Научная статья на тему 'Совместное портфолио педагога и учащихся: образовательные возможности'

Совместное портфолио педагога и учащихся: образовательные возможности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PORTFOLIO OF TEACHER AND STUDENTS / CONCEPT OF JOINT ACTIVITY / EDUCATIONAL OPPORTUNITIES / ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ / КОНЦЕПЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколов Виктор Юрьевич

Рассматриваются возможности создания особого вида портфолио в рамках концепции и практики педагогики совместной деятельности – совместного портфолио педагога и учащихся. Обращается внимание на преемственность совместной разработки портфолио в начальных, средних и старших классах Школы совместной деятельности (МБОУ «СОШ № 49» г. Томска). Представлены основные сегменты совместного портфолио педагога и учащихся, его структура, посредством которых раскрываются его образовательные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOINT PORTFOLIO OF TEACHER AND STUDENTS: EDUCATIONAL OPPORTUNITIES

The author of the article considers the possibilities of improvement of relevant to current school of education – learning portfolio. Within the concept of pedagogics of joint activity proves the necessity of creating a special type of portfolio – joint portfolio of teacher and students. To demonstrate the specificity of the new learning tool, the author makes a distinction between the concepts of «individual», «group», «joint» portfolio. Joint portfolio is shown in the article by the products of organizational activity of the teacher, uniting the products of educational activity of students. The article draws attention to the continuity of the joint development portfolio for elementary, middle and high School of joint activities (school № 49, Tomsk). The author presents the main segments of the joint portfolio of teacher and students, its structure through which reveals its historical and educational opportunities. These features are manifested most effectively in the analysis of models of collaboration, identify the specific contribution of each of its members to the overall achievements.

Текст научной работы на тему «Совместное портфолио педагога и учащихся: образовательные возможности»

УДК.373

В. Ю. Соколов

СОВМЕСТНОЕ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ВОЗМОЖНОСТИ

Рассматриваются возможности создания особого вида портфолио в рамках концепции и практики педагогики совместной деятельности - совместного портфолио педагога и учащихся. Обращается внимание на преемственность совместной разработки портфолио в начальных, средних и старших классах Школы совместной деятельности (МБОУ «СОШ № 49» г. Томска). Представлены основные сегменты совместного пор-тфолио педагога и учащихся, его структура, посредством которых раскрываются его образовательные возможности.

Ключевые слова: портфолио педагога и учащихся, концепция совместной деятельности, образовательные возможности.

В современном отечественном школьном образовании портфолио рассматривается главным образом как инструмент накопления, анализа и оценки результатов деятельности отдельного ученика. Материалы портфолио позволяют определить уровень его достижений, проследить их динамику в учебной, социальной, культурной областях. Логично предположить, что в отличие от направлений, ориентированных на развитие отдельного ученика и использующих для выражения этого развития индивидуальное портфолио, в других образовательных практиках могут быть востребованы качественно иные виды портфолио. К таким принципиально иным практикам, на наш взгляд, можно отнести практики совместной деятельности. Думается, что подобного рода практики испытывают особые потребности в инструментах, способных отразить специфику содержания и качество организуемой в них совместности.

Высказанное предположение представляется особенно очевидным при обращении к концепции и практике совместной деятельности, разработанной авторским коллективом преподавателей томских вузов и учителей Школы совместной деятельности (далее ШСД -МБОУ «СОШ № 49» г. Томска) под руководством профессора Г. Н. Прозументовой. В основу концепции положена идея, что «Школа с большой буквы появляется там и тогда, где и когда взрослые и дети оказывают влияние на свою совместную деятельность, участвуют в создании целей, норм и средств ее организации», а для этого необходимо создать особые условия «для участия, влияния и создания взрослыми и детьми средств организации своей совместной деятельности» [1, с. 11].

В качестве одного из продуктивных средств организации взаимодействия педагогов и учащихся в начальных классах ШСД применяется портфолио ученика. Как и большинство педагогов, реализующих новые ФГОС, коллектив педагогов-исследователей ШСД во главе с научным руководителем школы профессором С. И. Поздеевой использует портфолио («Портфель достижений ученика») как средство комплексной оценки предметных, мета-предметных и личностных результатов учащихся. Однако в своей работе они сделали особый акцент на активное вовлечение ученика в работу с портфолио, что, по их мнению, не только способствуют формированию востребованных ФГОС навыков, но и существенно влияет на становление его позиции как субъекта своего образования и полноценного участника совместной деятельности. Для выражения специфики данной работы в начальной школе используется особый термин - «открытое образовательное портфолио». «Откры-

тость» портфолио выражается в создании условий для включения разных участников образования в его подготовку. Авторы термина подчеркивают, что «только в совместных обсуждениях и совместном понимании рождается структура и содержание портфолио, которое не задается сверху, а создается всеми вместе» [2, с. 88]. Открытое портфолио, считают они, позволяет представить «педагога как организатора совместной образовательной деятельности и ребенка как ее значимого и влиятельного участника» [3, с. 25].

Вслед за начальными классами в совместную работу над портфолио в ШСД включились учащиеся и педагоги основной и старшей школы. Над решением данной задачи в школе активно работает группа педагогов-исследователей в рамках инновационной образовательной программы «Проектирование содержания образования педагогом и учащимися при построении учебной темы», которая реализуется на уроках истории и обществознания [4]. В основу программы положена идея возможности создания пространства для партнерских отношений между педагогом и ребенком на уроках базисного уровня. В таком пространстве ребенок, наряду с педагогом, предстает полноценным субъектом образования, выступая в процессе освоения учебной темы с собственными трактовками учебного материала, инициативами по выбору учебных сюжетов, форм образовательной деятельности, способов оценивания ее результатов.

Технологически такое пространство выстраивается следующим образом. Годовой предметный курс разбивается на ряд образовательных ситуаций для организации проектных циклов. Цикл состоит из пяти этапов: 1. Проявление и соорганизация первичных смыслов предметного материала и формирование малых учебных групп для их реализации. 2. Разработка группами и отдельными учениками мини-проектов и создание общего проекта освоения темы. 3. Сбор предметного материала, подготовка мини-проектов. 4. Проведение презентации результатов мини-проектов и оценки реализации общего проекта освоения темы. 5. Организация групповых рефлексий и анализ общей работы класса в проектном цикле.

Уже в предельно лаконичных характеристиках этапов развертывания совместной проектной деятельности в рамках освоения учебной темы можно заметить их насыщенность продуктами образовательной деятельности. Данное обстоятельство актуализирует вопрос о необходимости создания портфолио для накопления, систематизации и анализа указанных продуктов. При этом необходимо отметить потребность в создании особого вида порт-фолио - «совместного образовательного портфолио», которое было бы способно отразить специфику организуемой совместной деятельности педагога и учащихся.

В современной практике уже устоялись представления о различиях между понятиями «индивидуальное» и «групповое» портфолио, так как они характеризуются с достаточной очевидностью наличием разного количества авторов. Значительно сложнее установить отличие понятия «групповое» портфолио от «совместного». Для этого обратим внимание на то, что в групповом портфолио, как правило, аккумулируются работы учащихся. Продукты деятельности педагога в групповом портфолио либо вообще не представлены, либо представлены в виде приложений к работам учащихся (комментарии, рецензии на материалы учащихся). При таком подходе сложно определить роль педагога в создании групповых портфолио и оценить характер его взаимодействия с учащимися.

В Школе совместной деятельности качество организуемой совместности является одним из важнейших показателей ее развития, поэтому мы стремимся во всех результатах и продуктах нашей работы отразить роль педагога как организатора совместной деятельности. В ШСД для оценки качества организуемой совместности используются три модели -авторитарная, лидерская и партнерская (Г. Н. Прозументова). В основу их построения положены особенности организации взаимодействия педагога и учащихся по степени вовле-

ченности последних в разработку смыслов, норм и форм организации своего образования. Отсюда следует, что для определения качества совместной образовательной деятельности в портфолио должны присутствовать продукты не только образовательной, но и организационной (управленческой) деятельности. В отличие от «совместного» «групповое» портфолио либо вообще не содержит материалов организационно-управленческой деятельности педагога, либо они занимают второстепенное положение.

Как уже отмечалось, совместная работа по проектированию содержания образования в рамках учебной темы сопровождается созданием разнообразных продуктов образовательной деятельности, которые, на наш взгляд, нуждаются в определенной классификации. Классификация необходима для того, чтобы понимать образовательные возможности разных сегментов совместного портфолио и иметь представление об авторской принадлежности его материалов. Для понимания образовательных возможностей разных материалов совместного портфолио учебной темы мы выделили четыре «пакета» продуктов совместной деятельности, определив их особенность различиями в характере совместной работы.

1. Продукты проектной деятельности в рамках учебной темы (тексты мини-проектов, компьюторные презентации индивидуальных и групповых проектов учащихся, тексты проектных докладов, записи дискуссий по материалам проектов).

2. Материалы - производные разного рода коопераций и коммуникаций при построении учебной темы (карты первичных смыслов предметного материала темы, карты построения учебной темы, рефлексия работы в малых учебных группах, совместная рефлексия построения учебной темы классом).

3. Комплексы творческих работ учащихся, возникающих в процессе погружения в историческую эпоху (совместные дневники путешествий, описания быта, историческая переписка учеников, ведущаяся от лица исторических персонажей, исторические газеты, рисунки, макеты древних артефактов).

4. Результаты и средства диагностики проектирования и проведения тренинговых заданий - итоги контрольных работ, анализ анкет и опросов, материалы тестирования и их обсуждение в классе, экспертные заключения на проекты, экспертные карты.

Для понимания авторской принадлежности материалов мы разработали примерную структуру совместного портфолио, которую можно представить следующим образом.

Структура совместного портфолио Раздел. Авторы Содержание раздела

1. Общие сведения (учитель) - Краткая информация об авторах

- Цели портфолио

- Структура портфолио

2. Материалы совместного проекти- - Карты первичных смыслов предметного материала темы рования (учитель) - Карты проектов построения учебной темы

- Экспертные карты учителя

- Тексты совместных рефлексий построения учебной темы классом

3. Материалы работы группы - Групповые проекты (ученики) - Презентации групповых проектов

- Экспертные карты группы

- Тексты рефлексий работы в малых учебных группах

4. Материалы индивидуальной - Индивидуальные проекты

деятельности (ученики) - Презентации результатов индивидуальных проектов

- Творческие работы учеников

- Результаты тестов и контрольных работ

5. Заключение (учитель) - Обобщение результатов работы над портфолио (достижения,

трудности, проблемы)

- Планы дальнейшей работы

Представленные виды образовательных продуктов и структура портфолио, по нашему мнению, позволяют выделить ключевые характеристики образовательных возможностей совместного портфолио педагога и учащихся. Во-первых, данный вид портфолио может послужить хорошим ориентиром для построения и идентификации разных моделей совместной образовательной деятельности, что представляется для нас, как уже говорилось, наиболее важным при определении качества совместной образовательной деятельности. Во-вторых, данный вид портфолио позволяет авторам оценить результативность работы разных участников совместной образовательной деятельности, степень их вклада в общие достижения класса, группы. В-третьих, совместное портфолио способствует установлению более четких представлений о взаимосвязи и взаимозависимости индивидуальной и совместной деятельности. Особенно убедительно эта взаимозависимость начинает проявляться тогда, когда учащиеся переносят из совместного портфолио в собственное индивидуальное портфолио материалы, в создании которых они принимали участие. В-четвертых, совместное портфолио позволяет педагогу ШСД наглядно показать ученикам, управленцам, родителям, коллегам особое качество своего участия в совместности. Важнейшим положением концепции и практики развития ШСД является мысль, что педагог выступает в роли не только организатора, но и участника совместной образовательной деятельности: он выступает не внешним управляющим, «дирижером» образовательного процесса, а равно обязанным по отношению к остальным участникам образования «работником», который должен вместе со всеми участвовать в построении совместности, производить и представлять на обсуждение продукты совместного образования.

Двигаясь в направлении разработки совместного образовательного портфолио, мы приближаем процесс обучения к реалиям современного рынка труда. С одной стороны, педагог и учащиеся начинают ориентироваться не только на достижение высоких знаниевых результатов, но и на создание продуктов своей деятельности, способных стать предметом «спроса» других людей. Тем самым, делается более понятным и мотивированным сам процесс обучения, расширяются возможности для активизации деятельности участников образования. С другой стороны, работа над созданием совместного портфолио фактически воссоздает модель функционирования современного рыночно ориентированного предприятия, частной фирмы, творческого коллектива, в этой модели наглядно отражена зависимость успеха всех от успеха каждого.

Список литературы

1. Образовательное содержание совместной деятельности взрослых и детей в Школе: управление и становление / под ред. Г. Н. Прозументовой, С. И. Поздеевой. Кн. 7. Томск, 2015. 288 с.

2. Поздеева С. И., Путинцева Е. Б. Открытое образовательное портфолио ученика начальной школы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 85-89.

3. Гуренкова Е. Г. Открытое образовательное портфолио младшего школьника: особенности и способы работы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 24-29.

4. Соколов В. Ю. О проектировании содержания исторического образования и пользе написания «ненаучных» текстов // Человек-текст-эпоха: сб. науч. ст. и материалов. Вып. 2: Современные проблемы источниковедения. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. С. 158-171.

Соколов В. Ю., кандидат исторических наук, доцент.

Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050. E mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 05.04.2016.

V. Yu. Sokolov

JOINT PORTFOLIO OF TEACHER AND STUDENTS: EDUCATIONAL OPPORTUNITIES

The author of the article considers the possibilities of improvement of relevant to current school of education - learning portfolio. Within the concept of pedagogics of joint activity proves the necessity of creating a special type of portfolio - joint portfolio of teacher and students. To demonstrate the specificity of the new learning tool, the author makes a distinction between the concepts of «individual», «group», «joint» portfolio. Joint portfolio is shown in the article by the products of organizational activity of the teacher, uniting the products of educational activity of students.

The article draws attention to the continuity of the joint development portfolio for elementary, middle and high School of joint activities (school № 49, Tomsk). The author presents the main segments of the joint portfolio of teacher and students, its structure through which reveals its historical and educational opportunities. These features are manifested most effectively in the analysis of models of collaboration, identify the specific contribution of each of its members to the overall achievements.

Key words: portfolio of teacher and students, concept of joint activity, educational opportunities.

References

1. Obrazovatelnoye soderzaniye sovmestnoy deiatelnosti vzroslykh i detey v Shkole: upravlenye i stanovleniye [Educational content of the joint activities of adults and children in the School: the management and formation]. Ed. by G. N. Prosumentova, S. I. Pozdeeva. Book 7. Tomsk, 2015. 288 p. (in Russian).

2. Pozdeeva S. I., Putintseva E. B. Otkrytoye obrazovatel'noye portfolio uchenika nachal'noy shkoly [The open educational portfolio of primary schoolchildren]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, no. 2 (4), pp. 85-89 (in Russian).

3. Gurenkova E. G. Otkrytoye obrazovatel'noye portfolio mladshego shkol'nika: osobennosti i sposoby raboty [Open educational portfolio of the younger schoolchild: features and the ways of working]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, no. 4 (10), pp. 24-29 (in Russian).

4. Sokolov V. Y. O proektirovanii soderzaniya istoricheskogo obrazovaniya i pol'ze napisaniya "nenauchnykh" tekstov [The design of the content of historical education and the value of writing "non-scientific" texts]. Chelovek-tekst-epokha: sbornik nauchnykh statey i materialov. Vyp. 2: Sovremennye problemy istochnikovedeniya [Man-text-age: Collection of scientific articles and materials. Vol. 2: Modern problems of source studies]. Tomsk, Tomskiy gosudarstvennyy un-t Publ., 2006. Pp. 158-171 (in Russian).

Sokolov V. Yu.

National Research Tomsk State University.

Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.