Научная статья на тему 'Создание и использование потенциала пробно-поисковых действий в ходе производственной практики студентов-филологов для формирования универсальных учебных действий обучающихся'

Создание и использование потенциала пробно-поисковых действий в ходе производственной практики студентов-филологов для формирования универсальных учебных действий обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ / ПРОБНО-ПОИСКОВОЕ ДЕЙСТВИЕ / ДЕБАТЫ КАРЛА ПОППЕРА / ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АМБИВАЛЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / FINAL EXAMINATION FOR LITERATURE / TRIAL-SEARCH ACTION / KARL POPPER DEBATE / JOINT ACTIVITY FORM / AMBIVALENT POSITION OF TEACHERS / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалевская Елена Николаевна, Курьянович Анна Владимировна, Сластина Елена Юрьевна

Предложена реконструкция опыта использования потенциала некоторых пробно-поисковых действий (дебатов Карла Поппера, форм совместной деятельности: авторитарной, лидерской, партнерской) для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных универсальных учебных действий обучающихся. База экспериментального исследования – подготовка одиннадцатиклассников к итоговой аттестации по литературе в формате единого государственного экзамена. Показано, что каждый этап образовательного проекта (подготовительный, теоретический, модельный, презентационный) предполагает адекватное его содержанию методико-педагогическое сопровождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалевская Елена Николаевна, Курьянович Анна Владимировна, Сластина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATION AND USE OF POTENTIAL TRIAL-SEARCH ACTIONS IN THE COURSE OF PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS-PHILOLOGISTS FOR THE FORMATION OF STUDENTS’ UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Reconstructing the experience of using the capacity of some trial-search actions (Karl Popper Debate, joint activity forms: authoritarian, leadership, affiliate) has been proposed for the formation of students’ personal, communicative, regulative and cognitive universal educational actions. A database of the experimental study is the preparation of final grade students for final examination in the format of the Unified state exam in literature. It is suggested that each stage of the educational project (preparatory, theoretical, modeling, and presentational) requires relevant methodological and pedagogical support. The outcome of the project implementation is the development of the students’ subjectivity. This is possible due to the teacher taking an ambivalent position at various stages of the debate: remaining the organizer of the activities he or she can be authoritarian, partner or leader, depending on the nature of the project participants’ initiative. Each of the designated positions is realized in the relevant pedagogical actions, those of «informer», «coordinator», «editor» or «analyst». The development of the project is due to the changing nature of students’ semantic activity. The development and formation of the universal educational actions act as indicators of the project participants’ success. As a whole, the content of the activities organized by the teacher in the transition to new educational standards is discussed in this paper as educational designing within the innovative format. The main feature of this format is the phenomenon of the teacher’s «personal presence» in the design and organization of the educational reality which is created for the attainment of his or her professional goals. The presented project is understood as a way of educational technology introduced in the requirements of the Federal State Educational Standard of Secondary (complete) General Education.

Текст научной работы на тему «Создание и использование потенциала пробно-поисковых действий в ходе производственной практики студентов-филологов для формирования универсальных учебных действий обучающихся»

УДК 378

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-2-157-161

СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРОБНО-ПОИСКОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

В ХОДЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Е. Н. Ковалевская1, А. В. Курьянович1, Е. Ю. Сластина1'2

1 Томский государственный педагогический университет, Томск

2 СОШ№ 4 им. И. С. Черных, Томск

Предложена реконструкция опыта использования потенциала некоторых пробно-поисковых действий (дебатов Карла Поппера, форм совместной деятельности: авторитарной, лидерской, партнерской) для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных универсальных учебных действий обучающихся. База экспериментального исследования - подготовка одиннадцатиклассников к итоговой аттестации по литературе в формате единого государственного экзамена. Показано, что каждый этап образовательного проекта (подготовительный, теоретический, модельный, презентационный) предполагает адекватное его содержанию методико-педагогическое сопровождение.

Ключевые слова: итоговая аттестация по литературе, пробно-поисковое действие, дебаты Карла Поп-пера, формы совместной деятельности, амбивалентная позиция учителя, универсальные учебные действия.

Современная образовательная практика динамично развивается, темпы ее изменений в различных сферах достаточно высоки. Студент, попадающий на производственную практику, должен быть готов к решению реальных педагогических задач в рамках компетентностного подхода, ему необходимо иметь способности «к самоорганизации, самообразованию (ОК-6)», «использованию современных методов и технологий обучения и диагностики (ПК-2)» [1].

Совершенно очевидно, что содержание обозначенных компетенций предполагает создание в педагогической среде особых условий для их формирования. Необходима реальная деятельность, позволяющая студенту перевести имеющийся у него зна-ниевый ресурс в образовательные действия. Потребность в подобном переводе обозначилась в ходе практики студентов-филологов, которые должны были помогать учителям готовить одиннадцатиклассников к итоговому сочинению по литературе. В 2016 г. написание сочинений старшеклассникам было предложено осуществить в формате квеста: наполнить содержанием смысловые оппозиции, предложенные в качестве антиномий: «разум - чувства», «победы - поражения», «опыт - ошибки», «честь - бесчестие», «дружба и вражда».

Ни обучающиеся, ни педагоги (авторы данной статьи: учитель литературы со стажем и студент-практикант) не имели опыта создания подобных текстов. В связи с этим возникла проблемная ситуация, позволившая зафиксировать проблему необходимости построения пробно-поисковых действий (ППД), направленных на решение конкретной образовательной задачи, - обучить одиннадцати-

классников текстовой деятельности в заданной логике. По мнению Б. Д. Эльконина, именно ППД дают возможность преодолеть разрыв между «должным» и «сущим», позволяют формировать у обучающихся такие качества, как познавательная инициатива, мобильность мышления, ответственность [2].

Цель исследования - проявить роль ППД в формировании универсальных учебных действий обучающихся.

Базой исследования является антропологический подход, ориентирующий субъекта на построение собственного образования [3, 4]. В качестве педагогической концептуализации ценностей антропологического подхода выступают положения об инновационной деятельности, сформулированные в работах Г. Н. Прозументовой [5, 6]. Для обсуждения эксперимента используются методы гуманитарного исследования: описание, интерпретация образовательных прецедентов, проявление эмпирических признаков образовательных феноменов, обобщение, качественный анализ результатов.

Теоретические основы исследования составляют дебаты Карла Поппера. Выбор этой технологии в качестве стратегического ППД был обусловлен ее образовательным потенциалом. В основе дебатов лежит принцип верификации истины. В этом контексте дебаты К. Поппера выступают как равноправное сосуществование различных позиций. Именно эта возможность оказывается важной в контексте написание сочинения проблемно-идеологического характера. Образовательный ресурс технологии позволяет обеспечить диалогическое общение участников проекта; развивать информа-

Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2018. 2 (191)

ционно-интеллектуальные ресурсы обучающихся в процессе подготовки выступлений; формировать компетенции текстопорождения [7].

Формами организации совместной деятельности являются:

1. Авторитарный тип совместной деятельности. Он предполагает доминирующую роль педагога в организации образовательного пространства. Цель учителя - дать информацию так, чтобы обучающиеся могли ее усвоить в полном объеме. Позиция ученика в этом сюжете - оказаться слушателем, готовым и способным к усвоению и воспроизведению полученных знаний.

2. Лидерский тип совместной деятельности. Речь идет об обучении с использованием личностного потенциала педагога: учитель организует формы, приемы деятельности, которые предъявляют учащимся особый, авторский способ отношения с предметом (интересные версии, подходы, варианты трактовки темы, решения проблемы). Содержание образования - способы, формы деятельности, которые осваиваются в проблемных ситуациях, с помощью проблемных вопросов.

3. Партнерский тип совместной деятельности. Он означает, что педагог проектирует и профессионально использует партнерскую позицию. В основе совместной деятельности в рамках партнерского взаимодействия лежит феномен диалога. Содержание образования, формируемого в диалоге, -развитие, соорганизация и оформление смыслов его участников [8].

Универсальные учебные действия (УУД) - педагогическое понятие, в ориентире на которое фиксируется результативность обучения в формате ФГОС средней общеобразовательной школы. Выделяют следующие УУД: личностные, в рамках которых происходит самоидентификация обучающихся; регулятивные, благодаря которым обучающийся может организовать свою учебную деятельность; коммуникативные - это действия, с помощью которых возможно вести диалог для достижения учебных целей; познавательные - действия, благодаря которым обучающийся способен осуществлять процесс познания: [9].

Далее будет предложено описание образовательного прецедента использования ППД для формирования УУД обучающихся. Проект «Дебаты К. Поп-пера на тему «Победы и поражения в жизни человека» был организован в 11 «Б» классе МАОУ СОШ № 14 им. А. Ф. Лебедева г. Томска и представлен в качестве открытого урока в рамках педагогической практики.

Первый этап - порождение и актуализация смыслов (формирование замысла проекта).

Цель: концептуально-смысловое оформление пространства дебатов.

Педагог предложил учащимся высказывание А. С. Пушкина: «Говорят, что несчастье - хорошая школа; может быть. Но счастье есть лучший университет». Одиннадцатиклассникам был задан вопрос: Как вы понимаете данное высказывание? В ходе обсуждения они сделали вывод о том, что данное утверждение биполярно, совпадает по содержанию с оппозицией «победа-поражение». Учитель разделил класс на две команды: утверждения и отрицания, сориентировал участников команд подготовить материал в логике высказывания классика и той задачи, которая определилась для каждого пребыванием в соответствующей идеологической позиции.

Аналитический комментарий. Учитель проявил себя на этом этапе в качестве организатора, выбрал формы совместной деятельности, которые позволили учащимся высказать свое мнение. Концептуальная линия в рассуждениях была задана педагогом, который выступал в позиции лидера, обучающиеся, работая в формате диалога, выстраивали собственные версии.

В этой логике можно говорить о возможности влиять на формирование такого личностного качества обучаемых, как нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Второй этап (теоретический) - соорганизация смыслов.

Цель: оформление дискуссионно-концептуального пространства групп отрицания и утверждения.

Педагог организовал круглый стол, целью которого стало построение концептуальных оснований дискурсивного пространства дебатов. Разнообразие суждений старшеклассников в рамках предложенной оппозиции побудили учителя предложить им схему, согласно которой иерархия как побед, так и поражений выстраивалась следующим образом: от материальных побед к духовным, связанным с самоидентификацией, самоопределением, самодостаточностью личности, а затем к экзистенциальным, проявляющим бытийную, онтологическую природу человека.

Работа на этом этапе позволила составить сценарий дебатов, в котором выступление каждого из шести спикеров представляло собой готовый текст в рамках оппозиции «победа - поражение».

Аналитический комментарий. В работе доминировала позиция учителя-лидера, который направлял учащихся, влиял на содержание составленных текстов. Это позволило говорить о развитии познавательных УУД (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний); коммуникативных УУД (определение своей роли и роли окружающих в совместной деятель-

ности, создание письменных «клишированных» и оригинальных текстов с использованием необходимых речевых средств); регулятивных УУД (определение и нахождение, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи).

Третий этап (модельный) - трансформация дискурсивного пространства в формат живой риторики.

Цель: подготовка устных выступлений групп.

Трансформация дискурсивного пространства в формат живой риторики вызвала некоторые сложности у обучающихся. На первой встрече, когда необходимо было подготовить старшеклассников к устному выступлению, учитель столкнулся с проблемой: один из учеников испытывал страх публичного выступления. Помощь была организована в виде репетиций. Педагог выступал в роли организатора деятельности, художественного руководителя. В процессе подготовки учащиеся также проявляли инициативу: помогали друг другу, подсказывали наиболее подходящие варианты оформления собственной речи. Учитель в этой ситуации выполнял роль координатора, время от времени соглашаясь с чем-то или предлагая собственный вариант оформления выступлений.

Аналитический комментарий. Данный этап являлся определяющим в процессе проектирования образовательного пространства дебатов. В ходе этапа педагог выполнял роль координатора, редактора, партнера, организатора. Выбрав в качестве основного лидерский тип взаимодействия и дополнив его авторитарным, учитель обозначил траекторию движения в проекте: выстраивание деятельности старшеклассников на протяжении всего процесса проектирования с ориентацией на диалог.

В рамках этой работы происходило развитие следующих групп УУД: регулятивных (определение потенциальных затруднений при решении учебной и познавательной задачи и нахождение средств для их устранения); коммуникативных (использование вербальных средств (средств логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления).

Четвертый этап - презентация образовательного проекта.

Цель - создание условий для проявления успешности участников.

Презентация проекта проходила на открытом зачетном уроке, представляющем результаты производственной практики студентов. В качестве экспертов выступали преподаватели кафедры теории языка и методики обучения русскому языку.

В ходе проведения мероприятия обучающиеся из команд отрицания и утверждения получили возможность задавать друг другу вопросы, приводить контраргументы. Во время ребаттла происходила дискуссия, задавались проблемные вопросы.

В качестве подведения итогов дебатов была проведена рефлексия по методике «6 шляп мышления» Э. де Боно [10]. Обучающиеся, эксперты обсудили содержание образовательного проекта и организацию деятельности его участников.

Ученица Прозорова Е., белая шляпа (факты) отметила важность некоторых событий (знакомство с информацией, оформление текстов в проекте, общение в группах) для подготовки к сочинению по литературе. Мазурина П., красная шляпа (эмоции) зафиксировала, что было интересно, она «получила удовлетворение от проделанной работы: теперь поняла, как нужно писать сочинение». Шимко Е., желтая шляпа (позитивное мышление) отметил, что «нужно рассматривать явления с положительной и отрицательной точки зрения. Только такая позиция приводит к истине». Вирютина Е., зеленая шляпа (креативное мышление) подчеркнула важность дебатов для своего будущего. «Надеюсь, что в дальнейшем, я смогу применить эту технологию в своей педагогической деятельности». Воистинова А., черная шляпа (негативное мышление) говорила и недостаточной свободе участников в речедеятель-ности.

Эксперт профессор Курьянович А. В., синяя шляпа (анализ, контроль) отметила образовательную эффективность выбранной формы, заинтересованность обеих команд в содержании дебатов, подчеркнула возможность использовать полученный знаниевый ресурс для написания сочинения. Важность дебатов, по мнению выступающего, -это перспектива стать инновационным ресурсом личности каждого участника проекта.

Аналитический комментарий. На данном, завершающем, этапе происходило оформление смыслового пространства дебатов как дискурсивного события. Каждый одиннадцатиклассник получил в пользование несколько видов текстов: собственный, составленный в группе, и тексты других учащихся. Приобретенный информационный ресурс стал базой для написания сочинения в формате ЕГЭ.

Основным видом совместной деятельности на данном этапе стал диалог, в котором каждый обучающийся имел возможность соотнести свой образовательный ресурс с образовательным ресурсом другого.

Происходило развитие личностных УУД (оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач); коммуникативных УУД (отстаивание своей точки зрения, умение выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 2 (191)

(владение механизмом эквивалентных замен; со- возможность концептуализировать информацию в блюдение норм публичной речи, регламента в мо- формате учебной задачи, обусловленной ситуацией нологе и дискуссии в соответствии с коммуника- (работа с оппозицией «победа - поражение»). тивной задачей); регулятивных (фиксирование и В рамках выбранной технологии педагог проек-анализ динамики собственных образовательных тирует образовательную реальность в ориентире результатов). на цели каждого этапа проекта. В процессе сов-

Аналитическое обобщение. Формирование местной деятельности он занимает амбивалентную УУД учащихся в условиях перехода на новые обра- позицию: в зависимости от характера инициативы зовательные стандарты может осуществляться в учащихся педагог может быть авторитаристом, рамках образовательного проектирования в форма- партнером или лидером, являясь при этом органи-те инновационной деятельности. В качестве стра- затором совместной деятельности. тегии в этой ситуации выступает использование В качестве проявления успешности участни-потенциала пробно-поисковых действий. ков проекта выступает такой критерий, как раз-

Базовым ППД является образовательная техноло- витие, формирование универсальных учебных гия «Дебаты Карла Поппера», ресурс которой дает действий.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) . URL: http://www. edu . ru/file/docs/2016/02/62888. pdf#page=3 (дата обращения: 26 .11.2017) .

2 . Эльконин Б . Д . Опосредование . Действие . Развитие . Ижевск: ERGO, 2010 . 280 с .

3 . Клочко В . Е . Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в

транспективный анализ) . Томск: Томский гос . ун-т, 2005. 174 с .

4 . Петрова Г . И . Философская антропология и антропологическая проблематика в философии: учеб. пособие . Томск: Изд-во НТЛ, 2002 .

160 с .

5 . Прозументова Г. Н . Образовательные инновации: феномен «личного присутствия» и потенциал управления (опыт гуманитарного ис-

следования) . Томск: Изд-во Том . ун-та, 2016 . 412 с.

6 . Прозументова Г . Н . Я-пространство, субъектная позиция и индивидуальный профиль в педагогической деятельности . Материалы для

исследования // Первый шаг: от авторитаризма к авторству: учеб . -метод . материалы к образовательной программе «Педагог - участник и организатор совместной деятельности» . Томск: Изд-во Том . гос . пед . ун-та, 2001. С . 6-21.

7 . Светенко Т . В . Путеводитель по дебатам: учебное пособие для педагогов и учащихся . URL: http://ru. idebate . org/sites/live/files/Svetenko_

book . pdf (дата обращения: 21. 01. 2016) .

8 . Прозументова Г . Н . Методологические основания концепции Школы совместной деятельности // Школа совместной деятельности: кон-

цепция, проекты, практика развития / под ред . Г . Н . Прозументовой . Томск, 1997 . Кн .1.110 с .

9 . Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения . М .: Педагогика, 2009 . № 4 . С . 18-22 .

10 . Э . де Боно . Шесть шляп мышления . Минск: Попурри, 2006 . 208 с .

Ковалевская Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Курьянович Анна Владимировна, доктор филологических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Сластина Елена Юрьевна, магистрант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061); учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 4 им. И. С. Черных (ул. Лебедева, 6, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 02.12.2017.

Е. Н. Ковалевская, А. В. Курьянович, Е. Ю. Сластина. Создание и использование потенциала... DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-2-157-161

THE CREATION AND USE OF POTENTIAL TRIAL-SEARCH ACTIONS IN THE COURSE OF PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS-PHILOLOGISTS FOR THE FORMATION OF STUDENTS' UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

E. N. Kovalevskaya1, A. V. Kuryanovich1, E. Yu. Slastina1,2

1 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

2 School № 4 named after I. S. Chernykh, Tomsk, Russian Federation

Reconstructing the experience of using the capacity of some trial-search actions (Karl Popper Debate, joint activity forms: authoritarian, leadership, affiliate) has been proposed for the formation of students' personal, communicative, regulative and cognitive universal educational actions. A database of the experimental study is the preparation of final grade students for final examination in the format of the Unified state exam in literature. It is suggested that each stage of the educational project (preparatory, theoretical, modeling, and presentational) requires relevant methodological and pedagogical support. The outcome of the project implementation is the development of the students' subjectivity. This is possible due to the teacher taking an ambivalent position at various stages of the debate: remaining the organizer of the activities he or she can be authoritarian, partner or leader, depending on the nature of the project participants' initiative. Each of the designated positions is realized in the relevant pedagogical actions, those of «informer», «coordinator», «editor» or «analyst». The development of the project is due to the changing nature of students' semantic activity. The development and formation of the universal educational actions act as indicators of the project participants' success. As a whole, the content of the activities organized by the teacher in the transition to new educational standards is discussed in this paper as educational designing within the innovative format. The main feature of this format is the phenomenon of the teacher's «personal presence» in the design and organization of the educational reality which is created for the attainment of his or her professional goals. The presented project is understood as a way of educational technology introduced in the requirements of the Federal State Educational Standard of Secondary (complete) General Education.

Key words: final examination for literature, trial-search action, Karl Popper Debate, joint activity form, ambivalent position of teachers, universal educational actions.

References

1. Federal'nyygosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya (utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya nauki RF ot 9.02.2016 g. № 91) [Federal State Educational Standard of Higher Education (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 9 .02 .2016 . No . 91)] (in Russian) . URL: http://fgosvo . ru/uploadfiles/fgosvob/440305. pdf

2 . El'konin B . D . Oposredstvovaniye. Deystviye. Razvitiye [Mediation . Action . Development] . Izhevsk, ERGO Publ . , 2010 . 280 p . (in Russian) .

3 . Klochko V. E . Samoorganizatsiya v psikhologicheskikh sistemakh: problemy stanovleniya mental'nogo prostvanstva lichnosti (vvedeniye v

transpektivnyy analiz) [Self-organization in psychological systems: problems of formation of the mental space of personality (introduction to transactional analysis)] . Tomsk, Tomsk State University Publ ., 2005. 174 p . (in Russian) .

4 . Petrova G . I . Filosofskaya antropologiya i antropologicheskaya problematika v filosofii: uchebnoye posobiye [Philosophical anthropology and

anthropological perspectives in philosophy: training manual] . Tomsk, NLT Publ ., 2002 . 160 p . (in Russian) .

5 . Prozumentova G . N . Obrazovatel'nye innovatsii: fenomen «lichnogo prisutstviya» i potentsial upravleniya (opyt gumanitarnogo issledovaniya)

[Educational innovation: the phenomenon of «personal presence» and capacity management (the experience of humanitarian research)] . Tomsk, Tomsk State University Publ . , 2016 . 412 (in Russian) .

6 . Prozumentova G . N . Ya-prostranstvo, sub"ektnaya pozitsiya i individual'nyy profil' v pedagogicheskoy deyatel'nosti . Materialy dlya issledovaniya

[I-space, subject position and personal profile in teaching . Materials for research] . Pervyy shag: ot avtoritarizma k avtorstvu: ucheb.-metod. materialy k obrazovatel'noy programme «Pedagog - uchastnik i organizator sovmestnoy deyatel'nosti» [First step: from authoritarianism to authorship: educational-methodical materials for the educational program «Teacher - participant and organizer of joint activities»] . Tomsk, Tomsk State Pedagogical University Publ . , 2001. Pp . 6-21 (in Russian) .

7 . Svetenko T. V. Putevoditel'po debatam: uchebnoye posobiye dlya pedagogov i uchashchikhsya [A guide to the debate . Study guide for teachers

and students] (in Russian). URL: http://ru . idebate .org/sites/live/files/Svetenko_book. pdf

8 . Prozumentova G . N . Metodologicheskiye osnovaniya kontseptsii Shkoly sovmestnoy deyatel'nosti [Methodological foundations of the concept of

School of Joint Activities] . Shkola sovmestnoy deyatel'nosti: kontseptsiya, proekty, praktika razvitiya. Pod red . G . N . Prozumentovoy. Kn . 1 [School of joint activity: concept, projects, practice development. Edited by G . N . Prozumentova . Book 1] . Tomsk, 1997 . 110 p . (in Russian) .

9 . Asmolov A . G . Sistemno-deyatel'nostnyy podkhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya [System and activity approach to development of

standards of new generation] . Pedagogika, 2009, no . 4, pp . 18-22 (in Russian) .

10 . E . de Bono . Shest' shlyap myshleniya [Six thinking hats] . Minsk, Popurri Publ . , 2006 . 208 р . (in Russian) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kovalevskaya E. N., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]

Kuryanovich A. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]

Slastina E. Yu., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). School № 4 named after I. S. Chernykh (ul. Lebedeva, 6, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.