующим признакам:
1) результатом: поделки (игрушки, книги, рисунки, костюмы, макеты, модели и т. д.); мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
2) числом детей: индивидуальная, парная,
групповая или коллективная деятельность;
3) продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
4) числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
5) набором и иерархией ролей;
6) соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
7) необходимостью привлечения взрослых.
Социально-экономические условия жизни современного общества обусловили необходимость изменений режима работы школ - наиболее актуальными стали школы полного дня, где дети находятся с 8 до 19 часов. Время общения ребенка с родителями в таких условиях значительно ограничивается. Большинство родителей отстраняются от школьной жизни своих детей, так как уроки ребенок выполняет в школе под наблюдением воспитателя и все мероприятия организуются педагогами. Многие мамы и папы забывают о своей руководящей роли в формировании личности ребенка.
Социальное расслоение общества, когда в классе собраны дети из семей с различными материальными возможностями, увеличение неполных и неблагополучных семей также влияет на процесс обучения и развития каждого ребенка, вносит необходимость ориентации школы на индивидуальные возможности каждого ученика, необходимость создания условий для максимальной самореализации во внеурочной деятельности ка-
ждого ребенка. И здесь также возможно применение проектной методики, так как участие в проектной деятельности значительно увеличивает возможности максимальной самореализации каждого ученика.
Идея включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и актуальной в современных условиях. Однако, как отмечает профессор Н. М. Конышева, официально принятый курс ее внедрения в практику начальной школы изначально сопровождается целым «шлейфом» весьма тревожных фактов, которые, в свою очередь, являются следствием недостаточно четкого научного обоснования данной проблемы. Из этого проистекает ряд организационнометодических ошибок, в результате из проектной деятельности школьников зачастую исчезает самое главное и ценное - творческое, изобретательское начало, т. е. собственно проект. Проектная деятельность в школе становится просто данью моде, выливаясь в громоздкие, но малопродуктивные мероприятия [1].
Итак, возраст младшего школьника накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности в начальной школе. Тем не менее вовлекать младших школьников в проектную деятельность можно уже с 1-го класса. Проектная деятельность в начальных классах позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную по-
зицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. А значит, она способствует развитию личности, социализации младшего школьника.
Литература
1. Конышева Н. М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе. Смоленск, 2007. С. 179.
2. Мардахаев Л. В. Социализация человека как социально-педагогический процесс // Педагогическое образование. 2009. № 4. С. 21-26.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011. С. 8.
* * *
PROJECT ACTIVITY AS MEANS OF SOCIALIZATION OF ELEMENTARY SCHOOL PUPILS
O. V. Korobova
The article substantiates the need for the project activities in an elementary school in connection with the implementation of the Federal state educational standard of elementary general education of the second generation. The possibilities of the project method for personal development and socialization of elementary school pupils are expanded. The author considers the peculiarities of the use of project methods at the elementary school lessons.
Key words: project activities, project method, project methodology, learning activities, socialization of elementary school pupils.