попробовать решить задания из этого упражнения. Сервис можно применять на уроках информатики для решения уже готовых упражнений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Буторов, П.В. Использование сетевых сервисов в учебном процессе / П.В. Буторов // Актуальные проблемы прикладной информатики, математики и методики обучения информатике и математике : материалы молодеж. всерос. науч.-практ. конф. (Шадринск, 15-16 марта 2012 г.) / отв. ред. И.Н. Слинкина. -Шадринск : ШГПИ, 2012. - С. 120-122.
2. Воронкова, И.А. Электронный интерактивный учебник «Сетевые сервисы» / И.А. Воронкова // Информатика в школе. - 2011. - № 7 (71). - С. 26-30.
3. Герасимова, Е.К. Дидактический потенциал электронных учебных материалов на основе сетевых сервисов / Е.К. Герасимова // Информатика и образование. - 2014. - № 9. - С. 23-26.
4. Демьяненко, С.В. Интернет на уроках информатики / С.В. Демьяненко, С.В. Малясова // Информатика в школе. - 2011. - № 3. - С. 3-106.
5. Мнацаканян, О.Л. Методика использования социальных сетевых сервисов в школьном курсе информатики : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Мнацаканян, Ольга Леонидовна. - М., 2012. - 202 с.
REFERENCES
1. Butorov P.V. Ispol'zovanie setevyh servisov v uchebnom protsesse [Using network services in the educational process]. In Slinkina I.N. (ed.) Aktual'nye problemy prikladnoj informatiki, matematiki i metodiki obucheniya informatike i matematike: materialy molodezh. vseros. nauch.-prakt. konf. (Shadrinsk, 15-16 marta 2012 g.) [Actual problems of applied informatics, mathematics and methods of teaching informatics and mathematics]. Shadrinsk: SHGPI, 2012, pp. 120-122.
2. Voronkova I.A. Elektronnyj interaktivnyj uchebnik «Setevye servisy» [Electronic interactive textbook «Network Services»]. Informatika v shkole [Informatics at school], 2011, no. 7 (71), pp. 26-30.
3. Gerasimova E.K. Didakticheskij potentsial elektronnyh uchebnyh materialov na osnove setevyh servisov [Didactic potential of electronic educational materials based on network services]. Informatika i obrazovanie [Информатика и образование], 2014, no. 9, pp. 23-26.
4. Dem'yanenko S.V., Malyasova S.V. Internet na urokah informatiki [Internet on the lessons of Informatics].
Informatika v shkole [Informatics at school], 2011, no. 3, pp. 3-106.
5. Mnatsakanyan O.L. Metodika ispol'zovaniya sotsial'nyh setevyh servisov v shkol'nom kurse informatiki. Dis. kand. ped. nauk [Methods of using social network services in the school course of informatics. Ph. D. (Pedagogics) Thesis]. Moscow, 2012. 202 p.
УДК 373.3
Н.М. Жданова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального
образования
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия nat.jdanova@mail.ru Т. В. Грибанова,
студент 3-го курса педагогического факультета ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия lisichka-olo@mail.ru
Особенности формирования исследовательских умений у младших школьников в проектной деятельности
В статье рассматривается проблема формирования исследовательских умений у учащихся начальных классов, а также влияние проектной деятельности на обучение младших школьников, их развитие в целом.
Ключевые слова: исследовательские умения, исследовательская деятельность, проектная деятельность.
N. M. Zhdanovа,
Candidate of pedagogical sciences, docent of the chair of theory and methods of primary
education
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia nat.jdanova@mail.ru T. V. Gribanova, 3rd year student of the pedagogical faculty Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia lisichka-olo@mail.ru
Peculiarities of forming research skills in primary schoolchildren in project
activity
The article deals with the problem of development of research skills in primary schoolchildren, as well as the impact of project activity on the training of primary school children and their development in general.
Keywords: research skills, research activity, project activity.
Мы живем в веке постоянного прогресса. Наше общество не стоит на месте, оно постоянно развивается. Поэтому человек всегда находится в поиске чего-то нового, интересного и познавательного. С самого рождения каждый ребенок является, по своей сути, исследователем. Ему хочется познать этот мир, он стремится наблюдать, экспериментировать, с каждым днем открывать новые знания.
Развитие человека происходит на протяжении всей жизни, а его образование и воспитание является непрерывным процессом. Но, порой, ребенку не интересно учиться, он считает это скучным и ненужным занятием.
Для того, чтобы стремление к учебе было постоянным, важна роль педагога. Ведь именно он закладывает основу, при помощи различным приемов и методов развивает человека, направляет, прививает интерес к учебе и научной деятельности.
Деятельность представляет собой человеческую форму восприятия окружающего мира, содержательная сторона, которой преобразовывается и изменяется в интересах людей и общества. Любая деятельность подчиняется определенной цели, направленной на результат.
Рассмотрим «проектную деятельность» как основополагающее понятие исследуемого вопроса и сопряженное с ним понятие «исследовательская деятельность».
Важной задачей педагога является научить учащихся самостоятельности, он поощряет ребёнка за его творческое осмысление, нестандартный и самостоятельный путь решения учебной задачи. Именно исследовательская деятельность способствует
изменению способа обучения с репродуктивного на творческий.
В данной статье мы рассматриваем понятие исследовательская деятельность, опираясь на идеи В.С. Мухиной, которая определяет данную категорию как специально организованную деятельность педагога и учащихся с использованием средств обучения в рамках поиска доказательств, необходимой информации, выявления закономерностей, связей и отношений. Данный вид деятельности реализуется в ходе наблюдения или анализа теоретических фактов, явлений, процессов. Ведущим требованием к исследовательской деятельности является проявление самостоятельности младших школьников в выборе приемов и методов научного исследования, посредствам которых они активно усваивают знания и развивают свои исследовательские умения и способности [4, с.7].
Результатом исследовательской деятельности выступают сформированные исследовательские умения [6].
В современной науке существует достаточно большое количество определений понятия «исследовательские умения».
По мнению Е.С. Дементьевой, исследовательские умения представляют собой способность учащихся к осуществлению самостоятельных видов работ, таких как наблюдение, эксперимент, направленных на достижение поставленных исследовательских задач [2].
Иного мнения придерживается, В.Э. Штейнберг, он определяет исследовательские умения как способность к действиям, необходимые для осуществления исследовательской деятельности [7, с. 5].
Исследовательские умения рассматриваются В.А. Сластениным как умения самостоятельно проводить наблюдения и опыты. Педагог подчеркивает, что «навыки исследователя предполагают...умение вести сравнение, анализ, производить выделение существенных признаков, делать обобщения и выводы» [5, с.14].
С точки зрения Л.З. Елекеновой, к числу основных исследовательских умений относятся: выдвижение гипотез; построение измеряемых величин; формулировка исследовательских задач; наблюдение; экспериментирование; анализ; построение моделей
[3].
В младшем школьном возрасте развитие исследовательских умений является очень популярным, так как именно на ранних этапах обучения в школе закладываются и развиваются познавательные способности личности. Наглядно-образное мышление переходит в частично-поисковое, что обеспечивает усвоение системы научных знаний, творческих способностей учащегося. В начальных классах проявляется самостоятельность не только в учёбе, но и в жизни. Самостоятельное решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности.
Проектная деятельность младших школьников является одним из направлений развивающего обучения, предполагающего формирование исследовательских умений (формулировка проблемы, сбор и анализ необходимой информации, осуществление экспериментов, анализ результатов, полученных в ходе исследования). Данный вид деятельности младших школьников позволяет развить у учащихся логическое мышление, творческие способности, адаптироваться к проблемам, возникающим в жизни.
В настоящее время актуальным в обучении и воспитании младших школьников считается метод проектов, который направлен на решение комплекса образовательных задач. Проект может охватывать деятельность одного ученика, группы, класса или даже школу. Дети с удовольствием выполняют задания учителя, им интересна проектная деятельность. Создавая проект, школьник приобретает навык организации, развивает
различные творческие способности, способен работать в коллективе, подчеркивает свою индивидуальность. Данный метод основывается на самостоятельном поиске информации, ребенок сам планирует свою работу и решает практические задания.
В рамках темы урока учитель предлагает найти различную информацию, которая интересует детей. Работа над проектом предполагает создание творческого продукта, это может быть поделка, скульптура, рисунок, концерт и многое другое. Выделяют этапы создания проекта:
1) для начала необходимо выбрать тему, она будет единой для всех и очень обширной, чтобы у ребенка был выбор в поиске информации.
2) сбор сведений из различных источников, где есть необходимая информация по заданной теме. Они могут посетить библиотеку, обратиться за помощью к старшим или найти нужные сведения в интернете. Информация может быть различной - изображения, схемы, видеозаписи, все, что заинтересует ребенка в рамках определенной темы.
3) реализация проектов. По выбранной теме школьники готовят свой продукт, проект, который затем представят в классе. Деятельность будет осуществляться и в школе, и дома.
4) презентация, проект должен пройти все этапы и вызвать у ребенка чувство удовлетворения от проделанной работы [2].
После завершения работы над проектом необходимо провести рефлексию: узнать у ребенка понравилась ли ему работа, какие затруднения у него возникли, все ли задуманные цели осуществились.
Определяя особенности формирования исследовательских умений у младших школьников в проектной деятельности необходимо помнить, что данный вид работы необходимо осуществлять с самого начала обучения в младших классах, постепенно, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности. Первоначально учителю необходимо предлагать обучающимся задания творческого характера, постепенно усложняя их, отдавая предпочтение коллективно-творческим делам. На третьем и четвертом году обучения, по нашему мнению, необходимо включать учащихся в проектную деятельность, уже более научного характера.
В ходе формирования исследовательских умений у младших школьников необходимо учитывать следующие аспекты:
1) систематичность и целенаправленность;
2) осознание младшими школьниками ценности исследовательской деятельности, через формирование мотивации;
3) создание творческой обстановки;
4) психологический комфорт;
5) конструирование образовательной среды [1, с. 22].
Формирование исследовательских умений у обучающихся начальных классов должно реализовываться на доступном для данного возраста уровне восприятия, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Таким образом, проектная деятельность в начальной школе формирует творческое мышление, побуждает интерес к учебной деятельности. Развитие исследовательских умений младших школьников является одним из важнейших условий повышения эффективности усвоения знаний. В процессе создания проектов учащиеся способны отстаивать свою точку зрения, работать с информацией и достойно ее представлять, хорошо держаться на публике и быть уверенным в себе. Учителю начальных классов необходимо помнить, что проводя исследование школьники, опираясь на свои интересы, жизненный опыт и знания развивают в себе самостоятельность, творчество,
коммуникативность, умения формулировать проблему, анализировать собранную информацию, систематизировать результаты, полученных в ходе исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Горбунова, Н.В. Методика организации работы над проектом // Н.В. Горбунова, Л.В. Кочкина // Образование в современной школе. - 2000. - № 4. - С. 21-27.
2. Дементьева, Е.С. Формирование исследовательских умений в процессе самостоятельной деятельности / Е.С. Дементьева // Вестник ГУУ. - 2009. - № 30. - С. 28-30.
3. Елекенова, Л.З. Сущностная характеристика понятия «исследовательские умения школьников» / Л.З. Елекенова // Вестник ГУУ. - 2010. - № 4. - С. 26-35.
4. Мухина, В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности : сб. ст. / В.С. Мухина ; под ред. А.С. Обухова. - М. : НИИ Школьных технологий, 2006. -203 с.
5. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2012. - 608 с.
6. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова // Начальная школа. -2006. - № 2. - С. 45-49.
7. Штейнберг, В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов / В.Э. Штейнберг // Школьные технологии. - 2000. - № 2. - С. 3-24.
REFERENCES
1. Gorbunova N.V., Kochkina L.V. Metodika organizatsii raboty nad proektom [Methods of organization of work on the project]. Obrazovanie v sovremennoj shkole [Education in modern school], 2000, no. 4, pp. 21-27.
2. Dement'eva E.S. Formirovanie issledovatel'skih umenij v protsesse samostoyatel'noj deyatel'nosti [Forming of research skills in the process of self-dependent activity]. Vestnik GUU [Herald of State University of Management],
2009, no. 30, pp. 28-30.
3. Elekenova L.Z. Cushchnostnaya harakteristika ponyatiya «issledovatel'skie umeniya shkol'nikov» [Essential characteristic of the concept «research skills of pupils»]. Vestnik GUU [Herald of State University of Management],
2010, no. 4, pp. 26-35.
4. Muhina V.S. Psihologicheskij smysl issledovatel'skoj deyatel'nosti dlya razvitiya lichnosti: sb. st. [The psychological meaning of research activities for personal development]. Obuhov A.S. (ed.). Moscow: NII SHkol'nyh tekhnologij, 2006. 203 p.
5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Pedagogics]. Slastenin V.A. (ed.). Moscow: Akademiya, 2012. 608 p.
6. Semenova N.A. Issledovatel'skaya deyatel'nost' uchashchihsya [Research activity of pupils]. Nachal'naya shkola [Primary school], 2006, no. 2, pp. 45-49.
7. Shtejnberg V.E. Tekhnologiya proektirovaniya obrazovatel'nyh sistem i protsessov [Project technology of educational systems and processes]. Shkol'nye tekhnologii [School technology], 2000, no. 2, pp. 3-24.
УДК 373.1.214.1
Н.А. Каратаева,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного
образования
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия natalya_karataeva73@mail. т