Теория инновационной деятельности
16. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая рос. энцикл. 2002. С.186.
17. Потребитель нынче в дефиците? / Л. Мазурова. Лит.
газ. [Электрон. ресурс]. URL: http://mipt.ru/forums/
dameboard/m_b3vk.html (Физтех-Портал со ссылкой на Лит. газ. Дата обращения: 1.06.2013).
18. Сиденко А. С. Компоненты исследовательского проекта как средство выстраивания обоснования темы диссертационного исследования // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 2.
19. Смирнов И. П. Есть ли логика в педагогике? // Профессиональное образование. Столица.- 2011.- № 10.- С.48.
20. Ткаченко Е. В., Бухарова Г. Д. Педагогический поиск в области профессионально-педагогического образования (обзор диссертационных исследования за 1991-2007 гг.). 5-е изд., перераб., испр. и доп. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2008.- С.218-251.
21. Федорова М. А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Ставрополь, 2004.
22. Фельдштейн Д. И. Доклад «О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по пе-
дагогике и психологии» // Науч. исслед. в образовании.-2008.- № 2; Он же: О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии // Вестн. практ. психологии образования.-2008.- № 2.
23. Фельдштейн Д. И. Проблема качества психолого-педагогических диссертационных исследований и их соответствие современным научным знаниям и потребностям общества // Образование и наука. Изв. УрО РАО.- 2011.-№ 5 (84). С.3-27.
24. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний // Пед. журн. Башкортостана.-2011.- № 3.
25. Философские концепции науки [Электрон. ресурс]. URL: http://www.nauka-filosofia.info/p67aa1.html (Дата обращения: 1.06.2013).
26. Это миф, что в науку надо деньги давать. [Электрон.
ресурс]. URL: http://www.opec.ru/library/article.asp?d_
no=5444&c_no=19 (Дата обращения: 1.06.2013).
27. Apple M. W. Cultural and Economic Reproduction in Education: Essays on Class, Ideology and the State. London, 1982.
УДК 373.31
С. В. Камка
J ^
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ц___________________________________________с
Аннотация. В статье анализируется проблема общекультурной образованности современного общества, предлагается педагогический способ решения поставленной проблемы посредством моделирования и реализации программы формирования общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов) образовательного учреждения. В рамках проведенного исследования формулируются его цели задачи, ключевые понятия, этапы реализации программы, критерии и показатели сформированности общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса в логике ФГОС.
Ключевые слова: культура, компетентность, общекультурная компетентность субъектов образовательного процесса, личностное развитие, аксиология, внеурочная деятельность.
Abstract. The article analyses the problem of the cultural education of modem society, proposes a pedagogical way of solving this problem by means of modeling and implementing a program of development of General cultural competence of subjects of the educational process (students, parents, teachers) of the educational institutions. In the course of the study formulates its objectives, key concepts, and stages of implementation of the programme, criteria and indicators of General cultural competence of subject.
Index terms: culture, competence, cultural competence of subjects of educational process, personal development, axiology, after-hour activities. s of educational process in the logic of the FSES.
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3
37
Теория инновационной деятельности
В логике ФГОС неотъемлемой частью образовательного процесса и средством достижения целей развития личности является организация внеурочной деятельности обучающихся, а ее целью является создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. В нашем понимании формирование общекультурной компетентности всех субъектов образовательного процесса - первостепенная задача современного образования [1,2,3,7,8,14]. Особая роль в обозначенных процессах развития личности обучающихся принадлежит культуре и искусству.
Проблема культуры и культурологического образования в последние годы (первое десятилетие XXI века) особенно обострилась. Как известно, результаты современного образования предполагают формирование общекультурной компетентности личности на всех уровнях образования. Но в обществе наблюдается ослабление ценностных ориентаций, культ вещей, ослабление чувства гражданственности и патриотизма, а пропаганда в СМИ жестокости и насилия являются причинами смятения и неверия, скептического отношения к жизни и будущему молодого поколения.
Решение же проблем возвращения российского общества к общечеловеческим ценностям возложено на современную систему образования, формирующую основные качества личности будущего выпускника и будущего профессионала, т.е. человека, строящего свой собственный и окружающий мир по законам демократического общества [7,9,11,12,13].
Инновационная деятельность гимназии в рамках ФЭП АПК и ППРО (г. Москва) [4,5,6,10], направлена, в первую очередь, на внедрение инноваций, вызванных требованием времени в обновлении сознания субъектов образовательного процесса, являющимися первоосновой всех остальных инновационных преобразований, так как без осознаний необходимости и важности мировоззренческих обновлений в жизни современного человека невозможно осуществить модернизацию всей образовательной системы.
Педагогический коллектив гимназии предполагает, что решение выявленных проблем возможно посредством совершенствования общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса:
• учителя, призванного в своей ежедневной практической деятельности быть проводником культуры в массы, сформировать систему нравственных ориентаций гимназистов;
• гимназистов, будущих выпускников, представляющих элиту современного общества;
• родителей (законных представителей), осуществляющих воспитание детей и подростков в семье, формирующих ценностные установки.
Компетентность рассматривается нами как интегративное качество личности, включающее в себя когнитивные, мотивационные, ценностные, практические и рефлексивные аспекты, выражающаяся в способности и готовности к осуществлению деятельности в конкретных ситуациях.
Общекультурная компетентность субъектов образовательного процесса - системное интегративное личностное качество, включающее: понимание ценностей культуры как выработанного и воплощенного в окружающей жизни способа ценностного обобщения опыта отношений человека с окружающим миром, диалогическое постижение культуры на основе соотнесения своего «Я» с ценностями мира, способность и готовность к преобразующей творческой деятельности.
На основании актуальности, выявленных противоречий, сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом обосновании и создании модели и программы формирования общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса и педагогических условий ее реализации.
Цель работы педагогического коллектива гимназии заключается в проектировании программы формирования общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса в свете реализации требований ФГОС.
Объектом изучения явился процесс формирования общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса гимназии, а предметом -педагогические условия формирования общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса.
Гипотеза основана на предположении, что формирование общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса будет эффективным, если:
• решение проблемы будет основываться на традициях отечественного образования, традициях гимназии и инновациях современной педагогической науки и практики;
• общекультурная компетентность субъектов образовательного процесса будет рассматриваться как качество личности, включающее совокупность компетенций, представленных в виде взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, практико-деятельностного;
• анализируемый процесс формирования общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса будет представлен в виде модели, основывающейся на комплексе научно-методологических подходов: компетентностного, андрагогического, аксиологического, культурологического, интегративного, способствующих обновлению форм, методов и содержательных аспектов анализируемого процесса; включающей мотивационно-целевой, содержательный, технологический, результативно-рефлексивный компоненты, отражающие его этапы;
38
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3
Теория инновационной деятельности
• реализация разработанной программы будет осуществляться при выполнении комплекса педагогических условий: оценки и отбора содержания, технологий, методов и форм образовательного процесса.
В практической педагогической деятельности поставленная цель исследования реализуется посредством решения следующих задач:
1. На основе изучения и анализа научной и научно-педагогической литературы и педагогической практики обобщить знания о системах отечественного гимназического образования.
2. Спроектировать и апробировать модель и программу формирования общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса и педагогические условия ее реализации.
3. Осуществить апробацию комплекса педагогических условий по реализации программы формирования общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса.
На основе анализа компетентностного подхода образовании (А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.), осмысления категории «общекультурная компетентность» определяются сущностные характеристики понятия «общекультурная компетентность субъектов образовательного процесса», как системного, профессионально-личностного качества, его структура и содержание компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, практико-деятельностного.
Мотивационно-ценностный компонент общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса заключается в формировании отношения к культуре как средству освоения ценностей; актуализации ее смыслов и, в итоге, социализации формирующейся личности в процессе образования.
Когнитивный компонент характеризуется осмыслением современных подходов к формированию общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса.
Практико-деятельностный компонент основывается на умениях педагогического коллектива сформировать у учащихся и родителей представления о культуре как средству постижения собственного «Я» с опорой на принцип активности, вовлеченности всех субъектов педагогической деятельности в образовательный процесс.
В соответствии с содержательным ядром компонентов в структуре общекультурной компетентности (мотивационно-ценностный, когнитивный, практико-деятельностный); выделены критерии и показатели; планируется разработка уровневых характеристик (на втором этапе проекта), позволяющих диагностировать достигнутый уровень сформи-рованности общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса (низкий, средний, высокий).
В ходе исследования разработана программа, включающая в себя: мотивационно-целевой, содер-
жательный, технологический, результативно-рефлексивный блоки, отражающие этапы формирования общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса гимназии.
В мотивационно-целевом компоненте в качестве стратегического фактора сформулированых целей и задач мы определяем социальный заказ на формирование Человека культуры, способного к вхождению в глобальное поликультурное пространство. Общая образовательная цель модели -обеспечение формирования общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса гимназии.
Аксиологический блок ориентирован на систему общекультурных ценностей, выражающихся в устремленности современного педагогического сообщества к реализации задач воспитания Человека культуры, осознанием личной ответственности за формирование духовно-нравственной личности.
Содержательный компонент включает в себя:
1. Постановку задач, решение которых призвано обеспечить достижение результатов проекта.
2. Уточнение теоретико-методологических подходов к формированию общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса (компетент-ностный, деятельностный, интегративный, андрагоги-ческий, аксиологический и культурологический научно-методологические подходы).
3. Выявление предметно-содержательных основ формирования общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса.
Технологический компонент, соответствует этапу практической реализации (реализация педагогических условий) модели.
Рефлексивно-результативный компонент отражает диагностический этап, включает анализ достигнутого уровня: экспертный анализ (внешняя оценка) результатов повышения квалификации, самоанализ достигнутого уровня компетентности (внутренняя оценка), планирование.
Планируемый результат включает в себя:
• повышение уровня формирования общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса;
• освоение современных педагогических технологий;
• освоение основ педагогической деятельности в области преподаваемой дисциплины и в смежных дисциплинах;
• совершенствование навыков просветительской педагогической деятельности в системном интегративном режиме;
• освоение способов профессионального и личностного саморазвития средствами культуры и искусства;
• создание методических разработок, совместных творческих проектов;
• повышение качественного уровня и количества научно-исследовательских работ учащихся в области культуры, межкультурных коммуникаций и диалога культур и т.д.
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3
39
Теория инновационной деятельности
В табл. 1 представлены критерии и показатели эффективности реализации программы формирования общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса.
Таблица 1
Критерий Показатель
Мотивационно-ценностный осознание значимости развития личности в художественно-эстетической сфере, наличие мотивации к формированию художественной картины мира, развития собственных творческих способностей, включения обучающихся в диалог культур
Когнитивный знание направлений и смысловых доминант определенных периодов культуры и соответствующих им мировоззренческим концепциям и способов их реализации в собственной творческой преобразующей деятельности
Практико-деятельностный активный творческий поиск современных методов и способов формирования художественно-эстетической и общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса в процессе активного взаимодействия во внеурочной деятельности.
Этапы реализации программы формирования общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса представлены в табл. 2.
Таблица 2
Название этапов Сроки Содержание
Подготовительный 2012-2013 у. г. 1. Аудит действующей образовательной системы выявление несоответствий требованиям ФГОС в части организации внеурочной деятельности. 2. Анализ нормативно-правовой базы. 3. Разработка нормативно-правовой документации гимназии в области реализации общественно-государственного характера управления. 4. Разработка модели и программы формирования общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса. 5. Реализация ряда культурологических проектов: мультикультурный проект «Бородино» (г. Екатеринбург) и др. 6. Анкетирование и опрос субъектов образовательногопроцеесса. 7. Анализ полученных данных. 8. Корректировка модели и программы.
Содержательно- технологический 2013-2014 у. г. 1. Реализация модели в рамках внедрения ряда педагогических подпроектов, направленных на формирование общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса (например, гуманитарно-культурологический проект «Диалог культур: Мы и Пушкин и др.) 2. Научно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся, направленная на изучение и углубление знаний о культуре и искусстве на современном этапе развития общества. 3. Повышение квалификации педагогов по выбранному направлению (ФГОС, внеурочная деятельность). 4. Реализация программы развития профессионального потенциала педагогических работников гимназии, включающая создание системы корпоративного обучения. 5. Работа с родителями в рамках родительского лектория, участие родителей в инновационной деятельности гимназии. 6. Реализация программы развития ОУ, включающей программу формирования общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса. 7. Обновление методов и форм образовательного процесса (активное постижение и внедрение современных образовательных технологий, направленных на формирование общекультурной компетентности обучающихся в рамках внеурочной деятельности, ИКТ-технологий, например, создание тематических внутришкольных блогов, посвященных событиям культурной жизни). 8. Публикации в СМИ, научной и научно-педагогической литературе о промежуточных результатах проекта.
40
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3
Теория инновационной деятельности
продолжение табл. 2
Название этапов Сроки Содержание
Рефлексивно- прогностический 2015-2016 гг. 1. Обработка и анализ полученных данных, в том числе с использованием методов математической статистики. 2. Подготовка аналитических и методических материалов. 3. Публикация результатов проекта в СМИ, научных и научно-методических изданиях, участие в конференциях различного уровня по проблемам формирования и развития гимназический образовательной системы.
Педагогический коллектив гимназии предполагает, что созданная системная работа, реализуемая в рамках программы формирования общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса гимназии позволит повысить и поддерживать:
• высокое качество образования и воспитания гимназистов;
• расширить возможности педагогического коллектива в реализации собственных творческих замыслов;
• актуализировать потенциал родителей и партнеров в общекультурном развитии детей и подростков.
Литература
1. Аюбашева С. И., Давыдова Н. Н., Ивонин А. О. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2010.- № 3.-С.19-23.
2. Борисенков В. П. Бродский Ю. С. Методологические основы гармонического сочетания традиций, опыта и новаций как фактор успешного развития образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010.-№ 5.
3. Гальковская И. В. Создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей развитие способностей обучающихся ко всем формам продуктивной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2010.- № 5.
4. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука.- 2010.- № 8 (76). С.32-42.
5. Давыдова, Н.Н., Суслов, А. А. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление.- 2011.- № 5 (75).- С.39-45.
6. Давыдова Н. Н. Формирование системы управления инновационной деятельностью учреждений современной научно-образовательной сети // Вопросы управления.-2012.- № 1.- С.98-105.
7. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука.- 2012.- № 4.- С.3-12.
8. Зворыгина Л. Ю., Давыдова Н. Н, Штейнберг О. Б. Организация мониторинга ключевых компетентностей в гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2010.- № 3.- С.47-53.
9. Лобок А. М. Проблематика инновационной деятельности в экспликации к проблемному полю образовательной программы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008.- № 1.
10. Непомнящая Т. А., Давыдова Н. Н., Мангилева Н. Н. Ожидания и возможности участников образовательного процесса: состояние и перспективы развития образовательного сообщества // Университетское управление: практика и анализ.- 2003.- № 5-6.-С.121-125.
11. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука.- 2012.-№ 1 (90).- С.56-65.
12. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 1.
13. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука.- 2012.- № 8.- С.5-14.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт [Сайт]: URL: http://standart.edu.ru/ (Дата обращения: 1.06.2013).
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3
41