Научная статья на тему 'Дидактические возможности метода проектов в процессе обучения иностранному языку учащихся начальных классов'

Дидактические возможности метода проектов в процессе обучения иностранному языку учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
922
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROJECT METHOD / STUDENTS OF PRIMARY CLASSES / ENGLISH LESSONS / МЕТОД ПРОЕКТОВ / УЧАЩИЕСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / УРОКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова У.А.

В статье рассмотрены дидактические возможности метода проектов в процессе обучения иностранному языку учащихся начальных классов. Показаны основные виды проектов, этапы их реализации и приведён конкретный пример выполнения творческого проекта на уроке английского языка в начальной школе. В статье показано, что в учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей учащимся ощущать чувство успеха. Автор делает вывод о том, что метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова У.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIDACTIC POSSIBILITIES OF THE METHOD OF PROJECTS IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGE PUPILS OF INITIAL CLASSES

The article deals with didactic possibilities of the project method in the process of teaching a foreign language to primary school students. The work shows the main types of projects, the stages of their implementation and a specific example of the creative project in the English lesson in primary school. The article shows that in the educational project students have to work independently, and the degree of this independence depends not on their age, but on the formation of skills and project activities. An important condition for effective work on the project is to maintain a friendly environment conducive to communication and allowing students to feel a sense of success. The author concludes that the method of creative projects along with other active teaching methods can be effectively used in primary school. At the same time, the educational process according to the project method differs significantly from the traditional training.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности метода проектов в процессе обучения иностранному языку учащихся начальных классов»

References

1. Lapina Yu.E. Tehnologiya hudozhestvennogo kruzhevopleteniya (kirishskoe kruzhevo): uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly», profil' «hudozhestvennoe kruzhevopletenie». Sankt-Peterburg: OOO Inzhiniring print, 20l2.

2. Lapshina E.A. Tehnologiya hudozhestvennogo kruzhevopleteniya: uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly», profil' «hudozhestvennoe kruzhevopletenie». Sankt-Peterburg: VShNI, 2012. - 126 s.

3. Lapshina E.A. Soderzhanie i metody professional'nogo obrazovaniya v hudozhestvennom kruzhevopletenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya bakalavriat. Napravlenie podgotovki 54.03.02. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly ot 12 yanvarya 2016 g. N 10. Moskva, 2016.

5. Hristolyubova D.Yu. Tehnologiya hudozhestvennogo kruzhevopleteniya Ryazanskoj oblasti: uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayuschihsya po special'nosti «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly» (vid - hudozhestvennoe kruzhevopletenie). Sankt-Peterburg: VShNI, 2016.

6. Hristolyubova D.Yu. Osobennosti soderzhaniya srednego professional'nogo obrazovaniya v oblasti hudozhestvennogo kruzhevopleteniya ryazanskogo regiona. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2017.

Статья поступила в редакцию 05.04.19

УДК 371

Magomedova U.A., Cand. of Sciences (Philology), Professor, Department of Foreign Languages and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

THE DIDACTIC POSSIBILITIES OF THE METHOD OF PROJECTS IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGE PUPILS OF INITIAL CLASSES.

The article deals with didactic possibilities of the project method in the process of teaching a foreign language to primary school students. The work shows the main types of projects, the stages of their implementation and a specific example of the creative project in the English lesson in primary school. The article shows that in the educational project students have to work independently, and the degree of this independence depends not on their age, but on the formation of skills and project activities. An important condition for effective work on the project is to maintain a friendly environment conducive to communication and allowing students to feel a sense of success. The author concludes that the method of creative projects along with other active teaching methods can be effectively used in primary school. At the same time, the educational process according to the project method differs significantly from the traditional training.

Key word: project method, students of primary classes, English lessons.

У.А. Магомедова, канд. филол. наук, проф. каф. иностранных языков и методики их преподавания, Дагестанский государственный педагогический

университет, г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В статье рассмотрены дидактические возможности метода проектов в процессе обучения иностранному языку учащихся начальных классов. Показаны основные виды проектов, этапы их реализации и приведён конкретный пример выполнения творческого проекта на уроке английского языка в начальной школе. В статье показано, что в учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей учащимся ощущать чувство успеха. Автор делает вывод о том, что метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Ключевые слова: метод проектов, учащиеся начальных классов, уроки английского языка.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.

Общеобразовательной школе XXI века требуются такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы общеучебные умения и навыки, способствующие самостоятельности в выполнении различных видов деятельности: рефлексивные, исследовательские, самооценочные;

- формировали бы компетенции, непосредственно сопряженные с опытом их применения в конкретной практической деятельности;

- реализовывали бы принцип связи обучения с реальной жизнью с её конкретными задачами.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 - 1952).

В современной дидактике метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности [1; 2].

И.С. Сергеев [3] отмечает, что работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компо-

нентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту -совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) -исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

По комплексности можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

Таблица 1

Основные этапы выполнения проектов

№ Этап Содержание

1. мотивационный учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи

2. планирующий подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

3. информационно-операционный ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником

4. рефлексивно-оценочный ученики: разрабатывают и делают презентацию проектов. В процессе презентации проекта учащиеся участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности

Рассмотрим как была организована работа учащихся Начальной школы -детского сада № 36 Василеостровского района г Санкт- Петербурга над проектом «It's Delicious - "Очень вкусно!" [1]. В работе над проектом на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника (см. таблицу 2).

Таблица 2

Лексико-грамматический материал

Words on topic «Food» Grammar Structures for dialogues

Apple sweet ice-cream cup tea milk juice glass coffee drink egg porridge meat soup potato tasty buy fruit vegetable carrot food grow different country animal without Much many a lot of There is (was) There are (were) Pass me the salt please I wonder I'm very busy Would you like to have another cup of ...? I'm hungry I'm thirsty You look terrible! What' the matter? I'm never going to

Рассмотрим дальнейшую последовательность действий работы над данным проектом и конкретно на информационно-операционном и рефлексивно-оценочном этапах.

1. Учащиеся составляют коротенькие диалоги, которые надо составить в рамках учебной программы. Эта работа проходит в парах и тройках.

2. Затем группа делится на 2 команды. Каждый участник команды работает над собственным проектом. Необходимо придумать собственное блюдо для детского кафе, написать все ингредиенты этого блюда, придумать оригинальное название своему шедевру. Свой проект учащиеся оформляют в виде рисунка или аппликации.

3. Каждая команда придумывает название для своего детского кафе и оформляет меню из выбранных блюд. Детям предлагается яркий наглядный пример меню, изготовленного их предшественниками в прошлом учебном году. Именно на этом этапе детям нужно предложить помощь в сканировании рисунков и аппликаций. работу по компьютерному оформлению можно провести вместе с детьми в компьютерном классе или медиатеке.

4. Каждая команда придумывает свой диалог на тему «Посещение кафе», используя меню собственного изготовления.

Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений-диалогов на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические структуры, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским

языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учениками.

Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей учащимся ощущать чувство успеха.

На рефлексивно-оценочном этапе (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Н.Ю. Пахомова [5] отмечает, что степень активности учеников и учителя на разных этапах выполнения проекта разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. На основе анализа деятельности педагога и учащихся в процессе выполнения проектов, можно выделить следующее (табл. 3):

Таблица 3

Учебный проект с точки зрения учителя Учебный проект с точки зрения учащихся:

- это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя личные возможности; - это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат

В процессе проектной деятельности, по мнению И.С. Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки (табл. 4):

Таблица 4

Умения и навыки, формируемые в проектной деятельности

№ Умения и навыки Их содержание

1. Поисковые умения: - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Рефлексивные умения: - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве - умение коллективного планирования; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - умение взаимодействовать с любым партнером; - навыки делового партнерского общения;

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

- достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,

- имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,

- понимают необходимость междисциплинарных связей.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

- повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,

- наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,

- простор для творческой и созидательной деятельности [6 - 8].

В заключение хочется отметить, что как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Библиографический список

1. Проектная деятельность на уроках английского языка. Available at: http://36spb.edusite.ru/p54aa1.html

2. Василовская А.И. Метод проектов на уроках в начальной школе. Фестиваль педагогических идей. Available at: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- B8/501897/

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Москва, 2005.

4. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентироеанного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2004.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Москва, 2005.

6. Абдурахманова П.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя английского языка начальной школы: монография. Москва, 2016.

7. Абдурахманова П.Д. Специфика обучения иностранному языку учащихся начальных классов в контексте современных требований в области образования. Мир науки, культуры, образования. 2016; 2 (57): 241 - 242.

8. Абдурахманова П.Д., Гасанова Ш.С., Абдулаева З.А. Интернет как эффективное средство обучения иностранным языкам в начальной школе. Мир науки, культуры, образования. 2016; 3 (58): 6 - 8.

References

1. Proektnaya deyatel'nost' na urokah anglijskogo yazyka. Available at: http://36spb.edusite.ru/p54aa1.html

2. Vasilovskaya A.I. Metod proektov na urokah v nachal'noj shkole. Festival'pedagogicheskih idej. Available at: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- B8/501897/

3. Sergeev I.S. Kakorganizovat'proektnuyu deyatel'nost'uchaschihsya. Moskva, 2005.

4. Dzhuzhuk I.I. Metod proektov v kontekste lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2004.

5. Pahomova N.Yu. Metod uchebnogo proekta v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Moskva, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Abdurahmanova P.D. Formirovanie professional'noj kompetentnosti buduschego uchitelya anglijskogo yazyka nachal'noj shkoly: monografiya. Moskva, 2016.

7. Abdurahmanova P.D. Specifika obucheniya inostrannomu yazyku uchaschihsya nachal'nyh klassov v kontekste sovremennyh trebovanij v oblasti obrazovaniya. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2016; 2 (57): 241 - 242.

8. Abdurahmanova P.D., Gasanova Sh.S., Abdulaeva Z.A. Internet kak 'effektivnoe sredstvo obucheniya inostrannym yazykam v nachal'noj shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 6 - 8.

Статья поступила в редакцию 05.04.19

УДК 372.881.1

Meshcheryakova E.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, English Philology Department, Volgograd State Socio-Pedagogical University

(Volgograd, Russia), E-mail: elenam7@yandex.ru

Shtepo M.A., student, Foreign Languages Department, Volgograd State Socio-Pedagogical University (Volgograd, Russia), E-mail: shtepo.mari@mail.ru

LEXICAL COMPETENCE FORMATION FOR THE SENIOR PUPILS ON KAHOOT! ONLINE PLATFORM. The article deals with a problem of lexical competence formation in the English language teaching with the help of information and communication technologies. The authors clarify the concept content of lexical competence. The article also considers how to use information and communication technologies in teaching a foreign language. The main aspects of lexical competence formation, its features, and stages are analyzed. The authors describe the elements of experimental work in Lyceum № 5 in Volgograd, moreover, they provides guidelines that are proposed to be used in the school, using the Kahoot! training platform. The authors conclude that the use of digital technologies has great potential, which might serve as an effective means of forming lexical competence alongside with other means.

Key words: vocational secondary education, professional communication, competence, communication, communicative competence, professional activity, training, group method, training, communication training, tools, communicative training.

Е.В. Мещерякова, д-р пед. наук, проф. каф. английской филологии, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический

университет», г. Волгоград, E-mail: elenam7@yandex.ru

М.А. Штепо, студентка Института иностранных языков, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»,

г. Волгоград, E-mail: shtepo.mari@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ОНЛАЙН ПЛАТФОРМЫ KAHOOT!

В статье рассматривается проблема формирования лексической компетенции в процессе обучения английскому языку при помощи информационно-коммуникационных технологий. Авторы уточняют содержание понятия лексической компетенции. В статье также выяснены особенности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку. Проанализированы основные аспекты формирования лексической компетенции, её особенности, этапы. Авторы описывают элементы опытной работы на базе лицея № 5 имени Ю.А. Гагарина г Волгограда, даются методические рекомендации, которые предлагается использовать в школе, применяя обучающую платформу Kahoot! Авторы делают вывод о том, что использование цифровых технологий обладает большими потенциальными возможностями, которые служат эффективным средством формирования лексической компетенции в комплексе с другими средствами.

Ключевые слова: Информационно-коммуникативные технологии, лексическая компетенция, способы, опыт применения, обучающая платформа, лексический навык.

4. Коммуникативные умения: - умение вести дискуссию; - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс; - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

5. Презентационные умения и навыки - навыки монологической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления; - артистические умения; - умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.