Научная статья на тему 'Проектная деятельность в воспитании социальной активности учащихся'

Проектная деятельность в воспитании социальной активности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
737
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / GOAL-SETTING / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENT ACTIVITY / CROSS-SUBJECT PROJECTS / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / SOCIAL PROJECTS / КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саиева Л. Х.

В статье рассматривается актуальная проблема воспитания социальной активности учащихся средней общеобразовательной школы с учётом возрастных особенностей учащихся. Автор подчёркивает педагогические возможности проектной деятельности как интегративного вида деятельности, которая координирует различные стороны процесса обучения и воспитания: игровой, познавательной, преобразовательной, трудовой, учебной, теоретической и практической деятельности, в воспитании социальной активности школьников. Описывается практический опыт воспитания социального опыта в проектной деятельности в общеобразовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITIES IN THE EDUCATION OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS

The article deals with an actual problem of education of social activity of students of secondary school, taking into account the age characteristics of students. The author emphasizes the role of pedagogical possibilities of project activities as an integrative activity, which coordinates various aspects of learning and education process: game, cognitive, transformative, labor, educational, theoretical and practical activities in the education of social activity of students. The practical experience of social experience education in project activities in educational institutions is described. The author concludes that social activity student school can be seen as willingness to targeted creative social activity, and as the degree of manifestation of his ability and ability in a group, social community and in team.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность в воспитании социальной активности учащихся»

Следовательно, работа данной модели строится на координации действий всех ее субъектов, прямой и обратной связь между ними. При таком подходе направленность геронтообра-зования, в отличие от образования традиционного, переносится с процесса прямого руководства на процесс педагогического

Библиографический список

взаимодействия, способного развить потенциал данного направления образования; стимулировать рефлексию специалистов по работе с людьми пожилого возраста; удовлетворить образовательные и познавательные потребности пожилых обучающихся.

1. Соловьев А.Г., Мордовский Э.А., Вязьмин А.М. Социально-демографический статус лиц пожилого и старческого возраста, умерших от алкоголь-атрибутивных состояний в Архангельске. Успехи геронтологии. 2014; Т. 27; № 1: 16 - 171.

2. Круглов Л.С., Малкова Е.Е., Гнездилов А.В. Психогенно спровоцированные депрессии в пожилом и старческом возрасте: клинические характеристики, особенности актуальных психотравмирующих ситуаций и системы отношений. Успехи геронтологии. 2015; Т. 28; № 2: 387 - 392.

3. Адлер А.В. Социальные аспекты повышения пенсионного возраста. Актуальные проблемы применения норм гражданского права и процесса, трудового права, семейного права. Сборник статей I Студенческого юридического форума в Республике Крым. 2017: 167 - 170.

4. Ермак Н.А. Научно-теоретические основы педагогической поддержки в геронтообразовании. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008; 1: 133 - 136.

5. Зыскина М.А. Геронтообразование как фактор самореализации лиц пожилого возраста. Педагогическое образование в России. 2013; 2.

6. Кононыгина T.M. Организационно-методические аспекты образования для третьего возраста. Новые знания. 1999; 3.

References

1. Solov'ev A.G., Mordovskij 'E.A., Vyaz'min A.M. Social'no-demograficheskij status lic pozhilogo i starcheskogo vozrasta, umershih ot alkogol'-atributivnyh sostoyanij v Arhangel'ske. Uspehi gerontologii. 2014; T. 27; № 1: 16 - 171.

2. Kruglov L.S., Malkova E.E., Gnezdilov A.V. Psihogenno sprovocirovannye depressii v pozhilom i starcheskom vozraste: klinicheskie harakteristiki, osobennosti aktual'nyh psihotravmiruyuschih situacij i sistemy otnoshenij. Uspehi gerontologii. 2015; T. 28; № 2: 387 - 392.

3. Adler A.V. Social'nye aspekty povysheniya pensionnogo vozrasta. Aktual'nye problemy primeneniya norm grazhdanskogo prava i processa, trudovogo prava, semejnogo prava. Sbornik statej I Studencheskogo yuridicheskogo foruma v Respublike Krym. 2017: 167 - 170.

4. Ermak N.A. Nauchno-teoreticheskie osnovy pedagogicheskoj podderzhki v gerontoobrazovanii. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2008; 1: 133 - 136.

5. Zyskina M.A. Gerontoobrazovanie kak faktor samorealizacii lic pozhilogo vozrasta. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 2013; 2.

6. Kononygina T.M. Organizacionno-metodicheskie aspekty obrazovaniya dlya tret'ego vozrasta. Novye znaniya. 1999; 3.

Статья поступила в редакцию 17.05.18

УДК 37

Saieva L.H., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: timop2012@mail.ru

PROJECT ACTIVITIES IN THE EDUCATION OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS. The article deals with an actual problem of education of social activity of students of secondary school, taking into account the age characteristics of students. The author emphasizes the role of pedagogical possibilities of project activities as an integrative activity, which coordinates various aspects of learning and education process: game, cognitive, transformative, labor, educational, theoretical and practical activities in the education of social activity of students. The practical experience of social experience education in project activities in educational institutions is described. The author concludes that social activity student school can be seen as willingness to targeted creative social activity, and as the degree of manifestation of his ability and ability in a group, social community and in team.

Key words: project activity, innovative technologies, goal-setting, independent activity, cross-subject projects, social projects, collective creative activity, social activity.

Л.Х. Саиева, аспирант каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»,

г. Грозный, E-mail: timop2012@mail.ru

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ СОЦИАЛЬНОМ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В статье рассматривается актуальная проблема воспитания социальной активности учащихся средней общеобразовательной школы с учётом возрастных особенностей учащихся. Автор подчёркивает педагогические возможности проектной деятельности как интегративного вида деятельности, которая координирует различные стороны процесса обучения и воспитания: игровой, познавательной, преобразовательной, трудовой, учебной, теоретической и практической деятельности, в воспитании социальной активности школьников. Описывается практический опыт воспитания социального опыта в проектной деятельности в общеобразовательных организациях.

Ключевые слова: проектная деятельность, инновационные технологии, целеполагание, самостоятельная деятельность, межпредметные проекты, социальные проекты, коллективная творческая деятельность, социальная активность.

Актуальным направлением развития современной школы является проектная деятельность учащихся, которая предполагает соединение теоретических знаний, практических умений и навыков с формированием активной жизненной позиции. В стандартах нового поколения для среднего общего образования, основанных на системно-деятельностном подходе, подчеркивается важность формирования навыков проектной деятельности, умений разрабатывать и реализовывать проекты по отдельным дисциплинам в рамках изучаемых проблем и междисциплинарной направленности на основе базовых знаний и ценностных ориентиров. Модернизация содержания образования в школе

открывает широкие возможности для реализации инновационных технологий обучения и воспитания. Проектно-исследова-тельская технология позволяет решать такие задачи, как выдвигать проблему для определения темы проекта, определить свою позицию; вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы. Проектная деятельность учащихся формируется в процессе выполнения учебных творческих проектов, которые способствуют повышению личной уверенности участников проекта. Его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результа-

та, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий, стимулировать учащихся на развитие умения общаться, взаимодействовать; развивать исследовательские умения. Как отмечают исследователи, данные цели достигаются через специально организованную образовательную среду, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для личностного роста учащегося, для проявления способности к реализации Я-концепции [1].

Н.В. Матяш пишет, что «проектная деятельность школьников - это форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленных целей по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения» [2]. Следует отметить, что проектная деятельность является интегративным видом деятельности, которая обеспечивает координацию различных сторон процесса обучения и воспитания: игровой, познавательной, преобразовательной, трудовой, учебной, теоретической и практической деятельности. Она ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую. Особенностью проектной деятельности на старшей ступени образования является ее исследовательский характер. Как показывает практический опыт работы автора в школе, старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам социальной направленности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, выделены следующие этапы работы над социальным проектом: поисковый, аналитический, практический, практический, презентационный, контрольный. «Проектная деятельность предполагает, отмечает С.Г. Щербакова, - соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Так, на этапе презентации используются презентационные элементы проектной деятельности, на этапе вычленения проблемы - элементы проблематизации (аналитический процесс работы в проблемном поле с целью выделения проблем для ее последующего рассмотрения и решения)» [3]. При формулировании цели проекта необходимо владеть умениями целеполагания, при планировании деятельности в рамках проекта - умениями составлять план. Проектные умения дифференцируют по уровням сложности: базовый уровень, продвинутый уровень, высший уровень. Выделение уровней сложностей проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к проектному обучению. В проектном обучении могут быть дифференцированно поставлены высокие цели (для отдельных учащихся или групп учащихся), цели продвинутого уровня (для большинства учащихся), базовые уели (для всех учащихся). Анализ теории и практики организации проектной деятельности показывает, что для эффективной разработки и реализации проекта учащимся необходимо владеть следующими общеучебными умениями, которые в ходе выполнения проекта становятся специальными (проектными): мыследеятельностные

Библиографический список

умения (выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы и её формулировка, выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия); презентационные умения (построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчета); коммуникативные (слушать и понимать других, выражать свои мысли, взаимодействовать внутри группы, вести обсуждение и дискуссию); поисковые(находить информацию, проводить контекстный поиск в сети Интернет, отбирать нужную информацию на бумажных и электронных носителях); информационные(структурировать информацию, выделять главное, принимать и передавать информацию, представлять ее в печатном и электронном виде). Практический опыт работы с учащимися показывает, что проектная деятельность предполагает освоение учащимися умений, позволяющие им действовать в новых ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующие средства. Их следует находить в процессе решения проблемы проекта и достигать предполагаемых результатов. Проектная деятельность выполняет обучающую и развивающую и воспитывающую функцию. Непосредственное влияние на воспитание социальной активности подростков оказывает их участие в разработке и реализации проектов [4; 5]. В проектной деятельности у них развиваются такие качества, как активность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность и др. Таким образом, главным результатом целенаправленной проектной деятельности является изменение самого субъекта. Анализ итогов реализации проектной деятельности в школах г. Грозного показывает, что на воспитание социальной активности учащихся влияет реализация проекта «Самоуправление в школе», целью которого является формиро-ваниие знаний, умений и навыков участия в общественной деятельности, жизни школы.

Определенный опыт в школах накоплен в реализации проектной деятельности учащихся с целью воспитания социальной активности в рамках коллективных творческих дел, где делается акцент на получение объективно нового результата, производство новых знаний. Значение подготовки коллективных исследовательских проектов состоит в овладении умениями видеть, анализировать и формулировать проблему, обобщать информацию, выделять главное, ставить цель и определять задачи, прогнозировать ситуацию, делать выводы. Результатом реализации коллективных творческих дел (проектов) является позитивная активность школьников, причем деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства. Технологическим эффектом коллективных творческих дел является опыт позитивной совместной деятельности, направленной на воспитание социальной активности учащихся.

Таким образом, социальную активность учащегося школы можно рассматривать как готовность к целенаправленной творческой социальной деятельности, и как степень проявления его возможностей и способности в группе, социальной общности и в коллективе.

1. Проекты и исследования в развивающейся школе. Авт.-сост. и науч. ред. А.^ ^денко. Mосква, 2007.

2. Современные технологии воспитательной работы. Авт.-сост. Т.В. Панафидина и др. Волгоград, 2009.

3. Организация проектной деятельности в школе: система работы. Авт.-сост. C.r. Щербакова и др. Волгоград, 2009.

4. Абдулгалимов P.M., Асадулаева Ф.Р., Богатырева Ж.В., Валиева П.В., ВезетиуЕ.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Джаватова Г.А., Джам-бекова Т.Б., Джиоева АР., Джиоева Г.Х., Дубовицкий И.К, Зинченко А^., Зияудинов Mfl., Зияудинова O.M., Зияудинова C.M., Каневская Ж.О., Кислицкая C.C., Клушина HP., Корлякова C.r. и др. Психологические и педагогические аспекты совершенствования учебно-воспитательного процесса в системе образования России: коллективная монография. Mосква, 2018.

5. Абдулаева П.З., Абдулаева X.C., Алибекова З.К, Алиева У.Г., Березова КВ., Богатырева Ж. В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Волобуева Е.В., Гаджиева П.Д., Гасанова C.X., Дементьева Ю.В., Джамбекова Т.Б., Дзусова Б.Т., Зинченко А^., Клушина HP., Курбанова Аж, Литвинова E.P. и др. Психолого-педагогические проблемы развития высшего образования в России в условиях реализации ФГОС: коллективная монография. Mосква, 2018.

References

1. Proekty i issledovaniya vrazvivayuschejsya shkole. Avt.-sost. i nauch. red. A.S. Sidenko. Moskva, 2007.

2. Sovremennye tehnologii vospitatel'noj raboty. Avt.-sost. T.V. Panafidina i dr. Volgograd, 2009.

3. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti v shkole: sistema raboty. Avt.-sost. S.G. Scherbakova i dr. Volgograd, 2009.

4. Abdulgalimov R.M., Asadulaeva F.R., Bogatyreva Zh.V., Valieva P.V., VezetiuE.V., Vovk E.V., Gadzhieva P.D., Dzhavatova G.A., Dzhambekova T.B., Dzhioeva A.R., Dzhioeva G.H., Dubovickij I.N., Zinchenko A.S., Ziyaudinov M.D., Ziyaudinova O.M., Ziyaudinova S.M., Kanevskaya Zh.O., Kislickaya S.S., Klushina N.P., Korlyakova S.G. i dr. Psihologicheskie i pedagogicheskie aspekty sovershenstvovaniya uchebno-vospitatel'nogo processa vsisteme obrazovaniya Rossii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

5. Abdulaeva P.Z., Abdulaeva H.S., Alibekova Z.N., Alieva U.G., Berezova N.V., Bogatyreva Zh. V., Vezetiu E.V., Vovk E.V., Volobueva E.V., Gadzhieva P.D., Gasanova S.H., Dement'eva Yu.V., Dzhambekova T.B., Dzusova B.T., Zinchenko A.S., Klushina N.P., Kurbanova A.M., Litvinova E.R. i dr. Psihologo-pedagogicheskie problemy razvitiya vysshego obrazovaniya vRossii v usloviyah realizacii FGOS: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 25.05.18

УДК 37.036.5

Topilina I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Taganrog Institute n.a. A.P. Chekhov (Taganrog, Russia),

E-mail: topilina2003@mail.ru

Karnaukhova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Taganrog Institute n.a. A.P. Chekhov (Taganrog, Russia),

E-mail: t.i.karnaukhova@mail.ru

Topilina N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Taganrog Institute n.a. A.P. Chekhov (Taganrog, Russia),

E-mail: ntv2307@list.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF MUSICAL AND CREATIVE DEVELOPMENT OF YOUNG SCHOOLCHILDREN. The paper reveals psychological and pedagogical features of musical and creative development of the younger schoolchildren and studies a problem of introducing children to the world of art, on the whole, their harmonious development, the awakening of creative potential, internal spiritual growth. Modern school music education is a purposeful process of development of a student in the space of culture, creative development of art through the development of musicality and musical consciousness of an individual, as well as the formation of independence, intuition and ability to reflect. In the course of development of creativity in younger students such features forms as cognitive, motivational, emotional, communicative, value-semantic qualities of an individual. Thanks to the creative imagination, under the influence of impressions, provided intonations and expressive means of musical works, there is harmonization of the inner world of children, their emotional and spiritual spheres. Modern school music programs are characterized by a personality-oriented approach, aimed at creating a creative developing environment, aimed at the pedagogical support of the student and the development of his creative potential.

Key words: personality, junior high school students, musical art, creative development.

И.И. Топилина, канд. пед. наук, доц. Таганрогского института имени А.П. Чехова, г. Таганрог,

Е-mail: topilina2003@mail.ru

Т.И. Карнаухова, канд. пед. наук, проф. Таганрогского института имени А.П. Чехова, г. Таганрог,

Е-mail: t.i.karnaukhova@mail.ru

Н.В. Топилина, канд. пед. наук, доц. Таганрогского института имени А.П. Чехова, г. Таганрог,

Е-mail: ntv2307@list.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В статье раскрывается проблема психолого-педагогических особенностей музыкально-творческого развития личности младшего школьника, которая связана с проблемой введения детей в мир искусства, их гармоничным развитием, пробуждением творческого потенциала, внутренним духовным ростом. Современное школьное музыкальное образование - целенаправленный процесс развития ученика в пространстве культуры, творческого освоения искусства через развитие музыкальности и музыкального сознания личности, а также формирование самостоятельности, интуиции и способности к рефлексии. В ходе музыкального развития младших школьников формируются познавательные, мотивационные, эмоциональные, коммуникативные, ценностно-смысловые характеристики личности. Благодаря творческому воображению, под влиянием впечатлений, оказанных интонациями и выразительными средствами музыкального произведения, происходит гармонизация внутреннего мира детей, их эмоциональной и духовной сферы. Современные школьные программы по музыке характеризуются личностно ориентированным подходом, нацелены на создание творческой развивающей среды, направлены на педагогическое сопровождение школьника и развитие его творческого потенциала.

Ключевые слова: личность; младший школьник; музыкальное искусство; творческое развитие.

Современные психолого-педагогические исследования, обращаются к важным проблемам, связанным с творческим развитием личности ребенка, которая способна к гармоничному развитию, находится в постоянном творческом росте. Важность выявления и развития творческих способностей подрастающего поколения отмечена и в национальной Доктрине образования Российской Федерации. В этом документе отражено, что образование всех уровней - база для накопления знаний, формирования умений, «создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России...» [1, с. 4].

Научные исследования сущности личности и личностного развития учащегося в психолого-педагогической литературе представлены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина и др. Музыкальному развитию личности в музыкально-педагогическом процессе посвящены работы О.А. Апраксиной, О.П. Радыновой, В.Г. Ражни-кова, Б.М. Теплова и др. Ученые конкретизируют понимание сущности музыкально-творческого развития личности, как процесса накопления музыкальных знаний, опыта музыкальной деятельности, музыкальных впечатлений и качественных изменений, относящихся к внутренней духовной сфере интересов личности [2]. Например, как отношение к музыкальным сюжетам, музыкальная активность, выраженная через мотивы, потребности, эмоционально-оценочное отношение, рефлексию, музыкальные впечатления, интегрирующие музыкальный и личностный аспект в их совокупности влияют на характер поведения, художественно предпочтения, нравственные установки ребенка.

Современное школьное музыкальное образование находится в поиске новых форм, подходов к организации учебного

процесса, оптимизирующего музыкально-творческое развитие личности учащихся. В XX веке появляются работы, посвященные проблемам семиотического, семантического и общеэстетического исследования музыкального пространства и личностных изменений учащихся в нем.

В начальной школе музыкальное образование понимается как целенаправленный, организованный процесс развития личности учащегося в пространстве музыкальной культуры, процесс его творческого освоения музыки через развитие музыкальности и музыкального сознания личности. Музыкальное развитие младших школьников становится процессом формирования познавательных, мотивационных, эмоциональных, коммуникативных, деятельностных, ценностно-смысловых характеристик, развивающихся в музыкально-творческой деятельности учащегося на уроке музыки в школе.

Исследования в области влияния искусства на личностное и творческое развитие школьника представляют интерес для педагогической практики [3]. Процессы гуманизации образования предполагают необходимость уделять больше внимания развитию личности учащегося, особенно в начальной школе, когда ребенок искренне восприимчив к интонациям в речи и в музыке, а также к содержанию и музыкально-образному строю произведений.

Исследования в области музыкальной педагогики и психологии [4] показали специфическую функцию музыкального искусства, которая заключается в его глубинном влиянии не только на отдельного индивидуума, но и опосредованно на человечество в целом, в виде своего рода «творческой школы». В ней главными являются интуитивный и подсознательный процессы опредмечивания и визуализации воспринятых слухом интонаций, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.