Научная статья на тему 'Исследовательские умения младших школьников как педагогическая проблема'

Исследовательские умения младших школьников как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2666
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / RESEARCH SKILLS / СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ / RESEARCH SKILLS STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тараканова Ульяна Юрьевна

В данной статье рассматриваются исследовательские умения младших школьников через цепочку взаимосвязанных категорий: «исследование», «умения», «исследовательская деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research abilities of younger schoolchildren as pedagogical problem

This article discusses the research skills of younger schoolchildren through a series of inter-related categories: «research», «skills», «research activities».

Текст научной работы на тему «Исследовательские умения младших школьников как педагогическая проблема»

Для этого будущему учителю необходимо проанализировать понятия, данные несколькими авторами, выявить в них общее и различное, сущностную характеристику и сформулировать свое определение понятия.

По предмету изучения интеллект-карты можно разделить на:

1. Интеллект-карты научного понятия;

2. Интеллект-карты про научного деятеля;

3. Интеллект-карты педагогической теории;

4. Интеллект-карты педагогической технологии. Функциональное назначение метода интеллект-карт состоит в следующем:

1. Усвоение будущими педагогами педагогических знаний и научных понятий;

2. Систематизация знаний студентов - будущих педагогов;

3. Визуализация системы научных понятий при условии использования иллюстраций и рисунков в процессе составления интеллект-карты;

4. Развитие логического и критического мышления будущих педагогов;

5. Развитие коммуникативной компетентности при групповой форме составления карт-понятий;

6. Развитие творческих способностей будущих педагогов;

7. Развитие познавательного интереса и научно-исследовательской компетенции будущих педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бершадский, М.Е. Использование методов интеллект-карт и карт понятий для внешнего мониторинга образовательного процесса [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2010. - № 1. - С. 1650.

2. Бьюзен, Т. Суперпамять [Текст] / Т. Бьюзен. - Минск : Попурри, 2007. - 212 с.

3. Загвязинский, В.И. Педагогика [Текст] : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М. : Академия, 2012. - 352 с.

4. Казанцева, Н.В. Интеллект-карты как метод активизации обучения [Текст] / Н.В. Казанцева // Использование инновационных технологий в образовании : сб. докл. регион. учеб.-метод. конф. профес.-преподават. состава аграр. вузов Сибир. федер. округа (г. Кемерово, 8-10 июня 2010 г.) / Н.В. Казанцева. -Кемерово : ИИО Кемеровского ГСХИ, 2010.

5. Шипунов, С. Как рисовать карты [Электронный ресурс] / С. Шипунов // Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления : web-сайт. - Режим доступа: http://www.mind-map.ru/?s=22&d_id=67.

УДК 378

У. Ю. Тараканова, г. Шадринск

Исследовательские умения младших школьников как педагогическая проблема

В данной статье рассматриваются исследовательские умения младших школьников через цепочку взаимосвязанных категорий: «исследование», «умения», «исследовательская деятельность».

Исследовательская деятельность, исследовательские умения, структура исследовательских умений.

U. Y. Tarakanovu, Shadrinsk

Research abilities of younger schoolchildren as pedagogical problem

This article discusses the research skills of younger schoolchildren through a series of inter-related categories: «research», «skills», «research activities».

Keywords: Research activity, research skills, research skills structure.

В современном мире, где личность стоит на первом месте, как в социальном, так и учебном пространстве, необходимо создать условия для успешной её реализации, что отражено в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).

Согласно новому стандарту обучающиеся начальной школы должны овладеть различными видами исследовательской работы. Ученик при содействии учителя должен самостоятельно научиться результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения. Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка учеников к решению проблем в широком круге неопределенных ситуаций, к овладению исследовательскими умениями [4, с. 35].

При обосновании специфики понятия «исследовательские умения младшего школьника» необходимо выделить вначале содержание родовых понятий в логической цепочке взаимозависимых категорий: «исследование» и «исследовательская деятельность».

По мнению А.И. Савенкова, исследование - это творческий процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности» [8, с.26].

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуальной деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения [5, с.46].

Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у субъекта специфического личностного образования - исследовательских умений.

Для раскрытия ключевого понятия «исследовательские умения» рассмотрим вспомогательное понятие «умения».

Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных пунктах и конечной цели [1, с.24].

В ходе определения структуры умения широкое научное толкование понятия дает А.И. Савенков. По его мнению, это «чрезвычайно сложное структурное объединение чувственных, интеллектуальных, эмоциональных качеств личности, которые формируются

и проявляются в сознательном, целесообразно-успешном осуществлении действий, обеспечивающих достижение поставленной цели деятельности» [9, с. 51].

Перечислим умения, необходимые при организации исследовательской деятельности:

- умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы);

- умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, умение определить методы исследования, умение осуществить поиск информации);

- умение работать с информацией (иметь представления о видах информации и источниках информации, умение разделять на смысловые части, умение выделять главное, умение кратко излагать мысли, умение конспектировать и т.д.);

- умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика);

- оценочные умения (умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью).

Речь идет и о самом стремлении к поиску, и о способности оценивать (обрабатывать) его результаты, и об умении строить свое дальнейшее поведение в условиях развивающейся ситуации, опираясь на них.

Одно из первых определений умениям исследовательской деятельности было дано Т.В. Игнаткиным, который говорит об исследовательских умениях как о способности самостоятельно наблюдать, осуществлять опыты, поиск [6, с. 18].

В.И. Андреев акцентирует внимание на применении приемов научного метода для выполнения учебного исследования [2, с. 45].

А.Г. Иодко, О.И. Митрош, Е.А. Шашенкова указывают на способность выполнять умственные и практические действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности. Обобщая взгляды ученых, мы выделяем следующие положения: исследовательские умения - это интеллектуальные и практические умения, подразумевающие:

- выбор и применение приемов и методов исследования на доступном детям уровне;

- соответствие этапам учебного исследования;

- направленность на проведение самостоятельного исследования или его части.

И.В. Стрельцова рассматривает исследовательские умения как совокупность разнообразных умений, позволяющих реализовывать общие и частные цели исследования различными способами и осуществлять исследовательскую деятельность [10, с.56].

А.И. Савенков в качестве умений исследовательской деятельности детей младшего возраста называет: умения видеть проблемы, умения вырабатывать гипотезы, умения наблюдать, умение проводить эксперименты, умение давать определения понятиям, добывать информацию, проводить самостоятельное исследование, делать сравнения, давать оценку, доказывать правильность точки зрения, составлять внутренний план умственных действий, формулировать суждения [8, с.24].

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать

новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность - естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры [7, с. 29].

Таким образом, исследовательские умения детей младшего школьного возраста мы определяем как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

В свою очередь, понятие «исследовательские умения» требует дополнительного уточнения его структуры. Анализируя суть этого понятия, отметим, что мнение ученых неоднозначно в данном вопросе.

A.В. Хуторской предлагает такую структуру учебно-исследовательских умений:

1) методолого-рефлексивный:

- целеполагание, предполагающее установление целей и задач исследования на определенных его этапах;

- освоение основных методов и технологий исследования.

- целевыполнение, предполагающее умение видеть проблему, ставить гипотезу, классифицировать, наблюдать, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, делать умозаключения и выводы по исследованию.

- рефлексивные умения;

- умения контролировать научный поиск, оценивать результаты научной деятельности, принятое решение и его последствия.

2) мотивационно-личностный:

- ценностные ориентации;

- эмоциональное отношение к познавательной и исследовательской деятельности;

- поисковая и познавательная активность;

- самостоятельность в процессе исследования.

3) коммуникативный:

- умение взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками;

- умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию;

- умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе;

- умение использовать современные телекоммуникационные технологии [11, с.58].

B.А. Бордовский классифицирует исследовательские умения в зависимости от логики научного исследования на: научно-информационные, методологические, теоретические, эмпирические, письменно-языковые, коммуникативно-языковые [3, с.63].

Н.П. Лазутина к исследовательским умениям относит умение формулировать цель исследования, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент и его проведение, проверять гипотезы, определять сферы и границы применения результатов исследования [7, с.46].

Итак, мы видим, среди ученых нет единого мнения о структуре исследовательских умений учащихся. Проведенный анализ толкований структуры исследовательских умений

говорит о разном содержании, что вкладывают авторы различных областей знаний в данное понятие. При этом общим и бесспорным является то, что во всех случаях исследовательские умения должны соответствовать основным обобщенным этапам исследовательской деятельности. В нашем исследовании мы будем к исследовательским умениям относить следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, процессуальный, рефлексивный.

Таким образом, в приобщении детей к исследовательской деятельности учитель нацелен не на результат, а на процесс. Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. Развитие исследовательских умений учащимся дает: возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин; возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся; возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 7. - С. 24-33.

2. Андреев, В.И. Приемы занимательности на уроках математики / В. И. Андреев // Начальная школа. -2008. - № 4. - С. 45-47.

3. Бордовский, В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе : учеб.-метод. пособие / В.А. Бордовский. - СПб. : Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 169 с.

4. Гальперин, П.Я. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении / П.Я. Гальперин // Начальная школа. - 2005. - № 2. - С. 35-39.

5. Далингер, В. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики : учеб. пособие / В.А. Далингер. - Новгород, 2007. - 93 с.

6. Игнаткин, Т.В. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : метод. пособие / Т.В. Игнаткин. - М. : Просвещение, 2005. - 45 с.

7. Лазутина, Н.П. Детское сказочное творчество [Текст] / Н.П. Лазутина // Начальная школа. - 2006. - № 10. - С. 46-47.

8. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников /А. И. Савенков. - М. : Федоров, 2006. - 340 с.

9. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению : метод. пособие / А.И. Савенков. - М. : Просвещение, 2006. - 512 с.

10. Стрельцова, И.В. Проекты и исследования / И.В. Стрельцова // Начальная школа. - 2008. - № 9. - С. 56-57.

11. Хуторской, А.В. Педагогика : учеб.-метод. комплекс / А.В. Хуторской. - Ногинск, 2013. - 179 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.