ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Новожилова Наталья Васильевна
ведущий научный сотрудник МИРО
г. Москва E-mail: [email protected]
J ^
ПЕРВЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В КРУПНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСАХ
Л___________________________________________с
Аннотация. Автор рассматривает организационно-управленческие инструменты создания единого информационно-образовательного пространства многопрофильного образовательного комплекса как целостной педагогической системы.
Ключевые слова: многопрофильный образовательный комплекс, образовательная организация, единое информационно-образовательное пространство, преемственность, интеграционные процессы, управление образовательной организацией.
Продолжающийся процесс реформирования российского образования обеспечивает многообразие подходов [2,3,4,5,6,7,15,16,17], среди которых ключевым на данном этапе является введение ФГОС [14], которому в современном образовании уделяется довольно большое внимание [8,9,10,11,12,13].
Одним из современных трендов столичного образования является создание многопрофильных образовательных комплексов. Многопрофильные образовательные комплексы создаются путем объединения образовательных организаций системы общего образования с целью увеличения возможностей для удовлетворения постоянно растущих потребностей москвичей в качественном и доступном образовании. Изучение становления и развития этого типа образовательных организаций, выявление и обоснование основных условий (организационно-управленческих, информационно-технологических, нормативно-правовых и др.), повышающих успешность этих процессов, имеют большую практическую значимость.
Анализ становления и развития образовательных комплексов позволяет выделить ряд тенденций их развития. Многоформатная интеграция (учебно-программная, организационно-управленческая, кадрово-методическая, информационно-технологическая др.) и преемственность внутри комплекса протекают более успешно, если, во-первых, процесс создания комплекса проходит последовательно и поэтапно; во-вторых, в системообразующей организации, являющейся «ядром» комплекса, сложился демократический стиль управления и дружественный уклад школьной жизни.
Многоэтапность создания комплекса является одной из предпосылок успешности протекания процессов его становления как эффективной образовательной организации. Примером тому может служить опыт создания таких многопрофильных образовательных организаций как Первый московский образовательный комплекс (Технологический колледж № 14) и Гимназия № 1554.
Так, настоящий этап становления и развития многопрофильного образовательного комплекса «Гимназия № 1554» можно считать четвертым и, скорее всего, не последним. Первым этапом было создание в 1993 г. комплекса «Детский сад - школа», объединившим два детских сада и среднюю общеобразовательную школу. Второй этап, 2005 г.- реорганизация комплекса «Детский сад -школа» в гимназию № 1554. Третий этап, 2012 г.- создание многопрофильного образовательного комплекса путем присоединения к гимназии прогимназии. Четвертый (настоящий) этап, 2013 год -реорганизация многопрофильного образовательного комплекса путем присоединения к нему еще одной общеобразовательной школы вместе с дошкольным отделением. Таким образом, в настоящее время в результате поэтапного создания многопрофильного комплекса «Гимназия № 1554», образовательный процесс осуществляется в 5 учебных корпусах. Все объединившиеся организации находятся рядом, их разделяет межшкольный стадион, исключение составляет только одно здание. Сейчас в комплексе обучается 1900 учеников, и работают 107 учителей.
Первый московский образовательный комплекс создавался также поэтапно. Системообразующей
50
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
организацией комплекса является Технологический колледж № 14, который был создан в 2004 г. путем слияния трёх самостоятельных образовательных учреждений среднего специального образования, которые в настоящее время стали разными факультетами (коммерции и ресторанного бизнеса). В 2013 г. создана многопрофильная образовательная организация «Первый московский образовательный комплекс», в состав которой вошли еще четыре колледжа и две общеобразовательные школы. Сейчас в комплексе обучается около 7000 человек. Следует отметить, в настоящее время процесс создания комплекса не завершен, идет процесс присоединения к нему еще нескольких детских садов. Таким образом, очень скоро появится комплекс, объединяющий все ступени общего и отдельные ступени профессионального образования, который станет инновационным образовательным кластером.
Поэтапный процесс объединения разных организаций позволяет его управленческой команде разрабатывать и внедрять новые организационно-управленческие механизмы, анализировать их результативность, что-то улучшать, доработать, от чего-то отказаться, тем самым создавая и накапливая необходимый потенциал для дальнейшего укрупнения и эффективного развития комплекса. Этот накопленный опыт помогает управленческим командам быть более активными и свободными в поиске и принятии новых управленческих решений на очередном этапе развития комплекса.
Считаем, что масштабность и скорость «продвижения» таких многопрофильных образовательных комплексов в направлении их устойчивого функционирования как целостной педагогической системы значительно выше. Уже в первом полугодии 2013-2014 учебного года в гимназии № 1554 было реализовано несколько значимых проектов и проведено методических мероприятий, имеющих большое значение для формирования единого информационно-образовательного пространства комплекса.
Первая и главная задача, которая сразу же встала перед управленческой командой комплекса, это необходимость определения миссии организации и основных направлений ее развития, для чего важно было знать мнение всех заинтересованных сторон (родителей, учеников, учителей), понимать, как они представляют себе образ, портрет новой организации. Такой подход к решению важнейших вопросов жизнедеятельности учреждения и ранее всегда применялся в гимназии.
Одной из традиций в работе управленческой команды комплекса «Гимназия № 1554» во главе с директором Тертухиной Ольгой Николаевной является обсуждение основные стратегий развития и тактик деятельности организации со всеми субъектами образовательного процесса. Для этого в гимназии в октябре 2013 года был проведен социологический опрос всех родителей и учеников как главных заказчиков и потребителей образовательных услуг, учителей,
педагогических и иных работников всех структур комплекса, как главных исполнителей этих услуг. Каждой категории респондентов предлагалось ответить на свой набор вопросов, которые затем позволили составить портрет будущей гимназии глазами всех заинтересованных лиц, определить круг востребованных услуг, предпочтительные регламенты организации образовательного процесса в урочное и внеурочное время и т.д. Результаты данного исследования очень важны для разработки образовательной программы и программы развития комплекса.
Во многом благодаря традициям открытого коллегиального принятия решений в комплексе встал вопрос о необходимости создания новой технологической платформы, обеспечивающей постоянно действующие каналы для видеокоммуникаций с родителями, коллегами из разных структурных подразделений гимназии. В результате была разработана концепция информационного пространства комплекса, найдено технологическое решение, и в декабре была запущена в эксплуатацию система аудиовизуального информационного обмена между всеми структурными подразделениями, которая позволяет быстро решать возникающие вопросы и принимать адекватные управленческие решения. Следует отметить, что реализация этого проекта была выполнена силами специалистов комплекса (системных администраторов) без привлечения дополнительных средств.
Благодаря введению в эксплуатацию этой высокотехнологической платформы значительно расширились и обогатились форматы сотрудничества между членами управленческой команды, родительской и педагогической общественностью (еженедельные селекторные совещания, групповые и индивидуальные обсуждения, консультации по текущим вопросам и др.).
Несмотря на использование новых on-line форматов взаимодействия с учителями, методического сотрудничества между ними, администрация комплекса большое внимание уделяет реальной работе с учителями. Директор комплекса убеждена, что успех становления многопрофильной образовательной организации во многом определяется качеством работы её учителей. Именно поэтому все учителя-предметники, независимо от того, в каких подразделениях они работают, вместе занимаются методической работой, повышением своего профессионального мастерства и освоением технологий организации образовательного процесса в формате ФГОС. Для этого в комплексе была модернизирована система методической работы, основной организационной единицей которой стало методическое объединение учителей-предмет-ников.
В гимназии создана единая интегрированная программа повышения профессионального мастерства учителей, в рамках которой в январе был проведен фестиваль лучших педагогических практик. Главной целью которого было детальное знакомство коллег с работой друг друга, обмен опытом, выявление инте-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014
51
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
ресных педагогических находок, их трансляция и распространения в рамках всего комплекса.
Четыре дня учителя представляли свои методические и дидактические разработки, давали открытые уроки для своих коллег из других структурных подразделений. Всего в рамках фестиваля было проведено 18 открытых урочных и внеурочных занятий, 5 мастер-классов, в работе которых приняло участие 78 учителей, что составляет примерно 73% всего педагогического коллектива.
Программа первого дня педагогического фестиваля состояла из двух содержательных блоков. В первой части представлялась система работы учителей разных предметов по формированию универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности. Раскрывались образовательные и воспитательные возможности применения различных электронных образовательных ресурсов и программ. Учителя делились своими методическими наработками по использованию: программ «ПервоЛого» на литературном чтении и математике, экспериментальной лаборатории Корнельсона «Плаваем и тонем» на уроке окружающего мира, лаборатории «Звук и тон» при изучении музыки. Во второй части -гости знакомились с практикой гражданского воспитания школьников через организацию детского общественного движения и социального проектирования.
Проведенная рефлексия первого фестивального дня показала следующие результаты: 18% респондентов отметили, что представленный материал имел для них определенную новизну («раньше только слышала, но не видела»); 72% присутствовавших учителей отметили высокую заинтересованность в освоении увиденных технологий; 84% выразили готовность к использованию образовательных ресурсов и программ в своей работе.
Второй фестивальный день посвящался знакомству с педагогическими практиками дошкольного отделения гимназии. Все желающие побывали на развивающих занятиях педагога-психолога, присутствовали на игровых занятиях и спортивном мероприятии «Малые олимпийские игры» в подготовительных группах. Закончился второй день коллективной презентацией педагогических находок воспитателей дошкольного отделения, в которой особое внимание было уделено формам и приемам работы по формированию у воспитанников навыков здорового образа жизни.
Учителя и педагоги-специалисты, работающие в учебном корпусе, где обучаются ученики младших классов, постарались комплексно представить свой опыт. Мы побывали на уроках математики, интегрированном уроке литературного чтения и москвоведе-ния, классном часе «Путь к успеху» во втором классе, финале интеллектуальной игры «Вместе побеждать легче» и театральной постановке на английском языке студии «Smile». Завершился этот день обсуждением открытых мероприятий и ответами на вопросы.
Последний фестивальный день проходил в корпусе образовательного учреждения по улице Пестеля, дом 9, где обучаются ученики гимназических классов.
В этот день гостям была предоставлена возможность посетить уроки, принять участие в мастер-классах и познакомиться с форматами включения учащихся в проектную исследовательскую деятельность. Все мероприятия этого дня были посвящены педагогическим технологиям развития разносторонних интеллектуальных способностей учащихся, которые успешно применяют в своей работе учителя гимназии. Были представлены: методика работы по развитию способностей моделирования на уроках математики, коммуникативных способностей - на интегрированном уроке иностранного языка в формате мультилингвальной игры на трех языках. Своими педагогическими находками по развитию у обучающихся способностей понимания художественных текстов на примере работы с рассказом Л. Улицкой «Дезертир», поделилась учитель русского языка и литературы Г В. Черноброва. Презентация прорывных проектов, разработкой которых занимаются гимназисты, позволила увидеть систему организации внеурочной деятельности по развитию интеллектуальных способностей учащихся.
Заключительной частью стало коллективное обсуждение лучших педагогических практик, которые были представлены во все дни фестиваля. Практически все участники фестиваля отметили ценность этого мероприятия лично для себя. Говорили, что до фестиваля не были хорошо информированы о системе работы отдельных своих коллег. И эта ситуация вполне объективная, так как педагоги работают в разных зданиях. Например, учителя начальных классов работают в трех учебных зданиях, словесники - в двух и т.д. Обсуждение завершилось составлением проекта программы по практическому освоению отдельных методик и приемов, которые были названы участниками фестиваля наиболее интересными и ценными. Именно поэтому так важны общие методические, педагогические мероприятия, которые являются действенным инструментом «складывания» единого информационно-образовательного пространства является важной составляющей успешного становления образовательного комплекса.
Литература
1. Абдулаев Э. Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.29-32.
2. Бородина Н. В., Мирошин Д. Г., Шестакова Т. В. Педагогические условия организации кейс-технологии в дистанционном обучении на основе модульного подхода // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 5. С.26-30.
3. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.3-6.
4. Голоднова Л. В. Технология портфолио - формальный и неформальный подход // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С.9-21.
5. Еремеева О. В. Общие принципы отбора невербальных средств коммуникации в рамках социокультурного под-
52
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
хода в процессе обучения иностранному языку // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6. С.46-50.
6. Игумен Георгий (Шестун), Захарченко В. Цивилизационный подход к разработке концепции предмета «Православная культура» // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 5. С.54-60.
7. Ковылева Ю. Э. Организация групповой работы учащихся старших классов на основе деятельностного подхода // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 6. С.47-52.
8. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.41-45.
9. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.2-15.
10. Сиденко А. С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С.65-77.
11. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при вве-
дении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.
12. Сиденко Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований» в практике как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.2-10.
13. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.4-7.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт. [Сайт] URL: http://standart.edu.ru/ (Дата обращения: 1.04.2014)
15. Шеменёва Н. С. Герменевтический подход к обучению на уроках русского языка // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.34-37.
16. Эргардт О. Р., Пронина Н. А. Компетентностный подход к изучению литературы в рамках предпрофильного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.63-65.
17. Ячменникова Т. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в условиях личностно ориентированного обучения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.34-41.
Рожкова Ольга Юрьевна
кандидат биологических наук директор МБОУ ДОД «ЦТРиГОШ» «Олекминский район» Республика Саха (Якутия)
J ^
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО
И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ И ВНЕДРЕНИЯ ФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» НА 2013-2017 ГОДЫ
Л_________________________________________________Г
Аннотация. Автор представляет обширную программу деятельности МОУ дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» в среднесрочной перспективе, основанную на Программе развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. Программа опирается на развитие через выделение точек роста, совершенствование ресурсного потенциала исследовательской работы со школьниками, и призвана обеспечить переход на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов.
Ключевые слова: целевая программа, дополнительное образование детей, интегрированный образовательный процесс, точки роста, исследовательская работа учащихся.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014
53