Научная статья на тему 'Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза в рамках системно-деятельностных характеристик учебного сотрудничества'

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза в рамках системно-деятельностных характеристик учебного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / SYSTEM-ACTIVITY CHARACTERISTICS / УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / EDUCATIONAL COOPERATION / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE / НАВЫКИ СОТРУДНИЧЕСТВА / COOPERATION SKILLS / СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ / SYSTEM OF PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щебельская Э.Г., Циммерман Г.А.

В статье рассматриваются основные системно-деятельностные характеристики учебного сотрудничества, влияющие на формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза. Теоретический анализ ключевых понятий данного исследования с позиций системного и деятельностного подходов позволил авторам выявить наиболее всеобщие прин ципы организации учебного сотрудничества в образовательном процессе вуза. Данная система принципов может служить в качестве основного ориентира в поэтапном выявлении наиболее продуктивных условий формирования навыков сотрудничества у студентов вуза в совместной иноязычно-коммуникативной деятельности, и способствующих наиболее качественному удовлетворению ими потребности в иноязычном общении с учетом диалогических, рефлективных и творческих аспектов учебного сотрудничества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щебельская Э.Г., Циммерман Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS' FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TERMS OF SYSTEM-ACTIVITY CHARACTERISTICS OF EDUCATIONAL COOPERATION

The article is dedicated to the main system-activity characteristics of educational cooperation that effect the formation of foreign-language communicative competence of university students. A theoretical analysis of key concepts of this research within the framework of the system and activity approaches allowed the authors reveal the most universal principles of organization of educational cooperation in the educational process of higher education school. This system of principles can serve as the main guiding line in the step-by-step identification of the most productive conditions for the formation of university students' cooperation skills in joint foreign-language communicative activities, as well as contributing to qualitative satisfaction of their needs for communication in a better way in terms of dialogic, reflective and creative aspects of educational cooperation in the higher education school.

Текст научной работы на тему «Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза в рамках системно-деятельностных характеристик учебного сотрудничества»

упражнениям игрового характера способствовала повышению физическому, творческому и личностному развитию.

В итоге результаты исследования подтверждают предположение о том, что внедрение специальных упражнений, основанных на игровых элементах и подвижных играх, способствуют повышению ловкости у дошкольников экспериментальной группы со статистической достоверностью по всем исследованным по-

казателям на уровне значимости (р<0,05 до р<0,01). Выявленная разница в темпах прироста свидетельствует о высоком уровне развития физического качества ловкости в экспериментальной группе.

Таким образом, полученные результаты исследования подтверждают высокую эффективность использования современных подходов и специально разработанных игровых упражнений в работе с дошкольниками.

Библиографический список

1. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду 5-7 лет: пособие для воспитателя детского сада. Москва: Мозаика-синтез, 2000.

2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учебное пособие. Москва: Воспитание дошкольника, 2006.

3. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. Издательский дом: Издательство «Физкультура и спорт» Государственного комитета СССР по печати Год издания, 1991.

4. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: методическое пособие. Москва: Владос, 2000.

5. Швалева Т.А. Комплексное использование игры в физическом воспитании дошкольников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 2006.

6. Швалева Т.А., Кузнецова Ж.В. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие. Издательство ХГУ им. Катанова, Абакан, 2010.

7. Швалева Т.А., Кузнецова Ж.В. Методика обучения движениям дошкольников: учебное пособие. Издательство ХГУ им. Катанова, Абакан, 2011.

8. Швалева Т.А. Игра. Творчество. Ребёнок: учебное пособие. Издательство ХГУ им. Катанова, Абакан, 2007.

References

1. Runova M.A. Dvigatel'naya aktivnost' rebenka v detskom sadu 5-7 let: posobie dlya vospitatelya detskogo sada. Moskva: Mozaika-sintez, 2000.

2. Stepanenkova 'E.Ya. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i razvitiya rebenka: uchebnoe posobie. Moskva: Vospitanie dosh-kol'nika, 2006.

3. Bernshtejn N.A. O lovkosti i ee razvitii. Izdatel'skij dom: Izdatel'stvo «Fizkul'tura i sport» Gosudarstvennogo komiteta SSSR po pechati God izdaniya, 1991.

4. Glazyrina L.D., Ovsyankin V.A Metodika fizicheskogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta: metodicheskoe posobie. Moskva: Vlados, 2000.

5. Shvaleva T.A. Kompleksnoe ispol'zovanie igry v fizicheskom vospitanii doshkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2006.

6. Shvaleva T.A., Kuznecova Zh.V. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury doshkol'nikov: uchebnoe posobie. Izdatel'stvo HGU im. Katanova, Abakan, 2010.

7. Shvaleva T.A., Kuznecova Zh.V. Metodika obucheniya dvizheniyam doshkol'nikov: uchebnoe posobie. Izdatel'stvo HGU im. Katanova, Abakan, 2011.

8. Shvaleva T.A. Igra. Tvorchestvo. Rebenok: uchebnoe posobie. Izdatel'stvo HGU im. Katanova, Abakan, 2007.

Статья поступила в редакцию 04.09.17

УДК 378

Shchebelskaya E.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages, St. Petersburg State

University of Film and Television (St. Petersburg, Russia), E-mail: shebelskaya1@rambler.ru

Zimmerman G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Foreign Languages, St. Petersburg State University

of Film and Television (St. Petersburg, Russia), E-mail: galazimmer@list.ru

DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS' FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TERMS OF SYSTEM-ACTIVITY CHARACTERISTICS OF EDUCATIONAL COOPERATION. The article is dedicated to the main system-activity characteristics of educational cooperation that effect the formation of foreign-language communicative competence of university students. A theoretical analysis of key concepts of this research within the framework of the system and activity approaches allowed the authors reveal the most universal principles of organization of educational cooperation in the educational process of higher education school. This system of principles can serve as the main guiding line in the step-by-step identification of the most productive conditions for the formation of university students' cooperation skills in joint foreign-language communicative activities, as well as contributing to qualitative satisfaction of their needs for communication in a better way in terms of dialogic, reflective and creative aspects of educational cooperation in the higher education school.

Key words: system-activity characteristics, educational cooperation, foreign communicative competence, cooperation skills, system of principles.

Э.Г. Щебельская, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков Института кино и телевидения,

г. Санкт-Петербург, E-mail: shebelskaya1@rambler.ru

Г.А. Циммерман, канд. пед. наук, зав. каф. иностранных языков Института кино и телевидения, г. Санкт-Петербург,

E-mail: galazimmer@list.ru

РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В статье рассматриваются основные системно-деятельностные характеристики учебного сотрудничества, влияющие на формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза. Теоретический анализ ключевых понятий данного исследования с позиций системного и деятельностного подходов позволил авторам выявить наиболее всеобщие прин-

ципы организации учебного сотрудничества в образовательном процессе вуза. Данная система принципов может служить в качестве основного ориентира в поэтапном выявлении наиболее продуктивных условий формирования навыков сотрудничества у студентов вуза в совместной иноязычно-коммуникативной деятельности, и способствующих наиболее качественному удовлетворению ими потребности в иноязычном общении с учетом диалогических, рефлективных и творческих аспектов учебного сотрудничества

Ключевые слова: системно-деятельностные характеристики, учебное сотрудничество, иноязычная коммуникативная компетенция, навыки сотрудничества, система принципов.

XXI век характеризуется не только стремительными социально-экономическими изменениями, повышением роли знаний, информации и коммуникации в социуме, но это также время обострения глобальных проблем: по предотвращению национальных конфликтов, ядерных войн, болезней, проблем экологии, развития самого человека, его отношения к себе и окружающему миру в целом. По этой причине меняются социально-трудовые отношения, которые зависят от сотруднических форм взаимодействия. Сегодня работодатели ценят тех сотрудников, наряду с их профессионализмом и опытом, которые умеют сообща работать, согласовывать средства и способы коммуникации для достижения единого профессионального результата.

Все эти общественные трансформации заставляют Российскую систему образования по-новому оценивать инновационные процессы в образовательных учреждениях, в том числе в системе высшего образования. Действующие Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС 3+) ориентированы на развитие у студентов вуза не только способности оперировать информацией, но и быть социально значимой единицей коллектива с учетом правил и принципов сотрудничества в социуме. Причем эффективное сотрудничество в образовательном процессе вуза очень актуально для дисциплин гуманитарного и социального цикла в подготовки специалистов, в том числе для дисциплины «Иностранный язык». Владение иностранным языком предполагает, во-первых, некий уровень сформированно-сти иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) студентов вуза для межкультурного и профессионального общения в иноязычном окружении. Во-вторых, она воспринимается как определенный уровень культуры общения, т. е. способности выбирать средства и способы социального взаимодействия для удовлетворения потребности в общении в образовательном процессе вуза. ИКК студентов вуза также инициирует применение знаний и навыков иноязычного общения, среди которых большую роль играют навыки сотрудничества с представителями различных рас и вероисповеданий, социальных статусов и даже людьми с ограниченными возможностями.

Эти вызовы социокультурной среды ведут «к рождению потребности в новом типе связей и отношений между людьми, характеризующихся не подчинением и подавлением, а сотрудничеством, открытостью и доверительностью между участниками педагогического процесса» [1, с. 149], и требуют пересмотр методологии к разработке учебных программ и технологизации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Инновационные образовательные технологии запускают процесс возвышения индивидуальных потребностей субъектов образования на основе высоких нравственно-этических ценностей, выработанных современной культурой, которые начинают преломляться в наивысшей потребности в творчестве, определяющий путь к самообразованию и самореализации личности будущих специалистов.

Актуальность проблемы социальных отношений в современном поликультурном окружении позволила сформулировать задачи исследования, одной из которых является анализ теоретико-методологических подходов к семантической определенности понятия «учебное сотрудничество» и его основным систем-но-деятельностным характеристикам. Теоретические знания такого рода позволят педагогам обоснованно и поэтапно выявлять наиболее эффективные условия учебного сотрудничества, направленного на формирование компетенций обучающихся, не исключая ИКК студентов вуза.

Проблема разработки психолого-педагогических концепций по выявлению содержания учебного сотрудничества, эффективных условий, реализуемых на их основе и обеспечивающих достижение результатов ФГОС ВПО в процессе формирования компетенций студентов вуза, в современной педагогической науке системно и интегрально изучены недостаточно. В силу своей многозначности ученые продолжают изучать смысловое содержание категории «сотрудничество» и применять ее во многих областях научного знания, не исключая педагогику. В контексте

данной проблематики гуманистические идеи сотрудничества разрабатывались общей и педагогической психологией (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Элькони, Л.С. Выготский, Ш.А. Амонашвили и др.), педагогикой (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинский, В.А Петровский, Г.А. Цукерман, Е.С. Полат, И.А. Зимняя, Н.М. Дзгоева и др.), а также педагогами-практиками, уделяющими большое внимание к специфике реализации компетентностного подхода на основе учебного сотрудничества в образовательных учреждениях различного уровня (А.В. Семенов, Е.А. Акиньшина, Н.В. Дмитриева, Н.Н. Суртаева, К. Роджерс, К.С. Махмурян, Р Джонсон и Д. Джонсон, С.Л. Бояринцева, Ю.В. Сорокопуд и др.).

Наше исследование показало, что качественное развитие ИКК студентов вуза обеспечивается интерактивным характером образовательного взаимодействия на основе внедрения принципов сотрудничества. «Значение этой формы организации обучения столь велико, что существует тенденция рассматривать весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества» [2, с. 312]. В научном обиходе можно встретить и другие понятия, тождественные по смыслу и принципам реализации сотруднических отношений: «научение вместе» (D. Johnson & R. Johnson), «обучение в сотрудничестве» (Е.С. Полат), «научение на основе сотрудничества» (Ги Лефрансуа), «учебное сотрудничество» (Н.М Дзгоева). И.А. Зимняя подчеркивает, что широкое научное распространение получил «термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам» [2, с. 312].

Однако, с ориентацией на компетентностный подход в образовании, это понятие рассматривается как совместная развивающая деятельность, направленная на формирование социальных компетенций субъектов образования на основе гуманистического понимания своих социальных ролей, нравственно-правовых норм и обязанностей в обществе. Одной из общественных норм деятельности для современного специалиста считается умение сотрудничать с другими. Гуманистический и личностно-ориен-тированный характер учебного сотрудничества проявляется в позитивном взаимовлиянии всех членов учебной группы - «они оказывают друг другу помощь и поддержку, обмениваются друг с другом информацией, ресурсами и при необходимости обучают друг друга, организуют в группе обратную связь, ... достойно ведут себя по отношению друг к другу» [3, с. 50]. Именно следование таким сотрудническим способам совместной учебно-воспитательной деятельности обучающихся в образовательном процессе учебных заведений, дает основание рассматривать сотрудничество как многоплановое взаимодействие, а «перевод учебного процесса на уровень личностного взаимодействия его субъектов дает основание говорить о нем как об учебном сотрудничестве» [4, с. 186].

В связи с этим в современную педагогическую практику на смену соревновательному и индивидуальному подходам приходит кооперативный подход, отличающийся «высокой кооперацией учащихся, а не соперничеством или индивидуализмом» [5, с. 149]. Кооперация как метод обучения меняет стиль учения и вектор развития социальных отношений в совместной деятельности через различные групповые и коллективные формы взаимодействия субъектов образования: взаимодействие-партнерство, взаимодействие-сотрудничество, взаимодействие-поддержка, взаимодействие-содействие, взаимодействие-сотворчество и др. Верификация форм взаимодействия происходит на основании конкретных методологических подходов к изучению педагогических систем. Развитие ИКК студентов вуза не является исключением, так как одно из значительных достоинств учебного сотрудничества состоит в том, что оно развивает именно языковые навыки родного языка и на занятиях иностранного языка.

При этом независимо от постоянного обновления содержания и результатов ФГОС ВПО одной из ключевых компетенций остается социальная компетенция - «готовность к продуктивному социальному взаимодействию» [6, с. 249]. Следовательно, большое значение придается формированию социальных навыков у студентов вуза, влияющих на их стиль взаимодействия

в учебном процессе. По стилю взаимодействия можно судить о культуре общения, социально-психологический характер которой проявляется в осознанном выборе способов удовлетворения потребности в общении в совместной учебно-воспитательной деятельности студентов вуза.

В современном мире бизнеса, быстрого развития сетевых форм взаимодействия производства и образовательных учреждений культура общения охватывает огромный спектр социальных навыков, в том числе «навыков сотрудничества - «умений продуктивно работать в команде и интеграции собственного опыта и идей в единое совместное решение» [7, с. 639, Морзе]. Овладение навыками сотрудничества на базе социокультурных моделей деятельности через различные формы общения, познания, самоутверждения и самовыражения считается залогом успешного социально-профессионального становления личности специалиста, в том числе в процессе развития ИКК студентов вуза. В эффективной совместной учебно-воспитательной деятельности педагогов и студентов вуза в состоянии содействия и сотворчества реализуются такие принципы учебного сотрудничества в субъект-субъектных отношениях как демократизм, равенство, партнерство. Их реализация предполагает формирование у студентов таких навыков сотрудничества, в общем смысле их рассмотрения, как работать в команде, оценивать и применять информацию, способствовать совместной выработке целей, содержания, результатов взаимодействия неконфликтным способом, что является началом зарождения социально-нравственных и правовых норм сотрудничества в процессе самовоспитания и самообразования личности студентов вуза.

В рамках этого направления стали интенсивно внедряться разные инновационные технологии обучения, среди которых можно назвать технологии кооперативного способа обучения (КСО), модерации, супервизии, краудсорсинг, коучинг, кейс-технология и др. (С.А. Жезлова, В.Н. Шуригина Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева Е. Коган С.В. Кривых, Н.Н. Суртаева и др.). В основе технологических преобразований интерес педагогов к сотрудничеству растет и как к идеологии личностно-ориентированного подхода в образовании, и как технологии обучения, мотивирующей студентов на совместную деятельность в процессе формирования ключевых компетенций, соответствующих профилю подготовки, в том числе «компетенции субъекта отношений в коллективе» [8] для общения на родном и иностранном языках.

Актуализация проблемы эффективного учебного сотрудничества в рамках компетентностного подхода потребовало обращения нашего внимания к основным характеристикам сотрудничества и общих вопросов его реализации между субъектами образования. При этом анализ научной литературы показал, что среди ученых различных областей наук нет единого мнения о содержательных особенностях категории «сотрудничество». В словарно-энциклопедической литературе сотрудничество определяется как «совместные действия/деятельность» (Т.Ф. Ефремова, 2000 г.). Совместные действия на основании реализации принципов сотрудничества в сугубо учебной ситуации формируют у студентов такие важные умения и навыки учебного сотрудничества, определяющие суть компетенции субъекта отношений в коллективе, как участие в различных формах диалога и переговоров при обсуждении проблем, разрешение споров и конфликтов, совместное распределение задач, интегрирование идей на достижение единого результата, навыки аргументации, толерантность, уважение и принятие идей других и т. д.

В социально-психологическом аспекте сотрудничество рассматривается как социальный контакт во взаимодействии, при котором все содействия мотивированы единой целью, т. е. это взаимовыгодное для всех сторон взаимодействие. Тогда эффективность диалогового взаимодействия в учебном сотрудничестве предопределена рядом «позитивных взаимозависимостей» в сетке целей-условий-результатов в «студент-студент» отношениях, как правило, детерминирующих внешние условия развития ИКК студентов вуза, что ведет к индивидуальной ответственности и взаимным обязательствам за индивидуальный и общий успех группы в совместной иноязычно-коммуникативной деятельности. Этот психологический процесс в ситуации учебного сотрудничества на основе гуманизма и демократического стиля взаимодействия детерминируется внутренними условиями развития ИКК студентов вуза посредством структурированной свободы выбора средств и способов удовлетворения потребности в иноязычном общении, что, несомненно, сказывается на развитии у них навыков сотрудничества, а следовательно и компетенции субъекта отношений в коллективе.

Что касается содержания понятия «учебное сотрудничество», то в научной литературе наталкиваешься на большое разнообразие образовательных смыслов этого феномена, который рассматривается под разными углами зрения. Кратко опишем некоторые из них.

Во-первых, учебное сотрудничество как любая педагогическая система есть не что иное как «функционирующая структура взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей» [9, с. 43]. Во-вторых, согласно современной теории управления социально-производственными системами (И.А. Богачек, О.С. Виханский, А.И. Жилина, А.В. Можаев, и др.) его следует рассматривать в качестве образовательного взаимодействия ради творчества как совокупности «процессов воспитания и профессиональной подготовки специалистов в условиях вуза» [10, с. 137]. Такой подход к изучению учебного сотрудничества вынуждает придерживаться системно-деятельностных характеристик в разработке содержания этого понятия: организационная система активности взаимодействующих субъектов (И.А. Зимняя, А.П. Астахова); совместная деятельность (И.А. Зимняя, В.Г. Онушкин, Е.Г. Огарев, И.И. Голованова, О.И. Донецкая); основной способ взаимодействия (Г.А. Цукерман); метод обучения/ педагогический метод (Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, Н.М. Дзгое-ва); метод кооперативного научения (Ги Лефрансуа) и т. д.

Учитывая сугубо педагогический характер условий управления учебным сотрудничеством в целях формирования ИКК студентов вуза, ограниченного рамками конкретной учебной ситуации, организуемой педагогом на техническом уровне, мы выработали свое понимание на суть этого педагогического явления. Учебное сотрудничество есть совокупность условий, создаваемых педагогом для управления взаимными содействиями обучающихся в процессе развития ИКК студентов вуза, и которые сопровождают целенаправленную совместную иноязычно-коммуникативную деятельность студентов вуза, направленную на выполнение четко обозначенной групповой задачи. Представляют собой способы реализации диалоговых форм сотрудничества в преднамеренном контакте студентов вуза в соответствии с содержанием и целями обучения иностранному языку, способствующих становлению студентов как субъектов отношений в иноязычном коллективе.

Учебное сотрудничество есть основа образовательного взаимодействия, способствующего формированию компетенций обучающихся в соответствии с ФГОС ВПО, в том числе формированию ИКК студентов вуза. В своих ранних работах по проблеме эффективного взаимодействия в вузе мы отмечали, что эта компетенция как потенциальная коммуникативная активность проявляется в способности и готовности студентов вуза к совместной иноязычно-коммуникативной деятельности на основе определенных социально-профессиональных качеств характерных для изучения иностранного языка. Состав этих качеств определяется усвоенными знаниями, умениями, навыками, социокультурным и чувственным опытом, целями и способами совместной иноязычно-коммуникативной деятельности на удовлетворение потребности в общении согласно общественно-моральным нормам, и реализуемой одновременно с процессами познания, самовыражения и самоутверждения в образовательном процессе вуза. Формирование этой компетенции неразрывно связано с развитием базовых иноязычных компетенций (языковая, речевая, социокультурная, учебная компетенция, обусловленная ведущими видами деятельности развития ИКК в вузе). Важное значение в структуре ИКК имеет потребностно-мотивационная составляющая как показатель степени коммуникативной активности студентов в совместной иноязычно-коммуникативной деятельности, направленной, в контексте данной статьи, на развитие навыков сотрудничества, влияющих на характер отношений в иноязычном коллективе. Однако, для того чтобы осуществить технологизацию образовательного процесса в целях развития ИКК студентов вуза в учебном сотрудничестве, важно придерживаться конкретных стратегий в управлении этим процессом, выступающих в качестве системы принципов в выявлении действенных условий достижения данной педагогической цели.

В педагогической литературе широко освещается вопрос о принципах учебного сотрудничества всех его соучастников в образовательном процессе. При этом количество принципов варьируется по составу и содержанию. Например, наряду с принципом гуманизма и демократии в общении, Н.В. Дмитриева называет принцип конструктивности [11, с. 147]. Мы считаем, что принципы учебного сотрудничества как одно из организационных условий

развития компетенций обучающихся, следует классифицировать по разным основаниям посредством таксономии от общего (цели компетентностного и личностно-ориентированного обучения) к частному пониманию сотрудничества, например признаки учебного сотрудничества). Так некоторые авторы (К.С. Махму-рян, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др.), обращая внимание на социально-значимый и активно-деятельностный характер учебного сотрудничества, выделяют его основные признаки - «коммуникативная и социальная направленность, интерактивность (диалогичность) и сотрудничающей характер [12, с. 48]. Давайте рассмотрим эти признаки в контексте проблемы выявления наиболее действенных условий управления учебном сотрудничеством в целях формирования ИКК студентов в образовательном процессе вуза.

Сотрудничаюший характер процесса развития ИКК студентов вуза проявляется в стиле иноязычного взаимодействия как способов освоения, применения и обмена материальными и духовными ценностями в совместной иноязычно-коммуникативной деятельности для удовлетворения студентами потребности в общении. В диагностических целях стиль иноязычного взаимодействия расценивается как один из показателей и результатов развития у студентов вуза компетенции субъектов сотруднических отношений в коллективе. Он характеризуется осознанным отношением к совместному выбору способов достижения единых коммуникативных целей учебного сотрудничества в учебной ситуации, что в целом указывает на уровень развития ИКК студентов вуза, а значит и навыков иноязычного сотрудничества.

Таким образом, на основании реализации принципа системности, деятельности и семантической определенности ключевых категорий и понятий исследования мы выработали систему критериев (межличностный, рефлексивно-аналитический, информационно-познавательный, креативно-деятельностный, личностно-статусный), позволяющих вычленить первый блок системы основных принципов учебного сотрудничества, способствующих выявлению наиболее продуктивных условий управления учебным сотрудничеством (например, определенные диалоговые формы сотрудничества, методы, приемы), направленного на развитие ИКК студентов вуза. Кратко охарактеризуем наш подход к наиболее всеобщей системной организации принципов учебного сотрудничества.

Резюмируя всё выше сказанное, еще раз подчеркнем, что си-стемно-деятельностный подход позволяет рассматривать учебное сотрудничество как «социально-обусловленную целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальным ценностями участников педагогического процесса, направленную на формирование и развитие личности» [13, с. 21]. В этом утверждении отчетливо просматривается еще одна характерная особенность учебного сотрудничества, суть которой заключается в том, что кроме взаимодействующих субъектов образования по трем основным линиям - сотрудничество педагогов и (или) студентов вуза посредством иноязычного диалогового взаимодействия,

Библиографический список

рефлексивное взаимодействие обучающегося с самим собой, «сотрудничество осуществляется ради объекта (его созидания, творческого преобразования) и ради субъектов (их личностного развития)» [14, с. 34]. Значит, важнейшим принципом, и условием в тоже время, учебного сотрудничества в процессе развития ИКК студентов вуза является принцип сотворчества в выборе педагогических технологий, методов, приемов учебного сотрудничества в основных видах совместной иноязычно-коммуникативной деятельности (иноязычно-коммуникативная, профессионально-познавательная и научно-исследовательская).

При решении групповой задачи на овладение студентами вуза обобщенными способами содействий для освоения, применения, обмена социальными ценностями в совместной иноязычно-коммуникативной деятельности наиболее эффективным является установление рефлексивного отношения к способам и результатам иноязычного диалогового взаимодействия по линии студента с самим собой. Этот психологический процесс ведет к сознательной оценке усвоенного содержания и установления сотруднических отношений в иноязычной группе. С практической точки зрения субъект-субъектные отношения в совместной деятельности рассматриваются как непрерывный диалог, т. е. основная форма освоения студентами вуза знаний умений, навыков, способов совместной иноязычно-коммуникативной деятельности в процессе удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей в общении, познании, самовыражения и самоутверждения. В этой организационной форме учебного сотрудничества прошлый социокультурный и чувственный опыт интегрируется в единое целое, придавая субъективный и объективный смысл процессу формирования студентов как субъектов отношений в иноязычном коллективе, а значит более качественному осмыслению социально-нравственных и правовых норм сотрудничества между студентами вуза. В результате диалогического управления своими содействиями в учебной ситуации с целью развития ИКК у студентов вуза формируется осознанное диалогическое, рефлексивное и творческое отношение к целям учения в процессе управления учебным сотрудничеством в образовательном процессе вуза.

В заключение следует отметить, что на основании систем-но-деятельностного анализа содержательных характеристик учебного сотрудничества, соотнесенных с его признаками и особенностями процесса развития ИКК студентов вуза, позволило нам установить систему наиболее всеобщих принципов организации учебного сотрудничества: диалогичность, рефлективность и творчество. Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что учебное сотрудничество, направленное на развитие ИКК студентов вуза, следует рассматривать и в качестве единства творческих, диалогических, рефлексивных характеристик, и как совокупность наиболее всеобщих принципов развития навыков сотрудничества у студентов вуза. Эта система принципов может помочь педагогам последовательно и целенаправленно выявлять необходимые условия управления учебным сотрудничеством с целью развития творческой и самообразующейся личности студентов вуза.

1. Лаврентьева О.С. Формирование навыков учебного сотрудничества посредством учебно-проектной деятельности в профессиональном обучении. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008; № 4-2: 148 - 152.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е, доп., испр. и перераб. Москва: Университетская книга, Логос, 2007.

3. Бояринцева С.Л. Содержание и принципы методики обучения в малых группах сотрудничества на уроке иностранного языка. Наука и школа. Москва: МПГУ, 2007; 1: 50 - 51.

4. Семенов А.В., Кисова В.В. Сотрудничество как форма инновационного развивающего обучения. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород: НИНГУ им. Н.И. Лобачевского, 2014; 3-4: 186 - 188.

5. Ги Лефрансуа Прикладная педагогическая психология. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

6. Калекин А.А. Компетенция и компетентность: Смыслообразующие понятия в образовании. Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009; 3: 245 - 250.

7. Морзе Н.В., Варченко-Троценко Л.А. Формирование навыков сотрудничества у студентов с использованием сервисов Веб 2.0. Образовательные технологии и общество. Казань: Казанский Нац. иссл. технолог. ун-т, 2014; Т. 17; № 1: 637 - 649.

8. Касаткина Н.Э., Градусова Т.К., Жукова Т.А., Кагакина Е.А., Колупаева О.М., Солодова Г.Г., Тимонина И.В. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза. Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011.

9. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Ленинград: Издательство Лен. унив., 1980.

10. Сорокопуд Ю. В. Педагогика высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

11. Дмитриева Н.В. Сотрудничество всех участников образовательного процесса как одно из условий социализации школьников. Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск: ТГПУ, 2011; № 4 (106): 145 - 150.

12. Махмурян К.С. Технологии обучения в сотрудничестве в подсистеме профессиональной переподготовки учителей иностранного языка. Наука и школа. Москва: МПГУ, 2008; № 3: 48 - 50.

13. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.У. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: ВЛАДОС, 2002.

14. Акиньшина Е.А., Суртаева Н.Н., Маркова Т.Е. и др. Педагогический кластер в основе формирования «самообразующейся» личности школьника: методические рекомендации. Часть 1. Санкт-Петербург: Экспресс, 2012.

15. Johnson D.W. & Johnson R.T. Learning Together and alone: Cooperative, competitive, and individualistic learning (4th ed.). Boston: Allyn & Bacon, 1994.

References

1. Lavrent'eva O.S. Formirovanie navykov uchebnogo sotrudnichestva posredstvom uchebno-proektnoj deyatel'nosti v professional'nom obuchenii. Psihologiya ipedagogika: metodika iproblemy prakticheskogo primeneniya. 2008; № 4-2: 148 - 152.

2. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. 2-e, dop., ispr. i pererab. Moskva: Universitetskaya kniga, Logos, 2007.

3. Boyarinceva S.L. Soderzhanie i principy metodiki obucheniya v malyh gruppah sotrudnichestva na uroke inostrannogo yazyka. Nauka i shkola. Moskva: MPGU, 2007; 1: 50 - 51.

4. Semenov A.V., Kisova V.V. Sotrudnichestvo kak forma innovacionnogo razvivayuschego obucheniya. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Nizhnij Novgorod: NINGU im. N.I. Lobachevskogo, 2014; 3-4: 186 - 188.

5. Gi Lefransua Prikladnaya pedagogicheskaya psihologiya. Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2003.

6. Kalekin A.A. Kompetenciya i kompetentnost': Smysloobrazuyuschie ponyatiya v obrazovanii. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2009; 3: 245 - 250.

7. Morze N.V., Varchenko-Trocenko L.A. Formirovanie navykov sotrudnichestva u studentov s ispol'zovaniem servisov Veb 2.0. Obrazova-tel'nye tehnologii i obschestvo. Kazan': Kazanskij Nac. issl. tehnolog. un-t, 2014; T. 17; № 1: 637 - 649.

8. Kasatkina N.'E., Gradusova T.K., Zhukova T.A., Kagakina E.A., Kolupaeva O.M., Solodova G.G., Timonina I.V. Sovremennye obrazova-tel'nye tehnologii v uchebnom processe vuza. Kemerovo: GOU «KRIRPO», 2011.

9. Kuz'mina N.V. Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya. Leningrad: Izdatel'stvo Len. univ., 1980.

10. Sorokopud Yu. V. Pedagogika vysshejshkoly. Rostov-na-Donu: Feniks, 2011.

11. Dmitrieva N.V. Sotrudnichestvo vseh uchastnikov obrazovatel'nogo processa kak odno iz uslovij socializacii shkol'nikov. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Tomsk: TGPU, 2011; № 4 (106): 145 - 150.

12. Mahmuryan K.S. Tehnologii obucheniya v sotrudnichestve v podsisteme professional'noj perepodgotovki uchitelej inostrannogo yazyka. Nauka ishkola. Moskva: MPGU, 2008; № 3: 48 - 50.

13. Shamova T.I., Tret'yakov P.I., Kapustin N.U. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: VLADOS, 2002.

14. Akin'shina E.A., Surtaeva N.N., Markova T.E. i dr. Pedagogicheskij klaster v osnove formirovaniya «samoobrazuyuschejsya» lichnosti shkol'nika: metodicheskie rekomendacii. Chast' 1. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2012.

15. Johnson D.W. & Johnson R.T. Learning Together and alone: Cooperative, competitive, and individualistic learning (4th ed.). Boston: Allyn & Bacon, 1994.

Статья поступила в редакцию 08.09.17

УДК 378

Abdulshekhidova Kh.E., senior teacher, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

Е-mail: timop2012@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EXTRAORDINARY DESIGN ACTIVITY AS A MEANS OF FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNG SCHOOLCHILDREN. The article considers the technology of organization of project activity as a means of forming cognitive activity of junior schoolchildren. The material of the organization of the project activity as a means of forming cognitive activity during off-hour time in a studio with a different age group is presented. The contents of project activities in the studio is developed taking into account the age features of junior schoolchildren on the principles of integration of gaming and entertainment. The form of the draft is associated with national dances, songs, games, reading poems, lessons, music competitions in different kinds of art with the free communication, familiarization with various problems of science and culture. This approach ensures that the trainees develop not only in informative sphere, but it also contributes to the education of students in the spirit of the traditions of the region.

Key words: extracurricular activities, project activity, cognitive activity.

Х.Э. Абдулшехидова, ст. преп. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический

университет», г. Грозный, Е-mail: timop2012@mail.ru

ВНЕУРОЧНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается технология организации проектной деятельности как средство формирования познавательной активности младших школьников. Представлен материал организации проектной деятельности как средства формирования познавательной активности во внеурочное время в студии с разновозрастным коллективом. Содержание проектной деятельности в студии разрабатывалось с учётом возрастных особенностей младших школьников на принципах интеграции игровых и развлекательных начал. Формы проектов были связаны с национальными танцами, песнями, играми, чтением стихов, занятиями музыкой, конкурсами в разных видах искусства, со свободным общением, ознакомлением с различными проблемами науки и культуры. Такой подход обеспечил развитие учащихся не только в познавательной сфере, но и способствовал воспитанию учащихся в духе традиций региона.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, проектная деятельность, познавательная активность.

Внеурочной формой организации проектной деятельности как средства формирования познавательной активности младших школьников является многопрофильная студия «Калейдоскоп». Предложенная нами технология студийной деятельности учащихся и взрослых основана на принципах реализации главной цели «Школы 2100» - научить ребёнка самостоятельно учиться, организовывать продуктивную деятельность, добывать необходимые знания, анализировать, систематизировать и применять их на практике; ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. Как отмечает Д.И. Фельд-

штейн, это «удачный опыт системного построения образовательного пространства с учетом непрерывности и преемственности всех ступеней образования» [2]. В ракурсе нашего исследования проектная студия «Калейдоскоп» выполняет функции такого пространства, среды, условия и средства формирования не только познавательной активности младших школьников, но и духовно-нравственного развития учащихся. Следовательно, особую значимость для нашего исследования представляют основные положения «Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.