УДК 372
С. И. Поздеева, Е. Б. Путинцева
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Рассмотрены содержание и структура портфолио ученика начальной школы. Выделены такие его характеристики, как открытость, рефлексивность, свобода. Представлен управленческий аспект в разработке и реализации портфолио педагогами начальной школы.
Ключевые слова: портфолио, портфель достижений, открытость, самооценка, учебные и образовательные результаты.
С внедрением ФГОС в начальной школе активно используется портфолио ученика («Портфель достижений ученика») как средство комплексной оценки предметных, мета-предметных и личностных результатов учащихся. «Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях» [1, с. 183]. Портфолио ориентирован на демонстрацию динамики образовательных достижений в самом широком контексте: не только в сфере учебной деятельности (урочной и внеурочной), но и в других формах детской активности (творческой, социальной, спортивной, художественной, исследовательской).
В переводе с итальянского слово портфолио (porte-folio) означает porte - «дверца, папка, планшет» и folio - «лист». Считается, что впервые это слово стали использовать в XV-XVI вв. (в эпоху Ренессанса) в Европе художники и архитекторы, представляя папки (альбомы) с набросками и эскизами своих работ, проектов. В дальнейшем портфолио стали называть папку с материалами, иллюстрирующими достижения автора в определенной сфере (грамоты, сертификаты, награды, отзывы, фотографии и т. п.). Идея применения портфолио в школах впервые возникла в США, в 80-е годы прошлого столетия.
Портфолио бывает накопительное (папка, в которой копятся разные материалы) и демонстрационное (в него помещаются только лучшие работы и документы о значительных достижениях ученика). По степени самостоятельности ученика портфолио может быть заданным (его содержание и структура задается взрослым, и ребенок вынужден следовать этой норме) и свободным (открытым), когда ребенок непосредственно участвует не только в заполнении папки, но и в обсуждении ее структуры и содержания. По объекту оценивания выделяют учебное и образовательное портфолио: в первом случае оцениваются только результаты в предметной сфере, во втором и учебные, и образовательные, и личностные. С учетом современных технических возможностей портфолио может быть не только бумажным, но и электронным. Портфолио может быть формой организации рефлексивно-оценочной деятельности, а может «дорасти» и до технологии, если педагоги продумывают не только его содержание и структуру, но и разные способы работы с ним, в том числе проведение «Часа портфолио» как особого типа занятия.
Считается, что портфолио младшего школьника позволяет формировать регулятивные универсальные учебные действия (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценку); поощрять активность, инициативность, самостоятельность ребенка, развивать учебно-познавательную мотивацию, навыки рефлексивной и оценочной деятельности [1]. Однако перечисленные педагогические функции портфолио тормозятся той формой портфолио, которая используется в массовой начальной школе. Например, можно наблюдать портфо-
лио со стандартной тематикой страниц типа «Моя школа», «Мой класс», «Мои успехи», «Мои награды», подборки копий сертификатов и грамот участия в конференциях и олимпиадах. Нередко портфолио невозможно отличить по классам в одном образовательном учреждении, на одной параллели классов, настолько они обезличены. Во многих школах оформление портфолио полностью перенесли на плечи родителей, задавая им названия страниц или предлагая заполнение заранее купленных папок, где все уже задано, так как оформление портфеля требует больших временных затрат.
Это означает, что сам ребенок обычно не допускается к заполнению собственного портфолио (особенно в 1-2-м классах): все за него делают взрослые (учитель и родители), поэтому такие метапредметные умения, как рефлексивность, самооценка, не развиваются, а сам ребенок не понимает, зачем ему портфолио. В русле концепции построения открытого совместного действия педагога и ребенка в начальной школе [2] считается, что дети должны стать значимыми и влиятельными участниками совместной образовательной деятельности, поэтому подход к портфолио в Школе совместной деятельности принципиально иной. Мы настаиваем на идее открытого образовательного портфолио младшего школьника. Слово «образовательное» означает фиксацию образовательных достижений ребенка в максимально широком образовательном контексте: в урочной, внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности, т. е. в любой деятельности, где ребенок проявил себя и зафиксировал собственную успешность (узнал..., научился..., открыл..., овладел..., подружился..., стал... и т. п.). Сужение содержания портфолио сферой учебно-предметной деятельности не дает возможности увидеть все виды образовательных результатов ученика. В Школе совместной деятельности, согласно принятому на основе совместных обсуждений с педагогами «Положению о ведении портфолио», определены основные страницы: «Мой портрет» (информация об учащемся в свободной форме: фотография, общие сведения, чем увлекаюсь, моя семья, мои друзья); «Мой класс» (информация о классе: друзья, интересные события, традиции класса, участие ребенка в образовательных событиях); «Я -ученик» (предметные результаты по базовым учебным предметам и их динамика); «Учимся взаимодействовать» (метапредметные умения - исследовательские, проектные, коммуникативные УУД); «Свободная страница» (заполняется самим ребенком в свободной форме).
Остальные страницы педагог вместе с детьми придумывают сами. Например, если в классе систематически организуется исследовательская деятельность, можно сделать раздел «Мои первые исследования», в котором ребенок отмечает тему исследования, почему эта тема его заинтересовала (после рассказа учителя, просмотренного фильма, рассказа одноклассника), способы поиска информации (читал, расспрашивал, ставил опыт, наблюдал), уровень представления результатов своего исследования (выступил с докладом на уроке, на конференции, в другом классе, в группе на занятии). В 1-2-м классах, пока детям трудно писать, эту фиксацию можно делать в табличной форме с использованием наклеек условных значков, которые лежат в самой папке.
Слово «открытое» портфолио означает прежде всего рефлексивность, т. е. содержательную качественную самооценку ребенком учебных и образовательных результатов, а также фиксацию изменений и продвижений в учебно-предметной и личностной сферах. Например, в третьем классе дети учатся сравнивать предметные результаты в соотношении с предыдущими классами. В этом детям помогает графическая фиксация предметных результатов; например, график «Покорение читательской вершины», где точками обозначается темп чтения: соединяя точки, получаем линию, показывающую развитие беглости чтения ученика по полугодиям. Для фиксации рефлексивных суждений используется прием незаконченного предложения.
Фрагмент анкеты в рубрике «Я ученик», в разделе «Мои учебные достижения по русскому языку»:
Сравнивая свои учебные достижения, я увидел (а), что ... По сравнению с прошлым годом я стал(а) допускать ... ошибок. Скорость письма у меня ... Мой почерк стал ... Читать я стал...
При заполнении анкеты дети предварительно сравнивают результаты портфолио на разных этапах обучения в разделе «Я - ученик», где по четвертям отмечалась динамика темпа чтения, скорости письма, отражено количество ошибок в контрольных диктантах. Сравнивая результаты второго класса и третьего, дети отмечают изменения. Вот примерные рефлексивные суждения, высказанные на «Часе портфолио»: «Сравнивая учебные достижения, я увидел, что стал лучше учиться. По сравнению с прошлым годом я стал допускать меньше ошибок. Скорость письма у меня увеличилась на 19 знаков в минуту. Мой почерк стал лучше, разборчивее. Читать я стал больше на 23 слова в минуту». Отмечая уровень сформированности навыка письма, темпа чтения, количества ошибок при списывании текста, дети делают вывод о собственном продвижении, оценивают динамику изменений. Важно на этом этапе выявить с детьми зависимости: скорости письма и количества ошибок, качества каллиграфии и скорости письма, грамотности и темпа чтения. Например, некоторые дети увидели следующую закономерность: когда пишешь красиво и грамотно, скорость письма ниже. Анализируя ответы детей, учитель помогает сделать выводы о том, как можно себе помочь: больше читать, писать медленнее, но быть более внимательным, стараться писать в тетрадях аккуратнее, развивать орфографический самоконтроль.
Рефлексивные характеристики портфолио проявляются и в том, как дети выражают свое отношение к образовательным событиям в классе (школе). В первом классе это простая фиксация в таблице названий всех мероприятий и их оценка ребенком в виде символов-смайликов. Во 2-3-м классе дети уже могут зафиксировать свою позицию в конкретном образовательном событии (участник, организатор, инициатор, помощник) и поместить рефлексивный текст о наиболее значимом для него мероприятии.
В портфолио есть страница, которую мы называем «Свободная», потому что она полностью заполняется по инициативе и желанию самого ребенка. Это могут быть фоторепортаж посещения ребенка с семьей места отдыха, интересные вырезки из журналов, свободные тексты, рефлексивные отзывы, отзывы других учеников или родителей на работу ученика. Мы полагаем, что портфолио должно быть максимально открыто для ребенка. Под открытостью мы понимаем желание и возможность разместить ту информацию в портфолио, которая значима и интересна для ребенка. Свобода и самостоятельность ребенка может проявляться при заполнении и других страниц. Например, ребенок размещает в портфолио свои лучшие творческие работы или их фотографии (поделки, аппликации, рисунки), самые интересные доклады, содержание проектов и результаты проектной деятельности.
Введение открытого образовательного портфолио позволило не только осуществить комплексный подход в оценке предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся, формировать адекватную самомоценку и развивать рефлексивную позицию, но и разработать особую педагогическую форму для совместного формирования портфолио, которую мы назвали «Час портфолио». Это занятие характеризуется не только заполнением детьми страниц портфолио, но и организацией совместных бесед с детьми о их достижениях в разных аспектах образовательной деятельности, проведением коммуникативных игр и приемов, организацией рефлексивных точек.
При обсуждении результатов реализации технологии портфолио нами была выявлена закономерность между позицией педагога в инновационной деятельности в школе и степенью открытости детского образовательного портфолио. Если педагог занимает позицию
разработчика в инновационной образовательной программе начальной школы, является педагогом-исследователем, то он предоставляет максимально возможную свободу и выбор ребенку в заполнении портфолио. Кроме того, он находит применение в портфолио тем инновационным технологиям, которые реализует на уроках и занятиях, важных для социализации и воспитания школьников [3] (РКМЧП, групповое взаимодействие, проектная и исследовательская деятельность, социальное проектирование, дискуссия). Если же педагог не проявляет активного участия в инновационной деятельности и демонстрирует спокойное (нейтральное) отношение к образовательной инновации, то степень открытости, рефлексивности, самостоятельности ребенка в ведении портфолио ниже; может наблюдаться формализация работы или перекладывание ее на плечи родителей.
Подчеркнем, что создание открытого образовательного портфолио ученика невозможно без совместной работы с педагогами: только в совместных обсуждениях и совместном понимании рождается структура и содержание портфолио, которое не задается сверху, а создается всеми вместе. Одной из форм такой совместной профессиональной деятельности педагогов начальной школы является открытая экспертиза портфолио учащихся 1-3-го классов. Этапы проведения экспертизы: совместное обсуждение критериев экспертизы и составление экспертной карты (см. ниже); определение состава педагогов-экспертов, например на параллели 1-х классов экспертами являются учителя 2-х классов, на параллели 2-х классов - учителя 3-х классов и в 3-х классах - учителя 1-х классов (взаимоэкспертиза); представление каждым учителем трех любых детских портфолио своего класса (они находятся в свободном доступе для экспертов и всех желающих). Затем педагоги-эксперты проводят анализ предоставленных работ, заполняют экспертную карту. В экспертном заключении учителя в форме свободного текста отмечают общую тенденцию содержания портфолио, что оказалось для них более интересным, а также фиксируют проблемные точки. После экспертирования содержания детских портфолио по всем классам администрация делает анализ по параллелям и в целом по 1-3-м классам. По результатам работы проводится общий аналитический семинар учителей начальной школы.
Таким образом, идея открытого образовательного портфолио ученика отражает его субъектную позицию и отражает основную идею нового ФГОС НОО - достижение целей личностного, социального и познавательного развития и саморазвития обучающихся.
Экспертная карта детского образовательного портфолио
Класс/ учитель Эксперты Демонстрация предметных достижений учащегося Демонстрация образовательных достижений учащегося Степень самостоятельности в заполнении портфо-лио Наличие свободных страниц и их содержание Участие педагога и родителей в заполнении портфо-лио
Представ- Наглядно Наличие Пред- Наличие Форми- Какие
лены отражена рефлек- ставлено отзыва, рование образова-
стартовые динамика сивных участие текста, каких тельные
контроль- развития текстов в анкеты, где УУД техноло-
ные и предмет- (сужде- событи- ребенок отраже- гии
итоговые ных ний) об ях высказыва- но в отражены
контроль- умений учебных класса, ет свое портфо-
ные (график, достиже- школы отношение, лио
работы по текст...) ниях степень
четвертям участия в
образова-
тельных
событиях
Список литературы
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 204 с.
2. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка: содержание, признаки, результаты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 198-202.
3. Винниченко Н. Л. Сетевое взаимодействие в реализации программы воспитания и социализации школьников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2. С. 64-69.
Поздеева С. И., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail svetapozd@mail.ru
Путинцева Е. Б., учитель начальных классов, магистрант ТГУ.
МБОУ СОШ № 49 г. Томска.
Ул. Мокрушина, 10, Томск, Россия, 634045.
Материал поступил в редакцию 07.02.2014.
S. I. Pozdeeva, E. B. Putinceva
THE OPEN EDUCATIONAL PORTFOLIO OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN
The article is devoted to investigation the content and structure of the portfolio of primary schoolchildren. Such characteristic features as openness, reflexivity, freedom have been singled out. The organizational aspect of developing and implementing the portfolio by primary school teachers.
Key words: portfolio, portfolio achievements, openness, self-assessment, studying and educational results.
References
1. The sample basic educational program of an educational institution. Primary school. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 204 p. (in Russian).
2. Pozdeyeva S. I. Joint open action of teacher and student: the content, features, results. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, vol. 4 (119), pp. 198-202 (in Russian).
3. Vinnichenko N. L. The Network Interoperability in Realization of the Program of Education and Socialization of Students. Pedagogical Review, 2013, vol. 2, pр. 64-69 (in Russian).
Pozdeeva S. I.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634041. E-mail svetapozd@mail.ru
Putinceva E. B. School number 49.
Ul. Mokrushina, 10, Tomsk, Russia, 634045. E-mail skool49@mail.ru