Научная статья на тему 'Программа психологического сопровождения проектной деятельности в начальной школе'

Программа психологического сопровождения проектной деятельности в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2182
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПСЕВДОПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGICAL FOLLOW-UP / PROJECT ACTIVITY / ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS / PSEUDO-PROJECT ACTIVITY / THE PROJECT ACTIVITY READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Н. В.

В статье представлена программа психологического сопровождения проектной деятельности в начальном звене школьного образования, апробированная в экспериментальных классах. Автором раскрываются задачи, организационно-содержательные аспекты и адресация деятельности психолога по основным направлениям психологического сопровождения проектной деятельности, реализуемой в начальной школе: психодиагностика, психокоррекция и развивающая работа, психопрофилактика, психологическое просвещение (профессиональная коммуникация) и консультирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMME OF PSYCHOLOGICAL FOLLOW-UP OF PROJECT ACTIVITY IN ELEMENTARY SCHOOL

The article deals with programme of psychological follow-up of project activity in elementary school, evaluated in experimental classes. The author reveals scopes, organizational-substantive aspects and the addressing of psychologist’s work in the main fields of psychological follow-up of project activity in elementary school: psychodiagnostics, psychocorrection and developing work, psychoprophylaxis, psychological education (professional communication) and consulting

Текст научной работы на тему «Программа психологического сопровождения проектной деятельности в начальной школе»

УДК 37.015.3

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Н.В.Иванова

В статье представлена программа психологического сопровождения проектной деятельности в начальном звене школьного образования, апробированная в экспериментальных классах. Автором раскрываются задачи, организационно-содержательные аспекты и адресация деятельности психолога по основным направлениям психологического сопровождения проектной деятельности, реализуемой в начальной школе: психодиагностика, психокоррекция и развивающая работа, психопрофилактика, психологическое просвещение (профессиональная коммуникация) и консультирование.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, проектная деятельность, младшие школьники, псевдопроектная деятельность, готовность к проектной деятельности.

В последние годы все большее распространение среди моделей психологической практики в различных образовательных учреждениях приобретает психологическое сопровождение (Э.М. Александровская, В.К. Багирбеков, И.А.Баева, Г.Л. Бардиер, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Р.В. Овчарова, И.В. Ромазан, Т.И. Чиркова и другие). Решение сложных задач модернизации российского образования связано с появлением новых профессиональных заказов к психологической службе, одним из которых является психологическое сопровождение реализации ФГОС второго поколения на начальном этапе общего образования и, в частности, создание психологических условий для эффективного внедрения в работу учителей современных технологий деятельностного типа. Среди таких технологий особой популярностью в настоящий момент пользуется проектная деятельность.

В современных отечественных психолого-педагогических публикациях сформулированы две основные диаметрально противоположные позиции по проблеме организации проектной деятельности на начальной ступени общего образования. Согласно первой из них (А.Б.Воронцов. В.М.Заславский, С.В.Егоркина, М.В.Енжевская, К.Н.Поливанова, С.В.Клевцова и др.), «проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников», в начальной школе «должна происходить пропедевтика проектной деятельности подростка» [1,с.5,172]. Другими авторами (Е.Н.Бичерова, М.В.Дубова, Е.Н.Землянская, И.А.Колесникова, Н.В.Матяш, П.А.Маслов, М.К.Хуснетдинова и др.) утверждается, что «возрастной диапазон применения проектов в системе школьного образования практически ничем не ограничен» [2,с.102], «младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею» [3,с. 171]. В рамках данной точки зрения доказывается, что проектная деятельность оказывает позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуникативную сферы младших школьников, способствует развитию у них исследовательской инициативности [4], творческой самореализации [5], самостоятельности [6].

Разделяя вторую позицию и подтверждая ее собственным опытом работы [7], считаем одним из важных условий оптимизации проектной деятельности в начальной школе ее целенаправленно организованное психологическое сопровождение, что обусловлено рядом причин. Во-первых, являясь синтетической по своей природе, проектная деятельность содержит в себе ряд обязательных этапов и процедур, многие из которых для эффективного осуществления требуют от педагога психологических знаний, источником которых может стать школьный психолог. Во-вторых, возможность и успешность проектной деятельности учащихся младшего школьного возраста в большой степени обусловлена их психологической готовностью к данной деятельности. Определение психологической готовности и причин неготовности младших школьников к участию в проектной деятельности преимущественно относится к компетенции школьного психолога. В-третьих, желательность психологического сопровождения проектной деятельности школьников и потребность в нем отмечают в анкетах и при собеседовании большинство учителей начальных классов, имеющих опыт использования проектной технологии в своей практике.

Построение программы психологического сопровождения проектной деятельности младших школьников практически не отражено в литературе, в имеющихся единичных работах рассматривается психологическое сопровождение проектной деятельности в среднем и старшем звене школьного обучения [8], или же фрагментарно раскрываются отдельные частные организационно-содержательные аспекты данной проблемы [9]. В проводимом нами экспериментальном исследовании на базе ряда школ г.Нижнего Новгорода была разработана и апробирована программа психологического сопровождения проектной деятельности учащихся

младшего школьного возраста. Первым этапом реализации данной программы являлась подготовка школьных психологов к сопровождению проектной деятельности учащихся начального звена, которая проводилась на лекционных, семинарских занятиях, мастер-классах и была ориентирована на решение следующих задач:

• знакомство с сущностью проектной деятельности, возможностями и спецификой ее организации в начальной школе;

• обсуждение проблемы диагностики психологической готовности учеников начальной школы к участию в проектной деятельности;

• разработка программы наблюдения за проектной детской деятельностью, составление комплекса диагностических методик для изучения овладения младшими школьниками отдельными проектными умениями и проектной деятельностью в целом.

На втором этапе осуществлялось собственно психологическое сопровождение проектной детской деятельности в экспериментальных классах на третьем и четвертом годах обучения школьников. Отметим, что на протяжении первых двух лет обучения педагогами экспериментальных классов проводилась специально организованная подготовка учащихся к выполнению проектов, а на второй ступени обучения в начальной школе реализовывалась разновариантная проектная деятельность.

Как известно, проектная деятельность является полисубъектной по своей сути, в связи с этим, правомерно встает вопрос о направленности, объектах психологического сопровождения данной деятельности или, по определению М.Р.Битяновой, клиентах сопровождения [10]. По нашему мнению, клиентами психологического сопровождения проектной деятельности в начальной школе могут являться:

• учащийся или их объединение (группа учеников), непосредственно выполняющие проект;

• учитель начальных классов или педагог-предметник, руководящие проектом, создающие учебные ситуации, из которых рождается проектный замысел, организующие проектную детскую деятельность;

• родители, являющиеся субъектами семейных проектов, а также, оказывающие необходимую информационную, организационную, техническую поддержку в других разновидностях проектов.

Деятельность психологов в рамках программы психологического сопровождения проектной деятельности в начальной школе реализовывалась в основных направлениях психологического сопровождения образовательного процесса, выделяемых в современной литературе: психодиагностика, психокоррекция и развивающая работа, психопрофилактика, психологическое просвещение (профессиональная коммуникация) и консультирование. Кратко раскроем содержание названных направлений.

Психодиагностика.

В данном направлении были выделены два вида психодиагностики: стартовая и процессуальная. Основной задачей стартовой психодиагностики являлось определение готовности учащихся к эффективной проектной деятельности. Отметим, что проблема готовности младших школьников к проектной деятельности, ее структура, диагностика и формирование отражены в диссертационных исследованиях И.М. Павловой, Н.В.Серегиной, публикациях Н.Ю.Пахомовой. В нашей экспериментальной работе мы основывались на понимании готовности к проектной деятельности как совокупности ряда умений (аналитических, планирования, коммуникативных, информационных, презентационных, рефлексивных), сформированных на необходимом уровне для включения учащегося в проектную деятельность и дальнейшего овладения ею. Стартовая психодиагностика осуществлялась в индивидуальной и групповой формах. В ней использовались: экспертное оценивание по разработанной нами схеме (к роли экспертов привлекались учителя начальных классов и педагоги-предметники, работающие с этими детьми), стандартизированное наблюдение за групповой работой учащихся на уроках, психодиагностические методики и игры для изучения развития у младших школьников названных умений.

Задачами процессуальной психодиагностики являлось: изучение отношения младших школьников к участию в проектной деятельности для максимального учета индивидуальных трудностей и стремлений детей, реализации личностно-ориентированного потенциала проектной деятельности, а также, изучение динамики овладения учащимися проектной деятельностью.

Программу диагностики отношения младших школьников к участию в проектной деятельности составили следующие методики: мини сочинение- рассуждение «Как я отношусь к выполнению проектов?», методика незаконченных предложений с прямыми и косвенными

формулировками начал фраз, методика дифференциации отношения учащихся к отдельным этапам выполнения проекта (табличная форма), модификация методики Т.Дембо - С.Рубинштейн (самооценочные отрезки), методика Н.В.Матяш (разновидность метода семантического дифференциала). Данная диагностическая программа была направлена на выявление таких показателей отношения к участию в проектной деятельности как:

• тип отношения (положительный, отрицательный, нейтральный, индифферентный),

• субъективный комфорт в процессе выполнения и защиты проекта,

• значимость проектной деятельности для школьника,

• удовлетворенность процессуальной и итоговой составляющими проектной деятельности,

• отношение к отдельным этапам выполнения проекта,

• отношение к внутреннему результату проектной деятельности (к самооизменению) и к ее внешнему материальному продукту.

Отметим, что помимо перечисленного диагностического комплекса методик, применяемого один раз в полугодие, после каждого проекта младшими школьниками выполнялась самооценка процесса и результата проектной деятельности с помощью системы разработанных усложняющихся самооценочных бланков [7]. Для определения динамики овладения учащимися проектной деятельностью были выделены и описаны специальные уровни: минимальный, базовый и высокий. В целом данная схема психодиагностики позволяла максимально учитывать индивидуально-личностные особенности учащихся как на этапе введения в проектную деятельность, так и в процессе овладения ею.

Психокоррекция и развивающая работа.

Основными задачами данного направления сопровождения являлись:

• целенаправленное развитие коммуникативных, кооперативных, исследовательских, презентационных, рефлексивных умений у учащихся, продемонстрировавших на этапе стартовой психодиагностики низкий уровень готовности к проектной деятельности;

• коррекция неблагоприятных личностных особенностей у младших школьников, препятствующих эффективному овладению проектной деятельностью.

Работа психологов организовывалась на индивидуальных и групповых занятиях, включала в себя тренинги, психологические игры и упражнения (при планировании занятий были использованы дидактические материалы Т.Н.Князевой [11] и К.Фопеля [12]). Особое внимание уделялось детям, испытывающим существенные трудности в коммуникациях, в представлении результатов своей работы, по причине повышенной тревожности и заниженной самооценки. Помимо указанной запланированной деятельности психолога в рамках этого направления, также было предусмотрено оказание экстренной «скорой помощи» по запросам педагогов для разрешения проблемных ситуаций в процессе проектной деятельности (например, проявлений негативизма, конфликтности и другое).

Психопрофилактика.

Главной задачей этого направления работы психолога являлось предупреждение псевдопроектной деятельности и ее негативных последствий для младших школьников. Под псевдопроектной деятельностью мы понимаем такую организованную педагогом активность детей, в которой, при сохранении внешней атрибутики выполнения проекта (подготовка некоторого продукта и его презентация), нарушается субъектная позиция ребенка в этом процессе, происходит смещение цели с внутреннего (личностного) результата, на материальный, игнорируются отдельные процедуры, составляющие технологическую сущность проектной деятельности. Если тема для ее изучения и исследования была задана учителем в готовом виде, все действия ученика или группы регламентировались педагогом, или выполнялись вместо детей (например, самооценка заменялась внешней оценкой), то говорить о «проекте» и «проектной деятельности» в данном случае некорректно. По словам М.П.Горчаковой-Сибирской и И.А.Колесниковой нередко «у педагогов создается иллюзия, что они занимаются проектной деятельностью, хотя налицо невыполнение определенных процедур, необходимых для проектирования»[2, ^197]. Клиентами данного направления сопровождения являлись учителя начальных классов, организующие детскую проектную деятельность. Основные методы работы психолога в рамках этого направления: стандартизированное наблюдение за взаимодействиями педагога и учащихся на различных этапах проектной деятельности, участие в экспертизе детских проектов, беседы с учителями. Для программы наблюдения были выделены следующие критерии:

• организация всех необходимых этапов выполнения проектов;

• соблюдение педагогом проектных ролей и функций;

• постепенное усложнение проектной деятельности школьников.

В процессе наблюдения за организацией отдельных этапов проектной деятельности младших школьников психологи выявляли неточности и ошибки, приводящие к псевдопроектной деятельности, которые достаточно часто не контролируются и не осознаются педагогами, и обсуждали их с учителями.

Психологическое просвещение (профессиональная коммуникация) и консультирование.

Клиентами данного направления экспериментальной программы психологического сопровождения являлись все субъекты проектной деятельности в начальной школе, относительно каждого из них были определены задачи работы психолога:

• повышение психологической компетентности учителей по проблеме психологических основ проектной деятельности вообще и в начальной школе, в частности;

• информирование родителей учащихся о развивающих возможностях проектной деятельности для младших школьников;

• оказание консультационной (информационной и практико-ориентированной) поддержки учащихся по вопросам подготовки проектов на психологическую тематику.

Для решения названных задач проводились семинары для учителей, выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации для педагогов, родителей и учащихся. С целью уточнения содержание данного направления работы, было проведено анкетирование педагогов и выделены наиболее часто задаваемые вопросы о психологических аспектах проектной деятельности младших школьников. Были предусмотрены как общие психологические рекомендации, обусловленные спецификой проектной деятельности и возрастными возможностями младших школьников, так и консультации по частным проблемам проектной деятельности отдельных учащихся. Работа с родительской группой реализовывалась в тесном профессиональном взаимодействии с педагогами и представляла собой единый психолого-педагогический процесс. Родители были познакомлены с сущностью проектной деятельности, с возможными формами своего участия в ней, со значением проектной деятельности в познавательном и личностном развитии младшего школьника, с видеофрагментами презентаций семейных проектов, с их материальными продуктами. Также, в рамках данного направления психологами осуществлялось консультирование, а, в отдельных случаях, и руководство подготовкой информационных, исследовательских и практико-ориентированных проектов младших школьников по психологической тематике (например, «Тренажеры для памяти», «Как улучшить внимание?», «Удивительные зрительные иллюзии», «Язык телодвижений» и другие).

В заключении отметим, что целенаправленное и систематическое психологическое сопровождение проектной деятельности в начальной школе, конструктивное сотрудничество психолога и педагога, способствует полноценному овладению учителем технологией проектной деятельности, существенно оптимизирует выполнение проектов учащимися, стимулирует развивающее воздействие проектной деятельности на личностную и познавательную сферы младших школьников.

The article deals with programme of psychological follow-up of project activity in elementary school, evaluated in experimental classes. The author reveals scopes, organizational-substantive aspects and the addressing of psychologist's work in the main fields of psychological follow-up of project activity in elementary school: psychodiagnostics, psychocorrection and developing work, psychoprophylaxis, psychological education (professional communication) and consulting.

The key words: psychological follow-up, project activity, elementary school students, pseudo-project activity, the project activity readiness

Список литературы

1. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя /под ред. А.Б.Воронцова. - 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 176 с.

2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб.пособие для высш. учеб. заведений - 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.

3. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Дис. ...д-ра. психол. наук. Брянск, 2000. 385 с.

4. Бичерова Е.Н. Развитие исследовательской инициативности младших школьников в условиях проектной деятельности: Дис. канд. психол. наук. Брянск, 2009. 242 с.

5. Маслов П.А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2008. 218 с.

6. Хуснетдинова М.К. Развитие самостоятельности младшего школьника на основе метода проектов: Дис. канд. пед. наук. М., 2009. 243 с.

7. Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие. М.: Аркти, 2011. 128 с.

8. Глухова Е.С. Динамика личной активности педагогов в условиях психологически сопровождаемой проектной деятельности: Дис. канд. психол. наук. Томск, 2004. 139 с.

9. Стрыгина М.Н., Галахов Н.Н. Психологическое сопровождение проектной деятельности в начальной школе // Управление начальной школой. 2009. №2. С. 16-22.

10. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998.

298 с.

11. Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. М.: Аркти, 2004. 216 с.

12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие.: Т.4. М.: Генезис, 2000. 160 с.

Об авторе.

• Иванова Н. В.- кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (НГПУ)

• Дом. адрес: 603024 г. Нижний Новгород ул. Генкиной д.61 кв.22

• E-mail: [email protected] тел. 8-951-913-78-74 PROGRAMME OF PSYCHOLOGICAL FOLLOW-UP OF PROJECT ACTIVITY IN ELEMENTARY SCHOOL

N. V. Ivanova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.