УДК 371.3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ
О.А.Гребенникова
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PROJECT WORK IN DEVELOPING SCHOOLCHILDREN'S
COGNITIVE INTERESTS
O.A. Grebennikova
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Представлено теоретическое обоснование педагогических возможностей проектной деятельности как средства развития познавательных интересов школьников. На основе анализа содержания, организации и характера педагогического взаимодействия выявлены особенности проектной деятельности, способствующие развитию познавательных интересов учащихся. Показано, что в содержательном плане развитие познавательных интересов школьников в проектной деятельности обеспечивается за счет содержания проблемной ситуации проекта, различных источников информации, используемых учащимися в процессе проектирования, а также содержания итогового проекта; в организационном плане — за счет оптимального сочетания индивидуальной и групповой, классной и внеклассной (внешкольной) организационных форм обучения, вариативности дидактических методов и средств; в плане педагогического взаимодействия — за счет субъект-субъектного характера взаимоотношений педагогов и учащихся на всех этапах проектирования.
Ключевые слова: проектная деятельность учащихся, педагогические возможности, развитие познавательных интересов
This article presents theoretical substantiation of the pedagogical potential of project work in developing schoolchildren's cognitive interests. Relying on the analysis of project work at school (its contents, organization and teacher-student interaction) the author singles out those features of project work which ensure the development of schoolchildren's cognitive interests. Thus, from the point of view of the contents, the development of schoolchildren's cognitive interests in project work happens due to the project problem contents, different sources of information used by the students while creating their project, as well as the contents of the final project itself. From the organizational point of view, cognitive interests in project work occurs due to the optimal combination of individual and group work, class and out-of-class activities, as well as a wide variety of different teaching methods and aids. From the point of view of teacher-student interaction, project work ensures children's cognitive interests due to the subject-subject interaction between teachers and students throughout the whole process of project work.
Keywords: school project work, pedagogical potential, development of cognitive interests
Современная стратегия школьного образования сосредоточена на подготовке выпускников школ, способных полноценно функционировать в постиндустриальном обществе — гибко адаптироваться в изменяющихся социально-экономических и культурных условиях, активно взаимодействовать с социумом в различных сферах жизнедеятельности, самостоятельно решать различные проблемы личного и социального характера. Новый социальный заказ, отраженный в государственных инициативах по модернизации российского образования, включая национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» и ФГОС общего образования второго поколения, требует, чтобы учащийся сам стал «архитектором и строителем» образовательного процесса. В связи с этим в системе общего и дополнительного образования все большее внедрение получает проектная деятельность учащихся, обладающая значительным потенциалом в формировании у школьников «умения учиться» благодаря своему творческому, интерактивному и социальному характеру, а также опоре на самостоятельность учащихся на всех этапах осуществления проекта.
На наш взгляд, проектная деятельность учащихся может содействовать достижению значимых долгосрочных результатов в образовании, выступая одним из оптимальных средств развития познавательных интересов школьников, определяющих их активность и самостоятельность в познании окружающей действительности. Поскольку основными источниками развития познавательных интересов учащихся в отечественной педагогической науке (Ю.К.Бабанский, А.К.Маркова, Н.Г.Морозова, Г.И.Щукина и др.) признаются содержание учебного материала, организация познавательной деятельности и взаимоотношения между учителем и учащимися [14], выделим те особенности проектной деятельности в плане ее содержания, организации и педагогического взаимодействия, которые обеспечивают активизацию и значимое развитие познавательных интересов школьников.
В содержательном плане изначальное возбуждение познавательных интересов участников проектной деятельности, на наш взгляд, обеспечивает содержание проблемной ситуации проекта, требующее «открытия» нового знания или способа действия. Со-
держащиеся в проблемной ситуации субъективно новые, неожиданные и иногда занимательные сведения, как указывает Г.И.Щукина, способны произвести в учащихся «взрыв», инициирующий их познавательную активность [4]. Например, при изучении темы «Экология и здоровье» на уроках биологии стимулом для увлечения проектной деятельностью может служить занимательное содержание проблемной ситуации («Все мы не любим мух и знаем, что соседство с ними небезопасно для нашего здоровья, но не зря законы природы гласят, что нет на Земле ничего ненужного; и, похоже, что скоро человек будет говорить мухе спасибо»), ее новизна («В одном черноморском городке многие молодые ребята стали инвалидами по зрению в результате ношения солнцезащитных очков»), а также апелляция учителя к субъектному опыту учащихся («Я знаю, что вы предпочитаете джинсовую одежду любой другой. А как вы выбираете джинсы? На что обращаете внимание в первую очередь?»). Активизирующее влияние проблемной ситуации проекта на познавательную деятельность его участников, по нашему мнению, обусловлено тем, что представленные в ней новые, несоответствующие прежним представлениям факты и суждения выступают своеобразными «психологическими манками», обеспечивающими инклюзивность учащихся в процесс познания (выяснение проблемной ситуации становится жизненно необходимым) и вызывающими целый комплекс значимых для развития познавательных интересов эмоциональных реакций (удивление, эмоциональное потрясение, стресс и др.).
Активизацию познавательных интересов учащихся в проектной деятельности обеспечивает также содержание различных источников информации (визуальных, аудиальных, аудиовизуальных, мультимедийных), к которым участники проекта обращаются в процессе поиска возможных вариантов его решения. Проектная деятельность не ограничивает учащихся в выборе источников информации, позволяя отбирать те, которые в наибольшей степени отвечают их интересам и индивидуально-психологическим особенностям (в частности, ведущему сенсорному каналу восприятия информации), в результате чего работа с источниками информации, совпадающая с доминантными психологическими тенденциями самих учащихся, в значительной степени способствует обострению мыслительных, эмоциональных и регулятивных психических процессов, существенных для развития познавательных интересов.
Развитию познавательных интересов участников проектной деятельности способствует также содержание итогового проекта, подвергающееся на заключительном этапе проектирования коллективному анализу и оценке. Коллективное обсуждение содержательной стороны проекта помогает учащимся увидеть жизненную значимость полученных в ходе проектирования результатов, возможности их использования в дальнейшей школьной и внешкольной жизнедеятельности, способствуя формированию личностного смысла познания. Как указывают В.Блинов и И.Сергеев, осознание учащимися своего вклада в «добывание» новых знаний сопровождается пережи-
ваниями радости, успеха, гордости за свои достижения, удовлетворенности учебным процессом, что служит сильнейшим внутренним побудителем интереса учащихся к познанию [5].
В организационном плане проектная деятельность, на наш взгляд, обеспечивает развитие познавательных интересов учащихся за счет:
— оптимального сочетания индивидуальной и групповой, классной и внеклассной (внешкольной) организационных форм обучения: при создании проекта учащиеся «учатся учиться» не только в ходе самостоятельного поиска жизненно значимых знаний, но и в процессе взаимодействия с окружающим социумом — как со школьным сообществом, так и с представителями более широкой общественности, в результате чего происходит обогащение их субъектного опыта, процесс и результаты познания приобретают ощутимый личностный смысл (за счет признания и одобрения окружающими осуществляемой ими деятельности) и, как следствие, углубляются познавательные интересы;
— вариативности методов и средств обучения, применяемых на различных этапах проектирования с учетом индивидуально-психологических особенностей участников и задач того или иного типа проекта, вследствие чего содержащиеся в них педагогические возможности взаимодополняют и усиливают друг друга, способствуя значимому углублению познавательных интересов учащихся.
В плане педагогического взаимодействия развитию познавательных интересов учащихся в проектной деятельности, на наш взгляд, способствуют субъект-субъектные взаимоотношения учителя / координатора проекта и учащихся на всех этапах проектирования. Учитель выступает фасилитатором познавательной деятельности учащихся: организуя и координируя проектную деятельность, оказывая по мере необходимости ее участникам индивидуальную консультационную помощь, он стимулирует процессы активного осмысленного учения, познания учащимися окружающей действительности. Субъектная позиция учащихся в процессе проектирования приводит к тому, что познание для них в содержательном и процессуальном плане приобретает значимый личностный смысл и, как результат, активизируется целый комплекс мыслительных, эмоциональных и регулятивных процессов, обеспечивающих развитие познавательных интересов.
Таким образом, проведенный теоретический анализ свидетельствует о том, что проектная деятельность учащихся интегрирует в себе основные требования, предъявляемые учеными к содержанию учебного материала, организации познавательной деятельности, взаимоотношениям учителя и учащихся, обеспечивающими развитие познавательных интересов. Развитие познавательных интересов учащихся в проектной деятельности обеспечивается в содержательном плане за счет содержания проблемной ситуации проекта, различных источников информации, используемых учащимися в процессе проектирования, а также содержания итогового проекта; в организационном плане — за счет сочетания организацион-
ных форм обучения (индивидуальной и групповой, классной и внеклассной), вариативности дидактических методов и средств; в плане педагогического взаимодействия — за счет субъект-субъектного характера взаимоотношений педагогов и учащихся.
Поскольку на современном этапе организация проектной деятельности учащихся является одним из обязательных требований ФГОС к структуре основной образовательной программы школы, проектная деятельность находит все более активное внедрение в урочной и внеурочной деятельности школьников. С целью выяснения целей организации педагогами проектной деятельности учащихся и оценки степени осознания ими ее педагогических возможностей как средства развития познавательных интересов школьников нами был проведен опрос учителей общеобразовательных организаций Великого Новгорода. В анкетировании и беседе приняли участие 96 педагогов, работающих в системе общего (92% респондентов) и дополнительного образования (8%).
Как свидетельствуют результаты опроса, учителя достаточно высоко оценивают педагогические возможности проектной деятельности в развитии личности школьников и при ее внедрении в образовательную практику ориентируются в том числе на их развитие познавательных интересов. Приоритетными целями организации проектной деятельности школьников для большинства педагогов являются развитие творчества (72%), исследовательской культуры (63%) и самостоятельности учащихся (60%). Развитие познавательных интересов школьников в качестве доминантной цели выделяют 32% педагогов. Как сопутствующая задача развитие познавательных интересов учащихся решается также учителями, выделяющими в качестве основной цели повышение мотивации учения школьников (41%), активизацию их познавательной деятельности (38%) и углубление знаний по предмету (19%).
Педагоги, выделяющие в качестве доминантной цели развитие познавательных интересов учащихся, обосновывают свою позицию тем, что познавательные интересы являются «необходимым в современном информационном обществе свойством личности школьника», позволяющим ему «сознательно и активно познавать окружающий мир» при изучении различных школьных дисциплин и во внешкольной жизнедеятельности, «самостоятельно учиться и самореализовываться». Выбор учителями проектной деятельности как средства развития познавательных интересов школьников, по данным проведенной беседы, обусловлен, во-первых, ее личностно-ориентированной направленностью, позволяющей опираться на уже имеющиеся познавательные интересы учащихся, и, во-вторых, ее «активно-деятельностным», поисковым характером, предоставляющим учащимся «возможность самостоятельно добывать необходимые в жизни знания, умения и навыки». Существенным, с точки зрения педагогов, является то, в процессе поисковой деятельности при создании проекта происходит «развитие целого комплекса познавательных умений и навыков учащихся (работы с литературой, решения задач и проблем и
т.д.)», в результате чего «повышается их готовность к самостоятельному осуществлению учебно-познавательной деятельности», что непосредственно стимулирует развитие познавательных интересов.
По наблюдениям педагогов, участие в проектной деятельности способствует повышению интереса учащихся к изучаемым в школе дисциплинам. Базируясь на актуальных потребностях самих учащихся, проектная деятельность, по мнению учителей, позволяет «уйти от жестких рамок программного изложения», разнообразить учебно-познавательную деятельность школьников (имеющих возможность интегрировать знания разных предметных областей, работать с различными источниками информации, включая базы данных Интернет, мнения родителей, специалистов, учителей и т.д.); в результате самостоятельной поисковой деятельности растет осознание учащимися «возможности применения знаний конкретного учебного предмета не в далекой перспективе, а в сегодняшней жизни». Как отмечают учителя, свободные рамки проектной деятельности предоставляют каждому учащемуся возможность самореализации в учебном предмете, повышая удовлетворенность учебой, что в конечном итоге способствует повышению интереса к предмету. Немаловажным является то, что, с точки зрения участвовавших в опросе педагогов, проектная деятельность создает условия для самореализации не только учащихся, но и учителей, способствуя повышению их педагогической квалификации и положительному изменению отношения к ним школьников.
На наш взгляд, педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся могут быть наиболее эффективно реализованы при условии обеспечения участия школьников в проектах различного типа (исследовательских, ролевых, творческих, информационных, прикладных и др.), позволяющих актуализировать и обогатить разные компоненты их субъектного опыта. Сочетание разных видов деятельности (игровой, исследовательской, конструкторской, речевой и др.) при реализации различных типов проектов обеспечит взаимодополнение и усиление содержащихся в них педагогических возможностей, способствуя таким образом значительному обогащению субъектного опыта учащихся и сопряженному с ним развитию их познавательных интересов.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. 254 с.
2. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. М.: Педагогика, 1986. 191 с.
3. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. 47 с.
4. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
5. Блинов В., Сергеев И. Четыре года открытий. Проектная деятельность глазами практика // Лицейское и гимназическое образование. 2002. № 9. С. 29-35.
References
1. Babanskii Iu.K. Optimizatsiia protsessa obucheniia. Ob-shchedidakticheskii aspekt [Optimization of educational
process. General didactic aspect]. Moscow, "Pedagogika" Publ., 1977. 254 p.
2. Markova A.K. Formirovanie interesa k ucheniiu u shkol'nikov [Arousing interest in learning among schoolchildren]. Moscow, "Pedagogika" Publ., 1986. 191 p.
3. Morozova N.G. Uchiteliu o poznavatel'nom interese [To a teacher: about cognitive interest]. Moscow, "Znanie" Publ., 1979. 47 p.
4. Shchukina G.I. Pedagogicheskie problemy formirovaniia poznavatel'nykh interesov uchashchikhsia [Pedagogical problems in forming schoolchildren's cognitive interests]. Moscow, "Pedagogika" Publ., 1988. 208 p.
5. Blinov V., Sergeev I. Chetyre goda otkrytii. Proektnaia deiatel'nost' glazami praktika [Four years of discoveries. Project work through the eyes of a practitioner]. Litseiskoe i gimnazicheskoe obrazovanie, 2002, no. 9, pp. 29-35.