Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая диагностика отношения младших школьников к участию в проектной деятельности'

Психолого-педагогическая диагностика отношения младших школьников к участию в проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1537
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПСЕВДОПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТНОШЕНИЕ К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROJECT ACTIVITY / ELEMENTARY SCHOOL STUDENT / PSEUDO-PROJECT ACTIVITY / ATTITUDE TO PROJECT ACTIVITY PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталья Валентиновна

В статье раскрываются условия и разделы программы эффективной реализации проектной деятельности в начальной школе. Автором представлены содержание и результаты диагностики отношения младших школьников из экспериментальных и контрольных классов к участию в проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogic survey of elementary students attitude to project activity participation

The article reveals various conditions and aspects needed for effective implementation of project activity program among elementary school students. The author presents the content and outcome of her survey aimed to find out the attitude to project activity participation among experimental and control group elementary students.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая диагностика отношения младших школьников к участию в проектной деятельности»

социального взаимодействия и общения, совместного принятия решений, ответственности за свои решения перед собой и коллективом, что способствует формированию социально-адекватной профессионально подготовленной личности, отвечающей общественно-экономическим запросам социума.

Библиографический список

1. Елканова Т.М. Концептуальная модель локальной гуманитарно-развивающей образовательной среды // Высшее образование сегодня. - 2009. -№ 7. - С. 56-59.

2. Елканова Т.М., Чеджемова Н.М. Иностранный язык в структуре общегуманитарного базиса образования // Высшее образование сегодня. -2010. - № 9. - С. 89-90.

3. Елканова Т.М., Чеджемова Н.М. Многофункциональность иноязычных компетенций в контексте гуманитаризации профессионального образования: Монография. - Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт, 2011. - 262 с.

4. Колобова О.В. Формирование социальной компетентности выпускника классического университета: (На примере изучения иностранного языка): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2003. - 16 с.

5. Литвинов А.В. Лингводидактические особенности обучения английскому языку делового обще-

ния студентов-лингвистов // Вопросы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения: Сб. материалов конф. - М.: РУДН, 2006. - 421 с. - С. 37-43.

6. Манухина Ю.В. Формирование социолингвистической компетенции в процессе овладения формулами речевого этикета: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 26 с.

7. Никитина О.А. Формирование правовой культуры студентов в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2006. - 22 с.

8. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997. - 224 с.

9. Трофимова И.Г. Формирование гражданственности как интегративного качества личности студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2006. - 22 с.

10. Храмушина Ж.А. Языковая подготовка как компонент социальной компетентности выпускников технического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2001. - 24 с.

11. Яковлева С.Л. Формирование социальной мобильности будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2006. - 21 с.

УДК 37.015.32

Иванова Наталья Валентиновна

кандидат психологических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет

[email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрываются условия и разделы программы эффективной реализации проектной деятельности в начальной школе. Автором представлены содержание и результаты диагностики отношения младших школьников из экспериментальных и контрольных классов к участию в проектной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, младший школьник, псевдопроектная деятельность, отношение к участию в проектной деятельности.

Реализация ФГОС второго поколения на ступени начального общего образования диктует необходимость создания всех условий для становления младшего школьника подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться, а именно: совершенствование учебного содержания, исключение непродуктивных стилей и форм педагогического общения, применение эффективных технологий деятельностного типа. К таким технологиям в полной мере относится проектная деятельность учащихся.

В настоящий момент в современных отечественных психолого-педагогических публикациях сформулированы две основные позиции по проблеме организации проектной деятельности в начальной

школе. Согласно первой из них (А.Б. Воронцов,

B.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.В. Енжевская,

C.В. Клевцова и др.), «проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников», в начальном звене «должна происходить пропедевтика проектной деятельности подростка» [2, с. 5, 172]. Приверженцы второй точки зрения (Е.Н. Бичерова, Н.Ю. Пахомова, Н.В. Ма-тяш, П.А. Маслов, М.К. Хуснетдинова и др.) утверждают, что «младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею» [5, с. 171]. Данными авторами доказывается, что проектная деятельность оказывает позитивное влияние на мотивационную,

© Иванова Н.В., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4

1 5

когнитивную, коммуникативную сферы младших школьников [5; 6; 7], способствует развитию у них исследовательской инициативности [1], творческой самореализации [4], самостоятельности [8].

Основываясь на собственном опыте экспериментальной работы [3], мы разделяем вторую точку зрения, при этом считаем важнейшими условиями эффективной реализации технологии проектной деятельности в начальной школе:

- целенаправленную подготовку к данной деятельности всех ее участников;

- соблюдение определенной логики усложнения во введении проектов разной типологии;

- систематическую диагностику овладения учащимися отдельными проектными умениями и проектной деятельностью в целом;

- выявление отношения младших школьников к участию в проектной деятельности.

Следует отметить, что если проблема подготовки младших школьников к включению в проектную деятельность нашла свое отражение в работах

Н.Ю. Пахомовой [6], Н.В. Серегиной [7] и некоторых других, то вопросы диагностики различных аспектов участия в проектной деятельности детей данного возраста освещены фрагментарно и являются практически не изученными. Между тем знание педагогом отношения учащихся начальной школы к выполнению проектов позволяет максимально учитывать индивидуальные трудности и стремления детей, реализовывать личностно-ориентированный потенциал проектной деятельности.

В нашем исследовании в изучении отношения к участию в проектной деятельности были задействованы две группы младших школьников. В первую из них - экспериментальную (ЭГ) вошли учащиеся пяти четвертых классов (110 человек), в которых на протяжении четырех лет была реализована авторская программа организации проектной деятельности в начальной школе, включающая в себя следующие направления:

- психолого-педагогическая подготовка учителей начальной школы к реализации проектной технологии в своей практике;

- подготовка школьных психологов к психологическому сопровождению проектной деятельности младших школьников;

- психолого-педагогическая подготовка учите-лей-предметников из среднего звена к организации разновозрастных детских проектов с участием младших школьников;

- подготовка родителей младших школьников к соучастию в проектах, выполняемых детьми;

- формирование готовности младших школьников к проектной деятельности;

- реализация системы проектов различной типологии в третьих и четвертых классах.

Вторую, контрольную группу (КГ), составили учащиеся пяти четвертых классов (105 человек),

в которых, по свидетельству интервью и анкетирования учителей, проектная деятельность реализовывалась эпизодически и бессистемно, а также, по результатам наблюдений, были зафиксированы различные неточности и ошибки в организации детского проектирования, случаи псевдопроектной деятельности. Под псевдопроектной деятельностью мы понимаем такую организованную педагогом активность детей, когда при сохранении внешней атрибутики (подготовка некоторого продукта и его презентация) искажается цель выполнения проекта и субъектная позиция ребенка в этом процессе, игнорируются отдельные процедуры, составляющих технологическую сущность проектной деятельности.

Программу диагностики отношения младших школьников к участию в проектной деятельности составили следующие методики: мини сочинение-рассуждение «Как я отношусь к выполнению проектов?», методика незаконченных предложений с прямыми и косвенными формулировками начал фраз, шкалированные самооценочные отрезки (модификация методики Т. Дембо - С. Рубинштейн), экспертное оценивание (к роли экспертов привлекались педагоги-организаторы проектной деятельности), анкетирование родителей. Данная диагностическая программа была направлена на выявление таких показателей отношения к участию в проектной деятельности как:

- тип отношения (положительный, отрицательный, нейтральный, индифферентный);

- субъективный комфорт в процессе проектирования;

- значимость проектной деятельности для школьника;

- удовлетворенность процессуальной и итоговой составляющими проектной деятельности;

- отношение к отдельным этапам выполнения проекта;

- отношение к внутреннему результату проектной деятельности (к самооизменению) и к ее внешнему материальному продукту.

Результаты диагностики позволили выявить качественные и количественные различия в отношении к участию в проектной деятельности у младших школьников из экспериментальных и контрольных классов. Рассмотрим наиболее принципиальные из них.

Определяя свое отношение к участию в проектной деятельности, преобладающее большинство школьников из ЭГ (84,5%) и только 38% учащихся из КГ охарактеризовали его как положительное, позитивное. При этом необходимо подчеркнуть, что только в ЭГ многие школьники (28%) выражали свое позитивное отношение в превосходной степени (нравится больше всего, самое любимое занятие в школе).

Контент-анализ обоснований младшими школьниками из ЭГ и КГ своего положительного отно-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

Таблица 1

Детерминанты положительного отношения младших школьников к участию в проектной деятельности

Детерминанты положительного отношения к участию в проектной деятельности Ранговое место (количество указаний в %)

ЭГ КГ

Возможность выбора темы проекта по собственным интересам. III (45,4) VIII (7,6)

Возможность глубокого изучения, погружения в определенную тему. VII (29) III (36)

Самостоятельность школьника в выполнении проекта. VI (33,6) VI (26,6)

Возможность выбора способа работы над проектом (индивидуальная или групповая формы). нн ^ X (3,8)

Возможность выбора состава группы для совместного проектирования. IV (38) IX (5,7)

Партнерский тип взаимодействия учащихся и педагога. II (54,5) VII (16)

Возможность творчески проявить себя. V (36,3) V (30,4)

Развитие общеучебных умений и навыков. I (79) IV (32,3)

Получение одобрения учителя. IX (6,3) I (40,9)

Получение материальных поощрений (дипломов, призов). X (3,6) II (38)

шения к участию в проектной деятельности позволил выделить основные детерминанты данной позиции и присвоить им ранговые места в зависимости от частоты указаний на них (табл. 1).

В первую очередь, следует отметить, что в ЭГ объяснения школьниками своего принятия проектной деятельности и причин позитивного отношения к участию в ней были преимущественно развернутые и дифференцированные (68% учащихся указали более двух детерминант). В КГ, напротив, суждения детей отличались нераспространеннос-тью и одноаспектностью, 16% школьников затруднились в обосновании причин своего положительного отношения к выполнению проектов.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что большинство учащихся из ЭГ в качестве детерминанты позитивного отношения к участию в проектной деятельности выделили влияние проектирования на развитие у них общеучебных умений и навыков: информационных («подготовка проектов учит работе с информацией, сейчас мне гораздо легче искать нужные сведения»), коммуникативных («выполнение групповых проектов помогает мне общаться и договариваться не только с одноклассниками, но и со старшими учениками»), рефлексивных («работа над проектами научила меня более справедливо оценивать свой труд, и думать почему что-то получилось не так), презентационных («теперь я умею готовить компьютерные презентации и перестал бояться защищать свои проекты») и других. Данная позиция доказывает осознание младшими школьниками из ЭГ значимости проектной деятельности, ее внутренней результативности. Также для многих детей из ЭГ важ-

ным и привлекательным в проектной деятельности являются партнерский тип взаимодействия учащихся и педагога (II ранговое место) и возможность выбора темы проекта по собственным интересам (III ранговое место). Это подтверждает соблюдение в ЭГ важнейшей сущностной характеристики проектной деятельности: субъектности учащихся на всех этапах проектирования, включая введение в проект и определение его тематики.

Преобладающими детерминантами, выделенными школьниками из КГ являются те, которые связаны с внешней результативностью проектирования, получением различных поощрений. Такая фиксированность детей свидетельствует о злоупотреблении соревновательным аспектом, когда презентации всех проектов обязательно сопровождаются конкурсом с ранжированием по местам. Данный подход к организации детской проектной деятельности, кроме единичных случаев, мы считаем неэффективным, так как гораздо важнее выделять достижения каждого ученика или проектной группы, а не сравнивать итоги их проектирования между собой. Обращает на себя внимание и тот факт, что в КГ очень незначительное количество детей по сравнению с ЭГ объясняя свое позитивное отношение к участию в проектной деятельности указывали на возможность выбора темы проекта, способа его выполнения, состава группы для совместного проектирования, на партнерский тип взаимодействия с учителем. На наш взгляд, это обусловлено методическими ошибками педагогов из КГ в организации проектной деятельности, превышением собственных полномочий и функциональных обязанностей и, в частности, спусканием «сверху»

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4

темы проекта в уже готовой формулировке, регламентированием составов детских групп и функций по выполнению проекта между младшими школьниками.

Также по итогам диагностики необходимо отметить, что в КГ 25% учащихся продемонстрировали нейтральное или индифферентное отношение к выполнению проектов и 37% неприятие своего участия в проектировании, вплоть до ярко выраженного негативизма. Объясняя причины своего отрицательного отношения, младшие школьники из КГ чаще всего указывали на проблемы в коммуникациях и кооперации («когда выполняем проект мы всегда ссоримся и некоторые ничего не делают, только мешают», «в группе всегда кто-то командует, а другие просто подчиняются и молчат»), на трудности в презентации проектов («не люблю учить большой доклад», «на защите проекта очень волнуюсь и боюсь забыть текст»). Это, в свою очередь, свидетельствует о недостаточной готовности учащихся КГ к конструктивным взаимодействиям в ходе группового проектирования, о низком уровне презентационных умений, а также о неэффективной организации этапа защиты проектов. В ЭГ только 4,5% школьников ответили, что выполнять проекты им «не очень нравится», аргументируя это большими временными затратами и не выражая при этом резкого неприятия проектной деятельности.

В целом, результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что при соблюдении указанных нами условий организации проектной деятельности в начальной школе, которые были реализованы в экспериментальных классах, у пре-

обладающего большинства учащихся формируется позитивное отношение к выполнению проектов, осознание целей и субъективной значимости проектирования, выраженное и устойчивое желание к участию в проектной деятельности.

Библиографический список

1. Бичерова Е.Н. Развитие исследовательской инициативности младших школьников в условиях проектной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. - Брянск, 2009.

2. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егорки-на С.В. Проектные задачи в начальной школе: Пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

3. Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие. - М.: Аркти, 2011.

4. Маслов П.А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности: Дис. . канд. пед. наук. - Волгоград, 2008.

5. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Дис. ... д-ра психол. наук. -Брянск, 2000.

6. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность в начальной школе: с чего начать? // Школьные технологии. - 2007. - № 6.

7. Серегина Н.В. Творческие задачи как средство подготовки младших школьников к проектной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. - Брянск, 2005.

8. Хуснетдинова М.К. Развитие самостоятельности младшего школьника на основе метода проектов: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.

УДК 378

Мамонтова Наталья Ивановна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья посвящена анализу информационной среды вуза как предмета и объекта педагогического исследования. За основу приняты подходы к определению информационной среды Ю.А. Шрейдера, А.В.Кудинова, А.М. Романова, О.И. Соколовой, Т.В. Юрченко и др.

Ключевые слова: информация, среда, информационная среда вуза.

К настоящему времени в педагогической литературе накоплен значительный опыт по изучению образовательной среды. Рассмотрены ее общие теоретические модели, структура и компоненты; дана общая оценка образовательной среды и проанализировано ее воспитательно-образовательное воздействие; изучен ее предметный план; разработаны типологии образовательной среды, а также методы ее диагностики, экспертизы и проектирования. Все это создает теоретико-методологические основания для перехода к изучению новой разновидности образовательной

среды, которой является среда информационно-образовательная или среда информационная.

Информация и ее свойства являются объектом исследования целого ряда научных дисциплин (теория информации, кибернетика, семиотика, информатика, соционика и т.д.). В научных источниках можно найти достаточно много определений термина «информация», отражающих различные подходы к толкованию этого понятия. В Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дается следую-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Мамонтова Н.И., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.