- развивая личностные качества младшего школьника в учебной деятельности на основе содержательного обогащения структурных элементов преподаваемых дисциплин;
- при соблюдении и постепенной реализации трех этапов данного процесса: первоначального преобладания эмоциональ-
Библиографический список
В современном образовании происходят серьезные изменения на уровне методологии и дидактики обучения, изменяются стандарты и критерии качества образовательного процесса, пересматриваются технологии обучения, воспитательные акценты переносятся на формирование личности, способной к самостоятельному продуктивному мышлению, применению знаний в ситуациях выбора. Проектирование, как форма учебной деятельности, является эффективным способом развития знаний, умений и навыков, личностных достижений, индивидуального видения в решении учебных задач.
Включению проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения, проблематике проектирования в школе, конкретизации его роли в формировании интеллектуальных основ личности и ее творческих начал посвящены работы В.П. Беспалько, А.Л. Блохина, О.В. Брыковой, О.Б. Волжиной, В.В. Давыдова, А.Н. Джуринского, Н.А. Забелиной, А.Д. Климовой, И.В. Никитиной и других. Вместе с тем их
ного элемента; постепенного увеличения роли когнитивного и регулятивного элементов; дальнейшего углубления познавательной самооценки через расширение информативного поля за счет усиления собственной оценочной деятельности и оценок, принятых со стороны.
118
работы не дают точного представления о потенциальных возможностях проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников. В тоже время, проведённый нами аналитический обзор педагогических исследований показывает, что метод проектов активизирует познавательную деятельность, развивает творческие способности младших школьников, увеличивает их мотивацию к учебной деятельности, стимулирует самостоятельные формы работы. Дидактическая суть проектного метода определяется его творческим и конструктивным основаниями, которые формируют умения учащихся моделировать процесс получения знаний по необходимой траектории, развивать познавательные умения в решении учебных задач. Метод проектов включает репродуктивную и продуктивную деятельность, объединяет формальное знание и практический опыт [1]. Первоначально концептуальным основанием учебных проектов являлась личностно ориентированная модель образования, обоснованная в 80-х годах XX века Е.В. Бондаревской,
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: АСТ, Астрель, Люкс, 2015.
2. Липкина А.И. Самооценка школьника. Москва, 2014.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер, 2015.
4. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2014.
5. Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников. СОЦИС. 2008; 8.
References
1. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: AST, Astrel', Lyuks, 2015.
2. Lipkina A.I. Samoocenka shkol'nika. Moskva, 2014.
3. Anan'ev B.G. Chelovek kakpredmetpoznaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2015.
4. Hutorskoj A.V. Sovremennaya didaktika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2014.
5. Divisenko K.S. Dinamika cennostej shkol'nikov. SOCIS. 2008; 8.
Статья поступила в редакцию 31.03
УДК 371.322
Topilina N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Taganrog Institute n.a. A.P. Chekhov (Taganrog, Russia),
E-mail: ntv2307@list.ru
DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTERESTS OF PUPILS IN PRIMARY CLASSES BY MEANS OF PROJECT ACTIVITIES.
The article reveals the problem of formation of cognitive interests of primary school students through project activities. Designing as a form of educational activity is an effective way to develop knowledge, skills, personal achievements, individual vision in solving educational problems. Didactic essence of the design approach is creative and constructive principles in obtaining knowledge that influences the development of cognitive interest, through the acquisition of practical action and thinking nature, the ability to consciously distinguish the problem situation, to define possible ways of solving, to build and to implement that plan. Considering the development of cognitive interests in the course of project activities among primary school students, it is necessary to take into account its stages, which are expressed in the degree of independence of the project; in the ability to work in a group; in the practical use of subject knowledge, skills and abilities; in the meaningfulness of the information used in the project. Project activity in primary school is always a joint activity, developing the cognitive interests of primary school students, aimed at creativity and achieving a specific result.
Key words: elementary school; education; educational interests; project activities.
Н.В. Топилина, канд. пед. наук, доц. Таганрогского института имени А.П. Чехова, г. Таганрог, E-mail: ntv2307@list.ru
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрывается проблема формирования познавательных интересов школьников младших классов через проектную деятельность. Проектирование, как форма учебной деятельности, является эффективным способом развития знаний, умений и навыков, личностных достижений, индивидуального видения в решении учебных задач. Дидактическая суть проектного метода определяется его творческим и конструктивным началами в получении знаний, что оказывает влияние на развитие познавательного интереса, через овладение действиями практического и мыслительного характера, способность осознано выделить проблемную ситуацию, определить возможные способы ее решения, построить и реализовать намеченный план. Рассматривая развитие познавательных интересов в ходе проектной деятельности у учеников начальных классов, необходимо учитывать ее этапы, которые выражены в степени самостоятельности выполнения проекта; в умении работать в группе; в практическом использовании предметных знаний, умений и навыков; в осмысленности примененной в проекте информации. Проектная деятельность в начальной школе всегда совместная деятельность, развивающая познавательные интересы школьников младших классов, направленная на творчество и достижение конкретного результата.
Ключевые слова: начальные классы; обучение; познавательные интересы; проектная деятельность.
А.Н. Леонтьевым, Г.Н. Сериковым, И.С. Якиманской и апробированная такими педагогами-новаторами, как: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов. Неповторимая личность учащегося явилась системообразующим фактором их метода.
В работах П.А. Маслова [2] проектная деятельность - это совместная познавательная, творческая деятельность, направленная на самостоятельные достижения учащимися поставленных познавательных задач, удовлетворение познавательных потребностей, самореализацию. М.В. Чанова [3] придает проектированию в школе элемент проблемности, когда активизируется самостоятельная, творческая деятельность учащихся по созданию конкретного учебного продукта. Н.В. Матяш [4] характеризует проектную деятельность как форму учебно-познавательной активности школьников, при наличии обязательной мотивации достижения и сознательно поставленных целей по реализации творческих проектов, что обеспечивает единство и преемственность различных сторон процесса обучения.
Младшие школьники участвуют в проектной деятельности, выстраивая комплексы учебных действий, как самостоятельные субъекты, решающие учебно-познавательные проблемы, завершающиеся созданием продукта при эмоциональной, регулятивной и инструктирующей поддержке взрослого. Проектная деятельность оказывает влияние на развитие познавательного интереса, что выявляется через степень овладения учеником действиями практического и мыслительного характера: осознано выделить (осознание) проблемную ситуацию, сформулировать проблему, определить возможные способы решения проблемы, построить и реализовать намеченный план, представить продукт проектной деятельности [5]. Помогая ученикам, учитель может брать на вооружение арсенал педагогических принципов: мотивации, сотрудничества, самодеятельности.
Проектная деятельность, по сути, трудна для младшеклассников, при ее реализации они могут столкнуться с рядом сложных моментов. Среди них трудность выявления ведущей и промежуточной целей и задач; сложность выбора путей решения поставленных задач и аргументации выбора; непривычность к самостоятельной деятельности; неумение корректировки деятельности с учетом промежуточных результатов; отсутствие опыта объективной оценки процесса и результата проектирования. Эти моменты преодолеваются учителем при правильной организации проектной деятельности в процессе работы над каждым ее этапом. Следовательно, правильно организованная проектная деятельность, состоящая из этапов целостной структуры учебных действий, обеспечивает максимальное достижение поставленных целей в конкретных учебных условиях. Участие педагога на разных этапах проектирования различно. На первых этапах это роль предоставляющего информацию и контролирующего ее переработку, а на последних этапах - роль консультанта, организатора и помощника. Педагог имеет возможность дифференциации и индивидуализации в работе с детьми, особенно это выражается в выборе сложности заданий по проектированию. Рассматривая развитие познавательных интересов в ходе проектной деятельности у учеников начальных классов, необходимо учитывать ее этапы.
Подготовительный этап - планирование тематики проектной деятельности в годовой перспективе. Составляются 20 - 25 тем, подходящих для индивидуальной или групповой работы по проектированию. Темы дифференцируются по уровню сложности. На данном этапе формулируются цели предстоящей проектной деятельности, планируются учебные результаты, составляется алгоритм работы и этапов деятельности. Подготовительный этап - это организационная деятельность учителя, который формирует педагогические условия, создает активную развивающую среду, используются необходимые технические средства, выстраивая положительные межличностные отношения, адекватные поставленным целям. Важно чтобы на данном этапе были сформулированы задачи понятные и принимаемые к действию учащимся начальных классов. Основные компоненты организационной деятельности преподавателя, на этом этапе направленны на развитие познавательных интересов младших школьников. Например, совместная с учащимися формулировка проблемы; постановка вопроса, стимулирующего познавательный интерес, что в дальнейшем приводит к диалогическим формам работы и дискуссиям; акцентирование приемов познавательной активности; применение работы в группах и парах; использование целенаправленных ошибок для того, чтобы у ребят возникло
размышление вслух; предоставление времени на самостоятельное обдумывание.
На следующем этапе - целеполагания - зарождается замысел проекта. Это старт проекта. Педагог продумывает соотношение цели проекта с потребностями детей, поясняет, зачем необходимо проектирование, что оно значит в учебном и социальном процессе, на какие вопросы может быть направлено и какие проблемы помогает решить. Дети раскрывают для себя мир творчества и науки, одновременность познания и поиска нового. Младшим школьникам необходимо раскрыть результат, к которому стремится группа, ориентируя на реалистичность и достижимость желаемого. Целеполагание предполагает выбор объекта проектирования, и детям нужно помочь выбрать небольшие по объему работы, которые можно выполнить в группе, т. к. навыки самостоятельной работы у них еще недостаточно развиты. Анализируя проектную цель можно применять методы:
1. Мозгового «штурма» для активизации творческой деятельности младших школьников в коллективе. Данный метод стимулирует развитие конструктивной взаимопомощи, при групповой работе развивает умения выслушать ответы других и относиться к ним критически и в тоже время креативно.
2. Метод аналогий, который в работе с младшими школьниками используется частично и предполагает выдвижение гипотез на поставленную проблему. Фантастические аналогии, игровые аналогии, личностные аналогии - все эти формы стимулируют познавательный интерес ребят в проектной деятельности.
3. Метод моделирования помогает научиться самостоятельно строить модели решения задач, с помощью рисунков, графики вырабатывать новые системы обозначений. Младшие школьники в ходе самостоятельного моделирования развивают способности к пониманию более сложных мыслительных операций, создания идеальных предметных сред.
4. Метод фокальных объектов. Выбирается некий фокальный объект и несколько случайных объектов со своими признаками и характеристиками. К фокальному объекту добавляются признаки и характеристики случайных, полученное сочетание развивается путем свободных ассоциаций.
5. Метод каталога. Ученики составляют историю или сказку по предложенным учителем вопросам. Итоговое произведение может анализироваться и подвергаться продуктивной проектной деятельности.
Используя различные методы на этапе целеполагания, младшие школьники учатся сопоставлять свои возможности и с требованиями, выбирать из множества целей одну, но самую актуальную для группы. Развитию познавательных интересов на данном этапе способствует самодиагностика, производимая с помощью наводящих вопросов педагога. Также интерес стимулируют творческие задания, дискуссии, конкурсы на лучшую идею, экскурсии, беседы, анализ иллюстраций на заданную тему, дидактические игры.
Этап организации планирования. На данном этапе работа может проходить в форме игры или специально подготовленного урока. Планирование необходимо для детального выбора всех инструментов и приспособлений, от этапов и критериев качества, критериев коррекции предстоящего проектирования (учитель). Планирование направлено на описание внешнего вида, цвета, формы, замысла, фактуры поделки или предмета проектирования (учащиеся). Ребята совместно с учителем планируют содержание и последовательность операций, моделируют путь и способы получения желаемого образца. Познавательный интерес учащихся на данном этапе поддерживается за счет бесед и поощрений.
Этап проектирования нацеливает учеников на реализацию проекта. Присутствуют формы активного самоконтроля, которые помогают корректировать свои действия в соответствии с планом. Наиболее эффективные формы реализации - деловая игра и самостоятельная работа. На данном этапе проектирования познавательные интересы младших школьников реализуются через действия в коллективе, активную позицию, мотивацию к совместной продуктивной деятельности, саморегуляцию и самоконтроль.
Этап рефлексии - помогает сопоставить конечный результат деятельности с намеченной в начале целью, а также произвести самооценку и взаимооценку своей работы. Ученики подвергают ее анализу, определяя степень достижения цели, общие и частные результаты. Учитель совместно с детьми также проводит анализ и самостоятельно анализирует собственную педагогическую работу. Учащиеся оценивают визуальный результат, а
учитель - педагогический: уровень приобретенного опыта исследовательской работы, наличие новых знаний, умений и навыков, наличие самодеятельности. Проделанная работа анализируется младшими школьниками, они учатся понимать насколько была достигнута поставленная цель и какой получен результат. Младшие школьники учатся видеть свою работу через оценку других людей, получая похвалу или пожелания доработать что-либо. Познавательные интересы младших школьников на данном этапе выражены в степени самостоятельности выполнения каждого этапа проекта; в умении работать в группе, четко выполняя свою роль; в практическом использовании предметных знаний, умений и навыков; в степени осмысленности примененной в проекте информации; в уровне сложности использования творческих методов учебной работы; в оригинальности идеи и способов разрешения проектной проблемы; в творческом подходе к подготовке презентации.
Коррекционный этап. На данном этапе производятся выводы и даются рекомендации по ошибкам, сделанным в работе. Учащиеся учатся понимать, что необходимо изменить и какие изменения могут улучшить проектный результат.
Организуя проектную деятельность в начальной школе необходимо учесть большие временные, информационные и ресурсные затраты. Проектные формы работы в начальной школе можно развивать не только в процессе непосредственного про-
Библиографический список
ектирования, но и на уроках поэлементно. Учитель должен разработать поурочные организационные формы и методы учебной работы, стимулирующие поисковую, познавательную деятельность и интересы учащихся. Это стимулы к самостоятельным познавательным действиям, они активируют личностное развитие ребят. Учебный процесс придает познавательным интересам мотивацию учения, формирует их как устойчивые качества личности учащегося, направленные на приобретение знаний и способов познавательной деятельности.
Для младшего школьного возраста свойственны дифференцированные, устойчивые и действенные познавательные интересы. Развить познавательный интерес младших школьников можно успешно развивать через деятельность, имеющую практическую направленность, позволяющую ребенку войти в проблемную ситуацию, воздействующую на его интеллект, волю, эмоции, чувства, желания и действия. Проектная деятельность в начальной школе всегда совместная деятельность, направленная на учебно-познавательный процесс, творчество, игру, имеющие общую цель, эффективные методы и способы своего проявления, направленные на конкретный результат. Организация проектной деятельности в начальной школе представляет собой целостную структуру, которая приносит максимальную пользу для формирования познавательного интереса ребят и их творческой активности.
1. Блохин А.Л. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2005.
2. Маслов П.А. Проектная деятельность как условие самореализации младших школьников на уроках технологии. Духовно-нравственное воспитание в пространстве современного образования. Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2007; Вып. 5.
3. Чанова М.В. Приобретение учащимися опыта творческой деятельности при использовании метода проектов в обучении географии. Научно-методическое партнёрство в сфере образования: Материалы III Региональной научно-практической конференции, 15 ноября 2005 г. Новосибирск: НГУЭУ, 2006.
4. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. Москва: Вентана-Граф, 2013.
5. Кузина А.Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2009.
References
1. Blohin A.L. Metod proektov kak lichnostno-orientirovannaya pedagogicheskaya tehnologiya: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2005.
2. Maslov P.A. Proektnaya deyatel'nost' kak uslovie samorealizacii mladshih shkol'nikov na urokah tehnologii. Duhovno-nravstvennoe vospitanie vprostranstve sovremennogo obrazovaniya. Volgograd: Izdatel'stvo VGIPK RO, 2007; Vyp. 5.
3. Chanova M.V. Priobretenie uchaschimisya opyta tvorcheskoj deyatel'nosti pri ispol'zovanii metoda proektov v obuchenii geografii. Nauchno-metodicheskoe partnerstvo v sfere obrazovaniya: Materialy III Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, 15 noyabrya 2005 g. Novosibirsk: NGU'EU, 2006.
4. Matyash N.V. Proektnaya deyatel'nost'mladshih shkol'nikov: kniga dlya uchitelya nachal'nyh klassov. Moskva: Ventana-Graf, 2013.
5. Kuzina A.Yu. Razvitie u starshih doshkol'nikov poznavatel'nogo interesa k istorii predmetnogo mira v proektnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.
Статья поступила в редакцию 31.03.18
УДК 378.022:81'27
811.161.1+81'38
Abrosimova A.V., senior teacher, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia),
E-mail: abrosimova@corp.nstu.ru /eyx276@yandex.ru
Kolesnikova N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia),
E-mail: nkolesnikova@corp.nstu.ru
SPEECH GENRE OF "REPORT" AND ITS VARIANTS (LINGUODIDACTICAL ASPECT). The article considers an issue of "report" genre and its professional and training variants. The originality of the study refers to the presentation of a comparative analysis results of genres of professional and educational reports in the context of their communicative goals, genre forming features, referring to definite functional substyle and professional sublanguage. At the end of the article, the similar and distinctive features of professional and educational variants of report genre are introduced and the conclusion is made on practicability of developing the universal methodic model of the report educational genre for different training programs and application techniques.
Key words: genres as objects of study and training, report genre, variants of reports and their stylistic identity, professional type of scientific-educational substyle, professional sublanguage.
А.В. Абросимова, ст. преп., Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск,
E-mail: abrosimova@corp.nstu.ru eyx276@yandex.ru
Н.И. Колесникова, д-р пед. наук, Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск,
E-mail: nkolesnikova@corp.nstu.ru
РЕЧЕВОЙ ЖАНР «ОТЧЁТ» И ЕГО ВАРИАНТЫ (ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
В статье рассматривается вопрос о жанре «отчёт» и его профессиональной и учебной разновидностях. Новизна исследования видится в представлении результатов сопоставительного анализа жанров профессионального и учебного отчетов с точки зрения их коммуникативных задач, жанрообразующих признаков, отнесения к определенному функциональному