Научная статья на тему 'Преподавание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»'

Преподавание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1110
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / СВЕТСКАЯ ЭТИКА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / RELIGIOUS CULTURE AND SECULAR ETHICS / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верховых Ирина Валерьевна, Забродина Инга Викторовна, Козлова Наталья Александровна

В статье рассматриваются некоторые подходы к преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе. Представлено тематическое планирование, охарактеризованы основные формы деятельности на уроке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верховых Ирина Валерьевна, Забродина Инга Викторовна, Козлова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching «Fundamentas of world religious cultures and secular ethics» course

Some of the approaches to the teaching of the course “Fundamentals of religious cultures and secular ethics” in elementary school are discussed. Thematic planning is presented and the main forms of activity in the classroom are described.

Текст научной работы на тему «Преподавание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»»

УДК 7(07) ББК 74.268.77

И.В. Верховых, И.В. Забродина, Н.А. Козлова ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ОСНОВы МИРОВых

религиозных культур и светской этики»

В статье рассматриваются некоторые подходы к преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе. Представлено тематическое планирование, охарактеризованы основные формы деятельности на уроке.

Ключевые слова: религиозная культура, светская этика, духовно-нравственное воспитание.

I.V. Verkhovykh, I.V. Zabrodina, N.A. Ког^а

TEACHING «FUNDAMENTAS OF wORLD RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS» COURSE

Some of the approaches to the teaching of the course "Fundamentals of religious cultures and secular ethics" in elementary school are discussed. Thematic planning is presented and the main forms of activity in the classroom are described.

Key words: religious culture and secular ethics, spiritual and moral education.

ro ca

о ^

m

0 <

1

(0 X

s

о cr ю ro со

ad

.0

ca о

x ^

<u 0Q

ad

Первого сентября 2012 года для обучающихся 4-х классов всех общеобразовательных школ введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Целью данного курса является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

К предметным результатам, которые необходимо достичь в результате освоения курса, относятся:

• готовность к нравственному совершенствованию, духовному саморазвитию;

• знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

• осознание ценности человеческой жизни [5, с.14].

С целью подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию курса ОРКСЭ в учебный план были введены дисциплины «Воспитательные аспекты преподавания основ светской этики» и «Воспитательные аспекты преподавания основ мировых религиозных культур». Данные дисциплины направлены на формирование у студентов ППК-3 способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучеб-ной деятельности. В результате освоения данных курсов студенты будут знать цели и особенности учебного предмета духовно-нравственной направленности, планируемые результаты в сфере духовно-нравственного развития и вос-

питания школьников, содержание примерной программы по модулям «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур»; уметь проектировать урок и разрабатывать рабочую программу по этим модулям; разрабатывать рабочую программу внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности; владеть опытом проведения урока по основам светской этики и основам мировых религиозных культур. Достигнуть названных результатов возможно благодаря продуманному тематическому планированию, использованию соответствующих методов и форм обучения, в том числе интерактивных.

В рамках подготовки студентов к деятельности в области преподавания ОРКСЭ нами было разработано тематическое планирование данного курса по дисциплинам «Воспитательные аспекты преподавания основ светской этики» и «Воспитательные аспекты преподавания основ мировых религиозных культур», ведущими темами которых являются: Нормативно-правовые основы организации духовно-нравственного воспитания в условиях полиэтнического и полирелигиозного общества, Основы духовно-нравственной культуры народов России как новая предметная область, Учебно-методическое обеспечение преподавания данных модулей, Приобщение младших школьников к нравственным ценностям в рамках курса ОРКСЭ.

Изучив тематическое планирование по данным дисциплинам, отмечаем, что данные курсы имеют незначительные отличия, которые выражаются в содержании модулей. Остановимся на этом более подробно.

Модуль «Основы светской этики» предполагает знакомство обучающихся с основами этикета, с историей его возникновения, с правилами поведения и общения. Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, в ходе которого обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в

дискуссии, общаться с другими людьми [4, с. 150].

Уроки светской этики научат ребёнка размышлять над тем, что такое добро, дружба, честность, порядочность, искренность, сострадание, милосердие, правда и ложь, равнодушие и жестокость.

Модуль «Основы мировых религиозных культур» познакомит обучающихся с истоками духовности, нравственности, продемонстрирует самобытность различных народов, проживающих на территории России. В основе данного модуля лежат такие ценности, как: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, грех, добродетель, покаяние и др.

Нормативно-правовой основой разработки курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики» являются следующие документы:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

• ФГОС начального общего образования;

• Примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ.

Особый интерес на занятиях у студентов вызывает Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Мы обращаем внимание на цели и задачи духовно-нравственного воспитания, отраженные в данном документе, на базовые национальные ценности, являющиеся основой воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития общества. Результатом работы с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является составленные студентами кластеры.

В основе курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики» лежат базовые национальные ценности. Каждый студент составляет терминологический словарь по этим ценностям. Так как курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики» введён для усиления воспитательных функций

о

о

й ш

о

¡2

-О X

5

ш о

ей о

X

о <5 го

о £

X

го ей го ч о

с

ф

^ с

общеобразовательных организаций, на занятиях мы со студентами обращаемся к изучению механизма приобщения младших школьников к духовным ценностям [1, с. 321] (рис.1).

На основе представленных в механизме компонентов студенты учатся планировать деятельность обучающихся на уроке.

Для реализации данной цели мы используем работу в малых группах и парах. Совместное обсуждение помогает студентам вникнуть в суть поставленной проблемы и предложить максимальное количество приемов, заданий и видов работы, направленных на усвоение младшими школьниками той или иной ценности.

ш

Рис. 1. Механизм приобщения младших школьников к духовным ценностям

Так, например, при обращении к ценности «милосердие» студенты предлагают использование следующих видов деятельности на уроке: работа с толковым и этимологическим словарями, анализ пословиц и поговорок о милосердии, этические беседы по теме, разрешение нравственных дилемм, изобразительная деятельность на данную тему, прослушивание музыкальных произведений и проектная деятельность (на основе методических приемов, раскрытых И.В. Забродиной) [3].

Курс ОРКСЭ предполагает и такие формы организации деятельности, как экскурсии, посещение театров, кинопоказ с последующим обсуждением содержания фильма, встреча с представителями религиозных организаций. На занятиях со студентами мы не просто называем и рассматриваем эти формы деятельности, но и совместно со студентами апробируем их на практике.

Так, например, просмотр мультфильма «Необыкновенные приключения Серафимы», кинофильма «Щенок»: после просмотра студентам необходимо было не только выделить ценностные основания данных видеопродуктов, но и составить вопросы для проведения этических бесед с детьми.

Также вызывают интерес встречи со священнослужителями. На таких встречах студенты задают интересующие их жизненные вопросы, вопросы, связанные с традициями той или иной религии, а также вопросы, касающиеся введения курса ОРКСЭ в образовательный процесс начальной школы. За рамки занятий были вынесены экскурсии в Свято-Троцкий храм, храм Александра Невского, мечеть, а также в картинную галерею.

Так как курс ОРКСЭ знакомит детей с культурой и традициями народов, проживающих на территории Российской Федерации, содержание каждого урока наполнено изучением культурного наследия России. Учитель, преподающий курс ОРКСЭ, должен и сам обладать высоким уровнем культуры, и уметь «создавать условия для вхождения обучающихся в контекст культуры вместе с педагогом» (Н.Е. Щуркова).

Мы предлагаем студентам создать педагогическую копилку, в которую можно

включить репродукции картин известных художников, музыкальные произведения известных композиторов, рассказы, сказки и притчи, которые можно использовать на уроках в качестве дополнительных источников. Все представленные в педагогической копилке материалы структурируются по темам модулей («Россия - наша Родина», «Культура и религия», «Культура и мораль», «Добро и зло» и др).

Одним из умений, которые необходимо сформировать у студентов, является умение проектировать урок и разрабатывать рабочую программу по модулю «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». С этой целью мы знакомим студентов с Примерной программой курса, Рабочими программами по каждому модулю, учебниками и методическими пособиями. Так как по каждому модулю существует не один учебник, мы предлагаем студентам выполнить анализ содержания каждого учебника и составить рекомендации с обоснованием к использованию одного из них.

Перед тем как студенты начнут составлять план и технологическую карту одного из уроков ОРКСЭ, необходимо, на наш взгляд, познакомить их с разработанными опытными учителями уроками. Данный вид работы возможен за счет просмотра видеозаписей уроков ОРКСЭ с последующим анализом, посещения уроков во время педагогической практики, изучения технологических карт уроков. Первым этапом планирования уроков является целеполагание. Поэтому студентам необходимо научиться формулировать конкретные результаты (личностные, метапредметные и предметные). В соответствии с поставленными целями они подбирают содержание материала и формы организации деятельности детей.

Изучение дисциплин «Воспитательные аспекты преподавания основ светской этики» и «Воспитательные аспекты преподавания основ мировых религиозных культур» завершается экзаменом в творческой форме. Студентам предлагается выполнить проект на одну из следующих тем:

о

о

й ш

о

¡2

.0 X

5

.0

ей о

.0

ей о

X

о <5 го

о £

X

го ей го ч о

с

ф

^ с

Использование музыкальных произведений на уроке «Основы светской этики»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле поступков людей на уроках «Основы светской этики»;

Воспитание сопричастности своей родине, народу и истории на уроках «Основы мировых религиозных куль-

тур» (на примере одной из мировых религий);

Духовный смысл праздников в религиозной культуре христианства, ислама, буддизма, иудаизма и др.

Проект предусматривает не только создание презентации на выбранную тему, но и составление технологической карты урока и демонстрацию фрагмента урока, в котором отражена тема проекта.

Библиографический список

1. Верховых, И.В. Приобщение младших школьников к духовным ценностям [Текст] / И.В. Верховых // Инновационные процессы в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения: сб. науч.: в 3 т. Т. 2. Челябинск: ЧГПУ, 2010. - С. 215-223.

2. Верховых, И.В. Проектная деятельность младших школьников в процессе изучения основ православной культуры [Текст] / И.В. Верховых, Н.П. Шитякова // Денисов, А.М. Основы православной культуры: первые уроки в школе: учеб.-метод. пособие / под ред. Н.П. Шитяковой. - Челябинск: ЧГПУ, 2012. - С. 6-11.

3. Забродина, И.В. Использование элементов этимологического анализа на уроках курса «Основы православной культуры» [Текст] / И.В. Забродина // Денисов, А.М. «Основы православной культуры» в школе: проектирование педагогического процесса: учеб.-метод. пособие / под ред. Н.П. Шитяковой. - Челябинск: ЧГПУ, 2013. - С. 153-162.

4. Козлова, Н.А. Использование интерактивных форм обучения в системе общего развития Л.В. Занкова [Текст] / Н.А. Козлова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сб. науч. тр. по материалам Международной науч.-практ. конф.: в 3 ч. Ч. 2. - М.: АР-Консалт, 2014. -С.149-151.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Мин-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

References

1. Verkhovykh I.V. Familiarizing younger schoolchildren with cultural wealth. Innovatsionnyie protsessy v vospitanii, obuchenii i razvitii podrastayushchego pokolenia: sb. nauch. trudov in 3t. Volume 2. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University. 2010. P. 215-223. [in Russian].

2. Verkhovykh I.V. Project activity of younger schoolchildren in the course of studying Orthodox culture. Denisov A.M. Fundamentals of Orthodox Culture: first lessons at school. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University. 2012. P. 6-11. [in Russian].

3. Zabrodina I.V. Using elements of the etymological analysis at the lessons of the course "Fundamentals of Orthodox Culture". Denisov A.M. "Fundamentals of Orthodox Culture" at school: design of the pedagogical process. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University. 2013. P. 153-162. [in Russian].

4. Kozlova N.A. Using interactive forms of education in the overall development of the system of L.V. Zankov. Nauka, obrazovanie, obshchestvo: tendentsii i perspektivy: sb. nauch. trudov in 3t. Volume 2. M.: AR-Consult. 2014. P. 149-151. [in Russian].

5. The federal state educational standard of primary education. M.: Prosveshchenie, 2010. P. 31. [in Russian].

Сведения об авторах: Верховых Ирина Валерьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Information about authors Verkhovykh Irina Valeryevna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methodologies, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Забродина Инга Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Козлова Наталья Александровна,

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Zabrodina Inga Viktorovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methodologies, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Kozlova Natalia Alexandrovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methodologies, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Candidate of Sciences (Pedagogy), E-mail: [email protected]

УДК 371.01 ББК 74.202.2

Е.Ю. Волчегорская, О.В. Рябова

модель формирования познавательно-аналитической компетенции младших школьников средствами исследовательской деятельности р

В статье рассматривается сущность и структура познавательно-аналитической компетент- с <и ности младшего школьника. Описываются теоретико-методологические основания и компо- о ф ненты структурно-функциональной модели формирования познавательно-аналитической компетентности младшего школьника средствами исследовательской деятельности.

Ключевые слова: младший школьник, познавательно-аналитическая компетентность, исследовательская деятельность.

E.Yu. Volchegorskaya, O.V. Ryabova

FORMATION OF THE INFORMATIVE AND ANALYTICAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The structure of primary school pupils cognitive-analytical competence is discussed. The theoretical and methodological foundations and components structural-functional model of cognitive-analytical competence formation by means of research activities are described.

Key words: primary school pupils, cognitive-analytical competence, research activity.

В современном постиндусгриаль- приобретения, организации и приме-ном обществе успешен не тот, кто много нения знаний из различных источни-знает, а тот, кто владеет инструментами ков информации. Одним из таких ин-

о

О) р

5 m

ГО о

го£

É5

ÎH

Sg

£ ° о ^ с ф с- а. к о

X ш

го g р

S о

О*

ч го

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.