Научная статья на тему 'Образовательные ресурсы учебного предмета «Окружающий мир» в современной начальной школе'

Образовательные ресурсы учебного предмета «Окружающий мир» в современной начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3276
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL DISCIPLINE "ENVIRONMENT" / STANDARD OF PRIMARY EDUCATION / PROBLEM-BASED LEARNING / RESEARCH AND PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS / EDUCATIONAL OUTCOMES / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" / СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнова Наталия Альбертовна

Рассматриваются ресурсы и возможности учебной дисциплины «Окружающий мир» в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Анализ возможностей проводится с позиции достижения трех групп образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных. Выявлены особенности достижения данных результатов средствами учебного курса «Окружающий мир» в таких аспектах, как содержание, методы и приемы, использование исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семёнова Наталия Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL RESOURSES OF THE ACADEMIC DISCIPLINE “ENVIRONMENT” IN MODERN PRIMARY SCHOOL

The article presents the problem of children’s education in the academic discipline “Environment” in modern elementary school. Currently, there is a new federal state educational standard of primary education in the Russian Federation. It gives teachers new opportunities for the use of the course “Environment” for the development of children. The article provides an analysis of the resources of this discipline to achieve the learning outcomes in elementary school. New educational standard has three groups of educational outcomes: substantive results, metasubject results, personal results. All three groups of results were the basis for the analysis of the resources of the discipline “Environment.” The article describes the features to achieve these results by means of the course. In particular, it describes the nature of the content of the discipline at this stage, taking into account the changes of substantial lines at different stages of development of the discipline in the past. Shows the features of the use of problem methods and techniques at the lesson “Environment”, describes its problematic structure. Great importance is attached to the possibility of organizing research and project activity of students in the study of the discipline “Environment”. These activities correspond to the content of the course and can successfully form children’s universal educational actions.

Текст научной работы на тему «Образовательные ресурсы учебного предмета «Окружающий мир» в современной начальной школе»

Н. А. Семенова. Образовательные ресурсы учебного предмета «окружающий мир»...

УДК 373.3.016:504

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Н. А. Семенова

Томский государственный педагогический университет, Томск

Рассматриваются ресурсы и возможности учебной дисциплины «Окружающий мир» в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Анализ возможностей проводится с позиции достижения трех групп образовательных результатов: предметных, метапред-метных, личностных. Выявлены особенности достижения данных результатов средствами учебного курса «Окружающий мир» в таких аспектах, как содержание, методы и приемы, использование исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: учебная дисциплина «Окружающий мир», стандарт начального общего образования, проблемное обучение, исследовательская и проектная деятельность, образовательные результаты.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования реализуется с 2011 года. Его внедрение коснулось форм, методов, содержания преподавания учебных дисциплин. «Окружающий мир» - один из основных учебных предметов в начальной школе наряду с математикой, русским языком и литературным чтением. «Целью дисциплины является формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком его личного опыта общения с природой, людьми и обществом» [1]. В условиях нового ФГОС НОО имеют место изменения в методике и содержании этого учебного предмета.

Образовательные ресурсы - это средства и возможности дисциплины в реализации всех групп образовательных результатов. В новом ФГОС НОО выделены три группы образовательных результатов: предметные, метапредметные и личностные. Рассмотрим, какие образовательные ресурсы предоставляет дисциплина «Окружающий мир» на современном этапе для их достижения в начальной школе.

Безусловно, предметные результаты связаны с содержанием дисциплины. Анализ работ исследователей (Л. Н. Скаткина, З. А. Клепининой, Н. Ф. Виноградовой, Е. В. Григорьевой и др.) с позиции выявления особенностей содержания данного учебного предмета позволяет выделить несколько этапов в его формировании:

- до середины XX в. в школе на этапе начального обучения детям давали знания о природе, формировалась естественно-научная картина мира;

- в конце XX в. (до 90-х годов) в дисциплине «Природоведение», предшествующей «Окружающему миру» и посвященной изучению природы, составной частью являлись темы, которые изучали и иную сторону нашего мира - сотворенную чело-

веком: основные традиции и события страны, общества, труд людей, жизнь в городе и деревне;

- после 90-х годов прошлого века и в первом десятилетии XXI в. в начальной школе в рамках дисциплины «Окружающий мир» наряду с природой стали большое значение придавать и другой составляющей окружающей нас действительности - культуре как части мира, созданной умом и руками человека. В новом ФГОС НОО существуют две основные тесно связанные содержательные линии: «человек и природа» и «человек и общество»: каждая линия может быть либо ведущей, превосходя другую на несколько часов, либо равноценной. Большинство авторов программ по окружающему миру говорят о том, что материал в их авторских курсах представлен таким образом, что педагог может выбрать любой вариант планирования.

Важным для достижения предметных результатов является подход к раскрытию этого содержания. Деятельностный подход, являющийся основой нового ФГОС, требует соответствующих методов в работе педагога. Этому требованию отвечают проблемные методы. Важно создать ситуацию самостоятельного «открытия» знания для обучающихся. Учебный предмет «окружающий мир» имеет значимую особенность: в отличие от многих других дисциплин (математики, русского языка) дети уже обладают некоторыми знаниями, представлениями об изучаемом. Дети живут в этом мире, наблюдают его, каждый день сталкиваются с явлениями, процессами, событиями. Этот имеющийся опыт требует систематизации, уточнения, углубления, расширения, что можно обеспечить проблемными методами. Каким образом можно реализовать проблемное обучение на уроке окружающего мира? Алгоритм построения проблемной ситуации с учетом специфики содержания может быть следующим:

Вестник ТГПУ (TSPUВи!Шт). 2017. 1 (178)

1. Выделение «ядра» урока, то есть основного понятия (или нескольких понятий), которые являются ключевыми для темы.

2. Определение этих понятий через их существенные свойства, особенности, связи.

3. Построение проблемной ситуации вокруг данных свойств таким образом, чтобы дети сами выявили их, основываясь на собственном опыте и знаниях.

Приведем пример.

1. Основными понятиями темы являются «дикие животные», «домашние животные».

2. Определяя эти понятия для младшего возраста, выявляются важные признаки: домашние животные и дикие отличаются местом обитания, участием человека в их питании, обеспечении условий жизни.

3. Строится проблемная ситуация, позволяющая выявить эти признаки. Детям предлагается разделить животных на диких и домашних. Они могут выполнить задание, опираясь на свой личный жизненный опыт. Среди животных, чья принадлежность к той или иной группе, как правило, не вызывает сомнений (корова, курица, медведь, волк), есть животные, которые могут существовать как домашние и как дикие (домашние козы - дикие козы). Дети высказывают противоположные точки зрения и доводы. Возникает противоречие и вопрос: как же отличить домашнее животное от дикого? Далее следует анализ условий жизни диких и домашних животных, решая эту ситуацию, обучающие выходят на основные признаки понятий, затем самостоятельно формулируют определения основных понятий темы.

Таким образом, содержательные ресурсы дисциплины позволяют формировать научную картину мира, представления о природе, человеке и культуре, основываясь на имеющемся опыте ребенка и включая его в активную деятельность по «открытию» для себя знаний о мире. Но проблемный урок требует и построения особых взаимоотношений учитель - ученик. С. И. Поздеева, анализируя виды уроков с позиции реализации совместной деятельности, выделяет уроки проблематиза-ции как наиболее эффективные для реализации обращенного совместного действия, что подразумевает выполнение детьми многих функций, которые на другом уроке принадлежали бы педагогу (планирование, обоснование, оценка) [2]. Поэтому проблемные уроки окружающего мира важны еще и как ресурс организации совместной деятельности, при которой эффективность обучения возрастает.

Метапредметные результаты связаны с формированием универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, коммуникативных, познавательных. УУД - это «умения учиться», они носят надпред-

метный характер, тем не менее ресурсы каждой дисциплины по-своему направлены на решение этой задачи.

В частности, дисциплина «Окружающий мир» позволяет, во-первых, организовать исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, что напрямую связано с формированием всех групп УУД [3]. Исследовательская деятельность - это специально организованная творческая познавательная деятельность обучающихся, направленная на реализацию исследования или его части с применением доступных для детей методов исследования и различной степенью самостоятельности [4]. Исследовательская деятельность наиболее успешно организуется именно на уроках окружающего мира. Это связано с тем, что детям младшего возраста важно проводить исследования с доступным материалом: предметами, объектами природы. Они с интересом наблюдают, выявляют свойства, экспериментируют. Эмпирические исследования позволяют рассматривать содержание именно предмета «окружающий мир», например, изучение почвы, минералов, растений, наблюдения за явлениями природы, животными, событиями, изучение культурного пространства, среды. Многолетний опыт проведения Областного конкурса детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй!» в Томском государственном педагогическом университете показал, что большая часть представляемых детьми работ связана именно с темами окружающего мира (более 80 %). Например, в 2012 г. из 108 работ, представленных на конкурсе, 86 было связано с природой.

В процессе исследовательской работы формируются исследовательские умения: организационные, поисковые, информационные, презентационные, оценочные. Данные умения соотносятся с группами УУД, некоторые примеры приведены в таблице 1.

Таким образом, вовлекая учеников в исследование на уроках окружающего мира, педагог работает на достижение метапредметных результатов.

Проектная деятельность не менее успешно может быть организована на уроках окружающего мира. Во многих учебниках такие проекты реализуются уже с первого класса. Например, анализ учебников А. А. Плешакова (УМК «Школа России») показал, что в первом классе предложены четыре проекта: «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Во втором и третьем классах - по шесть проектов, в четвертом дети могут сами определять разделы и темы для проекта. Не меньше проектов предлагают для реализации и другие авторы курсов по дисциплине «Окружающий мир». Проекты актуализируют практическое применение получен-

Н. А. Семенова. Образовательные ресурсы учебного предмета «окружающий мир».

Таблица 2

Возможности дисциплины «Окружающий мир» в реализации образовательных результатов

в условиях нового ФГОС НОО

Таблица 1

Сопоставление некоторых универсальных учебных действий и исследовательских умений младших школьников

УУД Исследовательские умения

Регулятивные: постановка цели, составление плана действий и следование ему, оценка результата относительно поставленной цели Организационные: умение планировать исследовательскую работу, выбирать средства и организовывать работу над исследованием. Оценочные: уметь оценить результат исследовательской работы своей и чужой в соответствии с критериями

Познавательные: умение наблюдать, проводить опыты, делать выводы, искать информацию в различных источниках Поисковые: умение применять доступные методы исследования (выявление свойств объектов, опыты, сравнения, наблюдения и пр.). Информационные: знать различные источники информации и уметь применять приемы работы с ними; выявлять важное в тексте, делать выводы

Коммуникативные: уметь формулировать высказывание, слушать Презентационные: умение сформулировать и представить результаты своего исследования

Образовательные результаты

Предметные Метапредметные Личностные

Реализация содержания дисциплины «Окружающий мир» через проблемное обучение с опорой на опыт и имеющиеся представления Включение детей в исследовательскую и проектную деятельность на уроках и внеурочных занятиях по курсу «Окружающий мир» Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру

ных знаний, предоставляют возможность применить полученный опыт и приобрести новый. В проектной деятельности, так же как и в исследовательской, формируются все группы УУД [5].

Во-вторых, само содержание дисциплины работает как ресурс формирования УУД. Например, при изучении тем, связанных с направлением «Человек и общество», дети выявляют правила общения, способы социального взаимодействия, усваивают нормы и правила, понимают социальные роли, что, по сути, составляет содержание коммуникативных универсальных учебных действий.

Третья группа образовательных результатов -личностные результаты, которые также достигаются ресурсами дисциплины «Окружающий мир». Изучая культуру в рамках курса, дети открывают различные ее стороны: искусство, науку, технику, традиции, нормы и правила жизни, устройство общества, ценности. Ценности - одно из важнейших составляющих содержания учебного предмета. Ученики усваивают как общечеловеческие ценностные понятия, такие как «мир», «добро», «красота» и прочее, национальные (национальная символика, традиции, искусство родного народа, природа родного края), так и личные (значимые для

каждого человека в отдельности). Одна из важнейших задач учебного предмета - не только сформировать научное представление об объекте, явлении, предмете, событии, но прежде всего формировать эмоционально-ценностное отношение к ним. Если ранее дети на уроке окружающего мира усваивали прежде всего научное понятие, то сейчас помимо этого педагог работает и с его ценностным содержанием, побуждая интерес, положительное отношение, позитивные эмоции к объектам и явлениям окружающей ребенка природе, предметам, общественным явлениям. Так содержание дисциплины выполняет важнейшую функцию - формирование мировоззрения.

Таким образом, возможности дисциплины «Окружающий мир» в свете реализации нового ФГОС НОО можно представить следующим образом (таблица 2).

В современной начальной школе, работая по новому стандарту, педагогу важно понимать, осознавать и реализовывать ресурсы каждой учебной дисциплины с учетом особенностей ее содержания и методики преподавания, что обеспечит эффективность образовательного процесса в плане достижения всех образовательных результатов.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Стандарты второго поколения / под ред .

И . А. Сафроновой . М . : Просвещение, 2011.120 с. 2 . Поздеева С . И . Типология уроков в концепции педагогики совместной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) .2016 . № 3 .С .36-40 .

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 1 (178)

3 . Поздеева С . И . Потенциал взаимодействия школы и вуза в реализации нового ФГОС начального общего образования // Вестн . Томского

гос. пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2012 . № 5 . С . 179-181.

4 . Семенова Н . А. Организация исследовательской деятельности младших школьников: метод . пособие . Томск: Издательство ФГУ

«Томский ЦНТИ», 2007 . 76 с .

5 . Семенова Н . А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) .

2012 . № 11. С .209-211.

Семенова Наталия Альбертовна, кандидат педагогических наук, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 22.09.2016.

EDUCATIONAL RESOURSES OF THE ACADEMIC DISCIPLINE "ENVIRONMENT" IN MODERN PRIMARY SCHOOL

N. A. Semenova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article presents the problem of children's education in the academic discipline "Environment" in modern elementary school. Currently, there is a new federal state educational standard of primary education in the Russian Federation. It gives teachers new opportunities for the use of the course "Environment" for the development of children. The article provides an analysis of the resources of this discipline to achieve the learning outcomes in elementary school. New educational standard has three groups of educational outcomes: substantive results, metasubject results, personal results. All three groups of results were the basis for the analysis of the resources of the discipline "Environment." The article describes the features to achieve these results by means of the course. In particular, it describes the nature of the content of the discipline at this stage, taking into account the changes of substantial lines at different stages of development of the discipline in the past. Shows the features of the use of problem methods and techniques at the lesson "Environment", describes its problematic structure. Great importance is attached to the possibility of organizing research and project activity of students in the study of the discipline "Environment". These activities correspond to the content of the course and can successfully form children's universal educational actions.

Key words: educational discipline ''Environment", standard of primary education, problem-based learning, research and project activity of students, educational outcomes.

References

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [The federal state educational standard of primary

education] . Standarty vtorogo pokoleniya [Standards of the second generation] . Under the editorship of I .A. Safronova . M ., Prosveshcheniye

Publ ., 2011 (in Russian) .

2 . Pozdeeva S .I .Tipologiya urokov v kontseptsii pedagogiki sovmestnoy deyatel'nosti [Typology of lessons in the concept of joint activity pedagogy] .

Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, no . 3, pp . 36-40 (in Russian) .

3 . Pozdeeva S . I . Potentsial vzaimodeystviya shkol i vuza v realizatsii novogo FGOS nachal'nogo obshchego obrazovaniya [The potential of the

university-school interaction in the implementation of the new FSES of primary general education] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo

pedagogicheskog ouniversiteta - TSPU Bulletin, 2012, no . 5, pp .179-181 (in Russian) .

4 . Semenova N . A . Organizatsiya issledovatel'skoy deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov: metodicheskoye posobiye [Organization of research activity

of younger schoolchildren: teaching aid] . Tomsk, Tomskiy TsNTI Publ . , 2007 . 76 p . (in Russian) .

5 . Semenova N . A . Voprosy organizatsii proektnoy deyatel'nosti v nachal'noy shkole [The questions of the organization of the project activity in the

primary school] . Vestnik tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no . 11, pp . 209-211 (in Russian) .

Semenova N. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.