14. Акиньшина Е.А., Суртаева Н.Н., Маркова Т.Е. и др. Педагогический кластер в основе формирования «самообразующейся» личности школьника: методические рекомендации. Часть 1. Санкт-Петербург: Экспресс, 2012.
15. Johnson D.W. & Johnson R.T. Learning Together and alone: Cooperative, competitive, and individualistic learning (4th ed.). Boston: Allyn & Bacon, 1994.
References
1. Lavrent'eva O.S. Formirovanie navykov uchebnogo sotrudnichestva posredstvom uchebno-proektnoj deyatel'nosti v professional'nom obuchenii. Psihologiya ipedagogika: metodika iproblemy prakticheskogo primeneniya. 2008; № 4-2: 148 - 152.
2. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. 2-e, dop., ispr. i pererab. Moskva: Universitetskaya kniga, Logos, 2007.
3. Boyarinceva S.L. Soderzhanie i principy metodiki obucheniya v malyh gruppah sotrudnichestva na uroke inostrannogo yazyka. Nauka i shkola. Moskva: MPGU, 2007; 1: 50 - 51.
4. Semenov A.V., Kisova V.V. Sotrudnichestvo kak forma innovacionnogo razvivayuschego obucheniya. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Nizhnij Novgorod: NINGU im. N.I. Lobachevskogo, 2014; 3-4: 186 - 188.
5. Gi Lefransua Prikladnaya pedagogicheskaya psihologiya. Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2003.
6. Kalekin A.A. Kompetenciya i kompetentnost': Smysloobrazuyuschie ponyatiya v obrazovanii. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2009; 3: 245 - 250.
7. Morze N.V., Varchenko-Trocenko L.A. Formirovanie navykov sotrudnichestva u studentov s ispol'zovaniem servisov Veb 2.0. Obrazova-tel'nye tehnologii i obschestvo. Kazan': Kazanskij Nac. issl. tehnolog. un-t, 2014; T. 17; № 1: 637 - 649.
8. Kasatkina N.'E., Gradusova T.K., Zhukova T.A., Kagakina E.A., Kolupaeva O.M., Solodova G.G., Timonina I.V. Sovremennye obrazova-tel'nye tehnologii v uchebnom processe vuza. Kemerovo: GOU «KRIRPO», 2011.
9. Kuz'mina N.V. Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya. Leningrad: Izdatel'stvo Len. univ., 1980.
10. Sorokopud Yu. V. Pedagogika vysshejshkoly. Rostov-na-Donu: Feniks, 2011.
11. Dmitrieva N.V. Sotrudnichestvo vseh uchastnikov obrazovatel'nogo processa kak odno iz uslovij socializacii shkol'nikov. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Tomsk: TGPU, 2011; № 4 (106): 145 - 150.
12. Mahmuryan K.S. Tehnologii obucheniya v sotrudnichestve v podsisteme professional'noj perepodgotovki uchitelej inostrannogo yazyka. Nauka ishkola. Moskva: MPGU, 2008; № 3: 48 - 50.
13. Shamova T.I., Tret'yakov P.I., Kapustin N.U. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: VLADOS, 2002.
14. Akin'shina E.A., Surtaeva N.N., Markova T.E. i dr. Pedagogicheskij klaster v osnove formirovaniya «samoobrazuyuschejsya» lichnosti shkol'nika: metodicheskie rekomendacii. Chast' 1. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2012.
15. Johnson D.W. & Johnson R.T. Learning Together and alone: Cooperative, competitive, and individualistic learning (4th ed.). Boston: Allyn & Bacon, 1994.
Статья поступила в редакцию 08.09.17
УДК 378
Abdulshekhidova Kh.E., senior teacher, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
Е-mail: timop2012@mail.ru
EXTRAORDINARY DESIGN ACTIVITY AS A MEANS OF FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNG SCHOOLCHILDREN. The article considers the technology of organization of project activity as a means of forming cognitive activity of junior schoolchildren. The material of the organization of the project activity as a means of forming cognitive activity during off-hour time in a studio with a different age group is presented. The contents of project activities in the studio is developed taking into account the age features of junior schoolchildren on the principles of integration of gaming and entertainment. The form of the draft is associated with national dances, songs, games, reading poems, lessons, music competitions in different kinds of art with the free communication, familiarization with various problems of science and culture. This approach ensures that the trainees develop not only in informative sphere, but it also contributes to the education of students in the spirit of the traditions of the region.
Key words: extracurricular activities, project activity, cognitive activity.
Х.Э. Абдулшехидова, ст. преп. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический
университет», г. Грозный, Е-mail: timop2012@mail.ru
ВНЕУРОЧНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается технология организации проектной деятельности как средство формирования познавательной активности младших школьников. Представлен материал организации проектной деятельности как средства формирования познавательной активности во внеурочное время в студии с разновозрастным коллективом. Содержание проектной деятельности в студии разрабатывалось с учётом возрастных особенностей младших школьников на принципах интеграции игровых и развлекательных начал. Формы проектов были связаны с национальными танцами, песнями, играми, чтением стихов, занятиями музыкой, конкурсами в разных видах искусства, со свободным общением, ознакомлением с различными проблемами науки и культуры. Такой подход обеспечил развитие учащихся не только в познавательной сфере, но и способствовал воспитанию учащихся в духе традиций региона.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, проектная деятельность, познавательная активность.
Внеурочной формой организации проектной деятельности как средства формирования познавательной активности младших школьников является многопрофильная студия «Калейдоскоп». Предложенная нами технология студийной деятельности учащихся и взрослых основана на принципах реализации главной цели «Школы 2100» - научить ребёнка самостоятельно учиться, организовывать продуктивную деятельность, добывать необходимые знания, анализировать, систематизировать и применять их на практике; ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. Как отмечает Д.И. Фельд-
штейн, это «удачный опыт системного построения образовательного пространства с учетом непрерывности и преемственности всех ступеней образования» [2]. В ракурсе нашего исследования проектная студия «Калейдоскоп» выполняет функции такого пространства, среды, условия и средства формирования не только познавательной активности младших школьников, но и духовно-нравственного развития учащихся. Следовательно, особую значимость для нашего исследования представляют основные положения «Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республи-
ки», как «организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» [1].
В Концепции подчёркивается, что молодое поколение необходимо воспитывать на культурном многообразии базовых ценностей народов Чеченской Республики, страны и мира в целом, традиционных религиозных объединений, семьи. В Чеченской Республике ценностная шкала духовно-нравственного воспитания основана на трех постулатах - гражданственность (патриотизм), религиозные ценности и вайнахские адаты (обычаи и традиции народа). Подобная особенность ценностной шкалы требует от организаторов воспитательной работы слаженного взаимодействия и системного подхода к выполнению поставленных задач. Программа проектной студии «Калейдоскоп» направлена на повышение значимости для учащихся такого качества как «человечность», которое заложено в основу морально-этического кодекса «Нохчалла» с целью повышения мотивации младших школьников к активному участию в проектной деятельности. Студийные занятия насыщены эмоционально-эстетическими элементами, чтобы младшие школьники могли удовлетворить такие их потребности, как: общение; самостоятельность; самореализация, творчество; разностороннее развитие. В открытой доброжелательной среде студии ученики приобретают свободу в действиях и общении, тем самым они приобретают уверенность в творческом самовыражении и самостоятельности. У них гармонизируются отношения в межличностном общении [3; 4; 5]. В результате, проектная деятельность младших школьников в студии позволяет не только активизировать их познавательную активность, но и получить существенный результат в нравственном воспитании на принципах преемственности культур, отраженных в «Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики».
В программу заложены основные принципы проектной деятельности: развитие взаимопонимания, согласованности, субординации между взрослыми и младшими школьниками на основе студийной проектной деятельности; формирование навыков коллективного труда и творчества в разновозрастных группах; самоутверждение учащихся в коллективно-творческой деятельности; повышение стабильности и самостоятельности учащихся в коллективном познавательно-творческом труде; достижение определенных успехов в формировании познавательной активности младших школьников.
Целью студии «Калейдоскоп» является педагогическое обеспечение воздействия проектной деятельности на актуализацию познавательной активности младшего школьника в области культуры, искусства и образования как важнейших факторов духовно-нравственного развития личности. В задачу студии входила активизация познавательного интереса учащихся: к способам социального наследования материальных и духовных ценностей своего народа; к принципам и формам преемственности культур; к изучению народного фольклора, эпоса и традиций; к морально-этическим оценкам чеченского народа гражданской позиции подрастающего поколения; к организации народных праздников в различных этнических группах; к формированию чувства патриотизма.
Библиографический список
Ввиду особенностей развития детей в младшем школьном возрасте, их завышенного или заниженного уровня самооценки, связанного с малым социальным опытом, содержание студийной деятельности разрабатывалось на принципах интеграции игровых и развлекательных начал (что сразу привлекало детей) с воспитательными (проектными) формами. Формы проектов связаны с национальными танцами, песнями, играми, чтением стихов, занятиями музыкой, конкурсами в разных видах искусства, со свободным общением, ознакомлением с различными проблемами науки и культуры. Такая методика организации, на основе интеграции двух начал, нам необходима для решения задач исследования, так как создает ситуации успеха для каждого ученика, и по нашему мнению, поможет избежать стрессогенные риски в формировании познавательной активности.
Следует особо отметить, что оба вида деятельности в студии (игровая и поисковая деятельности) содержат важные элементы, средства обучения и воспитания, как всего коллектива учащихся, так и каждого школьника в отдельности с учётом региональных особенностей. К организации проектной деятельности в студии «Калейдоскоп» мы стремились привлечь активных, инициативных, творчески мыслящих старшеклассников, осознавая при этом, что это процесс постепенный и поэтапный. С их помощью младшие школьники легче познавали правила поведения и общения в разновозрастном коллективе, приобретая навыки проектной деятельности. Совместная проектная деятельность в студии «Калейдоскоп» начиналась с научно-творческого кружка «Я умею». Участники кружка выпускали стенгазету, в которой помещали выдержки из сочинений, собственные стихи, небольшие зарисовки. Постепенно работа кружка приобретала исследовательский характер и преобразовалась в многопрофильную студию. Учащиеся стремились овладеть биографическим, сравнительно-сопоставительным, культурно-историческим методами познания и приемами работы при анализе жанровых произведений, использовании полученных знаний в композиционном оформлении своих работ. Вот некоторые проекты, использованные нами для эффективного формирования познавательной активности младших школьников. Замысел первого долгосрочного проекта «Живое слово» способствовал созданию условий для адаптации первоклассников. Проект был организован на основе тесного сотрудничества младших школьников первого и четвертого классов. Первоклассники учились азбуке у учащихся четвертых классов. На первом этапе ученики четвёртого класса помогали наполнить копилку азбуки интересным материалом по каждой букве. Их поисково-исследовательская деятельность проходила в школьной библиотеке. Первоклассники изучали этот материал совместно с учителем, готовили по нему модели букв вместе с родителями и самостоятельно представляли на выставку АЗБУКИ в школьном музее, а ребята четвертого класса выступили с театрализованным представлением «Тайная сила Буквы». Результаты мониторинга проекта «Живое слово» показали значительную динамику в познавательной активности учащихся четвертого класса, выраженную желанием быть успешным в самостоятельном поиске, а первоклассники успешно адаптировались и вписались в творческий коллектив. Проект также помог учителям разглядеть личностную сферу каждого учащегося для проектирования дальнейших индивидуальных воспитательных действий.
1. Фельдштейн Д.И. «Школа 2100» - успех, подтвержденный временем. Российская газета. Федеральный выпуск, № 4873.
2. Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики. Available at: http://an-nur.ru/fetvy/34-2013-08-06-09-05-33.html
3. Абдуразакова Д.М. Развитие толерантного сознания: культурно-педагогический аспект. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008; 5: 69 - 73.
4. Абдуразакова Д.М. Потенциал гуманитарных дисциплин в воспитании толерантности учащихся. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009; 1: 73 - 80.
5. Хасбулатова З.И., Исакиева З.С. Роль семьи в процессе духовно-нравственного воспитания и передачи культурных традиций молодёжи. История науки и техники. 2012; 7: 186 - 190.
References
1. Fel'dshtejn D.I. «Shkola 2100» - uspeh, podtverzhdennyj vremenem. Rossijskaya gazeta. Federal'nyj vypusk, № 4873.
2. Edinaya koncepciya duhovno-nravstvennogo vospitaniya i razvitiya podrastayuschego pokoleniya Chechenskoj Respubliki. Available at: http://an-nur.ru/fetvy/34-2013-08-06-09-05-33.html
3. Abdurazakova D.M. Razvitie tolerantnogo soznaniya: kul'turno-pedagogicheskij aspekt. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury iiskusstv. 2008; 5: 69 - 73.
4. Abdurazakova D.M. Potencial gumanitarnyh disciplin v vospitanii tolerantnosti uchaschihsya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2009; 1: 73 - 80.
5. Hasbulatova Z.I., Isakieva Z.S. Rol' sem'i v processe duhovno-nravstvennogo vospitaniya i peredachi kul'turnyh tradicij molodezhi. Istoriya nauki i tehniki. 2012; 7: 186 - 190.
Статья поступила в редакцию 15.09.17