Научная статья на тему 'Структура и динамика формирования действий по образовательному проектированию в школе совместной деятельности'

Структура и динамика формирования действий по образовательному проектированию в школе совместной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КАРТИРОВАНИЕ / JOINT ACTIVITY / EDUCATIONAL DESIGN / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколов Виктор Юрьевич

Рассматриваются особенности формирования универсальных учебных действий в МБОУ СОШ № 49 г. Томска (школа совместной деятельности). Данные особенности представлены системой обучения учащихся действиям по совместному проектированию своего образования. Формирование действий по образовательному проектированию от начальной до старшей школы отражено в виде комплекса карт, позволяющих проследить структуру и динамику учебного процесса. В соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО обучение образовательному проектированию рассмотрено в логике личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколов Виктор Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND DYNAMICS OF FORMING ACTIONS ON EDUCATIONAL DESIGN IN SCHOOL OF JOINT ACTIVITY

The introduction of new educational standards in Russian schools is actualized by the task of combining the general requirements for training and characteristics of the activities of individual educational institutions. The team of the school № 49, Tomsk (School of joint activity) are actively working to resolve this task within the specified standards of the course for formation of universal educational action. Specificity of learning in the School of joint activity is expressed in the mastering by the students a system of action for the joint design of their education. The article presents the structure and dynamics of actions in educational design throughout the entire period of students’ education from primary to secondary school. The process of learning actions by the educational design presented in the form of complex maps, which reveal the logic for formation of the action and the relationship between them. In the logic-based action learning in educational design the main line of the school is laid for organizing the processes of meaning formation. The generation and realization of the values of the participants in education is reflected in the cards and presents evolution from simple, primary representations of the participants in learning about the subject studied to their transformation in the meanings, goals, values and norms of education. The cards show the joint forming of meanings and standards of education.

Текст научной работы на тему «Структура и динамика формирования действий по образовательному проектированию в школе совместной деятельности»

ПЕДАГОГИКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 373

РО!: 10. 23951/2307-6127-2017-4-112-119

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ В ШКОЛЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. Ю. Соколов

Томский государственный университет, Томск

Рассматриваются особенности формирования универсальных учебных действий в МБОУ СОШ № 49 г. Томска (школа совместной деятельности). Данные особенности представлены системой обучения учащихся действиям по совместному проектированию своего образования. Формирование действий по образовательному проектированию от начальной до старшей школы отражено в виде комплекса карт, позволяющих проследить структуру и динамику учебного процесса. В соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО обучение образовательному проектированию рассмотрено в логике личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Ключевые слова: совместная деятельность, образовательное проектирование, универсальные учебные действия, картирование.

Со времени введения в 2010 г. в школьном образовании России новых федеральных стандартов для значительной части образовательных учреждений страны актуальной стала проблема сохранения своего лица в рамках единых требований к обучению. Особенно острой эта проблема стала для учреждений, давно и углубленно разрабатывающих собственный подход к развитию содержания образования. К числу таких учреждений, на взгляд авторов, следует отнести МБОУ СОШ № 49 г. Томска (школа совместной деятельности).

С начала 1990-х гг. коллектив школы во главе с научным руководителем профессором Г. Н. Прозументовой активно разрабатывал концепцию педагогики совместной деятельности в образовании. В основу концепции положена идея школы как саморазвивающегося сообщества, в котором педагоги, ученики и их родители имеют возможность реализовать собственные образовательные интересы и потребности. Не удивительно, что в этой концепции одно из ключевых мест отведено разработке теории и практики образовательного проектирования, в ходе которого участники совместности могут проявить и воплотить в жизнь свои смыслы, цели, ценности, нормы обучения и стать полноценными субъектами образования [1].

В этом контексте понятно, что по своей основной направленности концепция совместной деятельности ничуть не противоречит решению стратегической задачи ФГОС НОО и ФГОС ООО - формированию учащегося как активного субъекта образования, способного к самоорганизации и самообучению. Однако в стратегиях реализации этой задачи можно указать некоторые отличия, которые авторы частично отразили в предшествующих публи-

кациях [2]. В новых стандартах активная позиция учащегося старшей школы, оформленная в виде индивидуальной образовательной траектории, реализуется в процессе выбора уже существующих смыслов, целей и норм образования. В концепции педагогики совместной деятельности смыслы образования отдельного учащегося порождаются в процессе проявления, соорганизации и реализации смыслов всех участников образования и затем «доращиваются» до целей и норм совместной образовательной деятельности. Следует подчеркнуть, что участники совместности образовывают сами себя в процессе проектирования новой совместной образовательной реальности. Инновационность этой реальности определяется смелостью и новизной смыслов, которые привносят в нее участники совместной деятельности.

Г. Н. Прозументова в своей последней книге обращает внимание на появление в этой реальности новой «предметности» управления - управления смыслообразованием. По ее словам, «управление смыслообразованием, в отличие от управления целями, реализуется прежде всего как выработка и присвоение участниками инноваций создаваемой ими же образовательной реальности» [3, с. 19]. Можно сказать, что новый предмет обучения в школе совместной деятельности (ШСД) - обучение совместному проектированию образования - актуализировал появление нового предмета управления.

Исходя из понимания нового предмета обучения и новой предметности управления образованием, коллектив школы выстроил свою работу по реализации новых образовательных стандартов, сосредоточившись на создании условий для обучения учащихся действиям по образовательному проектированию. В этой деятельности коллектив школы увидел возможность сохранить своеобразие содержания своего образования, учитывая рамки выдвинутой ФГОС ключевой задачи формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД).

Среди инструментов решения данной задачи особо хотелось бы выделить работу по построению карт формирования действий по образовательному проектированию. Метод картирования образовательного процесса был выбран не случайно. Во-первых, этот метод позволяет наиболее точно отразить структуру и динамику формирования УУД от начальных классов до старшей школы, так как указанные характеристики по своей природе располагают к топологическому выражению. Во-вторых, метод картирования позволяет представить процесс обучения образовательному проектированию в наиболее понятной, наглядной форме, тем самым сделав его доступным для понимания всех взрослых участников образовательного процесса - педагогов, управленцев, родителей. Последнее обстоятельство имеет для ШСД принципиальное значение, так как способствует как можно более широкому вовлечению участников в управление образовательным процессом.

Для выражения специфики и приоритетов работы МБОУ СОШ № 49 немаловажное значение имеет выстраивание в картах смысловой связи между видами УУД. Если в предлагаемых ФГОС материалах эти виды представлены автономно и самодостаточно, то в школе совместной деятельности их связь подчинена логике развертывания процесса смыслообразова-ния, который лежит в основании формирования остальных действий по совместному образовательному проектированию. Постараемся отразить эту логику в содержании и последовательности представления карт формирования действий по образовательному проектированию. Важно заметить, что сам процесс обучения образовательному проектированию в ШСД по ключевым вопросам представлен в ряде публикаций, которые будут отмечены по ходу изложения.

Безусловно, стратегическим значением в ШСД обладает карта, отражающая процесс формирования личностных УУД (табл. 1). Именно здесь отражена принципиальная линия

школы на организацию процесса смыслообразования от самых простых, первичных представлений участников образования об изучаемом предмете до трансформации их в развернутые, аргументированные смыслы и выращивание на этой основе целей, ценностей и норм совместной деятельности. Совместное выращивание смыслов, целей и норм образования способствует продуктивному решению актуальной задачи самоидентификации учащихся [4].

Из содержания карты можно понять, как в ходе разного рода образовательных и социальных проб, построения своей индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) учащиеся начинают воспринимать совместную деятельность как актуальную ценность и важнейший ресурс собственного развития, самоопределяются профессионально и идентифицируют свою принадлежность к сообществу, построенному на принципах взаимоуважения и партнерства.

Таблица 1

Логика развития личностных УУД в школе совместной деятельности

Начальная школа Основная школа Старшая школа

Выражение впечатлений, переживаний, представлений о предмете обсуждения, сравнение с другими представлениями и на их основе формирование первичных смыслов (со-мыслей) Сопоставление собственных смыслов (смыслов своей группы) с уже известными смыслами (образцами культуры), выбор актуального для себя смысла Использование средств совместной деятельности для трансформации актуального для себя смысла в позицию, определяющую цели, ценности и нормы образовательной и социальной деятельности

Участие в построении открытого совместного действия как средство проявления и оценки своих и чужих возможностей (умений) Образовательные и социальные пробы (инициативные действия) как средство эффективного самоопределения (самоидентификации). Ориентация в мире профессий Проектирование своего будущего (ИОТ) средствами совместной деятельности. Выбор направления в своей профессиональной ориентации

Выработка правил совместной работы, формулирование своих приоритетов, «правил жизни», понимание и уважение приоритетов другого человека Обоснование своих нравственно-этических установок (ценностей), толерантное восприятие ценностей других участников совместной деятельности Представление совместной деятельности как наиболее актуальной ценности и ресурса собственного развития, демонстрация этой убежденности в разных поступках

Следующая по значению карта содержит информацию о комплексе универсальных учебных действий, которые относят к коммуникативным УУД (табл. 2). В МБОУ СОШ № 49 формирование коммуникативных действий рассматривается не просто как обязательный элемент новых стандартов, но как базовое условие и средство порождения и реализации смыслов совместной деятельности, обогащения взаимопонимания между участниками совместности, построения различного рода групп и развития самоорганизации [5]. Для комплексного решения поставленной задачи коммуникативные действия в карте объединены в три группы действий, участие в которых позволяет учащимся овладеть тремя важнейшими для нашей школы навыками - межличностного, внутригруппового и межгруппового взаимодействия. Эти навыки позволяют ученикам вырабатывать общий язык и понимание других участников, находить свое место в группе, продуктивно участвовать в организации взаимодействия между разными группами. Перечисленные коммуникативные действия способствуют развитию тех личностных свойств ученика ШСД, на которые направлены действия первой карты.

В карте с познавательными УУД выделены действия, выступающие инструментами изменения (изучения, исследования, познания) образовательной реальности на основе проявленных участниками совместной деятельности смыслов, целей и норм образования. Поэтому

основу карты составляют широко применяемые в ШСД действия по проектированию содержания совместной образовательной деятельности, по совместной постановке и решению разного рода проблем, проведению совместных исследований [6, 7].

Таблица 2

Логика развития коммуникативных УУД в школе совместной деятельности

Начальная школа | Основная школа | Старшая школа

Межличностное взаимодействие

Формулирование собственных высказываний в устной форме (я понял, я думаю...); понимание сходства и различий между высказываниями участников (согласен/не согласен с...) Осознанное использование речевых средств с целью самовыражения и понимания другого участника Построение развернутого диалога (полилога) для эффективного взаимопонимания между участниками

Групповое взаимодействие

Работа по инструкции, слушание друг друга, обсуждение, взаимопомощь, взаимоконтроль, рефлексия успехов и неудач в групповой работе, своего участия в общей работе Планирование совместной работы, распределение ролей, разрешение конфликтов, анализ общей работы и индивидуального участия в ней, разработка экспертных карт для оценки работы группы Планирование индивидуальной и совместной работы участников, анализ и координация их позиций, экспертиза эффективности их работы

Межгрупповое взаимодействие

Обоснование выбора группы, участие в формировании особого «лица» группы, сопоставление работы групп, участие в межгрупповом обсуждении Выбор группы и участие в формировании ее особенностей как средство самоидентификации. Участие в органах школьного самоуправления как механизмов регулирования и развития межгрупповых отношений Участие во взаимодействии групп образовательного профиля как основание для построения ИОТ. Организация различных форм школьного самоуправления как инструментов регулирования и развития межгрупповых отношений

Процесс совместного проектирования познавательных действий в ШСД находит свое отражение в особой форме портфолио. В начальной школе особенности участия педагога и учащихся в разработке данной формы фиксации и анализа результатов учебы выражены в термине «открытое образовательное портфолио» [8], а в основной - в термине «совместное образовательное портфолио» [9].

Даже освоение различных форм мышления рассматривается не само по себе, а как средство для построения эффективной коммуникации и повышения качества совместной деятельности. Аналогичным целям соответствует и обучение учащихся навыкам работы с информационным текстом и техникам смыслового чтения [10]. Безусловно, в образовательной практике школы мы не ограничиваемся приведенным перечнем познавательных УУД (табл. 3), но на формировании последних делается особый акцент, так как они позволяют реализовать стратегические цели развития школы.

И, наконец, карта, содержащая перечень регулятивных УУД (табл. 4), позволяет понять, что и этот вид действий ориентирован на совершенствование совместной деятельности в школе. С помощью данной карты можно проследить связь формируемых в школе регулятивных УУД с уже указанными в предшествующих картах навыками. В ходе освоения этого вида УУД учащиеся овладевают действиями по регулированию совместной деятельности при переходе к новой - спроектированной ими образовательной реальности, в которой воплощаются их смыслы и нормы образования. На решение этой задачи направлено обучение учащихся действиям по совместной разработке и реализации целей, совместному планированию образования, совместной оценке результатов и рефлексии своей деятельности.

В заключение необходимо кратко сказать о предполагаемой методике работы с картами, отражающими структуру и динамику формирования действий по образовательному проектированию.

Таблица 3

Логика развития познавательных УУД в школе совместной деятельности

Начальная школа Основная школа Старшая школа

Участие в построении открытого совместного действия (предлагать, выбирать, сопоставлять, конструировать учебные (познавательные) действия) Проектирование совместной деятельности при построении урока, учебной темы, образовательного события. Проектирование индивидуального учебного плана с использованием средств совместной деятельности Проектирование совместной деятельности при построении образовательного профиля для разработки индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной образовательной программы

Выполнение проектных заданий, участие в мини-проектах (групповых), предложенных учителем, детьми Подготовка учебных, образовательных и социальных проектов как способа реализации детских инициатив и проб (индивидуальных и групповых) Участие в разработке и реализации сетевых образовательных и социальных проектов, в том числе разновозрастных

Участие в подготовке и презентации открытого образовательного портфо-лио Подготовка и презентация индивидуального и совместного образовательного портфолио Подготовка и презентация индивидуального портфолио в рамках совместного образовательного портфолио

Совместный поиск ответа на проблемный вопрос (совместное решение проблемной ситуации через поисковые и пробные действия), участие во фронтальной дискуссии Совместное формулирование проблемы, версий и гипотез, планирование процесса решения проблемы; совместное решение проблемы; участие во фронтальной и групповой дискуссии Постановка проблем, выдвижение версий и гипотез, планирование процесса решения проблемы с использованием ресурса совместной деятельности

Освоение форм мышления как средств построения коммуникации: изучение значений понятий, терминов и их использование при поддержке педагога, обучение сравнению, синтезу, классификации, использованию простых моделей и схем Освоение форм мышления как средств построения коммуникации: совместное определение понятий, обучение умозаключению, проведению аналогий, составлению моделей и схем для решения учебных и познавательных задач Освоение форм мышления как средств построения коммуникации: совместный анализ содержания понятий и адаптация его к контексту совместной деятельности, совместное моделирование познавательной деятельности, позиционное мышление

Смысловое чтение как средство построения коммуникации: восприятие, выделение главного, нахождение в тексте ключевых слов, воспроизведение информации с использованием разных опор Смысловое чтение как средство построения коммуникации: сбор, обработка, интерпретация информации, переформатирование одного вида информации в другой, ее использование для решения образовательных задач Смысловое чтение как средство построения коммуникаций: творческая переработка информации, создание собственных и интерпретация чужих текстов с использованием ресурса совместной деятельности

Таблица 4

Логика развития регулятивных УУД в школе совместной деятельности

Начальная школа Основная школа Старшая школа

Понимание и принятие цели совместной деятельности, сформулированной учителем Совместное формулирование цели деятельности Формулирование целей индивидуальной и групповой деятельности и их сооргани-зация

Совместное планирование действий при выполнении учебных заданий (фронтально, в группе) Совместная выработка планов для фронтальной и групповой работы Разработка и соорганизация планов индивидуальной и групповой работы с использованием ресурса совместной деятельности

Совместное и индивидуальное выполнение готовых планов по алгоритму, инструкциям педагога (от трех до пяти операций) Совместное соотнесение выполняемых действий с целью, их корректировка в процессе выполнения плана Координация выполняемых индивидуальных и совместных действий, их соотнесение с целью, планом, корректировка с использованием ресурса совместной деятельности

Взаимооценка и самооценка правильности выполнения учебных заданий Взаимооценка и самооценка способов действий (в том числе совместных) Взаимооценка и самооценка индивидуальной и совместной деятельности

Освоение заданных учителем критериев и способов оценки, совместное обсуждение критериев оценки Освоение навыков совместной выработки критериев оценки, процедур оценивания и экспертизы, разработки экспертных карт на уроке и во внеурочной работе Применение навыков разработки критериев оценивания, процедур оценивания и экспертизы совместной деятельности в образовательной и социальной сферах

Окончание табл. 4

Начальная школа Основная школа Старшая школа

Познавательная рефлексия: - выделение собственных и чужих действий в учебных ситуациях; - вычленение собственных и чужих успехов и неудач в учебной деятельности Познавательная рефлексия: - выделение основных элементов совместной образовательной деятельности на уроке и во внеурочном пространстве; - вычленение эффективности и неэффективности способов совместной деятельности, выявление причин неудач Познавательная рефлексия: - реконструкция образовательного процесса: выделение в нем элементов индивидуальной и совместной деятельности; - выявление дефицитов и достижений индивидуальной и совместной работы; - предложение способов решения проблем индивидуальной и совместной деятельности

Во-первых, карты рассматриваются не как очередной административный документ, а как определенный договор об основных направлениях совместной образовательной деятельности. В связи с этим каждый взрослый участник образования в школе получает возможность не только ознакомиться с содержанием карт, но и внести в них свои предложения по коррекции содержания, которые после обсуждения должны получить утверждение на методическом совете школы. Во-вторых, предполагается, что карты будут не просто договором, а своеобразным ориентиром, на его основе педагоги и управленцы смогут корректировать направление своей деятельности, проектировать образовательные события, разрабатывать образовательные проекты и программы. Представляется, что данный документ будет действительно рабочим инструментом управления, который будет постоянно задействован в образовательной практике школы совместной деятельности и будет совершенствоваться всеми участниками образования.

Список литературы

1. Прозументова Г . Н . , Малкова И . Ю . Проблема субъекта совместной деятельности в образовательном проектировании // Сибирский психологический журнал . 2007 . № 26 . С . 170-175.

2 . Соколов В . Ю . Особенности программы формирования универсальных учебных действий в пространстве совместной

деятельности (основная школа) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2015 . Вып . 4 (10) . С . 15-23 .

3 . Прозументова Г . Н . Образовательные инновации: феномен «личного присутствия» и потенциал управления (опыт

гуманитарного исследования) . Томск: Изд-во Том . ун-та, 2016 . 412 с .

4 . Соколов В . Ю . Опыт проектирования процессов самоидентификации в школьном историческом образовании // Вестн .

Томского гос . ун-та . 2014 . № 386. С . 140-145.

5 . Поздеева С . И . Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в школе совместной

деятельности // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . Вып . 12 (177) . 2016 . С . 24-27 .

6 . Соколов В . Ю . О проектировании содержания исторического образования и пользе написания «ненаучных» текстов //

Человек - текст - эпоха: сб . научных статей и материалов . Вып . 2: Современные проблемы источниковедения . Томск: Изд-во Том . ун-та, 2006 . С . 158-171.

7 . Соколов В . Ю. Образовательное содержание и его становление в программе «Проектирование содержания

образования педагогом и учащимися при построении учебной темы» // Образовательное содержание совместной деятельности взрослых и детей в школе: управление и становление . Кн . 7 / под ред . Г . Н . Прозументовой, С . И . Поздеевой . Томск: Изд-во Том . ЦНТИ, 2015 . С . 230-247 . 8. Поздеева С . И . , Путинцева Е. Б. Открытое образовательное портфолио ученика начальной школы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2014 . Вып . 2 (4) . С . 85-89.

9 . Соколов В . Ю . Совместное портфолио педагога и учащихся: образовательные возможности // Научно-педагогическое

обозрение (Pedagogical Review) . 2016 . Вып . 3 (13) . С . 31-35 .

10 . Поздеева С . И . К проблеме формирования у младших школьников умений работать с информационным текстом //

Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2016 . Вып . 5 (170) . С . 28-31.

Соколов Виктор Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент, Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, г. Томск, Россия, 634050). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 26.07.2017

DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-112-119

STRUCTURE AND DYNAMICS OF FORMING ACTIONS ON EDUCATIONAL DESIGN IN SCHOOL OF JOINT ACTIVITY

V. Yu. Sokolov

Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation

The introduction of new educational standards in Russian schools is actualized by the task of combining the general requirements for training and characteristics of the activities of individual educational institutions. The team of the school № 49, Tomsk (School of joint activity) are actively working to resolve this task within the specified standards of the course for formation of universal educational action. Specificity of learning in the School of joint activity is expressed in the mastering by the students a system of action for the joint design of their education. The article presents the structure and dynamics of actions in educational design throughout the entire period of students' education from primary to secondary school. The process of learning actions by the educational design presented in the form of complex maps, which reveal the logic for formation of the action and the relationship between them. In the logic-based action learning in educational design the main line of the school is laid for organizing the processes of meaning formation. The generation and realization of the values of the participants in education is reflected in the cards and presents evolution from simple, primary representations of the participants in learning about the subject studied to their transformation in the meanings, goals, values and norms of education. The cards show the joint forming of meanings and standards of education.

Key words: joint activity, educational design, universal educational actions.

References

1. Prosumentova G . N . , Malkova I . Yu . Problema sub'yekta sovmestnoy deyatel'nosti v obrazovatel'nom proyektirovanii [The problem of the subject of the joint activities in educational design] . Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal- Siberian Psychological Journal, 2007, no . 26, pp . 170-174 (in Russian) .

2 . Sokolov V Yu . Osobennosti programmy formirovaniya universal'nykh uchebnykh deystviy v prostranstve sovmestnoy

deyatel'nosti (osnovnaya shkola) [Features of formation of universal educational actions in the field of joint activities (primary school)] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, vol . 4 (10), pp . 15-23 (in Russian) .

3 . Prosumentova G . N . Obrazovatel'nyye innovatsii: fenomen "lichnogo prisutstviya" i potentsial upravleniya (opyt gumanitarnogo

upravleniya) [Educational innovation: the phenomenon of "personal presence" and capacity management (the experience of humanitarian research)] . Tomsk, Tomsk University Publ . , 2016 . 412 p . (in Russian) .

4 . Sokolov V Yu . Opyt proyektirovaniya protsessov samoidentifikatsii v shkol'nom istoricheskom obrazovanii [Experience of self-

identification process design in the school historical education] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2014, no . 386, pp . 140-145 (in Russian) . DOI: 10 .17223/15617793/386/23

5 . Pozdeeva S . I . Osobennosti formirovaniya kommunikativnykh universal'nykh uchebnykh deystviy v shkole sovmestnoy

deyatel'nosti [Features of universal communicative action formation at school of joint activity] Vestnik Tomskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol .12 (177), pp . 24-27 (in Russian) .

6 Sokolov V Yu O proyektirovanii soderzhaniya istoricheskogo obrazovaniya i pol'ze napisaniya "nenauchnykh" tekstov [The design of the content of historical education and the value of writing "non-scientific" texts] . Chelovek - tekst - epokha: sb. nauchnykh statey i materialov. Vyp. 2: Sovremennye problem istochnikovedeniya [Man - text - epoch: collection of scientific articles and materials . Vol . 2: Modern problems of source studies] . Tomsk, Publishing house Tom . University Publ . , 2006 . Pp . 158-171 (in Russian) .

7 . Sokolov V. Yu . Obrazovatel'noye soderzhaniye i yego stanovleniye v programme "Proyektirovaniye soderzhaniya obrazovani-

ya pedagogom i uchashchimisya pri postroyenii uchebnoy temy" [The educational content and its development in the program "Design of the content of education by the teacher and the students when building a training topic"] . Obrazovatel'noye soderzhaniye sovmestnoy deyatel'nosti vzroslykh i detey v shkole: upravleniye i stanovleniye. Kn. 7. Pod red . G . N . Prozumentovoy,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S . I. Pozdeevoy [Educational content of the joint activities of adults and children in school: management and formation . Book . 7 . Under the editorship of G . N . Prozumentova, S . I . Pozdeeva] . Tomsk, Izd-vo Tom . TsNTI Publ . , 2015 . Pp . 230-247 (in Russian) .

8 . Pozdeeva S . I. , Putintseva E . B . Otkrytoye obrazovatel'noye portfolio uchenika nachal'noy shkoly [The open educational port-

folio of primary schoolchildren] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, vol . 2 (4), pp . 85-89 (in Russian)

9 . Sokolov V. Yu . Sovmestnoye portfolio pedagoga i uchashchikhsya: obrazovatel'nyye vozmozhnosti [Joint portfolio of teacher

and students: educational opportunities] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, vol . 3 (13), pp . 31-35 (in Russian) .

10 . Pozdeeva S . I . K probleme formirovania u mladshih shkol'nikov umeniy rabotat' s informatsionnym tekstom [On the problem of

formation younger schoolchildren's abilities to work with informational text] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol . 5 (170), pp . 28-31 (in Russian) .

Sokolov V. Yu., Tomsk State University (pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.