Научная статья на тему 'Особенности постановки и решения учебной задачи младшими школьниками'

Особенности постановки и решения учебной задачи младшими школьниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHING PROBLEM / РЕШЕНИЕ / SOLUTION / ПОСТАНОВКА / SETTING / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITIES / STRUCTURE OF ACTION / УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА / СТРУКТУРА / ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадулаева Ф.Р., Магомедханова У.Ш.

В статье охарактеризованы особенности постановки и решения учебной задачи младшими школьниками. Обосновано, что в процессе обучения учащихся начальных классов происходит определение и принятие учебной задачи, которое направлено на усвоение общего способа решения целого класса практических задач. Реализация развёрнутой учебно-познавательной работы по разным учебным дисциплинам предполагает особое внимание учителя начальных классов к правильному выполнению детьми действий и операций, через которые умело решаются учебные задачи. Авторы делают вывод о том, что активизация познавательной деятельности детей помогает развитию их наблюдательности, познавательного интереса к новым знаниям, стремления познать, а также активной жизненной позиции. Всё это способствует повышению успеваемости, всестороннему развитию младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асадулаева Ф.Р., Магомедханова У.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMULATION AND SOLUTION OF EDUCATIONAL PROBLEMS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The article describes features of formulation and solution of educational problems of junior schoolchildren. It is proved that in the process of teaching primary students the definition and adoption of learning objectives takes place, which is aimed at mastering general ways of solving a whole class of practical problems. The implementation of expanded educational work in various academic disciplines requires a special attention of primary school teachers to correct children's actions and operations through which cleverly solved learning tasks. The authors conclude that the activation of the cognitive activity helps children develop their observation, a cognitive interest for new knowledge, desire to learn and an active life position. All of this contributes to academic achievement, the comprehensive development of younger school students.

Текст научной работы на тему «Особенности постановки и решения учебной задачи младшими школьниками»

преимущества современных инфокоммуникационных технологий для управления указанными выше процессами.

Следует подчеркнуть, что вхождение технологий как инструментального познавательно-преобразовательного средства в сферу профессионального (в том числе военного) образования вполне обоснованно можно рассматривать как одну из закономерных тенденций развития современного социума, а в педагогической практике - как одну из важнейших закономерных зависимостей деятельности современного командира и военнослужащего любого уровня.

Под технологизацией военного образования мы понимаем тенденцию и деятельность по оптимизации образовательного процесса в войсковой части за счет реформирования её структур.

Несмотря на некоторый скепсис по поводу возможности внедрения образовательных технологий в практику военного профессионального образования, который до сих пор имеет место в педагогическом сообществе, представляется очевидным тот факт, что именно технологизация может стать тем необходимым элементом интенсификации образовательного процесса, который позволил бы существенно повысить качество подготовки военнослужащих.

В свете всего сказанного можно выделить следующие приоритетные направления технологизации военного образования:

• реализация базисных принципов военного образования;

• стандартизация компонентов военного образования

• моделирование содержания военного образования;

• развитие административных и методических служб;

• повышение качества квалиметрии военного образования.

• совершенствование обучающей деятельности военного командира;

Библиографический список

• формирование и развитие профессиональной компетентности солдат и слушателей;

• развитие новых образовательных технологий (1Т-техно-логий, информационных технологий обучения) и инновационных процессов;

• создание и развитие системы дистанционного образования;

• развитие здоровье формирующих, здоровье развивающих технологий.

Последствия внедрения процесса технологизации для образования видятся нам в следующем. Содержанием и смыслом военного образования становится функциональная технологическая грамотность, дополняющая функциональную грамотность индустриального общества. Это означает, что функционально грамотным будет считаться тот военнослужащий, кто сможет выполнять различные профессионально-ориентированные задачи в рамках существующих и потенциально возможных (зарождающихся) технологий, быть пользователем технологических устройств и структур. В информационно-компетентностной парадигме становятся возможными совершенно новые компетенции, позволяющие осуществлять навигацию в самом мире компетенций и рыночных запросов на них [7].

Учитывая требования, предъявляемые к диссертационным работам, представляемым к защите на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, а также принимая во внимание цель и задачи, поставленные в настоящей работе, наиболее целесообразным в рамках данного исследования представляется подробный анализ условий технологизации военного образования, использование современных средств педагогической квалиметрии, позволяющих осуществлять мониторинг качества высшего военного образования при технологическом подходе к его организации.

1. Смирнова Н.В. Структурно-функциональные характеристики образовательного процесса. Available at: http://wwxv.Orenburg.ru/ cuhure/credo/26/4.htnil

2. Левченко В.А. Методика организации военно-технической подготовки офицеров запаса в условиях технического вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2003.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Москва; Народное образование, 1998.

4. Гайфуллин В.Г. Технологические подходы в педагогике. Available at: http://edu.ksu.ru/russian/note/pedagogicedu/tgtiid=69

5. Липский И.А. Общие теоретические основы современных дидактических технологий. Современные психологические технологии в учебном процессе вузов МВД России: материалы межвузовской научно-практической конференции 18 июня 2003 г. Москва, 2004: 107 - 119.

6. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: учебное пособие. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004.

7. Магомедов Р.Р, Кутепова Л.С. Методическая компетентность будущего учителя физической культуры: монография. Под общей редакцией P.P. Магомедова. Издательство: Московский институт управления и права (Москва). 2-е издание, 2016.

References

1. Smirnova N.V. Strukturno-funkcional'nye harakteristiki obrazovatel'nogo processa. Available at: http://wwxv.Orenburg.ru/cuhure/credo/ 26/4.htnil

2. Levchenko V.A. Metodika organizacii voenno-tehnicheskojpodgotovkioficerovzapasa vusloviyah tehnicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2003.

3. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Moskva; Narodnoe obrazovanie, 1998.

4. Gajfullin V.G. Tehnologicheskie podhody vpedagogike. Available at: http://edu.ksu.ru/russian/note/pedagogicedu/tgtiid=69

5. Lipskij I.A. Obschie teoreticheskie osnovy sovremennyh didakticheskih tehnologij. Sovremennye psihologicheskie tehnologii v uchebnom processe vuzov MVD Rossii: materialy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 18 iyunya 2003 g. Moskva, 2004: 107 - 119.

6. Obrazcov P.I., Kosuhin V.M. Didaktika vysshej voennoj shkoly: uchebnoe posobie. Orel: Akademiya Specsvyazi Rossii, 2004.

7. Magomedov R.R., Kutepova L.S. Metodicheskaya kompetentnost' buduschego uchitelya fizicheskoj kul'tury monografiya. Pod obschej redakciej R.R. Magomedova. Izdatel'stvo: Moskovskij institut upravleniya i prava (Moskva). 2-e izdanie, 2016.

Статья поступила в редакцию 09.12.17

УДК 371

Asadulaeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Primary

Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Uma-sh@mail.ru

Magomedkhanova U.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Deputy Dean for Scientific Work and Informatization,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Uma-sh@mail.ru

FEATURES OF THE FORMULATION AND SOLUTION OF EDUCATIONAL PROBLEMS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN.

The article describes features of formulation and solution of educational problems of junior schoolchildren. It is proved that in the process of teaching primary students the definition and adoption of learning objectives takes place, which is aimed at mastering general ways of solving a whole class of practical problems. The implementation of expanded educational work in various academic disciplines requires a special attention of primary school teachers to correct children's actions and operations through which cleverly solved learning tasks. The authors conclude that the activation of the cognitive activity helps children develop their observation, a cognitive interest for new knowledge, desire to learn and an active life position. All of this contributes to academic achievement, the comprehensive development of younger school students.

Key words: teaching problem, solution, setting, Junior high school student, cognitive activities, structure of action.

Ф.Р. Асадулаева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии начального образования, ФГБОУ ВО

«Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: Uma-sh@mail.ru

У.Ш. Магомедханова, канд. психол. наук., доц. педагогики и психологии начального образования,

зам. декана по научной работе и информатизации ФНК, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический

университет», Е-mail: Uma-sh@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

В статье охарактеризованы особенности постановки и решения учебной задачи младшими школьниками. Обосновано, что в процессе обучения учащихся начальных классов происходит определение и принятие учебной задачи, которое направлено на усвоение общего способа решения целого класса практических задач. Реализация развёрнутой учебно-познавательной работы по разным учебным дисциплинам предполагает особое внимание учителя начальных классов к правильному выполнению детьми действий и операций, через которые умело решаются учебные задачи. Авторы делают вывод о том, что активизация познавательной деятельности детей помогает развитию их наблюдательности, познавательного интереса к новым знаниям, стремления познать, а также активной жизненной позиции. Всё это способствует повышению успеваемости, всестороннему развитию младших школьников.

Ключевые слова: учебная задача, решение, постановка, младший школьник, познавательная деятельность, структура, действия.

Образование на современном этапе ищет способы модернизации образовательной практики, которая направлена на повышение познавательной деятельности как одной из основных форм учебной деятельности детей. Для того, чтобы повысить степень усвоения универсальных учебных действий ребятами, учителю надо заинтересовать их, а один из способов это сделать - активизировать их познавательную деятельность, формировать принятия учебной задачи. Поэтому нужно полноценно развивать познавательную деятельность младших школьников и умело ставить учебную задачу. Много лет уроки в образовательных организациях часто строились так, что учитель сам излагал весь новый изучаемый материал, а ученики оставались исполнять пассивную роль.

В учебном процессе происходит определение и принятие учебной задачи, направленное на осмысление общего способа решения большого количества практических задач. Если рассмотреть принятие учеником начальных классов учебного задания как процесс принятия решения о необходимом решении действий - творческом или алгоритмическом, постановка учебной задачи происходит в процессе формирования субъективного представления о ней.

Важную роль играют: время, доступная для ученика формулировка условия, некоторые характерные личностные черты, положительные мотивы деятельности и высокий уровень трудности задания. Выделяют следующие важные черты субъективного представления об учебной задаче. Например:

- процесс обучения может подвергаться совершенствованию;

- элементы учебной задачи, не являются собственной копией представления о задаче;

- схема решения учебной задачи зависит от вида представлений о задаче.

- эффективное решение учебной задачи в основном зависит от избранного учащимся субъективного представления.

Формируя представление о структуре учебной задачи, учащийся должен определить, к какому типу надо отнести предъявленную ему задачу: к алгоритмическому или творческому. Отсюда следует, что учащийся, либо будет ориентироваться на точные указания учителя, и пытаться реализовать известные им приемы и способы действия, или же станет развивать свои творческие решения.

Формирование структуры учебной задачи не единый акт, а достаточно длинный процесс социального взаимодействия ученика со взрослым человеком. Самый главный момент становления качеств субъектности у детей младшего школьного возраста, это когда не просто выслушивает название задания, а начинает задавать свои вопросы, которые уточняют смысл самого задания. Это дает возможность учителю показать творческий характер предложенного им учебного задания [1].

На выбор мыслительной стратегии, огромное влияние оказывает сложность даваемого задания. Сложность задания зависит как от определенных объективных характеристик самого учебного задания, так и от психологических особенностей учащегося, который решает задачу.

Для ученика младшего школьного возраста придумывание рассказа по конспектам или словам представляется простым делом.

Для того чтобы преодолеть трудности по формированию принятия учебной задачи учащимися должна начинаться с заданий, которые построены на работе с конкретными объектами, где главное место занимают приемы воображения и фантазии [2].

Адекватные представления ученика начальных классов о задаче также зависят от позиции учителя, который проводит работу с ним. Немалое значение приобретает моделирование, которое достаточно подробно рассматривается в связи со вторым этапом решения учебной задачи.

На этапе принятия задания учеником требуется сразу же изменить вид представления. Для этого учитель должен понять, что представление неадекватно степени развития учащегося. Поэтому, он должен постараться переформулировать данное задание, при этом подстраиваясь под возрастные и индивидуальные способности школьника.

Главным фактором, от которого зависит квалификация типа задания учащимся, являются его характерные личностные особенности и положительные мотивы учения. Мотивы учения учащегося также являются следствием некоторой когнитивной оценки задания, об уровне регламентации задания, который выполняет учащийся. Задания-прототипы в данном случае играют роль эталонов, как в отношении трудности, так и в отношении метода их репрезентации в сознании и способа решения.

Нередко учителя опираются на напечатанные в учебниках формулировки учебного задания. Результат обучения учащегося, зависит не только от полученных знаний, но и от психологических способностей, которые соответствуют тому, насколько умело младший школьник составил субъективное представление об учебной задаче.

Существует несколько видов мотивов, которые стимулируют начало творческой деятельности. Это интеллектуальная творческая потребность личности ученика, которая является устойчивой характеристикой данной личности, мотивационные достижения, которые могут подстегивать творческое отношение к заданию на первых периодах становления творческого мышления. Мотивы достижения могут быть основой творчества в том случае, если детям предлагаются задания высокой трудности.

Необходимо подчеркнуть, что в понятие творческого результата включается поиск разных методов действия. Творческие задачи всегда воспринимаются как наиболее трудные, чем алгоритмические, потому что они не имеют готовых прототипов решения. В связи с этим, ребят с высоким уровнем притязаний примет творческую задачу и отвергнет весьма простую алгоритмическую задачу. И напротив, ученик с низким уровнем притязаний согласится решать наиболее простую алгоритмическую задачу, чем творческую задачу, к решению которой он будет считать себя неспособным.

Еще один фактор психологической теории принятия решения - это цена ошибки или цена неудачи. Рассматривая фактор возможной ошибки, чаще всего опираются на понятие «степень риска».

Характерной особенностью рискованных учебных задач является наличие неопределенности. Фактор риска важен в связи с тем, что учащийся, принимая учебную задачу, должен оценить возможные последствия своего собственного решения.

Надо подчеркнуть, что риск неудачи в алгоритмических заданиях очень маленький. В ситуации, когда ученик имеет дело

с причинно-следственными закономерностями, результат должен соответствовать заданным критериям. Это делает ошибку вполне вероятной. Отрицательная оценка возможной ошибки со стороны педагогов, одноклассников или родителей усложняет чувство риска в процессе творческой деятельности.

Из всего сказанного, можно отметить, что без поддержки педагога много ребят, обучающиеся в школе, не смогут принимать и решать учебные задачи. Есть целый ряд правил, которыми должен пользоваться учитель при организации первого этапа учебной деятельности - принятии учебной задачи. Например:

- стимулировать использование учениками разных видов представлений для отображения сущности решаемого задания;

- проверять правильность возникающего у учащегося субъективного представления об учебной задаче;

- стимулировать вопросы учащегося относительно условия решаемого задания;

- использовать для активации творческого мышления положительную мотивацию достижения, предоставляя детям свободный выбор заданий и максимально поощряя при этом решении творческих задач.

Анализируя специфику процесса постановки и принятия учебной задачи ребятами, установлено, что принятие и решение учебной задачи играет не малую роль в учебной деятельности ученика младших классов.

Результат принятия и постановки учебных задач - это эффективное освоение изучаемого учебного материала, повышение уровня успеваемости.

Говоря иначе, главное условие умелой организации познавательной деятельности - это постановка перед ребятами учебной задачи, решение которой требует от них экспериментирования с изучаемым учебным материалом.

Постановка и решение учебных задач требует такого предъявления учебного материала, с которым ученики могут производить нужные изменения, выполнять предметное экспериментирование. Этому требованию удовлетворяет материал всех изучаемых учебных предметов.

Например, изучение русского языка можно вести средством постановки перед учениками учебных задач, при решении которых они, выполняя целый ряд действий, хорошо производят преобразование фраз, слов, абзацев и благодаря этому осваивают многие закономерности их построения. Такое преподавание через решение учебных задач зможно организовать и в области технологии, математики и других учебных дисциплин.

Библиографический список

Реализация развернутой учебно-познавательной работы по разным учебным дисциплинам предполагает особое внимание учителя начальных классов к правильному выполнению детьми действий и операций, через которые умело решаются учебные задачи. Педагогическое управление ставит своей целью научить детей младшего школьного возраста применять систему знаний для творческого решения определенных практических задач. Для этого учитель знакомит учащихся со структурой применяемых в практической деятельности знаний. Такая информация включает в себя научные законы и закономерности, а также рекомендации о методе выполнения практических работ. Мобильность знаний проявляется, прежде всего, в способности самого обучаемого выполнить практическое задание, учитывая свойства тех предметов и явлений, которые входят в систему применения знаний как субъекты целенаправленной деятельности младших школьников.

Для педагога к тому же очень важно уметь согласовать свое руководство с самоконтролем, осуществляемым учащимися, самоуправляя своей активной познавательной деятельностью. Это в целом уменьшает внутреннее сопротивление ребят руководству учителя как внешнему воздействию, при этом увеличивая их участие к процессу учебного творчества [3; 4].

Умение создать в ученическом коллективе интеллектуальное напряжение, возбудить интерес ребят, направить их воображение и силу воли на умелое выполнение практического задания, организовать умственное соперничество, а затем развернуть соревнование способностей - такая творческая деятельность учителя вызывает у них внутреннее стремление к активному личному и коллективному поиску научной истины и ее смелой защите.

Для такого педагогического руководства характерны, прежде всего, высокая культура нравственного поведения, умственного труда и делового общения.

Почти в любой практической деятельности заложена потенциальная возможность что-то делать, так как ее можно выполнять разными приемами посредством разных средств. Определяя тактику педагогического управления, педагог исходит из особенностей творчества самих детей в обучении. Это - умение самостоятельно получить новые знания, реализовать оригинальный подход в выполнении задания и др.

Следовательно, активизация познавательной деятельности детей помогает развитию их наблюдательности, познавательного интереса к новым знаниям, стремления познать, а также активной жизненной позиции. Всё это способствует повышению успеваемости, всестороннему развитию младших школьников.

1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение в школе. Ростов-на-Дону, 2006.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. Москва, 2004.

3. Луконина И.В. Моделирование процесса принятия учебной задачи младшими школьниками. Современные проблемы науки и образования. 2013; 2.

4. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. Москва, 2005. References

1. Alekseev N.A. Lichnostno orientirovannoe obuchenie vshkole. Rostov-na-Donu, 2006.

2. Berdyaev N.A. Smysl tvorchestva: Opyt opravdaniya cheloveka. Moskva, 2004.

3. Lukonina I.V. Modelirovanie processa prinyatiya uchebnoj zadachi mladshimi shkol'nikami. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013; 2.

4. Novikov A.M. Metodologiya uchebnojdeyatel'nosti. Moskva, 2005.

Статья поступила в редакцию 07.12.17

УДК 378

Mamedov S., Head of Technical Park, Azerbaijan Institute of Engineers (Baku, Azerbaijan),

E-mail: mammadov.samir@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE INFLUENCE OF PEDAGOGICAL BELIEFS FOR THE INTEGRATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) IN THE PROCESSES OF TEACHING AND LEARNING. The article focuses on the role of teachers in the success of ICT integration in teaching and learning. From this work the conclusion that teachers are very influential in terms of integration of information and communication technologies in education. This effect is compounded by the fact that the decision on the use of ICT in learning depends entirely on teachers, especially when relevant principles and rules are weak. Therefore, the research focuses on the need for more in-depth and comprehensive study of the role of teachers in ICT integration. This would help to develop specific recommendations on how to combine the integration of ICT tailored to the needs and requirements of teachers and to succeed in integrating ICT into teaching and learning.

Key words: role of teachers, educational reform, ICT in education, teachers' beliefs in ICT integration.

С. Мамедов, руководитель технического парка, Азербайджанский институт инженеров, Азербайджан, г. Баку,

Е-mail: mammadov.samir@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.