Научная статья на тему 'ИКТ на уроке немецкого языка'

ИКТ на уроке немецкого языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2112
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ ШКОЛА / НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК / SCHOOL / GERMAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Елена Алексеевна

Статья раскрывает возможности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы в условиях модернизации образования. По мнению автора, это способствует решению главной задачи учителя на современном этапе - обучая развивать, т. е. учить школьника мыслить творчески, видеть проблему и находить пути ее решения, формировать ценностное отношение к информационным знаниям, стремление к образованию и самообразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быкова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of ICT in German language classes means the pledge of success

The process of the society's information couldn't leave school and teachers'groups aside. The material and technical basis such as: information technology classes, digital educational resources and of course the knowledge of pedagogical and information technologies, having got by the teachers at the refresher courses, is capable to cope with this problem. The methods of the creation of projects, presentations and the use of CD, slides and clips are capable of doing teaching more interesting, visual and rich in content.

Текст научной работы на тему «ИКТ на уроке немецкого языка»

№2(20)2009

Е. А. Быкова

ИКТ на уроке немецкого языка

Статья раскрывает возможности использования информационно-коммуни-кационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы в условиях модернизации образования. По мнению автора, это способствует решению главной задачи учителя на современном этапе — обучая развивать, т. е. учить школьника мыслить творчески, видеть проблему и находить пути ее решения, формировать ценностное отношение к информационным знаниям, стремление к образованию и самообразованию.

В мире, все более зависимом «от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними» [1 ]. Сегодня учащиеся владеют широким кругом компьютерных навыков благодаря урокам информатики. Процесс информатизации общества не мог оставить в стороне школы, учительские коллективы. «Именно учитель, а не компьютер, является наиболее важной составляющей учебного процесса. Для эффективного использования компьютеров в школе, классе учитель должен овладеть не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками» [1].

Передо мной, учителем с 25-летним стажем, осуществляющим педагогическую деятельность в условиях модернизации образования, информатизации, встала задача по-новому организовывать учебный процесс, т. е. использовать ИКТ. В связи с этим возникла потребность в дальнейшем самообразовании, самосовершенствовании. Знания педагогических и информационных технологий, полученные во время прохождения курсовой подготовки (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, направление «Информационные технологии», программа «Офисные технологии»), материально-техническая оснащенность школы позволили мне отдельные материалы готовить вместе сучащимися.

Свою работу по внедрению цифровых образовательных ресурсов на уроках я начала

с мультимедийных презентаций своих коллег, электронных учебников, интернет-ресурсов. Со временем, сделав подборку электронных адресов по немецкому языку, освоила разработку уроков в форме мультимедийных презентаций, проектную методику и начала их использовать. Применение цифровых образовательных ресурсов позволило реализовать ряд задач: развивать творческие способности учащихся, предоставлять возможность, выполняя различные задания, работать в индивидуальном темпе.

Следует отметить, что при минимальной оснащенности кабинетов учителю сложно удерживать интерес и внимание школьников. Справиться с этой задачей помогает материально-техническая база школы (три компьютерных класса с выходом в Интернет, три интерактивные доски, хорошо оборудованная медиатека с видеозалом). В медиатеке накоплен большой фонд цифровых образовательных ресурсов. Обучающие CD по разным предметам помогают подобрать необходимый материал для уроков. Что касается CD на немецком языке, то я с удовольствием использую: «Немецкий разговорный язык». Мультимедийный курс New Media Generation; Н.Снегирева «Немецкий язык». Тестовый комплекс Magna Media; Образовательная коллекция «Немецкий для школьников 5-9 классов» ООО «1С — Паблишинг»; «Deutsch», 85 устных тем по немецкому языку Magna Media; «Золотой немецкий» Единой коллекции ЦОР.

№2(20)2009

в.

0 g

з-

01

s %

S!

о

В:

а %

Известно, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для усвоения иностранного языка. В начальной школе мы работаем с учебно-методическим комплексом (УМК) И. Л. Бим «Deutsch. Die ersten Schritte», включающим учебник, тетрадь, книгу для учителя, аудиокассеты. Уроки иностранного языка в начальной школе должны быть образными, с использованием иллюстративного материала. Очень любят ребятишки, когда уроки проходят в видеозале, где повторить алфавит, числительные, названия цветов помогает сказочная Баба-Яга (CD «Баба-Яга за тридевять земель»). Каждому ребенку хочется помочь Бабе-Яге пройти препятствия, поэтому они стараются очень быстро выучить буквы и слова. Используемый интерактивный материал построен на мультипликационных образах.

В этом учебном году изучать информатику начали третьеклассники. Вместе с одной из учениц мы выбрали тему творческой работы «Мой друг Винни», где решили рассказать о том, кто такой Винни, какой он и чем занимается. Мыслей и желаний оказалось так много, что мы с Аней (так зовут ученицу) поняли, что вдвоем нам не справиться, и тогда к нам присоединились ученица 11-го класса «А» Елена Гуц и учитель информатики О. Ю. Смокотина. Общими силами получилась чудесная мультимедийная презентация, которая включила в себя не только звуковое сопровождение, тестовые игровые задания для ребят, но и раскраску, которая не оставит равнодушным ни одного ребенка.

Опыт использования ИКТ на уроках в начальной школе позволил сделать вывод, что именно компьютер дает реальные возможности превратить обучение в увлекательный процесс познания мира.

Учитель, любящий свое дело и болеющий за него, непременно должен иметь в своем арсенале, наряду с традиционными методиками, набор инновационных технологий, который позволит сделать процесс обучения учащихся понятным и интересным. Успешно применяют информационные технологии на средней ступени обучения. В этом помогает знание программы Microsoft Power Point. Эта программа представляет собой графический пакет презентаций и слайд-фильмов. Пользователь по-

лучает все необходимое: разнообразные функции работы с текстом, средства для рисования. В тех классах, где дети не изучают информатику, использую презентации, которые создаю сама. Заранее созданная презентация заменяет классную доску для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях при объяснении нового материала или, наоборот, как итоговый продукт серии уроков. Ученики помогают мне в сборе информации. Так появились презентации «Die Jahreszeiten», «Das ABC-Fest» — 5-й класс, «Der Obst-und Gemüsemarkt», «Das Märchenkarneval» — 6-й класс. На подобных уроках ребята более активны.

Ученики старших классов также готовят презентации, но в зависимости от своих собственных интересов. Из носителя готовыхзнаний на данное время превращаюсь в организатора познавательной и исследовательской деятельности. Моя задача заключается в том, чтобы поддержать интересы ребят, поэтому разрабатываю и провожу уроки, в основе которых — проектная методика. «В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему» [1]. По типу выделяют исследовательские, творческие, ролевые проекты, которые могут объединять несколько предметов одновременно или монопроекты. По продолжительности проекты делят на краткосрочные и долгосрочные. Все зависит от выбранной темы.Финальной точкой проекта является тот результат, который участники проекта показывают на общем мероприятии. Результат можно предъявить в форме видеофильма, презентации, видеоклипа, доклада и т. д. Начиная с 5-го класса, в учебнике «Deutsch. Erste Schritte» (И. Бим) и до 9-го класса, в каждой теме учебника есть раздел «Projekte». Стараюсь не относиться к разделу проектов формально. Но всегда помню, что именно проектная деятельность позволяет раскрыться творческому потенциалу ученика, увидеть его в активной деятельности, поддерживая при этом интерес к немецкому языку. Совсем

44

№2(20)2009

не важно, что проекты в 5-6-х классахявляются в основном краткосрочными: смастерить, склеить, нарисовать, — это не умаляет их значимости. Интерес к предмету есть, что же еще нужно учителю. Организация практических занятий посредством метода проектов обеспечивает культуроведческую направленность уроков, лучшее понимание культуры России и немецкоязычных стран, возможность передать информацию средствами иностранного языка, включение в диалог двух культур. Подготовка учащихся ктакому диалогу проводится в рамках уроков страноведения: знакомство с историей, природой, достопримечательностями. В этом тоже помогают информационные технологии. Школьник, не имеющий возможности побывать в стране изучаемого языка, может сделать это виртуально. Виртуальная экскурсия позволяет «пройти» по знаменитой улице Unter den Linden; посетить Дрезденскую картинную галерею, где можно насладиться картинами известных мастеров, полюбоваться красотой Женевского озера, наконец услышать тирольские напевы:

http:/www.poedem.ru

http:/www.avialine.com

http:/www.turism.ru

Все это непременно наталкивает учеников на необходимость уделять больше внимания изучению немецкого языка, чтобы в будущем подобные экскурсии могли стать реальностью.

Несколько уроков обычно посвящается подбору и обсуждению материала для подготовки проектных работ. Необходимо уточнить, что заранее готовятся ссылки на web-сайты, которые ученики могут использовать в своих исследованиях. В нашем распоряжении подборка ссылок, к которым мы особо часто обращаемся: http:/www.1 september.ru http:/www.russian-online.net/de http:/www.koelnerka rneval.de http:/www.weihnachtsmanndorf.de http:/www.blindekuh.de

Более подробно рассмотрим план и результат работы над проектом по теме «Экология», направление «Давайте вместе заботиться о нашей планете Земля!»

Основополагающие вопросы темы:

1. Какя могу изменить что-либо клучшему?

2. Что я должен сделать, чтобы защитить природу?

Дидактические цели:

• привлечение внимания детей к значимости экологических проблем;

• развитие познавательной и коммуникативной деятельности учащихся в работе над языковым материалом.

Методическая задача проекта:

• учить обсуждению проблем окружающей среды на немецком языке;

• тренировать в распознавании лексики по теме и употреблении ее в различных ситуациях, освоить понятие «загрязненность среды»;

• аргументировать свое высказывание, давать советы, готовить тезисы для выступления на конференции по теме «Юные друзья природы».

Подготовительный этап работы над проектом включает в себя обзор современных молодежных и детских журналов «Schrumdirum» и «Juma», региональной газеты «Zeitung für dich», интернет-ресурсов, учебников, дополнительной литературы (анализ структуры и содержание).

Основной этап работы:

• обсуждение последовательности и сроков выполнения проекта;

• деление учащихся на микрогруппы;

• планирование работы в группах и их практической деятельности; консультации и координация работы в микрогруппах учителем.

Проблемные вопросы групп:

Группа № 1. Как я могу позаботиться о лесе и животных в нем?

Группа № 2. Что я могу сделать, чтобы улицы города и мой двор были чистыми?

Группа № 3. Что ждет нас в будущем, если мы не будем заботиться о природе?

Группа № 4. Что делают подростки в России и в Германии для решения экологических проблем своих стран?

45

№2(20)2009

Предполагаемый результат:

• проведение силами участников проекта конференции на тему «Юные друзья природы».

Режим работы над проектом — учитель-кон-сультант > ученики > учителя-предметники.

Время работы над проектом: 8 учебных часов.

В качестве результата работы над проектом каждая из групп представила презентацию.

Группа 1.

Слайд 7. Der Begrif «Waldsterben» ist nicht neu. Der Wald ist für uns alle wichtig, (рисунок)

Слайд 2. Kennst du solche «Touristen»? Was macht ihr mit unseren Wäldern? Warum lasst ihr sie nicht grün? Wollt ihr eine gröe Wüste haben? Seht mal genauer hin! (рисунок)

Слайд 3. Wie sterben Tiere und Vögel aus? Tiere und Vögel kommen in Gefahr, weil man ihren Lebensraum zerstört und verschmutzt hat. Wenn sie keinen anderen Platz finden, wo sie Nahrung und Ruhe haben, sterben sie ganz aus. (рисунок)

Слайд 4. Фоновый рисунок + стихотворение.

Слайд 5. Фигурная диаграмма. Der Wald... gibt uns Holz; schmückt unseren Planeten; schützt das Feld vor Dürre; ist ein Zuhause für viele Tiere; schützt den Menschen vor Kälte; sorgt für die Sauberkeit der Luft; bildet die grünen Lungen des Landes.

Слайдб. Sie brauchen unsere Hilfe! Wirfinden wichtig: den Wald sauber zu machen; an den Umweltschutz teilzunehmen; an der Aktion «Sauberer Wald» teilzunehmen; Vögel zu füttern, Vogelbauer zu machen, neue Bäume zu pflanzen; das Wasser und die Luft nicht zu verschmutzen, (рисунок)

Слайд 7. Überlegungen... Unsere Erde ist sehr krank. Wenn wir nicht schnellsten anders mit ihr umgehen, wird sie sterben. Das muss auch jedem Kind bewügemacht werden, denn die Kinder sind es, die auf der Erde nach uns leben werden. Es ist vielleicht eine kleine Erde, aber sie ist alles, was wir haben, (рисунок)

Слайд 8: Авторы. Список литературы.

46

Группа 2.

Слайд 7. Meine Stadt. Meine Stadt und ich — wir sind Freunde, die sich kennen, (рисунок)

Слайд 2. Meine Stadt ist oft schmutzig; Aber mein kleiner Bruder ist es auch, und ich mag ihn. (рисунок + стихотворение)

Слайд 3. Zuviel Müll. Der grüne Punkt: Recycling lebt vom mitmachen! (рисунок + текст)

Слайд 4. Meine Stadt ist oft laut; Aber meine gro?e Schwester ist es auch, und ich mag sie. Der Verkehr ist aber hier stark, (рисунок + текст)

Слайд 5. Wir finden: Es ist wichtig Energie und Wasser zu sparen; die Klassenzimmer und andere Räume sauber zu halten; Abfälle von Essen in die Müllkörbe zu werfen; nur gekochtes Wasser zu trinken;... (рисунок + текст)

Слайд 6. Авторы. Список литературы.

Группа 3.

Слайд 7. Die Gedanken über die Zukunft der Erde: Wir finden es rechtzeitig, über die Zukunft unserer Erde zu reden. Wie und wovon werden die Menschen im Jahr 2050 leben, wenn die Luft, das Wasser und die Natur verschmutzt sind, (рисунок) Слайд 2. Sauer Regen ist sehr gefährlich für Pflanzen, Flüsse und Seen, auch für Tiere. Viele Bäume werden zerstört, (рисунок + текст)

Слайд 3. Luftverschmutzung. Die Fabriken und die Werke bringen schädliche Gase in die Luft. Autos bringen auch immer mehr Luftverschmutzung. (рисунок + текст)

Слайд 4. Wasserverschmutzung. Alles Leben auf der Erde braucht Wasser. Aber fast überall ist das Wasser verschmutzt, (рисунок + текст) Слайд 5. Das Ozonloch, (рисунок + текст) Слайд 6. Was bringt die Zukunft? (рисунок + текст)

Слайд 7. Unser Planet soll sauber sein. Wir müssen Bäume und Blumen pflanzen; wir sollen für Tiere Lebensräume schaffen, die Gärten pflegen; wir müssen die Tage der Umwelt organisieren, ... (рисунок + текст)

Слайд 8. Авторы. Список литературы.

Группа 4.

Слайд 7. Die Jugendlichen und der Umweltschutz. Nicht alles in Deutschland ist «Natur pur». Nicht überall ist es in Russland romantisch, (рисунок + текст)

№2(20)2009

Слайд 2. Ohne Wasser würd's kein Leben auf der ganzen Erde geben. Alle — Kinder, Jugendlichen, Erwachsenen — interessieren sich für die Umweltprobleme. Es gibt UWS — Gruppen und — Organisationen, (рисунок + диаграмма)

Слайд 3. Der Schutz der Natur. Die Jugendlichen machen Zeichen oder malen Plakate, die als eine Mahnung dienen, (рисунок)

Слайд4. Eine Erfolgreiche Umweltpolitik braucht die Mitwirkung aller Bürger! (фотография + текст)

Слайд 5. Ein indianisches Sprichwort: Erst wenn der letzte Baum gerodet, der letzte Flu? vernichtet, der letzte Fisch gefangen ist, werdet ihr feststellen, dass man Geld nicht essen kann. Слайд 6. Авторы. Список литературы.

Работа над проектом весьма трудоемка, но интересна. Чтобы добиться наилучшего эффекта, ставлю перед собой задачу научить ребят не только работать самостоятельно, но уметь преодолевать некоторые трудности, прогнозируя результат работы.

Одной из актуальных тем при выборе следующего проекта стала для учеников 11-го класса тема «Die Berufswahl». Задача проекта нацелена на конечный результат — работу как итог самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Определив для себя основную проблему проекта, стараюсь подвести учеников к тому, чтобы они сами сформулировали цель. Для выполнения определенной задачи ребята собираются в ми-ни-группы. Одна группа ребят провела опрос среди учащихся 11 -х классов, какую из профессий они считают наиболее популярной. После чего данную информацию представили в виде графика рейтинга популярности профессий. Другая группа ребят, работая в сети Интернет, определила рейтинг популярности профессий среди немецких школьников. Содержательным получился материал о вузах города, подготовленный другой группой учащихся. Презентация является планом урока и помогает на большом экране демонстрировать дополнительные материалы к выступлению преподавателя или ребят в определенном порядке.

Конечная цель проекта решена: ясны интересы учеников и их потребности в знаниях. Школьники увидели интересный презентационный результат своей работы, и следовательно можно говорить о повышении их мотивации к изучению немецкого языка.

Знакомство учеников с официальным сайтом нашего города произошло в процессе работы над проектом «35 лет Ленинскому району» (здесь расположена наша школа). Одни ребята подбирали фотографии, другие знакомились с историческими справками, подбирали стихи о городе, районе. Все вместе компоновали материал, переводили на немецкий язык. Нашлось в этом проекте также место обозрениям о нашем знаменитом земляке В. М. Шукшине; в школе есть зал, посвященный жизни и творчеству Василия Макаровича.

Дидактические возможности компьютера не могут сравниться ни с одним техническим средством, применявшимся раньше учителем. В условиях сдачи единого государственного экзамена, дающего независимую оценку учебному труду, возникла необходимость более широкого применения тестового контроля. Тесты позволяют ускорить процесс выполнения задания, варьировать его сложность, объективно оценить знания, умения и навыки учеников. Они являются четким и ясным заданием по конкретной грамматической теме, требующим однозначного ответа. Ребята с удовольствием работают с тестовыми заданиями: сами выбирают уровень сложности, темп работы. Но, самое главное, они сразу могут ознакомиться с результатом теста. Работа один на один с компьютером позволяет учащимся чувствовать себя более раскованно. Самые упорные учащиеся работают до тех пор, пока не получат достойную оценку своих знаний. Чаще всего такие тренировочные тестирования проводятся перед итоговым занятием по грамматической теме.

Отличительной чертой современного этапа информатизации образовательных учреждений является широкое распространение в школах интерактивных досок. В нашей школе их три. Я начала обучение с доской 1п1ег\Л/гке Бс1юо1Воа^. Честно скажу, интересно. Пока не могу рассказать обо всех плюсах и минусах

47

№2(20)2009

работы с использованием интерактивной доски, но одно поняла точно: этот инструмент учителя дает дополнительные возможности средствами интерактивной презентации учебного материала мотивировать учащихся, вовлекая их в совместную деятельность. Интерактивная доска позволяет объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. Перед началом работы интерактивная доска подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран, проецируется изображение от источника, с которым теперь можно работать прямо на поверхности доски. Запись на доске ведется электронным пером. Взяв в руку специальный маркер, можно работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, корректировать схемы, вносить изменения в текст. Сенсорные устройства улавливают прикосновения и транслируют соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами, графическими объектами, аудио- и видеоматериалами, интернет-ресурсами, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте. Можно по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски, привлекая к процессу учащихся, которые на уроках информатики учатся с ней работать. Среди инструментов интерактивной доски присутствуют такие, как перемещение объекта по экрану, инструменты рисования и построения фигур, плавающая клавиатура для набора текста и др. С помощью этих инструментов можно решать следующие типичные учебные задачи: систематизировать информацию, конструировать, проверять закрытые данные, заполнение предложенного упражнения, построение чертежей на доске. Необходимые материалы можно располагать внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Ау-дио- и видеофайлы можно легко контролиро-

48 >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вать, проигрывая небольшие отрывки, если это необходимо. Любые замечания и добавления к файлу можно сохранить и использовать на следующих занятиях. Интерактивные доски экономят время, позволяя хранить все материалы в одном компьютере. Интерактивная мультимедийная среда позволяет учащемуся проверить, правильно ли он рассуждает, притом всегда можно исправить ошибку. Работа с интерактивной доской делает занятие более динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока.

Интегрированный урок, который мы провели вместе с коллегой в 7-м классе по теме «Путешествие в Москву», понравился и детям, и коллегам. Непременно предполагалось участие ребят в дальнейшем развитии хода урока. Стоилотолько прикоснуться кдоске, каксразу менялась форма представленной информации. Так, урок-путешествие позволил ученикам не только решить кроссворд, не только внести изменения в заданное упражнение, но и выступить в роли гидов, проводящих экскурсию по Красной площади: каждый ребенок выбирал фотографию достопримечательности, выводил ее в центр доски, увеличивал в размере, рассказывал о ней на немецком языке и только потом эта фотография занимала свое место в соответствии с планом. Хочется заметить, что ученики этого класса никогда не были в Москве и им было вдвойне приятно самим принять участие в создании виртуального плана Красной площади. Разработка данного урока отправлена на конкурс «Открытый урок».

Использование интерактивной доски во время учебного процесса можно охарактеризовать так: во-первых, бесспорно, связь с существующими технологиями обучения сохраняется, возможно ограниченное включение в традиционные формы ведения учебного процесса, не требующее существенной перестройки ни психологии учителя, ни психологии восприятия материала обучаемыми. Во-вторых, проведение всех видов учебной работы с использованием мультимедийной обучающей среды, демонстрируемой и управляемой с помощью интерактивных устройств, улучшает

№2(20)2009

восприятие материала учащимися, помогает им сосредоточиться и принимать активное участие в работе.

Подготовка уроков с использованием интерактивной доски занимает немало времени. Необходимо подобрать материал, создать презентацию, продумать задания, игры. Но когда передо мной горящие восторженные глаза учеников, я понимаю, что не имею никакого права вести урок иначе. Даже самый неуспешный ученик начинает активно работать на таком уроке, непременно желая не просто что-то сказать или прочитать, а подойти к доске и выполнить правильное действие.

В нашем отечественном образовании есть удивительное явление — Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады. Проводит эти олимпиады Центр дистанционного образования «Эйдос» при участии Российской академии образования. Школьники с 1-го по 11-й классы принимают участие в эвристических олимпиадах.

В этом учебном году впервые было решено участвовать (с ученицей 8-го «А» класса Ниной Семищенко) в олимпиаде образовательного центра «Эйдос» по немецкому языку (страноведение). Задания получили неожиданные, все направлено на развитие творческих способностей ребенка: нужно было придумать костюм, чтобы пойти на карнавал и объяснить, почему именно так будешь выглядеть во время праздника; познакомиться с «приведением» и расспросить его о месте проживания; составить рождественское меню для немецких гостей; перевести на русский язык детскую немецкую песенку «Oh, Tannenbaum». Разве это не здорово! Олимпиады центра «Эйдос» имеют определенную особенность: задание нужно выполнить и в этот же день по электронной почте отправить на проверку. По итогам олимпиады наша участница Нина Семищенко заняла III место среди шестидесяти учеников 6-8-х классов. Скоро новая дистанционная олимпиада по немецкому языку, на сей раз — перевод.

Использование ИКТ во внеурочной работе по предмету оказывает эмоциональное воздействие на учащихся: ребята становятся совсем иными, нежели на уроке. Даже дети, которые испытывают трудности с изучениемязы-

ка, с большим желанием и старанием пытаются учить слова сценок, стихотворений, песен. Они с удовольствием поют на немецком языке, учат стихи, читают сказки и рассказы современных немецких авторов. Организация внеурочной работы по предмету занимает много времени, но хочу заметить, что эта работа очень благодатна. Свою методическую копилку обновляю и пополняю с помощью ин-тернет-ресурсов:

http:/www.eks-pb.de/abc_musik.htm

http:/www.kidsweb.de/abc_spezial/abc

http:/mausini.com/de/ABC. html

http:/www.sandmaennchen.de

http:/www.br-online.de/kinder

http:Zwww.kidsweb.de

Считаю, что Интернет помогает формировать у школьников прочную мотивацию для изучения немецкого языка, поэтому большое значение придаю организации работы учащихся по поиску и подбору информации в Интернете. Осуществляя подбор необходимого материала, ученики непроизвольно получают много дополнительной информации, которая впоследствии непременно пригодится.

Важнейшим элементом повышения квалификации учителя (наряду с курсами) служит активный обмен опытом с коллегами посредством электронной почты, форумов в рамках сетевых сообществ. Общение в чатах направлено на обсуждение проблем, волнующих участников сообщества; на обмен информацией, опытом работы, создание новых методических материалов. Проект «Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru) является одним из сетевых ресурсов для обмена опытом творческих и ИКТ-ак-тивных учителей страны. Учителям предоставлена возможность обмениваться материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании, при-ниматьучастие в сетевых конкурсах. В 2008 году вместе с учениками мы приняли участие в кон-курсе-фотомарафоне «Счастливого Нового года!». Каждый раз к Новому году мы с ребятами украшаем наш кабинет. В школьном конкурсе на самый праздничный кабинет мы не раз занимали первое место, но вот на конкурс такого уровня мы выставили фотографию впервые.

49

№2(20)2009

Нам с детьми было очень приятно читать добрые отзывы о нашей работе. Да и увидев фотоработы других авторов, многое взяли на вооружение.

Совсем недавно познакомилась с сетевым сообществом «ИнтерГу.ги» (www.intergu.ru). Это интернет-государство учителей. Целью данного проекта является поддержка профессиональной деятельности учителя, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность. Проект имеет собственную экономику, «виртуальные деньги» под названием «гурики». У каждого участника проекта есть свой «счет» и он может пополнять его, принимая участие в работе проекта. С удовольствием использую на уроках и во внеурочной деятельности разработки своих коллег. Предложила несколько собственных работ. Уже заработала звание «Учитель первой гурии». Звание присваивается в связи с успехами, достигнутыми в повышении квалификации в области дистанционного обучения и образовательных технологий. Точно знаю, что на верном пути и еще есть, к чему стремиться.

Кроме того, я классный руководитель 6 «А». Мои ученики постоянно ждут от меня чего-то нового, интересного. Сделать работу яркой и презентабельной помогают мне информаци-онно-коммуникационные технологии. Часто приходится использовать в своей работе анкетирование, поскольку эта форма работы является наиболее продуктивной для прогнозирования интересующей информации. С помощью электронных таблиц Microsoft Excel можно обрабатывать результаты данных анкет. Организуя классные часы в своем 6-м «А», часто использую презентации, которые наглядно представляют материал по любой теме. Работа с программой Windows Movie Maker позволяет создавать клипы к праздникам, классным часам, что делает их незабываемыми. Никого не оставили равнодушными клипы к выпускному вечеру, дню Святого Валентина, к отчету на родительском собрании о проделанной работе за год. Родители с восторгом восприняли видеоклип о жизни своих детей. Комментариев не потребовалось.

50 >

Нынешнее время отличает неуклонно растущий процесс информатизации общества, и особо приятно осознавать себя участницей этого процесса. Важным направлением в организации образовательного и воспитательного процесса является создание школьного сайта. На сайте школы создана копилка методических разработокучителей. Здесь представлены уроки и внеклассные мероприятия, презентации, дидактический материал.

Как победитель приоритетного национального проекта «Образование» наша школа включена в проект «Сетевой город». «Сетевой город» — это комплексная сетевая система, объединяющая в единую сеть общеобразовательные учреждения и органы управления образования в пределах города [3]. Каждый пользователь в образовательном учреждении, а также родители учащихся имеют возможность авто-ризированного доступа к «своей» информации с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Все классные руководители школы прошли обучение для работы в этом проекте — по ведению классного журнала. Появилась возможность самостоятельно отслеживать и прогнозировать итоги учебного процесса.

Пусть сделано еще очень мало, поскольку в этой деятельности я пока новичок, самое главное — есть желание продолжать и дальше использовать ИКТ на своих уроках, есть время и силы заниматься такой работой во внеурочное время. Главное, чтобы мои ученики полюбили мой предмет так же, как люблю его я.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Обучение для будущего / D. Candau [и др.] (при поддержке Microsoft, Intel"). М., 2002.

2. Ольховская Л. И., Рудакова Д. Т., Силаева А. Г. Золотая рыбка в Сети: интернет-технологии в средней школе: практическое руководство. М.: Прожект Хармони, Инк., 2001.

3. Малько Г. Н., Смокотина О. Ю. Информационные технологии в управлении учебно-воспитатель-ным процессом в образовательной школе // Вестник Московского городского педагогического университета. 2008. №5(15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.