УДК 378.14788 ББК 74.2
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
О.В. ТЕТЕЛЬБАУМ, МБОУ "Прогимназия№90, г. Челябинска" e-mail: jktymrfby. [email protected]
Аннотация
В работе рассмотрен один из способов активизации и интенсификации познавательной деятельности и повышения качества образовательного процесса у учащихся начальных классов -проектная деятельность.
На примере учебного проекта по математике рассмотрены цели и задачи проекта для учащихся начальных классов по учебному предмету математика, алгоритм работы педагога в ходе проектной деятельности, значение проектной деятельности для младших школьников. Показано, что проектная деятельность - один из эффективных способов повышения качества образования учащихся начальных классов.
Ключевые слова: проектная деятельность, учебные проекты, младшие школьники, начальная школа.
Актуальность. В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой,
исследовательской и проектной деятельности младших школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение. Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированности мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Именно поэтому использование метода проектов в начальной школе считается актуальным и очень эффективным. Данный метод дает ребенку возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации. Однако в современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно-урочной системы обучения, а наряду с
ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Для обеспечения наибольшей успешности целого класса в освоении учебного материала учителю желательно построить такой учебно-воспитательный процесс, в котором каждый ученик, независимо от его потенциала, будет вести активную познавательную деятельность. На мой взгляд, такую возможность дает грамотно спланированное и реализованное на уроках сочетание различных форм организации деятельности учащихся, которое позволяет раскрыть для всего класса значимость учения, показать взаимосвязи изучаемых вопросов и возможности приложения теории к практике. Чувствуя ответственность перед классом при фронтальной работе, обмениваясь опытом, передавая или перенимая его, с одноклассниками в групповой работе, выполняя посильную деятельность при индивидуальной работе, младшие школьники получают более комфортные условия для успешного усвоения знаний по программе.
Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся и
повышения качества образовательного процесса.
Таким образом, сегодня метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся ("метод обучения"), но и как целостная "педагогическая технология".
Так, что же такое учебный проект? Н.Ю. Пахомова (2012) приводит такое определение: "Учебные проект - дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации" [7]. Главная педагогическая цель любого проекта -формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Цель исследования. Рассмотреть один из способов активизации и интенсификации познавательной деятельности и повышения качества образовательного процесса у учащихся начальных классов - проектная деятельность.
Материал и методы. Используя данные литературы [1-3, 6, 7] и личный опыт на примере учебного проекта по математике рассмотрены цели и задачи проекта для учащихся начальных классов по учебному предмету математика, алгоритм работы педагога в ходе проектной деятельности, значение проектной деятельности для младших школьников. Показано, что проектная деятельность - один из эффективных способов повышения качества образования учащихся начальных классов. Проектная деятельность велась у младших школьников МБОУ "Прогимназия №90, г. Челябинска" на протяжении 4 лет, с I по IV класс, дети обучались по программе "Школа-2100".
Результаты исследования. Рассмотрен проект для учащихся начальных классов по учебному предмету математика.
Цель данного проекта: научить учащихся приобретать знания самостоятельно и применять приобретённые знания для решения новых познавательных и практических задач.
Задачи проекта:
1. Научить учащихся планированию учебной деятельности исходя из возникшей проблемы.
2. Формировать умения и навыки работы в парах, в группах.
3. Развивать коммуникативные навыки и умения.
4. Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве.
5. Осуществлять руководство выполнения краткосрочных проектных работ учащихся, проводимых в урочное время.
Алгоритм работы педагога в ходе проектной деятельности:
I этап. Готовясь к такому уроку, учитель чётко определяет, что именно должен делать каждый участник - и ученики, и учитель, чтобы достичь цели, поставленной в самом начале работы над проектом. От учителя требуется умелое подведение к проблеме, умение заинтересовать, мотивировать детей. А работа с младшими школьниками требует особого подхода, чуткости, включения игровых моментов.
II этап. На следующем этапе учитель организует групповую работу, помогает распределять обязанности в группе, продумывать ход деятельности, обсуждать методы исследования.
III этап. Затем, так же под умелым руководством учителя, которое дети не должны замечать, у них должно создаваться впечатление, что они сами ведут урок, руководят процессом, учащиеся анализируют и систематизируют полученные данные.
IV этап. После подведения итогов работы каждой группы делается общий итог и оформляется результат. Заканчивается урок рефлексией.
Продуктами проекта являются учебно-дидактические материалы, методические и технологические материалы, поделки, буклеты, которые были созданы в ходе реализации проекта.
Проектную деятельность можно начинать с учениками, начиная с I класса.
На уроках математики реализую краткосрочные учебные проекты. Разумеется, работа над моно-проектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области математики.
Во внеурочной деятельности реализую программу кружка "Занимательная
математика". Кружок создается при участии всего класса, занятия проходят в подгруппах.
Считаю, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки, реализовывать долгосрочные проекты. Использую разные виды проектов: личностные, парные, групповые. Ребята сами выбирают вид проекта во внеурочной деятельности, предлагают тематику проектов. Например, "Челябинск в числах", "Геометрия на улицах нашего города", "Геометрия вокруг нас", "Геометрия у нас дома", "Математика в числах, загадках и поговорках", "Старинные меры длины", "Из истории математики" и т.д.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет учащимся успешно овладеть не только обще-учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
На родительских собраниях рассказываю о результатах проектной деятельности и изучаю запросы детей и родителей для следующих проектов.
Также способствует активизации
познавательной деятельности и повышению качества образовательного процесса работа в научном обществе учащихся, где ребята занимаются исследовательской деятельностью. Академик А.Н. Колмогоров писал: "Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской
работе". Продуктами данного вида деятельности являются участие в городских научно-практических конференциях "Интеллектуалы XXI века", "Шаг в будущее" и других районных и городских интеллектуальных конкурсах, публикация научных статей [4, 5, 8].
Выводы. Таким образом, проект - это метод обучения. Он может быть эффективно использован в изучении математики, может применяться на уроках и во внеклассной работе, ориентирован на достижение целей самих учащихся, формирует невероятно большое количество умений и навыков, формирует опыт деятельности. Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного
воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые "нравственные привычки". Трудолюбие, ответственность, самостоятельность,
предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Список литературы:
1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н. Землянская //Начальная школа. - 2005. - №9.
2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. - 2004. - №2.
3. Пахомова Н.Ю. Учебное проектирование: метод. пособие и CD-диск с базой данных учебных проектов. - 3-е изд., испр. и доп. / Н.Ю. Пахомова, Н.В. Дмитриева, И.В. Денисова и др. - Дзержинский: ДМУП "Информационный центр", 2012. - 52 с.
4. Пешикова М.В. Актуальные вопросы диагностики аллергических ринитов у школьников г. Челябинска / М.В. Пешикова, Н.Е. Лебедев, О.В. Тетельбаум // V международная (XII итоговая) научно-практическая конференция молодых ученых, посвященная 70-летию ЮУГМУ: сб. материалов. - Челябинск: изд-во ЮУГМУ, 2014. - с. 121-126.
5. Пешикова М.В. Пути повышения диагностики аллергических ринитов у детей /М.В. Пешикова, Н.Е. Лебедев, О.В. Тетельбаум //Педиатрический вестник Южного Урала. - 2015. - №2. - с. 39-45.
6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практ. пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 8-е изд., испр. и доп. / И.С. Сергеев. - Москва: АРКТИ, 2012. - 80 с.
7. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? /М.А. Ступницкая. - Москва: Первое сентября, 2010. - 44 с.
8. Тетельбаум О.В. Вопросы своевременной диагностики аллергических ринитов у детей / О.В. Тетельбаум, Н.Е. Лебедев // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2015. - №3 (10). - с. 41-47.
PROJECT ACTIVITY AS MEANS OF ACTIVATION AND INTENSIFICATION OF INFORMATIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL PUPILS
O.V. TETELBAUM, MBOU "Progymnasium №90, Chelyabinsk" e-mail: jktymrfby. [email protected]
Abstract
The work is considered one way of activation and intensification the cognitive activity and improve the quality of the educational process at primary school children - project activities.
For example, the training project in mathematics considered project goals and objectives for primary school pupils on school subject mathematics teacher during the algorithm design activity, the value of the project activities for younger students. It is shown that the project activity - one of the most effective ways to improve the quality of education of primary school pupils.
Keywords: project work, educational projects, younger students, elementary school.