Научная статья на тему 'Особенности управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию школьников'

Особенности управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОТИВИРОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ / ЦЕЛЕПОЛА&SHY / ГАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / MOTIVATION OF TEACHERS / GOAL SETTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шитякова Наталья Павловна, Верховых Ирина Валерьевна

Статья посвящена проблеме построения процесса управления духовно-нравственным воспитанием обучающихся с учетом особенностей, существующих рисков и трудностей в реализации данного направления воспитательной работы в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шитякова Наталья Павловна, Верховых Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special aspects in managing teachers’ work in the field of spiritual and moral education of schoolchildren

The article is devoted to the problem of establishing management process of spiritual and moral education of students with special risks and challenges of implementation of this area of educational work in modern schools taken into account.

Текст научной работы на тему «Особенности управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию школьников»

УДК 371.011 ББК 74.200.504

Н.П. Шитякова, И.В. Верховых

особенности управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию школьников

Статья посвящена проблеме построения процесса управления духовно-нравственным воспитанием обучающихся с учетом особенностей, существующих рисков и трудностей в реализации данного направления воспитательной работы в современной школе.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, мотивирование педагогов, целепола-гание.

N.P. Shityakova, I.V. Verkhovikh

special aspects in managing teachers' work in the field of spiritual and moral education

of schoolchildren

The article is devoted to the problem of establishing management process of spiritual and moral education of students with special risks and challenges of implementation of this area of educational work in modern schools taken into account.

Key words: spiritual and moral education, motivation of teachers, goal setting.

В последние два десятилетия процесс духовно-нравственного воспитания молодежи стал предметом многих исследований в педагогике (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, А.Я. Данилюк, С.Ю. Див-ногорцева, А.В. Кирьякова, И.В. Метлик, Т.И. Петракова, Н.П. Шитякова и др.). Тем не менее проблема духовно-нравственного воспитания не теряет своей актуальности. Не все противоречия, выявленные исследователями в конце 20 - начале 21 вв., в настоящее время разрешены. Таковыми остаются противоречие между декларируемой государственными документами необходимостью приобщения молодых людей к высоким духовным ценностям и наличием альтернативных систем ценностей, отражающих различное отношение к окружающему миру; противоречие между конституционным запретом на единую государственную идеологию и попытками определить единый перечень духовно-нравственных ценностей гражданина России; противоречие между сущностью духовно-нравственного воспитания как процесса личностного смыслообразова-

ния и формальным подходом к его организации на практике.

Анализ современного состояния духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных школах выявил ряд существующих трудностей и рисков, среди них:

• опасность заорганизованности, за-формализованности воспитательной работы в связи с обязательностью духовно-нравственного воспитания для каждой школы и каждого учителя в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;

• риск организации усвоения, а не принятия духовно-нравственных ценностей, вследствие чего риск перекоса в результатах духовно-нравственного воспитания детей в сторону усвоения поверхностных характеристик понятий, правил, норм;

• опасность принудительности и отсутствия выбора в изучении учебной дисциплины духовно-нравственной направленности (Основы религиозных культур и светской этики) и как следствие - формальное отношение к

духовно-нравственной культуре народов России;

• риск снижения уровня терпимого отношения к культурным, конфессиональным и религиозным различиям;

• трудности выбора инструментария для диагностики духовно-нравственного развития и личностных результатов обучающихся;

• трудности в подготовке педагогических кадров, обладающих не только профессиональной компетентностью в сфере духовно-нравственного воспитания, но и ценностно-мотивационным отношением к соответствующей деятельности, готовых к переходу к новой концепции духовно-нравственного воспитания как процесса принятия духовно-нравственных ценностей, как процесса смыслообразования [2].

Действенным средством предупреждения вышеназванных рисков и преодоления трудностей является научно обоснованная система управления деятельностью педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, которая способна выявлять нестабильность или неустойчивость состояний управляемого процесса (элементы содержания духовно-нравственного воспитания школьников; виды деятельности, имеющие разную направленность и т.п.), вносить коррективы в его модель (смена системообразующего вида деятельности, углубление ценностных отношений и т.п.); определять альтернативные пути развития системы духовно-нравственного воспитания, имеющих основу в традициях школы.

С позиций синергетического подхода мы рассматриваем систему духовно-нравственного воспитания как самоорганизующуюся систему [4].

Синергетический подход в приложении к системе духовно-нравственного воспитания позволил нам выработать стратегию относительно безболезненного перехода в новое качество в момент достижения ею точки бифуркации в условиях существования в обществе разнообразных систем ценностей. Эта стратегия заключается в создании условий для существования нескольких направле-

ний духовно-нравственного воспитания, в основе которых лежат разные системы духовных ценностей, признаваемые обществом. В таком случае ценностно-смысловое самоопределение школьников станет осмысленным и обоснованным процессом. В противном случае сориен-тированность воспитательной системы на единые ценности в условиях реформирования общества приводит ее к кризисной ситуации, в которой дальнейшее ее поведение прогнозировать невозможно.

Процесс управления должен учитывать особенности духовно-нравственного воспитания. Они должны найти отражение во всех управленческих функциях, действиях субъектов управления, в характере взаимосвязей между ними и т.п., что обеспечит отказ от формализма в области духовно-нравственного воспитания. Во многом эти особенности характеризуются в сформулированных нами принципах духовно-нравственного воспитания:

• принцип смыслообразующей значимости ценностных ориентаций, который обеспечивает соотнесение в сознании школьников нескольких значений ценностей, принятых в различных сообществах и обретение личностного смысла;

• принцип учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития воспитанника, который предполагает соответствующий отбор содержания духовно-нравственного воспитания, механизмов, лежащих в его основе, видов деятельности и т.п.;

• принцип опоры на иррациональную и рациональную сферу личности школьника, требующий от педагога использования как методов, воздействующих на мыслительные процессы (рассуждение, сопоставление, анализ, убеждение, повествование и т.п.), так и методов, влияющих на чувства школьников (яркий пример, использование наглядных и музыкальных образов и т.п.);

• принцип обеспечения этической рефлексии, обеспечивающий переживание школьниками конструируемых педагогом ситуаций, коллизий, их нравственное осмысление, соотнесение их содержания со своим Я;

о

X

X

ф

ш I-

о ш

го ^

X

о

X

ей о

2 л I-

о о

X .0

I-

к ф

ч к

^ со X о

го £ С О

* э

н о о

X

X

ф

ю о о

о

ш о

X ^

ф ш

Ш

ГО ей о ¡£ к I-

С I

• принцип предъявления школьникам полярных ценностей, который обеспечивает отношение личности к ценности как к значимому для нее объекту [5].

Процесс духовно-нравственного воспитания - процесс, который происходит в условиях постоянно изменяющегося мира (разнотипность духовно-нравственных ценностей, переоценка ценностей, утеря или замена исконного их значения и т.п.), и, следовательно, требует соответствующего управления. В этом отношении представляют интерес этапы изменений, предложенные Джоном П. Коттером [3], которые мы адаптировали к особенностям управления духовно-нравственного воспитания.

Он изменил принятую в отечественной теории управления последовательность реализации управленческих функций, сделал очень точные акценты на действиях руководителя, связанные с управлением в условиях изменений. На первое место в управленческом цикле Дж. П. Коттер поставил, по существу, мотивирование участников процесса через внушение людям ощущения необходимости перемен, цель - вызвать в коллективе осознанность необходимости и сильное желание перемен, в данном случае связанных с реализацией задач духовно-нравственного воспитания. Нам представляется правомерным такой шаг, правда с некоторыми уточнениями: функция мотивирования педагогов должна осуществляться параллельно с функцией анализа.

Проведенное нами исследование показало, что, несмотря на признание педагогами актуальности и необходимости духовно-нравственного воспитания, почти третья часть из них не проявляют стремления к реализации его задач, указывая при этом на самые различные причины. Наиболее распространенной является осознание высокой степени ответственности за влияние, которое оказывает учитель на взгляды и убеждения обучающихся. В последнее время среди них получило распространение неверие в эффективность педагогических действий. Исследуя мотивы деятельности педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, мы выявили наи-

более значимые: ценностные установки личности педагога (право воспитанника на личностное самоопределение, принятие ребенка таким, каков он есть), интерес к различным видам педагогической деятельности (исследовательской, конструктивной, творческой и др.), интерес к внутреннему миру своих воспитанников. При этом следует отметить, что в последнее время на первое место выходит мотив, связанный с интересом педагога к внутреннему миру своих воспитанников. Сильное впечатление производит на учителей информация о состоянии развития духовно-нравственной сферы личности обучающегося. Например, исследуя сфор-мированность у младших школьников понятия «милосердие», мы обнаружили почти полное его непонимание в отличие от понятия «жестокость», существенные признаки которого четко формулируются, приводятся конкретные примеры. Подростки понимают суть милосердия, но не причисляют его к ценностям, которым они следуют или пытаются следовать в своей жизни. Результаты анализа развития духовно-нравственной сферы личности обучающихся, порой их драматичность, помогают педагогу увидеть необходимость перемен в воспитательной работе класса, школы, появляется желание изменить сложившуюся ситуацию, оптимизм и уверенность в результативности своих действий. Из наиболее мотивированных педагогов руководитель может создать команду лидеров.

Следующий этап по Коттеру - постановка конечных целей и разработка стратегии перемен, совпадает с принятым у нас управленческим циклом. Це-леполагание непосредственно связано с функциями мотивирования и анализа.

Целеполагание как функция его важнейших компонент опирается на анализ состояния духовно-нравственного воспитания в образовательной организации по таким показателям, как: степень достижения планируемых результатов обучающимися в соответствии с программами духовно-нравственного воспитания на всех ступенях обучения; кадровое обеспечение преподавания основ духовно-нравственной культуры; использование

наиболее эффективных педагогических средств духовно-нравственного воспитания, присущих воспитательной системе школы и др. Традиционная трактовка ее назначения - постановка ведущих целей-перспектив и выбор ценностей как целей воспитания. Однако даже глубоко продуманный субъектами управления отбор или выбор ценностей как целей духовно-нравственного воспитания, предлагаемый многими педагогами-практиками и теоретиками не дает ожидаемого результата в сравнении с опытом В.А. Караков-ского, эффективность которого очень точно охарактеризовал Г.Ю. Беляев: «Инновация Караковского успешна потому, что состоялась на уровне личностных смыслов педагога на событийной «встрече» с личностным смыслом воспитанника» [1], поскольку, добавим мы, Владимир Абрамович обеспечил выбор и принятие педагогами и школьниками определенной системы ценностей.

По мнению психологов, принятие будущим гражданином духовных ценностей предполагает как освоение их значения для конкретной общности людей (социальной, этнической, религиозной и др.), так и извлечение личностного смысла этих ценностей, «значения для меня». Только смысловое наполнение той или иной ценности позволит выбрать ее и педагогу и школьнику в качестве целевого ориентира.

В данном случае целесообразным является использование в управлении идей А.В. Курбатова, который разработал и апробировал технологию ценностно-смыслового самоуправления, основанную на механизме согласования смыслов той или духовно-нравственной ценности определенным сообществом людей. На наш взгляд, она является эффективным способом принятия социальной группой (в том числе и студенческой) не только духовно-нравственных ценностей как таковых, но и тех их значений, которые становятся смыслом для членов этой группы. Важнейшим условием достижения этой цели стало введение А.В. Курбатовым для каждой ситуации некоего ограничения, которого должны придерживаться все участники группы. Оно позволяет выбрать из множества значений те признаки, характеристики ценности, которыми все согласны руководствоваться в своей жизни.

Таким образом, особенностями управления процессом духовно-нравственного воспитания обучающихся являются отношение руководителя образовательной организации к духовно-нравственному воспитанию как к самоорганизующейся системе, приоритетность функции мотивирования педагогов к соответствующей деятельности, принятие самим руководителем концепции духовно-нравственного воспитания как смыслообразования.

о

X

X

ф

со н о со

го ^

х

о

X

со о

о с со о

Библиографический список

1. Беляев, Г.Ю. Ценности и смыслы системы Караковского: диалог с современностью [Текст] / Г.Ю. Беляев // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т. 2. - № 1(36). - С. 64-74.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. - М.: Просвещение, 2010. - 24 с.

3. Коттер, Джон П. Впереди перемен [Текст] / Джон П. Коттер. - М.: Олимп-Бизнес, 2014. -256 с.

4. Управление воспитательной системой школы проблемы и решения [Текст] / под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М.: МПСИ, 2010. - 306 с.

5. Шитякова, Н.П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования [Текст] / Н.П. Шитякова. - Челябинск: ЧГПУ, 2004. - 172 с.

References

1. Belyaev Yu. Values and meanings of the system of Karachevskiy: dialogue with modernity. Russkaya i zarubezhnayafilologiya, 2017. Vol. 2. No. 1 (36). P. 64-74. [in Russian].

ro ч ф с

2 .0 i-

o о

X -О

I-

к ф

ч к

_ со X о

м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го £ ^ 3

I-

о о

X

X

ф

ю о о

о

2. The concept of spiritual and moral development and education of the Russian citizen. M.: Obrazovaniye, 2010. P. 24. [in Russian].

3. John P. Kotter. Ahead ofchange. M.: Olimp-Bizness, 2014. P. 256. [in Russian].

4. Management of educational system at school. Problems and solutions. Ed. by L. Selivanova, E. I. Sokolova. Moscow: MPSI, 2010. P. 306. [in Russian].

5. Sicakova N. P. Theoretical and methodological foundations and practices of spiritual and moral education of pupils in conditions of modernization of education. Chelyabinsk: Chelyabinsk gos. ped. un-t, 2004. P. 172. [in Russian].

Сведения об авторах: Шитякова Наталья Павловна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Верховых Ирина Валерьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about the authors: Shityakova Natalia Pavlovna,

Doctor of Sciences (Education),

Academic Title of Professor,

Professor, Department of Pedagogy,

Psychology and Subject Methods,

South Ural State Humanitarian Pedagogical

University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

Verkhovikh Irina Valerievna,

Candidate of Sciences (Education),

Associate Professor, Department of Pedagogy,

Psychology and Subject Methods,

South Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

ro m о

0 к <u

1

I

О

(0 ca о x

к >

Lû Lû

ГО X s

Э >

3

УДК 378 ББК 74.48

Т.И. Шукшина, И.Б. Буянова, С.Н. Горшенина, И.А. Неясова

педагогические условия практико-ориентированной подготовки магистрантов педагогического образования

В статье авторами представлены выявленные и экспериментально апробированные педагогические условия эффективной практико-ориентированной подготовки магистрантов в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы педагогической магистратуры.

Ключевые слова: магистратура, практико-ориентированная подготовка, образовательный модуль, сетевое взаимодействие, профессионально-ориентированная практика.

T.I. Shukshina, I.B. Buyanova, S.N. Gorshenina, I.A. Neyasova

practice-oriented pedagogical conditions of preparing masters of pedagogical education

The article describes identified and experimentally tested pedagogical conditions of effective practice-oriented training of undergraduates within the framework of implementation of the basic professional educational programs in pedagogical master degree training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.