Научная статья на тему 'Преемственность начальной и основной школы в формировании универсальных учебных действий (на примере опыта школы совместной деятельности)'

Преемственность начальной и основной школы в формировании универсальных учебных действий (на примере опыта школы совместной деятельности) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1050
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПЕРТИЗА СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / META-SUBJECT RESULTS / JOINT ACTIVITY / EXAMINATION OF THE FORMATION OF ACTIVITIES / PORTRAIT OF THE GRADUATE / SUCCESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздеева Светлана Ивановна, Румбешта Елена Анатольевна

Ставится проблема поиска преемственных связей в формировании универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную. Эта проблема актуализирована введением ФГОС основного общего образования и поиском педагогамипрактиками эффективных способов формирования и диагностирования универсальных учебных действий (УУД) на разных возрастных ступенях. Авторы анализируют опыт школы совместной деятельности в этом направлении, в частности описывают проведение общешкольного семинара, цель которого состояла в проявлении специфики и приращений разных групп УУД при переходе из начальной школы в основную. Приведены примеры экспертных карт, позволяющих выделять на уроке разные группы УУД, уровень их сформированности (знакомство, формирование, пользование); обобщенный портрет выпускника начальной и основной школы, преемственные линии в содержании разных групп УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поздеева Светлана Ивановна, Румбешта Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESSION OF PRIMARY AND BASIC SCHOOL IN THE FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES (BASED ON THE EXPERIENCE OF THE JOINT ACTIVITY SCHOOL)

The article poses the problem of searching for successive links in the formation of universal educational activities in the transition from primary to basic school. This problem is actualized by the introduction of Federal Educational Standard and by the search for practicing teachers of the effective methods to form and diagnose universal educational activities at different age levels. The authors analyze the experience of the School of Joint Activity in this direction, in particular, describe the performing of a general school seminar, the purpose of which was to show the specifics and increasing of different groups from primary to basic school. Examples of expert maps are given, which make it possible to distinguish different groups of universal educational activities at the lesson, their level of development (acquaintance, formation, application). A generalized portrait of the graduate of the primary and basic schools, successive lines in the content of regulative, cognitive, communicative and personal activities are considered. The authors analyze forms of a general school seminar performing such as: visiting lab lessons and discussing them in a group, filling out expert maps by the teachers, work in a group to identify succession lines based on completed maps, final discussion and reflection of participants.

Текст научной работы на тему «Преемственность начальной и основной школы в формировании универсальных учебных действий (на примере опыта школы совместной деятельности)»

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ

УДК 371.3

йО! 10.23951/2307-6127-2017-3-32-39

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ШКОЛЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

С. И. Поздеева1 2, Е. А. Румбешта1

1 Томский государственный педагогический университет, Томск

2 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск

Ставится проблема поиска преемственных связей в формировании универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную. Эта проблема актуализирована введением ФГОС основного общего образования и поиском педагогами-практиками эффективных способов формирования и диагностирования универсальных учебных действий (УУД) на разных возрастных ступенях. Авторы анализируют опыт школы совместной деятельности в этом направлении, в частности описывают проведение общешкольного семинара, цель которого состояла в проявлении специфики и приращений разных групп УУД при переходе из начальной школы в основную. Приведены примеры экспертных карт, позволяющих выделять на уроке разные группы УУД, уровень их сформированности (знакомство, формирование, пользование); обобщенный портрет выпускника начальной и основной школы, преемственные линии в содержании разных групп УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных.

Ключевые слова: метапредметные результаты, совместная деятельность, экспертиза сформированности универсальных учебных действий, портрет выпускника, преемственность.

Введение нового образовательного стандарта в начальную школу, а затем и в основную [1, 2] ставит перед учителем новые задачи по организации образовательной деятельности в школе. Об этом пишет один из разработчиков стандарта А. Г. Асмолов. «Одно из положений деятельностного подхода заключается в том, что психологические способности человека являются результатом преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных изменений. Соответственно, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной» [3, с. 6].

С введением ФГОС НОО и ФГОС ООО одной из основных проблем учителя стала проблема поиска и внедрения приемов, методов, технологий формирования универсальных учебных действий (УУД), потом появилась следующая проблема - оценка их сформиро-ванности. Следует отметить, что эти проблемы до сих пор кардинально не решены: не выявлены эффективные способы формирования УУД в виде технологий и приемов, не показана специфика формирования УУД на разных предметах. Пока представители образовательного сообщества не совсем согласованно распределяют действия для их формирования

по разным предметам, изучаемым школьниками. Сложной является ситуация с оценкой овладения учениками УУД. Разрабатываемые способы оценки достаточно сложны и во многом субъективны. Грамотная оценка может быть дана на основе критериев, о чем также пишет А. Г. Асмолов: «Для каждого из базовых универсальных учебных действий должны быть определены критерии их сформированности, позволяющие описать конечную планируемую форму действия, открывая возможность реализации стратегии планомерного формирования умственных действий с заранее заданными свойствами» [3, с. 12].

Обозначенные проблемы подтверждаются анализом ряда публикаций. Многие исследователи выделяют как формируемые основные действия - личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) [4-6]. Во всех исследованиях отмечается проблема разработки методов формирования УУД, их оценки, при этом практически все склоняются к необходимости критериальной оценки. Способ оценки, как правило, предлагается учителем. Разработкой критериального способа оценки также занимаются и авторы статьи. Однако, поскольку речь идет об образовательном учреждении - школе совместной деятельности - разработка критериев осуществляется как в начальной, так и в основной школе с участием в этом процессе обучающихся. Постепенно в совместной деятельности (педагога и учащихся, педагогов между собой) вырабатываются определенные способы формирования и оценки разных групп УУД.

В настоящее время появилась новая проблема, которая пока почти не разрабатывается - преемственность в формировании учебных действий в начальной и основной школе. Педагоги не всегда понимают, во-первых, в чем специфика формирования УУД на разных возрастных ступенях, во-вторых, какие приращения происходят в развитии УУД при переходе из начальной школы в основную. О подходах к решению поставленных проблем при обучении учащихся МБОУ СОШ № 49 г. Томска (школы совместной деятельности) речь идет в данной статье.

Следует сказать, что как в начальной, так и в основной школе развиваются одинаковые виды учебных действий, однако содержание этих действий исследователями, а также практиками трактуется несколько по-разному. Так, в начальной школе педагоги-практики [7] характеризуют набор действий достаточно кратко следующим образом. Личностные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира; готовность осуществлять поиск и обработку информации. Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности. При этом вообще ничего не говорится про регулятивные действия. Авторы считают, что универсальные учебные действия - это система присвоенных учеником компетенций и ценностей совместной деятельности, позволяющих ему быть субъектом образовательной практики. При этом регулятивные УУД обеспечивают общедеятельностную составляющую компетенций совместной деятельности (цель, планирование, реализация, контроль и оценка результатов), познавательные УУД - общеинтеллектуальную (когнитивную): наблюдение, эксперимент, постановка и решение проблем, моделирование, смысловое чтение. Коммуникативные УУД, обеспечивающие продуктивное взаимодействие, - это основа взросло-детской и детской совместности: в нашей школе данная группа УУД является основной. Что касается личностных результатов, то они формируются в совместной деятельности (учебной, учебно-познавательной, образовательной) и только потом присваиваются каждым учеником [8].

В пособии для учителей основной школы группы формируемых учебных действий характеризуются достаточно подробно и объемно [3]. Ниже приводится их описание.

Личностные УУД - это смыслообразование на основе развития мотивации и целеполага-ния учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений. Регулятивные УУД - целе-полагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане. Познавательные УУД - исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедук-тивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления. Коммуникативные - это действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на кооперацию - совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение).

На практике при выборе действий для их развития учителям удобнее пользоваться примерной основной образовательной программой [9, 10] и на основе собственного опыта и особенностей детей, а также специфики школы выделить в каждой названной выше группе действия, необходимые для формирования. Одним из способов решения проблемы преемственности формирования УУД в школе № 49 г. Томска был избран способ проведения семинара-лаборатории. На начальном этапе была поставлена задача выявления совокупности формируемых действий, определения наличия преемственности в формировании и определения перспектив сквозного формирования.

Семинар включал следующие этапы: экспертиза УУД на материале уроков и занятий, обсуждение специфики и способов формирования УУД (работа в группах), презентация наработок групп. Первый этап: посещение группами учителей, руководителями инновационных образовательных программ и представителей администрации школы урочных и внеурочных занятий в начальной и основной школе и экспертиза УУД. На уроке эксперты заполняют карты с обозначением формируемых УУД из каждой группы и обозначают способы их формирования (приемы, виды заданий, технологии) (табл. 1). В табл. 1 представлены те действия, которые ученики могли совершать на уроке. Способы и приемы работы, проявленные на уроке, позволяют приобрести опыт формирования действий. Поскольку формирование действий идет постепенно, присутствующие могли их заметить на разном уровне. Имеются действия, хорошо развитые уже в начальной школе, ими учитель и ученики активно пользуются, они обозначены буквой П. Есть действия, которые находятся в процессе формирования, обозначены буквой Ф. Наконец, могут появиться действия, с которыми ученики только знакомятся. Они обозначаются буквой З. Такое приложение к процессу наблюдения позволяет не упустить действия и попытаться определить уровень их сформи-рованности. Кроме того, присутствующие могут отметить способы и приемы, которые использует учитель при работе с универсальными учебными действиями. Незаполненная строка позволяет присутствующим дополнить таблицу.

Следующим этапом становится обсуждение в группе посещенных уроков с целью прояснения перечня и специфики УУД в начальной и основной школе, а также линий преемственности в их развитии. Например, на уроке в начальной школе учитель предлагает детям готовый алгоритм действий (не более чем из 3-4 шагов), а дети его присваивают, тренируясь в применении. Или используется прием «деформированный алгоритм»: на уроке чте-

ния дети составляли вместе и обсуждали порядок действий при чтении по ролям (алгоритм был на доске в виде рассыпанных карточек). В основной школе алгоритмы становятся более развернутыми, составляются совместно с обоснованием детьми каждого шага и последовательности операций; при групповой работе, исходя из цели задания, участники группы вместе обсуждают ход (порядок) выполнения задания и способ его выполнения.

Таблица 1

Метапредметные действия, формируемые на уроке или занятии

Группа универсальных учебных действий УУД Уровень: знакомство (З), формирование (Ф), пользование (П) Способы, приемы формирования

Регулятивные УУД Постановка цели

Разработка плана (алгоритма) реализации

Выполнение плана

Оценка результата

Рефлексия

Познавательные УУД Проводить наблюдение

Проводить эксперимент

Осуществлять сравнение

Строить классификацию

Устанавливать причинно-следственные связи

Работать с информацией

Коммуникативные УД Организация группы

Распределение ролей

Формулирование собственной точки зрения

Продуктивное обсуждение версий

Выработка совместного решения

Личностные УУД Самореализация

Умение вести диалог

Познавательный интерес

Социальная активность

На третьем этапе (общем сборе) выступали представители всех групп, которые выделяли специфику УУД на каждой возрастной ступени и способы их формирования. В результате проделанной работы были проявлены многие способы и приемы формирования УУД. Так, при формировании действия постановки цели учебной деятельности в начальной школе применялся прием - проговаривание цели учениками после ее озвучивания учителем и обсуждение с учениками - понимают ли они цель, готовы ли к ее реализации. В основной школе ученики сами выходят на цель и дополняют друг друга в ее формулировке, обсуждают, как они ее будут реализовывать после обсуждения проблемной ситуации, которую создает учитель. Среди сквозных способов развития УУД были выделены следующие: обучение групповому взаимодействию, обучение постановке и решению проблем, технология учебной дискуссии, образовательного портфолио, разновозрастного сотрудничества. Продуктом работы на семинаре стала структурированная информация, которую мы обозначили как портрет выпускника (табл. 2).

Таблица 2

Преемственность в формировании УУД на разных возрастных ступенях

Начальная школа Основная школа

Портрет выпускника

Любознательный, инициативный, доброжелательный, готовый к общению, слушает другого, высказывает свое мнение, умеет договариваться, обсуждать, выполнять функции в групповой работе, справляется с затруднениями, анализирует учебные успехи и затруднения (коммуникативно-личностное развитие) Мотивированный на совместную учебно-познавательную деятельность, социально активный, умеет вести конструктивный диалог и добиваться взаимопонимания, умеет инициировать и осуществлять пробные действия (проектные, исследовательские), пользоваться ресурсом совместной деятельности для достижения образовательных (личностных) задач

Регулятивные УУД

Принятие цели, сформулированной учителем (учебником) Совместное формулирование цели деятельности и плана их достижения

Освоение готовых планов (алгоритмов, инструкций (от трех до пяти операций) Совместная выработка алгоритмов для фронтальной и групповой работы

Планирование действий при выполнении учебных заданий (фронтально, в группе) Соотнесение выполняемых действий (совместных и индивидуальных) с целью их корректировки

Взаимооценка и самооценка правильности выполнения заданий Взаимооценка и самооценка способов действий (в том числе совместных)

Вычленение успехов и неудач в учебной деятельности Познавательная рефлексия: вычленение эффективности и неэффективности способов совместной деятельности, причин неудач

Формулирование устных оценочных суждений и кратких письменных Формулирование развернутых устных и письменных оценочных (рефлексивных) суждений

Освоение заданных критериев оценки Совместная выработка критериев оценки и экспертизы, разработка карт

Познавательные УУД

Анализ, сравнение, синтез, классификация, простые модели и схемы Анализ, сравнение, синтез, классификация. Определение понятий, построение умозаключений, аналогий, создание моделей и схем для решения учебных и познавательных задач

Смысловое чтение: восприятие, выделение главного, воспроизведение информации с использованием разных опор Смысловое чтение: сбор, обработка, интерпретация информации, переформатирование одного вида информации в другой

Совместный поиск ответа на проблемный вопрос (совместное решение проблемной ситуации через поисковые и пробные действия) Формулирование проблемы, версий и гипотез, планирование процесса решения проблемы; совместное решение проблемы

Выполнение проектных заданий, участие в мини-проектах (групповых), предложенных учителем, детьми Реализация учебных, образовательных и социальных проектов (групповых и индивидуальных) как способ реализации детских инициатив и проб

Коммуникативные УУД

Слушание другого, реагирование на его реплики (согласен - не согласен) Осознанное использование речевых средств в соответствии с коммуникативной задачей

Формулирование высказывания в устной форме (я понял, я думаю...) Устное и письменное формулирование высказываний с аргументацией своей точки зрения, соотнесение ее с точкой зрения другого

Взаимодействие в паре (договор, распределение работы, взаимопомощь, взаимоконтроль), участие в работе группы Организация групп. Распределение ролей в парной и групповой работе: удержание роли и участие в общей работе. Проявление позиции

Окончание табл. 2

Начальная школа Основная школа

Участие в простых видах учебной дискуссии (в обсуждении) Участие в сложных видах фронтальной и групповой дискуссии

Групповое взаимодействие (работа по инструкции, слушание друг друга, обсуждение, взаимопомощь, взаимоконтроль, участие в межгрупповом обсуждении, рефлексия успехов и неудач в групповой работе Групповое взаимодействие (планирование, распределение ролей, разрешение конфликтов, анализ общей работы и индивидуального участия в ней, разработка экспертных карт). Совместное решение учебных и образовательных проблем на основе позиционного взаимодействия. Участие в разновозрастном сотрудничестве (помощь, обучение младших)

Личностные УУД

Позитивное отношение к учебной деятельности Внутренняя (образовательная) мотивация, готовность к саморазвитию и личностному самоопределению. Исследовательская, проектная и социальная активность

Доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость Нравственно-этические ценности в сфере межличностных отношений

Уважение, принятие ценностей семьи и общества Гражданская и социальная активность, правосознание

Через конструирование обобщенного портрета выпускника начальной и основной школы намечены ориентиры в формировании УУД. В перспективе спланировано проявление способов, приемов постепенного формирования УУД - от знакомства до свободного пользования большинством учеников. Это, в свою очередь, требует разработки способов оценивания степени сформированности действий через наличие умений на каждом промежуточном этапе. Способствовать реализации данного направления может организация уроков-лабораторий, которые давно функционируют в школе, в сочетании с семинарами возрастных параллелей и общешкольными семинарами, опыт проведения которого представлен в статье. Следующим шагом может стать проведение аналогичного общешкольного семинара по преемственности в формировании УУД в основной и старшей школе, в результате чего сконструированная таблица дополнится еще одной колонкой: портрет выпускника старшей школы и приращения по УУД в старшей школе.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 31 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2016. 48 с.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.

4. Васильева С. И. Организация мониторинга метапредметных результатов обучения на начальной ступени основной школы. URL: festival.1 september.ru/articles/652449/ (дата обращения: 13.04.2017).

5. Борисова И. И. Система универсальных учебных действий и мониторинг их сформированности у учащихся основной школы // Вестник КГУ им. Некрасова. 2014. Т. 20. С. 39-42.

6. Петрова Е. Ю. Диагностический инструментарий выявления уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся в школьных курсах географии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 11 (152). С. 127-133.

7. Андронова О. С. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС. URL: 1 septem. P9kJB4T7G4 (дата обращения: 20.02.2017).

8. Поздеева С. И. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в школе совместной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 12 (177). С. 24-27.

9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2014. 342 с.

10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 204 с.

Поздеева Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). Национальный исследовательский Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050). E-mail: [email protected]

Румбешта Елена Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 05.02.2017.

DOI 10.23951/2307-6127-2017-3-32-39

SUCCESSION OF PRIMARY AND BASIC SCHOOL IN THE FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES (BASED ON THE EXPERIENCE OF THE JOINT ACTIVITY SCHOOL)

S. I. Pozdeeva, E. A. Rumbeshta

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation

The article poses the problem of searching for successive links in the formation of universal educational activities in the transition from primary to basic school. This problem is actualized by the introduction of Federal Educational Standard and by the search for practicing teachers of the effective methods to form and diagnose universal educational activities at different age levels. The authors analyze the experience of the School of Joint Activity in this direction, in particular, describe the performing of a general school seminar, the purpose of which was to show the specifics and increasing of different groups from primary to basic school. Examples of expert maps are given, which make it possible to distinguish different groups of universal educational activities at the lesson, their level of development (acquaintance, formation, application). A generalized portrait of the graduate of the primary and basic schools, successive lines in the content of regulative, cognitive, communicative and personal activities are considered. The authors analyze forms of a general school seminar performing such as: visiting lab lessons and discussing them in a group, filling out expert maps by the teachers, work in a group to identify succession lines based on completed maps, final discussion and reflection of participants.

Key words: meta-subject results, joint activity, examination of the formation of activities, portrait of the graduate, succession.

References

1. Federal'nyy gosudarslvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of primary education]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2010. 31 p. (in Russian).

2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of general education]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2016. 48 р. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Asmolov A. G., Burmenskaya G. V., Volodarskaya I. A. et al. Formirovaniye universal'nykh uchebnykh deystviy v osnovnoy shkole: ot deystviya k mysli. Sistema zadaniy: posobiye dlya uchitelya [The formation of universal educational activities in basic school: from action to thought]. Edited by A. G. Asmolov. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2010. 159 p. (in Russian).

4. Vasil'yeva S. I. Organizatsiya monitoringa metapredmetnykh rezul'tatov obucheniya na nachal'noy stupeni osnovnoy shkoly [Organization of meta-subject results monitoring at primary and basic school] (in Russian). URL: festival.1 september.ru/ articles/652449/ (accessed 13 April 2017).

5. Borisova I. I. Sistema universal'nykh uchebnykh deystviy i monitoring ikh sformulirovannosti u uchashchikhsya osnovnoy shkoly [The system of universal educational activities and their formation monitoring of pupils at basic school]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogog universiteta imeni N. A. Nekrasova - Vestnik of Nekrasov Kostroma State University, 2014, no. 20, pp. 39-42 (in Russian).

6. Petrova Ye. Yu. Diagnosticheskiy instrumentariy vyyavleniya urovnya sformirovannosti universal'nykh uchebnykh deystviy obuchayushchikhsya v shkol'nykh kursakh geografii [Diagnostic tools for identification of the level of universal leaarning activities formation of the students in the school courses of geography]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 11 (152), pp. 127-133 (in Russian).

7. Andronova O. S. Formirovaniye universal'nykh uchebnykh deystviy v obrazovatel'nom protsesse kak sredstvo realizatsii FGOS [The formation of universal educational activities in educational process as a tool of Federal Standard realization] (in Russian). URL: 1 septem. P9kJB4T7G4 (accessed 20 February 17).

8. Pozdeyeva S. I. Osobennosti formirovaniya kommunikativnykh universal'nykh uchebnykh deystviy v shkole sovmestnoy deyatel'nosti [Features of universal communicative action formation at school of joint activity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol. 12 (177), pp. 24-27 (in Russian).

9. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Osnovnaya shkola [Approhimate basic educational program of an educational institution. Basic school]. Compl. Ye. S. Savinov. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2014. 342 p. (in Russian).

10. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Nachalnaya shkola [Approhimate basic educational program of an educational institution. Primary school]. Compl. Ye. S. Savinov. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2011. 204 p. (in Russian).

Pozdeeva S. I., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061), National research Tomsk Polytechnic University (pr. Lenina, 30, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: [email protected]

Rumbeshta E. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.