Научная статья на тему 'Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе'

Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4985
719
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТНЫЕ УМЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / DESIGN OF THE JUNIOR SCHOOL / RESEARCH PROJECT / DESIGN SKILLS OF YOUNGER STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Наталия Альбертовна

Рассматриваются вопросы организации проектной деятельности учащихся в начальной школе: отличия проектной деятельности от исследовательской, раскрывается понятие «исследовательский проект», описаны проектные умения младших школьников и их соответствие универсальным учебным действиям. Выявлены основные проблемы организации проектной деятельности в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTIONS OF THE ORGANIZATION OF THE PROJECT ACTIVITY IN PRIMARY SCHOOL

The article deals with the questions of the organization of the project activity in primary school: differences of project activities from research; it reveals the concept of «research project,» describes the design skills of junior school children and their compliance with universal learning activity. The author reveals basic problems of the organization of the project activity in the primary school.

Текст научной работы на тему «Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе»

УДК 372.4

Н. А. Семенова

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рассматриваются вопросы организации проектной деятельности учащихся в начальной школе: отличия проектной деятельности от исследовательской, раскрывается понятие «исследовательский проект», описаны проектные умения младших школьников и их соответствие универсальным учебным действиям. Выявлены основные проблемы организации проектной деятельности в начальной школе.

Ключевые слова: проектная деятельность младших школьников, исследовательский проект, проектные умения младших школьников.

Проектная деятельность младших школьников - это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта. В начальной школе реализуется под руководством педагога.

Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе сегодня становятся еще более актуальными в связи с переходом на новый ФГОС. Психологической основой стандартов нового поколения является деятельностный подход, который подразумевает обучение через деятельность, погружение детей в различные виды деятельности [1]. Проектная деятельность интегративна - она соединяет в себе игровую, познавательную, творческую, созидательную деятельность. Это делает ее привлекательной для педагогической практики. Включая детей в проектную деятельность, педагоги решают еще одну важную задачу, поставленную новым ФГОС, - формирование универсальных учебных действий (УУД). Особенностью нового стандарта является и акцентирование внимания на проблеме организации внеурочной деятельности учащихся, при этом в качестве одного из направлений внеурочной работы названа проектная деятельность [2]. Анализ периодических изданий, ин-тренет-ресурсов показал, что к настоящему моменту методистами и педагогами начальной школы активно разрабатываются программы внеурочной деятельности, связанные с реализацией учебных проектов. Нами были определены следующие проблемы многих программ: тесная привязка к конкретному учебно-методическому комплексу (УМК), а следовательно, невозможность использования в рамках других программ обучения; отсут-

ствие целенаправленной работы по формированию проектных умений; смешение понятий «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность».

Первые две проблемы взаимосвязаны: программы проектной деятельности разрабатываются во взаимосвязи с содержанием учебных дисциплин и логикой их изложения в конкретном учебно-методическом комплексе. Таким образом, педагоги уделяют большее внимание содержанию, а не самому процессу реализации проекта, формированию проектных умений.

Включение учащихся в проектную деятельность подразумевает целенаправленную работу над формированием у них комплекса проектных умений. Умение - это мысленное или практическое действие, способ реализации деятельности. Нами были определены следующие группы проектных умений младших школьников:

1. Организационные умения (выдвигать проблему и ставить цель проекта, выстраивать этапы его реализации, выбирать необходимые средства).

2. Коммуникативные (совместно решать задачи на каждом этапе реализации проекта, уметь сотрудничать).

3. Творческие (умения добывать и обрабатывать информацию, необходимую для реализации проекта, выполнять созидательные действия).

4. Презентационные (представить продукт-результат проекта, защитить и оценить результат и сам ход работы).

Можно отметить, что проектные умения, как и универсальные учебные действия, являются над-предметными. В табл. 1 приведено сопоставление проектных умений и УУД.

Таблица 1

Сопоставление проектных умений и УУД

Проектные умения Содержание умений УУД

Организационные Умение планировать и организовывать свою работу Регулятивные

Коммуникативные Умение работать совместно, налаживать сотрудничество Коммуникативные

Творческие (в том числе и исследовательские) Умения, связанные с работой по поиску и обработке информации, созданием нового продукта на основе полученных знаний Познавательные

Презентационные Умение подготовить и продемонстрировать результат работы, дать оценку своей и чужой работе Регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные

Важно отличать проектную и исследовательскую деятельность. Оба вида деятельности сегодня вызывают большой интерес у педагогов-практи-ков. Тем не менее можно наблюдать смешение данных понятий. Являются ли они идентичными? В табл. 2 приведено сравнение проектной и исследовательской деятельности.

Таблица 2

Сопоставление проектной и исследовательской

деятельности учащихся

Проектная деятельность учатттихся Исследовательская деятельность учатттихся

Мотив (личностный, социальный) Мотив (познавательный)

Проблема, замысел (идея) Проблема и гипотеза

Цель практико-ориентиро-ванная Цель - открыть новое знание

Результат спрогнозирован заранее: конкретный продукт Результат заранее неизвестен: подтвержденная или опровергнутая гипотеза

В основе и проектной, и исследовательской деятельности, как и любой другой, лежат мотивы. Для учащихся это могут быть как социальные (быть успешным, показать себя с лучшей стороны), так и познавательные (получить новое знание) мотивы. С мотивацией всегда тесно связана проблема, которая лежит в основе и проектной, и исследовательской деятельности. Проблема является отправной точкой, импульсом, побуждением к активным действиям. В начальной школе, как правило, задачу ставит или помогает увидеть педагог. Вопрос может быть связан как с учебным материалом, так и с другими сферами жизни детей. Но, тем не менее, она вызывает интерес, позволяет включить учащихся в процесс работы. В режиме проектной деятельности имеет место замысел, т. е. его основная идея, который может находиться и вне проблемного поля. Этот замысел рождается по инициативе детей, именно инициатива учащихся в проектной деятельности, по мнению исследователей, является ее важным отличием от других форм совместной учебной деятельности [3]. Исследовательская и проектная деятельность имеют цель, но в проектной деятельности дети формулируют практико-ориентирован-ную цель - их видение конечного продукта, а в исследовании главное - открыть новое знание. Исследование требует выдвижения предположений (гипотез) для продолжения работы и их дальнейшее подтверждение или опровержение, а проектирование включает систему пробно-практических действий по изготовлению конкретного продукта. Оба вида деятельности предполагают наличие определенных этапов работы, выбора и применения методов и средств. Но основное отличие проектной и исследовательской деятельности можно увидеть, обратив внимание на результат. В исследовании результат заранее неизвестен ученику, его можно

только предполагать. Результат - это подтвержденная или опровергнутая гипотеза. Причем как положительный, так и отрицательный результат может быть принят и интерпретироваться исследователем. В проектной же деятельности результатом является конкретный, запланированный заранее продукт, его отсутствие будет говорить о том, что проект не удался. Несмотря на такое существенное различие, часто в педагогическом лексиконе можно встретить понятие «исследовательский проект». Получается, что данное понятие противоречит само себе, так как исследование подразумевает результат заранее неизвестный, а проектирование - заранее продуманный образ результата. Изучая данное противоречие, рассмотрим три точки зрения на понятие «исследовательский проект».

1. Понятие «проектирование» шире и включает в себя исследование. Подобное утверждение справедливо в отношении детей младшего возраста. Занимаясь реализацией проекта, дети в силу небольшого жизненного опыта и недостатка знаний часто сталкиваются с неясными, непонятными или неизвестными им моментами, которые требуют поиска и «открытия» нового для детей знания, т. е. исследования. Можно отметить, что подобная ситуация не всегда характерна для взрослых: занимаясь подготовкой проекта, взрослые могут оперировать исключительно имеющимися для них знаниями и не обращаться к исследованию.

2. Вторая точка зрения говорит о том, что исследовательская деятельность всегда включает в себя проектирование как способ выстроить работу и направить ее к заданной цели.

3. Третья трактовка понятия «исследовательский проект» связана с одной из классификаций проектов. Это классификация по ведущему (основному, преобладающему) виду деятельности. В данной классификации выделяют трудовой проект, театральный проект и проч. - по виду деятельности, которой дети больше всего заняты в процессе выполнения проекта. Соответственно, в исследовательском проекте преобладающим видом деятельности является исследование. Само исследование имеет, как и должно быть, неизвестный результат, предполагаемый исследователем. А конкретным продуктом проекта в данном случае является завершенное исследование. Можно отметить, что вне зависимости от выбранной точки зрения проектная деятельность может быть связана с исследовательской деятельностью, но не идентична ей.

Таким образом, можно предположить, что проектная деятельность учащихся младших классов - одно из самых востребованных направлений в условиях нового ФГОС. Однако данный вопрос требует решения определенного круга проблем, возникающих в педагогической практике, что отражено в табл. 3.

Таблица 3

Возможности и проблемы организации проектной деятельности младших школьников в условиях

нового ФГОС

Требования нового ФГОС Возможности проектной деятельности Проблемы организации проектной деятельности учатттихся

Деятельностный подход в обучении Проектная деятельность интегрирует в себе многие виды деятельности: игровую, познавательную, творческую созидательную При организации проектной деятельности часто больше внимания уделяется внешней форме проекта, а не процессуальной стороне

Формирование УУД Проектные умения соотносятся с УУД, следовательно, включая детей в проектную деятельность, педагоги формируют и метапредметные результаты Программы внеурочной деятельности, связанные с организацией проектной дельности, не всегда включают направленную работу по формированию проектных умений

Организация внеурочной работы Проектная деятельность является одним из рекомендуемых направлений стандарта и предоставляет широкие возможности для ее организации На практике встречается смещение понятий «исследовательская деятельность» и «проектная деятельность», что отражается на структуре и содержании внеурочного занятия

Это означает, что педагогу начальной школы зации, которые будут решены, если педагог овла-важно не только видеть образовательные ресурсы деет технологией учебного и образовательного проектной деятельности (урочной и внеурочной), проектирования. но и предвидеть возможные проблемы в ее органи-

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт: официальный сайт. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

2. Григорьева Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011.

3. Поздеева С. И, Кузнецова Т. В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 10. С. 66.

Семенова Н. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 18.09.2012.

N. A. Semenova

THE QUESTIONS OF THE ORGANIzATION OF THE PROJECT ACTIVITY IN PRIMARY SCHOOL

The article deals with the questions of the organization of the project activity in primary school: differences of project activities from research; it reveals the concept of «research project,» describes the design skills of junior school children and their compliance with universal learning activity. The author reveals basic problems of the organization of the project activity in the primary school.

Key words: design of the junior school, research project, design skills of younger students.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.