Научная статья на тему 'Целевая программа «Интеграция основного и дополнительного образования детей на основе развития исследовательской работы с детьми и внедрения форм дистанционного дополнительного образования» на 2013-2017 годы'

Целевая программа «Интеграция основного и дополнительного образования детей на основе развития исследовательской работы с детьми и внедрения форм дистанционного дополнительного образования» на 2013-2017 годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТОЧКИ РОСТА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожкова Ольга Юрьевна

Автор представляет обширную программу деятельности МОУ дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» в среднесрочной перспективе, основанную на Программе развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. Программа опирается на развитие через выделение точек роста, совершенствование ресурсного потенциала исследовательской работы со школьниками, и призвана обеспечить переход на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рожкова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целевая программа «Интеграция основного и дополнительного образования детей на основе развития исследовательской работы с детьми и внедрения форм дистанционного дополнительного образования» на 2013-2017 годы»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

хода в процессе обучения иностранному языку // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6. С.46-50.

6. Игумен Георгий (Шестун), Захарченко В. Цивилизационный подход к разработке концепции предмета «Православная культура» // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 5. С.54-60.

7. Ковылева Ю. Э. Организация групповой работы учащихся старших классов на основе деятельностного подхода // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 6. С.47-52.

8. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.41-45.

9. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.2-15.

10. Сиденко А. С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С.65-77.

11. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при вве-

дении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.

12. Сиденко Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований» в практике как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.2-10.

13. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.4-7.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт. [Сайт] URL: http://standart.edu.ru/ (Дата обращения: 1.04.2014)

15. Шеменёва Н. С. Герменевтический подход к обучению на уроках русского языка // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.34-37.

16. Эргардт О. Р., Пронина Н. А. Компетентностный подход к изучению литературы в рамках предпрофильного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.63-65.

17. Ячменникова Т. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в условиях личностно ориентированного обучения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.34-41.

Рожкова Ольга Юрьевна

кандидат биологических наук директор МБОУ ДОД «ЦТРиГОШ» «Олекминский район» Республика Саха (Якутия)

J ^

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО

И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ И ВНЕДРЕНИЯ ФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» НА 2013-2017 ГОДЫ

Л_________________________________________________Г

Аннотация. Автор представляет обширную программу деятельности МОУ дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» в среднесрочной перспективе, основанную на Программе развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. Программа опирается на развитие через выделение точек роста, совершенствование ресурсного потенциала исследовательской работы со школьниками, и призвана обеспечить переход на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: целевая программа, дополнительное образование детей, интегрированный образовательный процесс, точки роста, исследовательская работа учащихся.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014

53

_____ЭКСПЕРИМЕНТЛЛЬНЫЕДЛОЩЛДКИ ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы Целевая программа МОУ ДОД «ЦТР и ГОШ» «Интеграция основного и дополнительного образования детей на основе развития исследовательской работы с детьми и внедрения форм дистанционного дополнительного образования» (далее - Программа)

Основание для разработки программы Программа развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 г. Переход на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов

Разработчик Программы МОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников»

Цель и задачи Программы Цель программы: - создание эффективной модели интеграции общего и дополнительного образования на основе исследовательской работы и развития дистанционных форм дополнительного образования детей; - развитие естественнонаучного направления в дополнительном образовании детей развитие системы исследовательской работы учащихся в районе на основе: - обеспечения доступности образовательных услуг Центра для детей независимо от места жительства, социальноэкономического статуса, состояния здоровья; - создания условий для эффективного использования ресурсов ДОД в интересах детей, семьи, общества, государства; развития механизмов вовлечения детей в сферу ДОД Задачи: - Разработка совместных проектов и программ, направленных на совершенствование обучения, воспитания и интеллектуального развития детей - Совместное создание условий, способствующих формированию УУД, ключевых компетенций и навыков, обеспечивающих дальнейшую успешную социализацию, включение в социально-профессиональную деятельность, готовность к преобразующей деятельности для устойчивого развития социума. - Поиск одаренных учащихся, развитие творческих способностей и познавательных интересов старшеклассников, расширение их кругозора в различных областях науки, привитие навыков самостоятельности. - Вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность и научное творчество, координация деятельности районного научного общества учащихся. - Привлечение в сферу развития исследовательской работы со школьниками корпуса ученых Республики Саха (Якутия). - Развитие системы методической поддержки педагогов. - Разработка системы критериев эффективности.

Важнейшие индикаторы и показатели - количество ОУ, заключивших договора о совместной реализации различных форм интеграции - доля ОУ, принявших участие в реализации программы, по отношению к общему количеству ОУ района - доля педагогов, воспользовавшихся методической поддержкой ЦТРиГОШ по развитию исследовательской работы с детьми (в любой форме), по отношению к общему количеству педагогических работников занимающихся этой проблемой; - доля детей и подростков, вовлеченных в исследовательские и дистанционные мероприятия; - доля детей и подростков, принявших участие в конкурсах и проектах, направленных на развитие интеллектуальной, творческой и социальной активности, по отношению к общей численности детей школьного возраста

Исполнители основных мероприятий Программы МОУ ДОД «Центр творческого развития гуманитарного образования школьников» Олекминского района РС (Я)

Сроки реализации Программы 2013-2017 годы

Источники финансиро- вания Программы Основной источник финансирования Программы - за счет средств муниципального бюджета, выделенных в период с 2013 по 2016 годы. Необходимо дополнительное финансирование за счет средств республиканского бюджета в части оснащения центра компьютерной техникой, программными средствами, оборудованием для дистанционного развития исследовательских навыков детей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Результаты интеграции для обучающихся: - Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности; - Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения; - Расширяет тематику изучаемого материала; - Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием; - Увеличивает спектр учебных предметов; - Повышает роль самостоятельной работы; - Реализует лучшие личностные качества. Результаты интеграции для образовательного учреждения: - Адекватность современным требованиям образования и воспитания; - Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем; - Широкий выбор деятельности; - Появление новых перспектив развития; - Получение качественного педагогического результата.

54

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

«... А делать нужно вот что: понять, что ученик (человек) - един, поэтому нужно объединить общее и дополнительное его образование. Выделить в этом образовании субъективно и объективно главное, помочь ученику выстраивать индивидуальный маршрут с помощью разных средств и возможностей. Именно это и считать главной задачей федерального компонента общего среднего образования, а не отбрасывать личные предпочтения учеников и учителей в дополнительно-необязательную добавку...»

А. В. Хуторской

Правовую основу Программы составляют: Конституция Российской Федерации; Конвенция ООН о правах ребенка; Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; Федеральный закон от 19 мая 1995 г № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2020 года.

Основные понятия, используемые в Программе: Активность личности - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Активность социальная - качество личности, проявляемое в разнообразной деятельности, направленной на благо общества, совершаемой под влияние мотивов, в основе которых лежат социально значимые потребности.

Дети - лица, до достижения ими возраста 18 лет. Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение на основе освоения и развития наличных форм культуры; специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Дополнительное образование детей - организованный особым образом устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству.

Интеграция -взаимосвязи, взаимодействия разных типов образовательных учреждений, расширения возможностей общего образования, оптимального использования кадрового, научно-методического, материально-технического потенциала в интересах развития личности ребенка.

Исследование - один из четырех универсальных типов мыследеятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования.

Исследование, исследовательское поведение -одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его изучение и познание этого мира. В деятельности человека исследовательское поведение выступает как универсальная характеристика, пронизывающая все другие виды деятельности.

Молодежь - граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет.

Развитие личности - процесс формирования личности, накопление в ней качественных изменений, приводящих к переходу от одного состояния к другому, более совершенному.

I. Содержание проблемы и необходимость продолжения ее решения программными методами

Всякое развитие носит циклический характер. Достигнув определенного результата в решении поставленных задач, проанализировав свою деятельность и место в муниципальном образовательном пространстве, проблемное поле и собственные возможности для решения выявленных проблем, Центр видит дальнейшее развитие через совершенствование ресурсного потенциала исследовательской работы со школьниками, выделение точек роста в данном направлении. Одной из таких точек роста является интеграция общего и дополнительного образования для создания целостного образовательного пространства, совершенствования образовательного процесса в соответствии с требованиями времени, создания наиболее благоприятных условий реализации индивидуальных образовательных запросов школьников [4,5].

Исследовательский метод в образовании -не новшество, но в условиях нового социального заказа на творческое исследовательское поведение, всё более необходимое в сложном современном мире, ориентации образования на личность, на ее способность к самообразованию и саморазвитию, к проявлению инициативы и творческому преобразованию мира к этому методу обратились всерьез [1,2,3,6,7,8].

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014

55

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Программы дополнительного образования, предлагаемые сегодня Центром творческого и гуманитарного образования школьников Олекмин-ского района, могут стать продолжением базовых программ общего образования, углубив их содержание и дав при этом детям актуальные прикладные навыки, могут существенно расширить возможности муниципального образовательного пространства в решении задачи организации профильного обучения в старших классах, обогатить пространство самоопределения школьников за счет разнообразных образовательных услуг и видов деятельности. Способность учиться в любое время ценна. Главное место в развитии этой способности сегодня отводится самостоятельному исследованию, экспериментированию, учению через поиск и открытие. Именно исследовательская деятельность обладает рядом важнейших характеристик:

• становится основой проектирования учащимся собственной предметной образовательной деятельности в избранной им области;

• приближает ученика к реальной исследовательской научной практике, формируя компетенции, необходимые в жизни;

• становится основой для непосредственной естественной интеграции общего и дополнительного образования [9, 10].

Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать эффективность исследовательской работы для школьника - она очевидна. Занятия исследовательской деятельностью влекут за собой развитие целого веера личностных качеств в когнитивной, креативной, оргдеятельностной сферах. Умение увидеть в повседневном окружающем мире необычное, сфокусироваться на этих «точках удивления», сформулировать вопросы самому себе, найти пути и способы более глубокого познания

(а в себе - настойчивость и упорство) и, придя к открытию, выйти на новый уровень «точки удивления», вокруг которой концентрируется новый виток познания,- вот путь исследователя, который ведет не только к новым горизонтам знаний, но и к самому себе - новому. Исследовательская деятельность продуктивна.

В настоящее время в системе образования сложилось противоречие, требующее разрешения: новая парадигма образования, выдвинутые государственной инициативой «Наша новая школа» требования к личности в современном мире, федеральные государственные стандарты нового поколения, с одной стороны, и сложно преодолимый консерватизм школы, остающаяся «навязанная предметность», в рамках которой работает учитель, нацеленность его на подготовку школьников к ЕГЭ, с другой стороны. Пути разрешения противоречия могут быть разными, и одним из них видится интеграция общего и дополнительного образования.

Таблица 1

Структура процесса интеграции дополнительного и общего образования

Основное общее образование школьников Дополнительное образование школьников

Элективные курсы Исследовательские и проектные разработки

I этап II этап III этап

Выделение в школьных дисциплинах теоретических основ и их освоение для будущих исследовательских разработок учащихся (в рамках их дополнительного образования); разработка листа согласований с педаго-гами-предметниками Актуализация знаний и умений, освоенных в процессе основного образования; усвоение нового предметного и методологического содержания; уяснение возможностей применения школьных знаний и умений в проектных или исследовательских разработках. Освоение школьниками в условиях собственной практической деятельности знаний (теоретического и практического характера) и умений, необходимых для проведения проектных и исследовательских работ, осознанная профессиональная ориентация школьников.

56

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Таблица 2

Предполагаемые компоненты содержания интегрированного образовательного процесса

Ступень образования Начальная ступень Основная ступень образования Старшая ступень

Компоненты дополнительного образования для интеграции с общим Программа «Маленький искатель»; Кружок «Исследователь»; Окружающий мир и основы экологии Юный эколог Практикумы по ботанике, дендрологии, зоологии Лесоведение Основы исследовательской работы Спецкурсы и элективные курсы по направлениям (Приложение)

Учебно-исследовательская деятельность как непосредственный компонент продуктивного профильного образования

Таблица 3

Формы интеграции

Ступень образования Начальная ступень Основная ступень образования Старшая ступень

Формы интеграции Наблюдения в природе, занятия на экологической тропе Кружки Природоохранные акции Конкурсы, викторины, олимпиады Практикумы Занятия на лесной даче, школьном полигоне Элективные курсы Исследовательские проекты Кружки Природоохранные акции Конкурсы, викторины, олимпиады Профильная лаборатория Элективный курс Исследовательский проект Практикум

Предпосылки для интеграции общего и дополнительного образования на базе МОУ ДОД «ЦТРиГОШ» и средних общеобразовательных учреждений в Олекминском муниципальном образовательном пространстве:

• Многолетний успешный опыт и высокий уровень организации исследовательской работы со школьниками;

• Спектр разработанных педагогами центра программ элективных курсов;

• Наличие необходимой ресурсной базы (компьютерный класс, мобильный компьютерный класс, лабораторное оборудование и т.п.) и квалифицированного педагогического коллектива (14 педагогов высшей и первой категории, в том числе 2 кандидата наук).

Интегрированный образовательный процесс будет способствовать решению следующих задач:

• Расширение общего образования за рамками государственного образовательного стандарта;

• Реализация дополнительных образовательных программ на основе социального заказа школьников, их родителей, школы;

• Организация продуктивной образовательной деятельности в рамках индивидуальных образовательных маршрутов;

• Дальнейшая успешная адаптация и социализация личности;

Модель интеграции общего и дополнительного образования может быть реализована на разных ступенях школы на основе изучения потребностей и направлений деятельности школы, образовательных

запросов и интересов обучающихся. Содержанием интегрированной модели образовательного процесса послужат базовые знания учащихся и их расширение и углубление на основе индивидуальных образовательных потребностей в естественнонаучной и гуманитарной областях

Интеграция общего и дополнительного образования - это эффективный метод, позволяющий наиболее полноценно решать вопросы индивидуализации, повышения качества образования через расширение предметных областей, внедрение интегрированных образовательных программ в рамках профильного обучения и разработки специальных проектов работы с одаренными детьми.

Решение задачи интеграции общего и дополнительного образования на основе исследовательской деятельности потребует детальной разработки педагогической модели интегрированного образовательного процесса, основанного на консолидации усилий нескольких структур и образовательных учреждений: средних общеобразовательных школ, МОУ ДОД «ЦТРиГОШ», Управления образования, организа-ций-партнеров по реализации модели.

Осуществление взаимоотношений между учреждениями предполагается на партнерских началах и договорной основе, практике составления единых учебных планов и интегрированных программ.

Что даст интегрированный образовательный процесс на основе исследовательской деятельности

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014

57

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

разным субъектам образования? Его результатами станут:

Для обучающихся: расширение пространства для собственного развития в когнитивной, креативной и оргдеятельностной сфере; реализация индивидуальной образовательной траектории; расширение границ стандарта и возможностей применения способностей, невостребованных общим образованием; возможность реализации лучших личностных качеств.

Для образовательного учреждения: соответствие образовательного процесса современным требованиям; консолидация разных специалистов в решении общих проблем образования; обновление содержания образования и совершенствование программно-методического обеспечения; повышение качества педагогического результата;

Для муниципального образовательного пространства: расширение программно-методиче-

ского, информационного, коммуникативно-технологического компонентов; расширение условий для реализации социального заказа на образовательные услуги; развитие педагогического сотрудничества, партнерских отношений между образовательными учреждениями.

Разработка настоящей программы обусловлена:

• сложившимися противоречиями в системе общего образования в условиях реализации ФГОС;

• пониманием важности роли дополнительного образования в процессе поддержки и развития потенциала детей и молодежи;

• пониманием ответственности образовательных учреждений и структур за доступность, качество и эффективность образовательных услуг.

Основные направления:

На основе анализа текущей ситуации в муниципальном образовании, социального заказа и требований к современной системе образования в условиях реализации стандартов нового поколения определена совокупность приоритетных направлений, ориентированных на создание условий и возможностей для формирования навыков, способствующих успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в рамках интеграции основного и дополнительного образования.

Приоритетные направления и механизм реализации программы строятся исходя из актуальности и специфики выявленных проблем, поставленных целей и конкретных задач на основе реальных возможностей МОУ ДОД ЦТРиГОШ, социального заказа, личностных приоритетов, интересов обучающихся.

Приоритетные направления:

1. Формирование ИССЛЕДОВАТЕЛЯ - личности, стремящейся к познанию, исследованию себя и окружающего мира.

2. Развитие ИКТ компетентностей и информационной культуры

3. Развитие естественнонаучного направления в дополнительном образовании детей Программа призвана обеспечить:

• развитие интеграционных процессов общего и дополнительного образования;

• развитие новых форм взаимодействия ОУ на основе ИКТ;

• создание эффективной образовательной среды, основанной на продуктивных методах (исследовательская и проектная деятельность), расширение возможностей базового образования;

• усиление вариативной составляющей общего образования, поможет расширить предметные области и формы организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными запросами, будет способствовать профессиональному самоопределению обучающихся. Школьники получат разнообразный спектр дополнительных образовательных услуг и возможность выстраивать индивидуальные маршруты обучения.

Позитивных результатов в реализации программы можно достичь только при условии обновления содержания и технологий образовательного процесса, при достаточном финансировании деятельности учреждения.

II. Цель и задачи, сроки реализации Программы, целевые показатели и индикаторы Цель программы:

• создание эффективной модели интеграции общего и дополнительного образования на основе исследовательской работы и развития дистанционных форм дополнительного образования детей;

• развитие системы исследовательской работы учащихся в районе на основе:

• обеспечения доступности образовательных услуг Центра для детей независимо от места жительства, социально-экономического статуса, состояния здоровья;

• создания условий для эффективного использования ресурсов ДОД в интересах детей, семьи, общества, государства;

• развития механизмов вовлечения детей в сферу ДОД

Задачи:

• Создание условий, способствующих воспитанию и развитию творческой активности обучающихся, формированию ключевых компетенций и навыков, обеспечивающих дальнейшую успешную социализацию, включение в социально-профессиональную деятельность, готовность к преобразующей деятельности для устойчивого развития социума.

• Разработка совместных проектов и программ, направленных на совершенствование обучения, воспитания и творческого развития детей.

• Поиск одаренных учащихся, развитие творческих способностей и познавательных интересов старшеклассников, расширение их кругозора в различных областях науки, привитие навыков самостоятельности.

• Вовлечение учащихся в учебно - исследовательскую деятельность и научное творчество, координация деятельности районного научного общества учащихся.

58

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Таблица 4

Этапы программы

Этап Задача Результат

1 этап проектировочный 1. Анализ направлений, содержания и результатов дея- - осмысление перспектив развития;

2013-2014 уч. год. тельности МОУ ДОД ЦТРиГОШ за предыдущий период; 2. Разработка программы деятельности; 3. Начало реализации программы; - программа деятельности по данному направлению - реализация отдельных элементов программы; - запуск «Виртуальной школы юного исследователя»

2 этап - основной Реализация программных направлений: - функционирование «Виртуальной

2014-2015 уч. год, - совершенствование совместных программ и направ- школы юного исследователя»;

2015-2016 уч. год лений в рамках интеграции основного и дополнительного образования - разработка модулей «Виртуальной школы юного исследователя» (ВШЮИ) - разработка нормативно-методической базы функционирования ВШЮИ - развитие системы дополнительных образовательных услуг МОУ ДОД ЦТРиГОШ, направленных на интеллектуальное и творческое развитие личности; - усиление в содержании образования компонентов, направленных на развитие исследовательской активности обучающихся; - развитие системы методической поддержки педагогов в области исследовательской работы детей; - разработка системы критериев эффективности. - расширение спектра образовательных услуг; - появление новых форм методической работы с педагогами; - создание системы критериев эффективности

3 этап - аналитико-рефлек- Анализ и обобщение полученных результатов деятель- Отчет о реализации направления де-

сивный -2016-2017 год ности; ятельности опорной площадки;

сентябрь - декабрь Социализация опыта; Наличие публикаций в педагогической печати

• Привлечение в сферу развития исследовательской работы со школьниками корпуса ученых Республики Саха (Якутия).

• Развитие системы методической поддержки педагогов.

• Разработка системы критериев эффективности

Механизм и инструменты реализации задач.

Для достижения поставленных целей и задач

предполагается использование подходов и механизмов на основе интеграции основного и дополнительного образования, межведомственного и межструктурного взаимодействия, широкого использования ИКТ и дистанционных технологий обучения, наиболее приемлемых и эффективных в условиях муниципальной системы образования Олекминского района.

Основные направления, цели и задачи программы осуществляются через реализацию и развитие комплексных проектов Центра:

1. «Мир вокруг тебя» - экологическое образование, воспитание и просвещение.

2. «Я - исследователь» - развитие научно-исследовательской работы с детьми.

3. «Галактика» - развитие дистанционного образования и ИКТ.

4. «Нити мастерства» -методическая поддержка педагогов.

5. «Завтра начинается сегодня» - профильные школы, довузовская подготовка.

6. «Виртуальная школа юного исследователя».

Механизм реализации включает:

• Соглашения и договора о взаимодействии между центром и школой.

• Разработку совместных учебных планов и интегрированных программ. Школа и центр объединяют свои возможности по индивидуальному развитию ребенка.

• Учащиеся занимаются по программам дополнительного образования как на базе центра, так и на базе своей школы.

Условия, необходимые для реализации программы:

1. Организационно-правовые

• развитие нормативно-правовой базы интеграции основного и дополнительного образования (локальные акты, программы, положения);

• совершенствование механизмов взаимодействия с образовательными учреждениями, социумом, институтами гражданского общества, общественными орга-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014

59

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

низациями в реализации приоритетных направлений программы;

• совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса (разработка программ, дидактического обеспечения);

• разработка комплексной системы эффективности реализации программы.

• совершенствование информационного сопровождения образовательного процесса.

2. Материально-финансовые

• совершенствование материально-технической базы учреждения;

• развитие библиотечного фонда и медиатеки;

• поиск механизмов дополнительного финансирования.

3. Кадровые

• повышение профессионального мастерства педагогов Центра;

• совершенствование механизмов мотивации и взаимодействия с педагогами ОУ района по основным направлениям деятельности Центра.

III. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств муниципального бюджета, выделенных в период с 2013 по 2017 годы.

Необходимо дополнительное финансирование за счет средств республиканского бюджета в части оснащения центра компьютерной техникой, аппаратно-программными средствами и оборудованием, общим объемом 500,0 тыс. руб.

Необходимо введение в штатное расписание дополнительных ставок:

• методист по организации дистанционного обучения;

• специалист по технической поддержке;

• психолог.

IV. Механизм реализации Программы

Заказчиком Программы является Министерство образования Республики Саха (Якутия). Заказчи-ком-координатором Программы с возложением функций заказчика является Республиканский центр дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей, осуществляющий координацию действий, методическую поддержку, анализ эффективности Программы, постановку приоритетных задач по дальнейшему развитию Программы.

МКУ «Управление образования Олекминского района» обеспечивает финансирование мероприятий Программы за счет средств муниципального бюджета, осуществляет контроль за реализацией Программы.

Реализация Программы обеспечивается структурными подразделениями МКУ «Управление образования Олекминского района», государственными и муниципальными учреждениями и общественными

организациями на условиях партнерских взаимоотношений.

Для освещения хода реализации Программы предусматривается привлечение средств массовой информации.

Основным исполнителем программных мероприятий является МБОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников.

Исполнитель программы осуществляет следующие функции:

• планирование (с указанием конкретных работ по выполнению Программы, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования);

• обеспечение реализации программных мероприятий;

• проведение мероприятий по привлечению средств массовой информации и общественности к решению задач молодежной политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исполнитель Программы несет ответственность за своевременность и полное выполнение мероприятий, рациональное использование выделенных средств.

V. Оценка эффективности реализации Программы

Программа носит выраженный социальный характер, ее реализация не предполагает бюджетных доходов и связана с бюджетными затратами. В связи с этим показатель ее экономической эффективности не может быть рассчитан.

Социальная эффективность реализации Программы выражается достижением ряда качественных и количественных результатов.

Результаты реализации программы:

• для обучающихся: расширение пространства для собственного развития в когнитивной, креативной и оргдеятельностной сфере; реализация индивидуальной образовательной траектории; расширение границ стандарта и возможностей применения способностей, невостребованных общим образованием; возможность реализации лучших личностных качеств;

• для образовательного учреждения: соответствие образовательного процесса современным требованиям; консолидация разных специалистов в решении общих проблем образования; обновление содержания образования и совершенствование программно-методического обеспечения; повышение качества педагогического результата;

• для муниципального образовательного пространства: расширение программно-методического, информационного, коммуникативно-технологического компонентов; расширение условий для реализации социального заказа на образовательные услуги; развитие педагогического сотрудничества, партнерских отношений между образовательными учреждениями.

60

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по реализации Программы «Интеграция основного и дополнительного образования детей на основе развития исследовательской работы с детьми и внедрения форм дистанционного дополнительного образования» на 2013-2014 учебный год

№ Реализуемый проект Мероприятие Сроки

Приоритетное направление: развитие ИКТ компетентностей и информационной культуры.

1 «Галактика» Тематические компьютерные кружки для детей на базе центра Дистанционные эвристические олимпиады Дистанционные развивающие конкурсы и викторины Телекоммуникационные проекты В течение учебного года

«Нити мастерства» Обучающие семинары для педагогов и школьников по проблемам освоения и применения ИКТ В течение года

Приоритетное направление: Формирование ИССЛЕДОВАТЕЛЯ - личности, стремящейся к познанию, исследованию себя и окружающего мира

2 «Завтра начинается сегодня» Профили-зация и профориентация Спецкурсы: «Дендрология», «Биохимя», «Гидрохимия» Проектная деятельность Октябрь - апрель Октябрь - апрель В течение года В течение года Март - апрель

3 «Я - исследователь» Школа юного исследователя 2. Исследовательские конференции 3. Творческие проекты Июнь-июль Март-апрель, декабрь В течение года

4 «Мир вокруг тебя» Экологические экспедиции и полевые школы Международный конкурс «Сказки красивого сердца. Социально значимые акции Май - сентябрь Сентябрь - апрель В течение года

«Нити мастерства» Обучающие семинары для педагогов и школьников по проблемам исследовательской работы со школьниками и экологического воспитания В течение года

Приоритетное направление Виртуальная школа юного исследователя

Интегрированное направление определение организационно-методических условий работы с детьми в режиме удаленного доступа на базе образовательной платформы Moodle; разработка вопросов нормативной основы деятельности ВШЮИ разработка вопросов методическое обеспечение учебной и исследовательской деятельности ВШЮИ привлечение в сферу развития исследовательской работы со школьниками корпуса ученых Республики Саха (Якутия) В течение года

Литература

1. Бухтенкова И. С. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.8-10.

2. Завельский Ю. В., Шаронова Н. В., Гомулина Н. Н. Развитие креативной сферы одарённости на основе формирования у учащихся исследовательских компетенций // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С.28-31.

3. Канева С. П. Формирование самостоятельной творческой личности школьника через исследовательскую и проектную деятельность // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.56-58.

4. Рожкова О. Ю. Инновационная модель дополнительного образования как средство расширения муниципального образовательного пространства сельской провинции // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С.59-68.

5. Рожкова О. Ю., Евстифеева О. В. От школьного исследования к целостному образовательному пространству // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 5. С.37-43.

6. Сиденко А. С. Компоненты исследовательского проекта как средство выстраивания обоснования темы диссертационного исследования. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2.С.68-78.

7. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 2. С. 2-15.

8. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.

9. Явич Р П., Давидович Н. Управление учебной деятельностью студентов на основе сетевых информационных технологий. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 2.С.69-74.

10. Шклярова О. А., Демин С. В. Формирование управленческой команды по развитию кадрового ресурса в образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 5.С.25-29.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.