Научная статья на тему 'Формирование ИКТ-компетентностипедагогов современной школы'

Формирование ИКТ-компетентностипедагогов современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3141
2437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Елена Станиславовна

В работе представлен опыт разработки программы повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов современной школы на основе модели формирования ИКТ-компетентности педагога (по В. П. Короповской). Представлена школьная модель непрерывного формирования ИКТ-компетентности педагогов в условиях информационного образовательного пространства школы, обоснованы необходимые организационно-педагогические условия реализации модели формирования ИКТ-компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Елена Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ИКТ-компетентностипедагогов современной школы»

______________0иЕОРИИЛПРАКТИКеРЕАЛИЗАЦИИ_фГОС_________

Панова Елена Станиславовна

зам. директора МБОУ СОШ № 147 г. Екатеринбург

J ^

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Л____________________________________________г

Аннотация. В работе представлен опыт разработки программы повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов современной школы на основе модели формирования ИКТ-компетентности педагога (по В. П. Короповской). Представлена школьная модель непрерывного формирования ИКТ-компетентности педагогов в условиях информационного образовательного пространства школы, обоснованы необходимые организационно-педагогические условия реализации модели формирования ИКТ-компетентности.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность педагога, социальная адаптация учителя.

Динамичные изменения в современном мире, соответствующие этапу перехода к информационному обществу, диктуют необходимость поиска новых подходов к теории и практике формирования компетентности в сфере использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во всех областях человеческой деятельности. Информатизация образования декларируется сейчас как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования. ИКТ призваны сыграть уникальную роль в повышении качества образования, так как современный уровень их развития: значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для преподавателей и обучающихся, улучшает управление образовательным учреждением, повышает эффективность его и образовательной системы в целом; упрощает интеграцию национальной системы образования в мировую, в значительной степени способствует доступу к международным источникам информации в области образования, науки и культуры

Подготовка педагогических кадров к использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе - одна из ключевых задач, выделенных в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», вместе с тем, в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» обозначены основные квалификационные компетентности педагогов, такие как, информационная

икоммуникативная компетентности, определяющие качество деятельности работников. По нашему мнению, одним из компонентов, профессиональной компетентности является и ИКТ-компетентность педагогов. В этой связи в рамках работы сети инновационно-активных ОУ Уральского региона, которая в настоящее время является Федеральной экспериментальной площадкой АПК и ПРО МБОУ СОШ № 147 разрабатывает тему развития ИКТ компетенции современного педагога [3,4,5,6].

В 2011 году на базе МБОУ СОШ № 147 было проведено исследование ИКТ-компетентности педагогов. В нем приняли участие 26 человек (72% от общего числа педагогических работников ОУ). По результатам самооценки выявлено, что 41% педагогов используют ИКТ в повседневной практике, при этом лишь 28% учителей с помощью ИКТ реализуют профессиональные задачи педагога, например, готовят уроки с использованием ИКТ учеником (31% от числа использующих), подбирают программное обеспечение для учебных целей (19% от числа использующих) и др.

В связи с этим, в свете введения федеральных государственных стандартов начального и основного общего образования, в нашем образовательном учреждении отмечается низкий уровень ИКТ-компетентности педагогов, при этом, лишь у 26,5% респондентов сформирована базовая ИКТ-компетентность, у 4% - общая ИКТ-компетентность, у 1,5% респондентов сформирована профессиональная ИКТ-компетентность.

В связи с этим, в данной работе предпринята попытка разработать программу повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов МБОУ СОШ № 147

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

27

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

на основе модели формирования ИКТ-компетентно-сти педагога (по В. П. Короповской). Информатизация школы не может быть результативной без успешной социальной адаптации учителей. Под социальной адаптацией учителей к процессу информатизации С. Н. Щеглова [16] понимает процесс их активного включения в многообразные формы социального взаимодействия, в результате которого осваиваются ИКТ и согласуются требования информационной среды и ожидания субъектов адаптации. Автор отмечает, что сложность позиции учителя, применяющего ИКТ, в том, что он сам и исполняет роль адаптирующего, принимающего нововведения информатизации, и учит играть ее учеников. Адаптация взрослых людей, по мнению С. Н. Щегловой, к информатизации требует ресоциализации. Конечно, взрослый человек уже владеет приемами самообразования, самоконтроля, саморегуляции, и это способствует его вхождению в информационную культуру. Но, с другой стороны, возникают трудности, прежде всего, ценностного характера, когда нормы, правила, стереотипы иного рода жизнедеятельности затрудняют освоение нового.

В ряде исследований представлены различные модели формирования ИКТ-компетентности через систему повышения квалификации.

В исследовании Л. А. Шевцовой [15] представлена модель системы поддерживающего обучения для формирования готовности учителей к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности. Система поддерживающего обучения (СПО) состоит из взаимосвязанных элементов: концептуально-целевого, содержательного, технологического, оценочно-результативного. Концептуально-целевой модуль (отвечает на вопрос «зачем учить») воплощает современные требования к учителю: к его мировоззренческой позиции, его основным функциям в образовательном процессе. Содержательный модуль (отвечает на вопрос «чему учить») представлен разделами, каждый из которых отражает различные аспекты СПО и организационные формы деятельности учителей по освоению ИКТ. Технологический модуль (отвечает на вопрос «как учить») формирования готовности учителей к использованию ИКТ обеспечивается методическим инструментарием, который основан на использовании модульного и личностно-деятельностного подходов к обучению преподавателей, дифференцированного подхода к формированию групп, а также учете особенностей обучения взрослых. Оценочно-результативный модуль представляет сформированные уровни готовности учителей к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности (компьютерная грамотность, ИКТ-ком-петентность, информационная культура). эти уровни качественно отличаются друг от друга по мотивации, знаниям и умениям в области использования ИКТ в профессионально-педагогической деятельности учителей, эмоционально-волевым составляющим.

О. В. Урсовой [14] представлена модель реализации развивающего потенциала информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации педагогов. В первый блок модели включены организационно-педагогические и дидактические условия, способствующие проявлению развивающих возможностей ИКТ: подготовка тьюторов; организация тьютор-ских сетевых сообществ, научно-методическое их сопровождение; инициирование различных схем повышения квалификации; адекватность технологий обучения педагогов современным ИКТ; вариативность учебных программ с учетом уровня ИКТ-компетентности учителей и специфики преподаваемого предмета. Второй блок модели - содержательно-процессуальный. Процесс повышения квалификации представлен четырьмя этапами, которые обусловлены спецификой задач, решаемых на каждом этапе: формирование базовой, организационно-управленческой, предметно-углубленной и корпоративной ИКТ-компетентно-стей.

За основу мы взяли модель непрерывного формирования ИКТ-компетентности педагогов, предложенную В. П. Короповской, в которой выделены следующие компоненты информационного образовательного пространства школы: организационный, технологический, информационный, содержательный, сетевой. В соответствии с ними предлагается выделять такие компоненты ИКТ-компетентности педагога, как мотивационный, информационный, технологический, содержательно-методический, сетевой.

Анализ психолого-педагогической литературы по ИКТ-компетентности педагогов, материалов проекта «Информатизация системы образования», зарубежного опыта определяет содержание каждого компонента базовой, общей и профессиональной ИКТ-ком-петентности педагога [1,8,10].

Наибольшее внимание на базовом уровне ИКТ-ком-петентности уделяется:

• мотивационному компоненту - формирование положительной мотивации к получению знаний в области ИКТ;

• технологическому компоненту - умение создавать презентации и несложные документы средствами текстового редактора;

• информационному компоненту - умение искать информацию в различных электронных зданиях;

• содержательно-методическому компоненту - умение создавать простые дидактические и методические материалы средствами офисных технологий;

• сетевому компоненту - умение работать с электронной почтой и осуществлять поиск информации в сети Интернет.

На общем уровне ИКТ-компетентности уделяется внимание таким компонентам, как:

• мотивационный - формирование устойчивого интереса к применению ИКТ в учебном процессе. При этом

28

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

важной также считается рефлексия деятельности с использованием ИКТ;

• технологический - большое внимание уделяется умению использования прикладного программного обеспечения, а также обеспечению безопасности при работе с ПК;

• информационный - умение эффективного поиска информации в различных источниках, критическому отношению к найденной информации, работа с электронными образовательными ресурсами в своей предметной деятельности, обращает на себя внимание и высокая оценка умения организации личного информационного пространства;

• содержательно-методический - использование ИКТ в методической работе и повышении квалификации; владение способами применения ИКТ в проектной и исследовательской деятельности учащихся и др.;

• сетевой - владение способами создания собственных Интернет-ресурсов учебного назначения и активное использование сервисов Веб 2.0 в проектной деятельности учащихся и для общения с коллегами.

На профессиональном уровне представлены такие компоненты:

• мотивационный - желание самостоятельно получать необходимые знания в области ИКТ и заинтересован-

ность в передаче своих знаний и опыта в сфере ИКТ коллегам и учащимся;

• технологический;

• информационный - умение организовать эффективное личное информационное пространство и информационное пространство обучающихся в рамках информационного пространства образовательного учреждения и организация взаимодействия с информационной средой образовательного учреждения;

• содержательно-методический - использование ИКТ для организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, умение отбирать содержание образования, методы и организационные формы обучения и воспитания, соответствующие задачам развития личности обучаемого, подготовки его к жизни в условиях информационного общества;

• сетевой - активное использование сервисов Веб 2.0 в проектной деятельности учащихся, для организации исследовательской деятельности, для общения с коллегами составляющие ИКТ-компетентности педагога по уровням ее формирования представлены в табл.1.

Таблица 1

Составляющие ИКТ-компетентности педагога по уровням ее формирования

ИКТ-компетентность педагога

Базовая Общая Профессиональная

Мотивационный компонент ИКТ-компетентности

- положительная мотивация к получению знаний в области ИКТ; - потребности использования ИКТ в учебном процессе - устойчивый интерес к применению ИКТ в учебном процессе; - стремление самостоятельно получать необходимые знания в области ИКТ; - желание принимать участие в работе временных творческих коллективов внутри школы для решения задач информатизации школы; - рефлексия своей деятельности с использованием ИКТ - желание участвовать в создании и реализации программы информатизации школы; - заинтересованность в передаче своих знаний и опыта в сфере ИКТ коллегам и учащимся; - стремлением анализировать проблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса школы, и искать пути их решения

Технологический компонент ИКТ-компетентности

- владение основами работы на компьютере (основы работы с операционной системой, создание несложных документов средствами текстового редактора, расчетных таблиц, создание простых презентаций); - владение соответствующими техническими устройствами на уровне пользователя для использования в учебном процессе, внеклассной работе, исследовательской деятельности учащихся и др. - умения изменять настройки ПК; - умения устанавливать и удалять приложения и электронные образовательные ресурсы; - умения выбирать способы представления информации с учетом возможностей аппаратного и программного обеспечения; - владение приемами использования интерактивной доски, различного цифрового оборудования на уроке, в проектной, исследовательской деятельности учащихся; - умения безопасного и ответственного использования ИКТ - умение сформировать технически-на-сыщенную предметную среду обучения для решения задач развития личности обучаемого, подготовки его к жизни в условиях информационного общества; - владение способами автоматизации процессов управления учебным процессом; - владение педагогико-эргономическими условиями эффективного и безопасного применения средств вычислительной техники

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

29

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

продолжение табл. 1

ИКТ-компетентность педагога

Базовая Общая Профессиональная

Информационный компонент ИКТ-компетентности

- владение начальными навыками создания личного информационного пространства и информационного пространства обучающихся; - знание возможностей информационных систем, установленных в школе (по своему предмету); - наличие представлений об электронных образовательных ресурсах в своей предметной области; - умение поиска информации в электронных изданиях - умение эффективного поиска информации в различных источниках; - критическое отношение к найденной информации; отбор той информации, к которой можно относиться с доверием; - формирование собственной коллекции электронных образовательных ресурсов - умение организовать эффективное личное информационное пространство обучающихся в рамках информационного пространства образовательного учреждения; - умение создавать собственные информационные ресурсы учебного назначения с использованием различных программных средств

Содержательно-методический компонент ИКТ-компетентности

- умение создавать простые дидактические и методические материалы средствами офисных технологий; - владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс; - умение подготовить документы для школьного электронного документооборота; - знание социальных, этических, правовых аспектов, связанных с внедрением ИКТ в образовательный процесс - владение способами применения ИКТ в проектной деятельности учащихся; - умение применять офисные технологии для подготовки различных дидактических и методических материалов; - владение методикой внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс; - умение использовать ИКТ для дифференцированного обучения учащихся; - умение использовать ИКТ в методической работе, в повышении квалификации; - владение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных учебных материалов - умение отбирать содержание образования, методы и формы обучения и воспитания, соответствующие задачам развития личности обучаемого, подготовки его к жизни в условиях информационного общества; - владение различными методами оценивания для определения эффективности использования учениками информационных ресурсов в обучении; - умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ; - владение способами обобщения опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности

Сетевой компонент ИКТ- компетентности

- владение навыками поиска информации в глобальной сети Интернет; - умение работать с электронной почтой начальные навыки применения в образовании сервисов Веб 2.0 - владение способами создания собственных Интернет-ресурсов учебного назначения; - активное участие в сетевом взаимодействии с учениками, родителями, коллегами; - активное использование сервисов Веб 2.0 в проектной и исследовательской деятельности учащихся, для общения с коллегами; - участие в совместной деятельности по наполнению сетевого контента - умение организовать эффективное учебное информационное взаимодействие в глобальной сети со всеми его участниками образовательного процесса; - способность преобразовать личное и предметное информационное образовательное пространство в сетевое образовательное пространство

На рис.1 представлена модель непрерывного формирования ИКТ-компетентности педагогов в условиях информационного образовательного пространства школы. Данная модель, на наш взгляд, является целостным, открытым, динамичным образованием и дает возможность сделать целенаправленным процесс непрерывного формирования ИКТ-компетентности педагогов в условиях информационного образовательного пространства школы, определить соответствие поставленной цели конечному результату.

Теоретическим фундаментом модели являются компетентностный подход, принципы непрерывного

образования, тенденции развития информационного образовательного пространства школы [2,7,9,11,12,13].

В модели выделены мотивационный, технологический, информационный, содержательно-методический, сетевой компоненты ИКТ-компетентности педагога на базовом, общем и профессиональном уровнях. Содержание каждого компонента определено в соответствии с компонентами информационного образовательного пространства школы. Увеличение компонентов информационного образовательного пространства школы (рис.2) предъявляет соответствующие требования к ИКТ-компетентности педагога.

30

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ЦЕЛкформировяпн нннпетеггтнослч педагога в области ИНТ

J

L

ТЕОРЕПМЕСХИЕ основы

f Кампвтенпюпны й >|

ч пещявд J

". L

J

> { т ^ Тшдочс I |н м са пир i unMcrunni *о

кмфс рмв цуюаш го

обрвзовиояьмогоцрмтрвнст»

ИКТ-КОМПСТПтЮСТЬ П ЁДАТОГА

f * '

i V £ £ i re E

ts е 2 I Й

1 X О gli Si s

^ 5 3 5 ? д f ii

Ш £ £ 3

к J k J ■. c'

ЛРГА11НШр401В11>ЛЕДАПГНЧЕаШ£¥1СЛ0ВИЯ

ч

•обучение оедагогсчюо различным иодулм (Дофамны амишем wi квалифн сации в обпкпчШ

•непрерывное нщцтесп» нчфскнщение(семииарьс тренинги. «стер-классы н тд) ■xowyjwaipw нвесвоетчо пела roraiw разлуках ере дет а И КТ. информацией чьи систем. ит«11А«рт№п^ по «цннпчю тадтижяи-нэсыщрн нойтфвяивпиНорцдн обучен wt

чаонвторичглодл вьшопнетгнн прогр—ш информатизации ■ортам инцня тъюторовой пвддерлии воЬраэоютспынииучрелпнвт ■организация дистанции мота обучения педагогов

■вовлечение в еп&ту«1спп coriupcre. участие псегеяи от курсах, проект и тп_ ■сВДмцепче передового пвда гопе*еянп) опыта по ннюлккннти» Ш ■привлечение педагогов гучаепчо о работе оречепч!«т1юрчесчн1 шлкпнаоо -«чдание системы ресурсют обеслечечяя

■рираБппа гллнм фягернгп пцекхн ]флигн сфо^ншрюипоспч ПСТ-1

■ ■DIHUIIMHHiM, IflkfklD HmjllfHHJIlllKliM, [l)/)Epniej>il«5-

utn«,ifUDi №пхай, cbien u u>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T

rc £ О fl

Я 1

T9 (]

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

РВУЛЬТЙ1;ефрн>фявт«т1 HlfT-iiuBix lumwcni пвдвм

Базовый уровень

общий уровень

Профессиональный ypoeettb

Рис.1. Модель непрерывного формирования ИКТ-компетентности педагогов в условиях информационного образовательного пространства школы

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

31

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Рис.2. Модель информационного образовател!>ного пространства

Для формирования ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы необходимы соответствующие условия:

• обучение педагогов по различным модулям программы повышения квалификации в области ИКТ;

• непрерывное методическое сопровождение (семинары, тренинги, мастер-классы и др.);

• консультации по освоению педагогами различных средств ИКТ, информационных систем, сетевых сервисов, по созданию технически-насыщенной предметной среды обучения;

• организация тьюторской поддержки в образовательном учреждении;

• вовлечение в работу сетевых сообществ, участие в сетевых проектах, конкурсах и т.п.;

• обобщение передового педагогического опыта по использованию ИКТ;

• создание системы ресурсного обеспечения процесса.

Формирование ИКТ-компетентности педаго-

гов (на любом уровне) начинается с их мотивации к активному использованию информационных и коммуникационных технологий. В современном словаре по педагогике мы находим следующее определение мотива: «Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни субъекта и определяющий направленность активности лич-

ности» [14]. Мотивация - система взаимосвязанных и взаимоподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения.

В качестве основных мотивов использования компьютера учителя называют (по результатам исследования, проведенного в рамках проекта «Информатизация системы образования» сети ОУ Уральского региона) повышение своего образовательного и культурного уровня, реализацию творческих способностей. При этом важно подчеркнуть, что доминирующее место в структуре целей использования компьютера занимают те, которые связаны с реализацией профессиональной деятельности (подготовка к урокам, использование на уроке, ведение учебной документации).

Что касается оценки учителем эффективности использования компьютера на уроке, то здесь в первую очередь следует обратить внимание на то, что основным эффектом от использования компьютера на уроке учителя считают увеличение наглядности (75,2%), а также улучшение усвоения учебного материала (53,4%). Помимо этого, 45,8% учителей отмечают, что использование компьютера на уроке повышает интерес учащихся к предмету, а 41,9% педагогов фиксируют позитивную роль компьютера в запоминании учебного материала. Остальные воз-

32

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

можные эффекты фиксируются существенно реже: «дает учащимся необходимые навыки работы на компьютере» отмечают 12,9% респондентов; «позволяет сделать контроль знаний объективным» - 12,2%; «позволяет учащимся проверить и оценить свои способности» - 9,6%.

Причины-мотивы, побуждающие педагога к повышению квалификации по практическому освоению информационно-коммуникационных технологий следующие:

• повышение уровня профессиональной культуры - 86%;

• повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ - 76%;

• для повышения авторитета среди учащихся - 24%;

• для повышения авторитета среди коллег - 10%;

• требование администрации - 12%;

• для подготовки к смене профессии - 8%;

• возможность использования чужого педагогического опыта и методических разработок - 44%;

• возможность тиражирования собственного педагогического опыта - 19%;

• возможность самореализации и самоутверждения -51%.

Какая работа может проводиться в школе по формированию потребности учителя к активному использованию информационных и коммуникационных технологий?

Не умаляя значимости организации повышения квалификации на базе регионального института развития образования, ресурсных и информационно-методических центров, считаем, что основная работа по формированию ИКТ-компетентности педагога должна осуществляться в условиях информационного образовательного пространства школы. Особое значение имеет хорошо налаженная методическая работа, это тем более важно потому, что формирование ИКТ-ком-петентности педагогов может носить только непрерывный характер. Каждый учитель в школе должен иметь возможность вовремя получить консультацию, познакомиться с новыми методиками применения ИКТ, с передовым опытом, результатами мониторинга внедрения ИКТ в учебный процесс, принять участие в профессиональных конкурсах, фестивалях, конференциях.

Внутришкольная система повышения квалификации должна обеспечивать блочно-модульный принцип развития курсов повышения квалификации в области ИКТ. Причем это повышение квалификации, в том числе и на базовом уровне, должно носить прикладную направленность. В ходе реализации проекта нами сделана попытка разработать структуру внутришкольной программы, обеспечивающей блочно-модульный принцип повышения квалификации в области ИКТ (табл. 2).

Таблица 2

Модуль Содержание модуля

«ИКТ в образовании» (36 часов) Информационная среда образовательного учреждения (структура, способы доступа к ресурсам, правила работы в файловой системе) Создание личного информационного пространства (создание, копирование, переименование и удаление, поиск файлов/папок) Подготовка различных дидактических и методических материалов для поддержки учебного процесса, внеклассной работы с использованием текстового, табличного редакторов Использование табличного процессора для рейтинговой оценки знаний учащихся и др. Создание компьютерных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, методическом совете, родительском собрании, для представления своего педагогического опыта и т.п.) Требования к презентациям Основные сервисы Интернет в контексте их использования в образовательной деятельности: приемы навигации и поиска образовательной информации в WWW, её сохранение в целях последующего использования в педагогическом процессе Приемы работы с электронной почтой Знакомство с федеральными образовательными порталами и образовательными ресурсами Internet™ предмету

«Проектная методика с применением ИКТ» (от 36 часов) Проектная методика с использование ИКТ Программа 1Пв1«Обучение для будущего» и ее роль в решении проблем информатизации образования. Цель программы. Учебный план программы Методическая поддержка программы. Сайт программы. Обучение тьюторов и учителей по программе Интернет и авторское право Библиографические правила цитирования источников Использование каталогов и поисковых машин: поиск полезной информации в Internet Создание дидактических и методических материалов с помощью ИКТ в ходе реализации программы Организация проведения учебных проектов с использованием ИКТ в ОУ

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

33

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

продолжение табл. 2

Модуль Содержание модуля

«Методика применения в учебном процессе цифровых ресурсов» (36 часов) Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) Классификация ЦОР Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию ЦОР Оценка качества ЦОР Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных цифровых учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, разработка средств поддержки и сопровождения Состав и структура учебно-материальной базы, обеспечивающей внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование Педагогико-эргономические условия эффективного использования средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях Школьная медиатека. Назначение, состав электронные издания: энциклопедии, словари, географические атласы, САПР, виртуальные конструкторы физических и математических лабораторий и др. Компьютерные модели. электронные библиотеки

Обзор ЦОР по предмету. Рекомендации по их применению. Авторские права на электронные учебные материалы Интегрированные информационные среды Основные принципы системного внедрения компьютеров в учебный процесс. Автоматизированные рабочие места. Школьная информационная сеть

«Методика применения в учебном процессе цифровых ресурсов» (36 часов) Проектирование компьютерного урока. Конструирование обучающих программных продуктов Формирование банка информационных ресурсов по предмету

«Сетевые сервисы Веб 2.0 в образовании» (36 часов) Классификация сетевых сервисов Основные сервисы Веб2.0 в контексте их использования в образовательной деятельности: регистрация, приемы навигации и поиска образовательной информации, её сохранение в целях последующего использования в педагогическом процессе, публикация собственных материалов Возможности учебного информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях со всеми участниками информационного взаимодействия;

«Сетевые сервисы Веб 2.0 в образовании» (36 часов) Работа сетевых объединений преподавателей с целью повышения своего профессионального уровня Приемы сайтостроения и публикации материалов с использованием сервисов Веб2.0 с целью создания собственных Интернет-ресурсов учебного назначения; Организация исследовательской деятельности учащихся с использованием социальных сервисов Веб2.0 Преобразование личного и предметного информационного образовательного пространства в сетевое образовательное пространство

«Создание портфолио учителя и ученика в сети интернет» (24 часа) Портфолио. Виды портфолио. Структура порфолио электронное портфолио On-line портфолио Возможности сервисов Веб 2.0 для публикации материалов портфолио Формирование сетевого портфолио

Предлагаемые модули могут изучаться как очно или дистанционно в системе повышения квалификации, так и с помощью тьютора.

Модуль «ИКТ в образовании (начальный курс)» (36 часов) нацелен на начальное формирование базовой ИКТ-компетентности учителей. Модуль «Проектная методика с применением ИКТ» (основан на программе Intel «Обучение для будущего», 36 часов очный и 72 часа дистанционный курсы) ориентирован больше на тех, у кого уже сформирован базовый уровень ИКТ-компетентности, он нацелен на формирование общей

ИКТ-компетентности педагогов. Модуль «Методика применения в учебном процессе цифровых ресурсов» (36 часов) может быть предложен как учителям с базовым уровнем ИКТ-компетентности, так и с общим. Модуль «Сетевые сервисы Веб 2.0 в образовании» (24 часа) также ориентирован на педагогов с базовым и общим уровнем ИКТ-компетентности.

Для учителей, нацеленных на формирование профессиональной ИКТ-компетентности, могут быть использованы системы тренингов по знакомству с новыми методиками и технологиями; прак-

34

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

тикумы по созданию собственных мультимедийных материалов базовыми средствами ИКТ и специальными инструментальными средствами; семинары по использованию ИКТ в проектной деятельности, исследовательской работе со школьниками, в организации экспериментальной деятельности; дистанционные формы повышения квалификации; тьютор-ская поддержка; индивидуальные образовательные траектории повышения квалификации в сфере ИКТ и др.

В поддержку программы повышения квалификации учителей в области ИКТ в дальнейшем будет разработан учебно-методический комплект, включающий кроме модулей программы методические указания, электронные пособия, Интернет-ресурсы.

Учителя, у которых сформирован уровень профессиональной ИКТ-компетентности, могут становиться тьюторами, консультантами-исследователями по ИКТ; осуществлять методическую поддержку внедрения ИКТ в образовательный процесс.

Вся работа по наполнению информационного образовательного пространства и формированию ИКТ-ком-петентности педагога будет отражена в программе информатизации школы. Причем важной является тесная увязка мероприятий по формированию информационного образовательного пространства школы и формированию ИКТ-компетентности учителей.

Таким образом, нами определена модель непрерывного формирования ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы, обоснованы необходимые организационно-педагогические условия реализации модели формирования ИКТ-компетентности. Их выполнение позволит, с одной стороны, сформировать необходимый уровень ИКТ-компетентности педагога, с другой стороны - развивать все составляющие информационного образовательного пространства школы. И то и другое является необходимым условием формирования высокого уровня ИКТ-компетентности ученика, повышения качества образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. По нашему мнению, представленная модель формирования ИКТ компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства создаст предпосылки для дальнейших работ в области информатизации образовательного процесса школы.

Литература

1. Акуленко В. Л., Босова Л. Л. Методические рекоменда-

ции по формированию ИКТ-компетенции учителя физики в системе повышения квалификации [Эл. ресурс] -М.: РАО, 2006.- URL: http://window.edu.ru/window_catalog/

files/r38839/mr6.pdf (Дата обращения: 1.06.2013).

2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика.-2003.- № 10.- С.8-14.

3. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование.- 2012.- № 1.- С.88-94.

4. Давыдова Н. Н., Пермякова И. Г. Пути раскрытия творческого потенциала педагогических работников в условиях саморазвивающегося образовательного учреждения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2010.-№ 1.- С.55-57.

5. Давыдова Н. Н., Суслов А. А. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление: практика и анализ.- 2011.- № 5.- С.39-44.

6. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Самоорганизацион-

ное управление образовательными учреждениями в сетевом взаимодействии: подходы к исследованию // Вестник ФГАО ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина.-2011.- № 5.- С.56-63.

7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // эксперимент и инновации в школе. - 2009.- № 2.

8. Проект «Информатизация системы образования». [Сайт «Национальный фонд подготовки кадров»]. URL: http:// archive.ntf.ru (Дата обращения: 1.06.2013).

9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. М.: «Когито-Центр», 2002.- 396 с.

10. Роберт И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование.- 2008.- № 5.- С.3-15.

11. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2012.- № 1 (90).- С.56-64.

12. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 4.

13. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010.- № 4.

14. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапа-цевич.-Мн.: Современное слово, 2001.- 928 с.

15. Урсова О. В. Развивающий потенциал информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников: автореф. дис... канд. пед. наук. Великий Новгород: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2006.24 с.

16. Шевцова Л. А. Формирование готовности учителей к использованию НИТ в профессиональной деятельности средствами системы поддерживающего обучении: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород: Волжский государственный инженерно-педагогический университет, 2005.- 26 с.

17. Щеглова С. Н. Адаптация учителей к информатизации // Школьные технологии.- 2005.- № 51.- С.207-216.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.