УДК 371
Abdulshehidova H.E., senior teacher, Department of Methods of Primary Education, Chechen State Pedagogical University
(Grozny, Russia), E-mail: ms.heda14@mail.ru
PROJECT METHOD AS A TOOL OF FORMATION OF LEARNING INTEREST OF YOUNGER STUDENTS. The article deals with an actual problem of the use of a project method in the process of forming learning interest among younger students on the basis of integration of the contents of the classroom and extracurricular activities. The researcher identifies the conditions, which are necessary for this process, and studies the introduction of this method in primary school to organize the project activities of students in order to enhance their cognitive activity. The author concludes that the use of the project and its various types on the subject creates conditions for the activation of the cognitive interest of students, provides an increase in the learning activity of schoolchildren, makes students more responsible, diligent, independent, interested in the results of their educational activities.
Key words: project method, project technologies, cognitive interest, creative and cognitive activity.
Х.Э. Абдулшехидова, ст. преп. каф. методик начального образования, Чеченский государственный педагогический
университет, г. Грозный, E-mail: ms.heda14@ mail.ru
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматривается актуальная проблема использования проектного метода в формировании познавательного интереса у младших школьников на основе интеграции содержании урочной и внеурочной деятельности, выделены условия, реализация которых позволит учителю начальной школы организовать проектную деятельность учащихся с целью активизации познавательной деятельности. Автор делает вывод о том, что выполнение проекта, различных его видов по тематике создает условия для активизации познавательного интереса учащихся, обеспечивает повышение познавательной активности школьников, делает учащихся более ответственными, прилежными, самостоятельными, заинтересованными в результатах своей учебной деятельности.
Ключевые слова: проектный метод, проектные технологии, познавательный интерес, творческая и познавательная деятельность.
Сегодня в России происходит смена образовательной парадигмы: предлагается новое содержание, инновационные подходы и технологии обучения и воспитания подрастающего поколения. В нормативных документах, регулирующих изменения в сфере образования, подчеркивается значимость воспитания ответственных, активных, самостоятельных школьников, способных жить, учиться и работать в сложных условиях современности. Успешность ребенка зависит от развития его познавательных интересов, повышения творческой активности.
Опыт показывает, что эффективно эта проблема может решаться путем внедрения современных педагогических технологий, в частности метода проектов, который обеспечивает одновременное развитие, обучение и воспитание детей. Широкий круг ученых в своих исследованиях указывают на то, что проектная деятельность - это средство активизации познавательной деятельности учащихся (А. Авраменко, Т. Бербер, Н. Дубова, А. Коберник, А. Костюкова, Т. Кравченко, Ю. Кузьменко, Л. Сте-цив, Г. Хабазня и др.). Значение познавательного интереса для развития личности рассматривается в работах выдающихся педагогов прошлого, в частности Г. Сковороды, В. Ушинского, Я. Ко-менского, А. Сухомлинского, А. Макаренко. Анализ исследований по проблеме показал, что познавательный интерес - это эмоционально осознанная, избирательная направленность личности, обращенная к предмету и деятельности, связанной с ним, что сопровождается внутренним удовольствием от результатов этой деятельности. Это один из важных мотивов учения школьников [1, с. 148].
Познавательный интерес отличается поисковым характером, способствует развитию таких психических процессов, как мышление, воображение, память, внимание; под его влиянием даже у слабых учеников обучение проходит намного продуктивнее. Благодаря его влиянию у школьников постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам активно ищет. Таким образом, сущность познавательного интереса заключается в целостной неразрывности взаимосвязанных и взаимообусловленных интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов [2, с. 25].
Поэтому педагогическая деятельность должна обеспечивать развитие обобщенного учебно-познавательного интереса, быть так организована, чтобы дети искали разницу между новыми и уже полученными знаниями, принимали альтернативные решения, имели возможность сделать открытие, формулировать свои собственные идеи и мнения. Как отмечает А. Бивол: «Лишь тогда, когда ребенок заинтересуется материалом, у него возникнет желание узнать о нем больше. Эффективное обучение невозможно без поисков путей активизации познавательной деятельности учащихся. Ведь дети должны не только усвоить опре-
деленную сумму знаний, но и научиться наблюдать, сравнивать, выявлять связь между понятиями, рассуждать. А добиться этого можно лишь средствами, которые активизируют познавательную деятельность» [3, с. 103]. Решению поставленных задач помогает внедрение и выполнение проектов общеобразовательными учебными заведениями. Проектирование направляет обучение на самостоятельную деятельность, ученые утверждают, что он является «универсальным», поскольку синтезирует проблемный, исследовательский и поисковый методы обучения.
Сегодня метод проектов является одним из перспективных видов обучения, выступает важным звеном технологии формирования познавательного интереса детей. Использование проектной технологии в начальной школы позволяет не только создавать условия для творческой самореализации учащихся, для развития их интеллекта, но и реализовать как поисково-исследовательские, так и ориентированные на практическую деятельность задания; учиться работать в коллективе; развивать умение самостоятельно находить необходимую информацию, сочетать и применять новую информацию из различных источников, используя современные технологии для выполнения конкретных задач; проявлять самостоятельность в работе творчески подходить к решению проектных задач; развивать критическое мышление; повысить личную активность ученика и его интерес к обучению и др.
А. Оноприенко, анализируя проявления познавательных интересов ученика в учебной деятельности, очерчивает их выражение в процессе проектной деятельности: интеллектуальная активность ученика: (произвольное привлечение к процессу обсуждения замысла проекта и его проблемы, желания принять участие в совместном с учителем или товарищами планировании деятельности; наличие внутреннего плана действий; обмен информацией, полученной из различных источников; консультации учителя в процессе самостоятельной творческой деятельности с целью расширить сферу поиска необходимой информации, обнаружить альтернативные способы решения задачи проекта, усовершенствовать конечный продукт деятельности и тому подобное; готовность отвечать на вопросы во время презентации проекта); характер самостоятельной деятельности (инициативность и самостоятельность при планировании деятельности; оперативная мобилизация сил для решения проектного задания, сосредоточенность на собственной деятельности по решению проблемы; попытки решить задачу самостоятельно; упорство и желание преодолеть препятствия; попытка завершить разработку проекта в соответствии с определенным планом; выявление желания разработать другой проект);эмоциональные реакции ученика (эмоциональный подъем в процессе деятельности, ра-
дость открытия нового; адекватные эмоциональные проявления относительно совместной работы над проектом, полученного результата, приобретенного опыта, а также выражение эмоций в отношении работы других участников проекта; положительная (или отрицательная) реакция на завершение проекта; чувство личной значимости от приобщения к новому виду деятельности [4, с. 8].
Поскольку проектные технологии имеют интегративный характер, то их использование возможно при изучении любого учебного предмета («Основы здоровья», «Трудовое обучение», «Окружающий мир» и др.). Так учитель на любом уроке может создавать такие проблемные ситуации, которые учащиеся могут решать в форме проекта. С этой целью учителю необходимо учесть возможности учебного материала, межпредметные и внутрипредметные связи в содержании с целью формирования системы знаний в содержании учебных предметов и научной картины мира у учащихся; сформировать основные задачи, упражнения, способы действий, которые дети должны выполнять на
Библиографический список
каждом этапе выполнения проекта; продумать и определить индивидуальные для каждого ученика задания в содержании проекта, чтобы они были каждому под силу; определить обучающие, развивающие цели проекта; определиться с содержанием проекта, а для этого следует отобрать в соответствии с темой проекта учебный материал по содержанию и объему. Выполнение проекта, различных его видов по тематике создает условия для активизации познавательного интереса учащихся и повышения эффективности обучения, воспитания, развития детей; открывает возможности практической реализации творческих идей; обеспечивает повышение познавательной активности школьников, делает детей более ответственными, прилежными, самостоятельными, заинтересованными в результатах своей учебной деятельности.
Таким образом, школьники постепенно осваивают проектирование не только как учебную технологию, умение самостоятельно учиться, критически мыслить, но также как метод организации и планирования своей дальнейшей жизнедеятельности.
1. Грибков Л.А. Внедрение личностно ориентированного подхода к обучению для активизации познавательной деятельности младших школьников. Таврический вестник образования. 2017; 1: 148 - 153.
2. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Липецк:, 2016.
3. Бивол А.С. Проблемно-поисковые методы обучения на уроках в начальных классах как средство повышения познавательной деятельности учащихся. Таврический вестник образования. 2017; 3: 103 - 107.
4. Проекты в начальной школе: тематика и разработки занятий. Сост.: А. Оноприенков, А. Кондратюков. Москва, 2016.
References
1. Gribkov L.A. Vnedrenie lichnostno orientirovannogo podhoda k obucheniyu dlya aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov. Tavricheskij vestnik obrazovaniya. 2017; 1: 148 - 153.
2. Schukina G.I. Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatel'nyh interesov uchaschihsya. Lipeck:, 2016.
3. Bivol A.S. Problemno-poiskovye metody obucheniya na urokah v nachal'nyh klassah kak sredstvo povysheniya poznavatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya. Tavricheskij vestnik obrazovaniya. 2017; 3: 103 - 107.
4. Proekty v nachal'noj shkole: tematika i razrabotki zanyatij. Sost.: A. Onoprienkov, A. Kondratyukov. Moskva, 2016.
Статья поступила в редакцию 11.05.18
УДК 378
Aliphanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Technology of professional education,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: fatima2365@mail.ru
TO THE QUESTION OF FORMING THE ORGANIZATIONAL CULTURE OF A TEACHER. The article is dedicated to a problem of how to form organizational culture of a teacher. It is concluded that the organizational culture of teachers presupposes taking into account that it develops gradually and it has a certain evolutionary character. The teacher, who has formed an organizational culture, embodies in his own activities the best values of science and the norms of professional activity. Thanks to the organizational culture, he is experiencing certain personal and professional success, which affects the upbringing and teaching of schoolchildren, and, in general, the educational organization.
Key words: organizational culture, teacher, organizational culture of educational organization, organizational culture of teacher.
Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и технологий профессионального образования,
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
Е-mail: fatima2365@mail.ru
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
Статья посвящена вопросам формирования организационной культуры учителя. Сделан вывод, что сформированная организационная культура учителя предполагает знания им и учета постепенности её развития, определенного эволюционного характера. Учитель, у которого сформирована организационная культура, воплощает в собственной деятельности лучшие ценности науки и нормы профессиональной деятельности. Благодаря организационной культуре, он переживает определенные личные и профессиональные успехи, что сказывается на воспитании и учении школьников, и, в целом, на образовательной организации.
Ключевые слова: организационная культура, учитель, организационная культура образовательной организации, организационная культура учителя.
Главной задачей учителя является организация такой учебной и внеучебной деятельности, при которой у школьников сформируется желание и потребность в овладении знаниями, появится мотивация в самостоятельном поиске новой информации и научных сведений. Для решения поставленных задач немаловажную роль играет сформированная организационная культура учителя, его собранность, собственное любопытство к преподаваемой дисциплине, стремление к поиску новых форм и средств подачи математических знаний.
Цель формирования организационной культуры у учителя -это научить его работать более продуктивно, получать от учеников обратную положительную реакцию, научить учеников позитивно мыслить, с интересом относиться к математике и получать удовлетворение от собственной педагогической деятельности. Важность формирования организационной культуры учителя заключается и в том, что она является мотивирующим фактором, поскольку делает работу учителя осмысленной, приносит дивиденды в виде внимания со стороны администрации. Классная