Научная статья на тему 'Трансформации учебного процесса по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» в контексте изменений фундаментальных требований ФГОС'

Трансформации учебного процесса по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» в контексте изменений фундаментальных требований ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DESIGN AND RESEARCH ACTIVITY / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахкиямова Г.Р., Хасанова А.Р.

В статье рассматриваются особенности проведения занятий к процессу обучения в школе. Раскрыты основные идеи ФГОС, которые ориентированы на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по предмету ОБЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATIONS OF EDUCATIONAL PROCESS ON DISCIPLINE “BASICS OF LIFE SAFETY” IN THE CONTEXT OF CHANGES OF FUNDAMENTAL REQUIREMENTS OF FSES

In article features of training to process of training at school are considered. The main ideas of FSES which are focused on achievement of the planned results of development of the main educational program for subject Fundamentals of Health and Safety are disclosed.

Текст научной работы на тему «Трансформации учебного процесса по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» в контексте изменений фундаментальных требований ФГОС»

ТРАНСФОРМАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Ахкиямова Г.Р., Хасанова А.Р.

Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны, Россия

В статье рассматриваются особенности проведения занятий к процессу обучения в школе. Раскрыты основные идеи ФГОС, которые ориентированы на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по предмету ОБЖ.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность; внеучебная деятельность; информационно-коммуникационные технологии.

TRANSFORMATIONS OF EDUCATIONAL PROCESS ON DISCIPLINE "BASICS OF LIFE SAFETY"

IN THE CONTEXT OF CHANGES OF FUNDAMENTAL REQUIREMENTS OF FSES

Akhkiyamova G.R., KhasanovaA.R.

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russia

In article features of training to process of training at school are considered. The main ideas of FSES which are focused on achievement of the planned results of development of the main educational program for subject Fundamentals of Health and Safety are disclosed.

Keywords: design and research activity; extracurricular activities; information and communication technologies.

Государственная политика в области образования реализуется через стандарты. Образовательные стандарты разных поколений отражают изменяющиеся требования жизни общества к выпускникам школы. В течение последних нескольких лет поэтапно были утверждены ФГОСы общего образования второго поколения для начального общего образования (2009), основного общего (2010) и среднего полного общего образования (2012). Внедрение стандарта основного общего образования в 2015 г., а стандарта полного общего образования - в 2020 г. Общеобразовательные организации могут переходить на новые стандарты основной и старшей школы по мере их подготовленности [4, с. 8].

Главной отличительной особенностью ФГОС является его си-стемно-деятельносгный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Обучающиеся в школе должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологическом конкурентном мире. В процессе реализации данной цели ФГОС включают следующий ряд требований: требования к структуре и условиям реализации, а также к результатам освоения основной образовательной программы. Все это влечет к изменению целей и задач обучения, подталкивает к улучшению содержания, развитию методов и совершенствованию средств обучения, в частности в процессе изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ).

ФГОС нацелен на то, чтобы широко применять во время уроков задачи не на механическое повторение написанного в учебнике, а на самостоятельную работу и выработку универсальных учебных действий (УУД) - регулятивных, познавательных, коммуникативных, т.е. возможность достичь конечного результата различными, в том числе предложенными самими учащимися, путями [5, с. 12].

Прямо предусмотрен и индивидуальный учебный план (ИУП) как для отдельных уроков, так и для тем и разделов - прежде всего ИУП для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому прямо на уроках учителю предоставлено право давать отличные от общего, индивидуальные задания для отдельных учеников.

Хотелось бы остановиться на анализе предметного результата освоения курса ОБЖ, который с учетом общих требований ФГОС и особенностей изучаемого предмета должен обеспечить успешное обучение на следующих ступенях общего образования.

В начальном звене изучение ОБЖ не предусмотрено. Основные вопросы безопасности включены в предмет «Окружающий мир», однако анализ программ показывает, что темы, связанные с безопасностью человека, рассматриваются поверхностно, и времени на их изучение и осмысление выделяется немного. Таким образом, установленные во ФГОС НОО требования по формированию навыков, правил, установок, а также систем как теоретических, так и практических знаний об основах безопасного образа жизни в современной начальной школе не достигнуты, и, в большей степени, реализуются формально.

Требования к результатам освоения курса ОБЖ на второй (5-9 классы) и третьей ступени обучения (10-11 классы), также претерпели изменения в сравнении с предшествующим Государственным образовательным стандартом 2004 г. Достаточно четко сформулированы категории «знание» и «умение» и дополнены «навыками» и «сформи-рованносгью». «Навыки» требуют не только коррекции распределения учебного времени в учебной программе ОБЖ но и полной проработки всей системы «знания - умения - навыки» с описанием этапов формирования «действий, доведенных до автоматизма» [3, с. 45].

Стандарт, в свою очередь, трактует отход от традиционной классно-урочной системы преподавания ОБЖ в школе. В этой связи, на любой стадии изучения темы прямо предусмотрена про-ектно-исследовательская деятельность, где обучающиеся вместо простого заучивания в своих работах выдвигают гипотезы, делают выводы и умозаключения. Впервые разрешено вместо контрольных работ и тестов применять индивидуальные проекты школьников. В условиях реализации ФГОС проектно-исследовательская деятельность рассматривается как образовательная технология, позволяющая решать педагогические задачи, которые имеют не только предметный, но и универсальный характер [2, с. 77].

ФГОС дает обязательную возможность использования в процессе занятий информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ) [1, с. 900]. Изучение ОБЖ предполагает не только усвоение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются, анализируются и представляются в цифровом виде чаще всего посредством проекторов. В этой связи вместо домашних заданий по заучиванию материала можно давать ученикам задания по изученной теме, связанные с использованием ИКТ. Например, зафиксировать на видеоносителе источники нарушений правил противопожарной безопасности и возникновения пожаров вокруг их домов, дворов, лесополос и т.д.

Новый стандарт прямо предусматривает направления внеурочной деятельности в учебном учреждении по направлениям развития личности. Дается возможность формировать содержание внеурочных занятий с учетом пожеланий самих учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогов ОБЖ. По ФГОС во внеурочную деятельность могут входить: индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими дополнительной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, массовые мероприятия и т.д.

Хотелось бы отметить, что ФГОС обязывает отражать содержание внеурочной деятельности по ОБЖ (как основному предмету) в основной образовательной программе образовательной организации (школы, гимназии, лицея). Время, выделенное на внеурочную деятельность, согласно новому ФГОС, не входит в общую нагрузку обучающихся. Образовательная организация совместно с родителями обучающихся определяется возможность чередования урочной и внеурочной деятельности.

Кроме того, новый стандарт отличается ярко выраженной воспитательной направленностью. Воспитательный компонент нового ФГОС касается также и курса ОБЖ. В ФГОС много внимания уделяется формированию здорового образа жизни и культуры безопасности жизнедеятельности учащихся, о чем в стандартах первого поколения даже не упоминалось.

Очевидно, что основной особенностью современного учебного занятия по ОБЖ является смена базовой системы образования. Ранее лозунгом образования в школе был «Знания, а потом умения», сейчас основной принцип образования изменен на «Умения и навыки применения знаний». Исходя из этого, следует строить учебные занятия.

В заключении можно сказать, что основной целью преподавания ОБЖ в рамках ФГОС нового поколения следует считать подготовку физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы безболезненно адаптироваться в изменяющемся мире. Для этого, как на уроке ОБЖ, так и вне его, педагогическим коллективом общеобразовательных организаций следует проводить организованные и целенаправленные занятия с обучающимися для расширения и углубления знаний, умений и навыков, а также развития самостоятельности и критического мышления, творческого мышления, умения работать с информацией, учиться и работать в коллективе.

Список литературы

1. Ахкиямова Г.Р. Особенности использования информационных технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» // В мире научных открытий. 2014. № 11.2 (59). С. 899-902.

2. Кузнецов A.A., Рыжаков М.В., Кондаков А.М. Примерные программы по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы. Серия «Стандарты второго поколения»: учеб. пос. М.: Просвещение, 2011.

3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: школьные учебники для 5-9 классов / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; ред. А.Т. Смирнов. М.: Просвещение, 2011.

4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. 48 с.

5. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011.46 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.