ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Бурмистрова Анна Владимировна
директор МАОУ СОШ № 64 г. Екатеринбург
J ^
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Л_________________________________________г
Аннотация. В статье представлены подходы к становлению профессионально-педагогической компетентности педагога в условиях введения ФГОС в условиях общеобразовательной школы. Описан проект подготовки педагогов - носителей культуры инновационного поведения, владеющих современными образовательными технологиями, направленный на организацию помощи педагогам по включению в информационно-образовательную среду своей педагогической деятельности.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая компетентность педагога, информационно-образовательная среда, ФГОС.
За последние годы в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования, путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда [2,4,8,15].
В России постепенно становится очевидным, что достижение целей современного образования во многом связано с новой профессиональностью педагога, готового и способного оптимально и с высокой долей эффективности реализовывать требования новой образовательной парадигмы [1].
В связи с этим, важным фактором развития инноваций в образовании, становится педагог, готовый к эффективному использованию инновационных образовательных технологий для решения актуальных методических и дидактических задач; педагог, создающий условия подготовки конкурентоспособных выпускников, готовых к непрерывному образованию и самореализации в условиях быстро изменяющегося мира.
В этом контексте актуализируется потенциал современных педагогических технологий для совершенствования организации образовательного процесса, которые являются одновременно и предметом изучения и инструментарием организации занятий в активных методах, создают условия для актуализации профессионального опыта и творческого потенци-
ала преподавателя, развития готовности к реализации требований деятельностной и личностно-центрированной парадигмы.
Следует отметить, что наиболее уязвимой стороной введения ФГОС в общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по ФГОС, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, лич-ностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения. Профессионально-педагогическая компетентность учителя не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить уроки или внеклассные мероприятия. Особенность профессионально-педагогической компетентности как готовности учителя к педагогической деятельности заключается в том, что она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях (учитель должен быть готов к организации и выполнению различных видов деятельности), постоянно возникающих в образовательном процессе школы [8,9,10,11,12,13,14].
К компетенциям педагога, необходимым для успешного введения ФГОС, большинство разработчиков ФГОС относят: деятельностные, проектировочные, коммуникативные, рефлексивные компетенции.
32
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Деятельностные компетенции позволяют педагогу быть субъектом деятельности, осуществлять целеполагание, подбирать средства ее достижения, планировать достижение цели, осуществлять действия, контролировать достижение цели, вносить при необходимости коррекцию и осуществлять рефлексию.
Современному педагогу важны проектировочные компетенции продуктивного типа, так как новое время, новые социальные условия, новый социальный и индивидуальный заказ к образованию диктуют потребность к развитию, динамике, преобразованию. А это значит, современный педагог должен уметь проектировать урок, учебный курс, педагогическую систему, технологию, методику, программу, воспитательное событие, сценарий и другие разработки, необходимые для учебно-воспитательной деятельности такой направленности, чтобы для ребенка встреча с педагогом была событием эмоциональным, радостным, интригующим.
Реализация своего замысла, осуществление педагогической деятельности невозможны без развития коммуникативных компетенций педагога: умений слушать и слышать учеников, понимать их точку зрения, уметь организовывать диалог, вести конструктивную критику, проводить обобщения.
Не менее важными являются способности педагога к рефлексии - осознанию уже осуществленной деятельности и себя в этой деятельности: своего эмоционального состояния, удач и трудностей в выполнении деятельности, средств и инструментов, используемых в этой деятельности, затруднений и способов решения проблемных ситуаций, планируемых и полученных результатов педагогической деятельности.
Все эти компетенции, без наличия которых трудно говорить о неформальном введении ФГОС, могут развиваться в системе внутришкольного повышения квалификации с использованием различных форм активности педагогов, как то: проблемный педсовет, проблемный семинар, инновационный и исследовательский проектный практикум, мастер-класс, научно-практическая конференция, аттестационные ситуации, лекция-консультация, лекция-проблематизация, конкурс педагогического мастерства, круглый стол, педагогические чтения и другие формы.
Разнообразие форм работы с учителями в области подготовки к реализации ФГОС создают среду продуктивного профессионального общения, которая дает возможность раскрыться потенциалу учителя, продемонстрировать реальные достижения педагога, руководителя и в целом - школы.
ФГОС ориентирует на результаты образования, где развитие личности обучающего строится на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.
Разрабатывая содержательную модель педагогической компетентности современного учителя, мы ориентировались на основные базовые компетенции
как систему педагогических знаний и умений, таких как:
• умение выстраивать индивидуальный образовательный маршрут учащихся, создавать условия для формирования у них ключевых компетенций;
• создавать и работать в информационной образовательной среде;
• устанавливать взаимодействие с участниками образовательного процесса, то есть тех профессиональных умений, которые адекватны структуре и содержанию педагогической деятельности учителя.
Среди знаний и практического опыта, формируемых в процессе достижения личностью уровня компетентности, мы выделяем:
• навыки самообразования,
• навыки критического мышления,
• навыки самостоятельной работы,
• навыки самоорганизации и самоконтроля,
• навыки работы в команде,
• готовность к ответственности за принятие решений,
• умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения,
• способность находить, формулировать и решать проблему.
Становление и развитие профессионально-педагогической компетентности востребует учебный процесс особого рода, в котором имеет место не трансляция готовых знаний преподавателем, а совместное с ним приобретение знаний; решение задач, задаваемых не только преподавателем, но и задач, выдвигаемых школьной практикой. Следует подчеркнуть, что в компетентности отражается индивидуальный почерк специалиста, её нельзя проверить формализованными испытаниями, традиционно используемыми контрольными срезами, тестовыми работами, путем экзаменов и зачетов, потому что опыт проверяется только опытом. В отличие от традиционного образования, носящего поддерживающий, теоретизированный адаптационный характер, компетентностное обучение носит деятельностный характер.
Таким образом, учитель, создает компетентность, как продукт своего творчества, саморазвития и самореализации, а не получает её в готовом виде. Задача школы - создать необходимые условия для её становления и развития.
В этой связи в МБОУ СОШ № 64 г. Екатеринбурга в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона [4,5,6], был разработан проект «От профессиональных достижений педагогов к личностным компетентностям обучающихся».
В проекте рассматриваются вопросы подготовки и реализации ФГОС,- как, используя современные образовательные технологии, в том числе ИКТ, шире раскрыть личностный потенциал ребёнка, сделать обучение школьников более целостным и разносторонним и обеспечить развитие профессиональной компетентности педагогов школы.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014
33
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Цель проекта: подготовить педагогов - носителей культуры инновационного поведения, владеющих современными образовательными технологиями, помочь педагогу вписать в информационно-образовательную среду свою собственную педагогическую деятельность, применяя по мере необходимости ее компоненты. Получить ответ на вопрос: как обучать детей в новой системе, основанной на современных информационных технологиях. Среди основных задач следует выделить:
• создание условий для формирования компетентности педагогов в решении профессиональных задач с применением современных образовательных технологий, в том числе с применением ИКТ;
• создание системы методического сопровождения педагогов школы по внедрению и использованию информационных систем и технологий в учебно-воспитательный процесс и управленческую деятельность;
• использование современных технологий продуктивного обучения (проектных, исследовательских, проблемного обучения, диалоговых, критического мышления, кейс-стади и др.) в образовательном процессе школы;
• разработку и (или) использование цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений обучающихся с использованием средств ИКТ, использование ресурсов дистанционного образования;
• формирование информационно-образовательной среды школы как условие и средство реализации ФГОС;
• создание методического банка данных, обобщающих педагогический опыт по использованию медиаобразовательной и информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе;
• организация системы дистанционного обучения учащихся и повышения квалификации учителей;
• организация процесса дистанционного взаимодействия учащихся, учителей и родителей в сфере общего образования;
• обеспечение развития и модернизации существующей технико-технологической базы информационно-образовательной среды.
К основным направлениям реализации Проекта мы относим:
• организационное - создание организационной структуры, обеспечивающей поддержку и развитие информационно-образовательной среды (ИОС), создание нормативно-правовой базы;
• методическое - подготовка педагогов и специалистов для работы с использованием ресурсов ИОС, последовательное повышение квалификации, совершенствование методической работы;
• техническое - техническое и технологическое обеспечение функционирования ИОС;
• ресурсное - разработка и поддержка информационно-образовательных ресурсов, размещение и сохранение материалов, созданных в рамках образовательного процесса.
Среди основных принципов реализации Проекта следует отметить:
• последовательность;
• системность - деятельность осуществляется в системе по всему комплексу направлений (техническому, организационному, методическому, ресурсному), так, чтобы каждый шаг по совершенствованию информационно-технической основы приводил к повышению качества всей образовательной системы, в том числе и к профессиональной компетентности учителя;
• открытость - проект реализуется с привлечением всех категорий участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей) и социальных партнёров;
• технологичность - интегрируемость в существующую информационную среду и образовательную инфраструктуру, предупреждение возникновения риска несовместимости разных типов программно-аппаратных средств;
• информационная безопасность - обеспечение защиты конфиденциальной информации и авторских прав.
Результатом проекта стало овладение современными образовательными технологиями, что позволит учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учащимися учебной информацией, расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта, прежде всего в русле совместной предметной деятельности, обеспечить возможность ученику выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объема, партнеров и т.д.
Повышение квалификации учителей школы в рамках проекта организовано по следующей модели (рис.1).
Академик А. А. Леонтьев отмечал - «главное не знания, а умение ими пользоваться». Сегодня научиться пользоваться технологиями деятельностного типа - вот главная задача. Для этого педагогу необходимо принять новые цели образования, пропустить их через себя, освоить образовательные технологии деятельностного типа. Это нелегко, но сам этот процесс необыкновенно увлекателен и позволяет каждому педагогу открыть в себе новые возможности и таланты.
Нет сомнений, в современном мире любой выпускник школы должен уметь быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию из различных источников, работать с базами данных, обладать другими подобными навыками. Говоря о требованиях к условиям реализации основных образовательных программ, в качестве обязательных атрибутов учебного процесса мы называем компьютерные классы, подключенные к Интернету, мультимедийные проекторы, доступ к электронным библиотекам и базам данных.
Мы изучаем наиболее востребованные педагогические технологии под углом целесообразности, условий и границ их применимости, овладение инструментарием организации и проведения занятий в активной
34
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Рис.1. Модель внутришкольного повышения квалификации учителя в условиях введения ФГОС
(авт.Сиденко Е. А., 2011)
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014
35
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
форме, предоставляемым образовательной технологией развития критического мышления, которая имеет в своем арсенале набор приемов и стратегий по развитию рефлексивного чтения и слушания, развитию речи, созданию письменных текстов. Мы считаем, что именно технология развития критического мышления позволяет овладеть способами развития таких умений, как умение решать проблемы, задавать вопросы, вести исследовательскую деятельность в рамках создания проекта, аргументировано отстаивать собственную точку зрения в дискуссиях.
В рамках проекта:
• обеспечено систематическое использование технологий продуктивного обучения (проектных, исследовательских, проблемного обучения, диалоговых, критического мышления, кейс-стади и др.);
• осуществляется разработка и (или) использование цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений обучающихся с использованием средств ИКТ, использование ресурсов дистанционного образования в образовательном процессе;
• используется сочетание фронтальных, дифференцированных и индивидуальных форм работы с обучающимися, осуществление учебного процесса по индивидуальным учебным планам, формирование общей информационной культуры у обучающихся;
• культивируется обоснованность, уместность и результативность использования современных образовательных технологий учителями школы.
Учителя быстро осваивают информационные технологии, и это отнюдь не только умение работать на компьютере, но и работа с электронными образовательными ресурсами. Многие учителя находят материал для своих уроков в Интернете, адаптируют этот материал и используют в повседневной работе, а также самостоятельно разрабатывают уроки с применением электронных образовательных ресурсов. За 3 года работы по проекту доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в т.ч. ИКТ) в профессиональной деятельности, возросла с 50% до 90%. Число учителей, прошедших обучение по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе, выросло с 45% до 60%. Количество учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, выросла с 10% до 70% от общей численности учителей.
В рамках проекта обеспечено повышение уровня профессиональной культуры педагогов, что позволяет существенно разнообразить виды и формы организации деятельности учащихся как в урочной, так и внеурочной деятельности, включая проектные виды деятельности обучающихся в индивидуальной и груп-
повой формах, и обеспечивает рост удельного веса
самостоятельной работы с различными источниками
и базами данных.
Литература
1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. № 10. 2003. С.26.
2. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.3-6.
3. Гзршунский Б. С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с.
4. Давыдова Н. Н., Федоров В.А Управление развитием образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 4. С.15-23.
5. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.
6. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации ОУ // Образование и наука. 2010. № 11. С.23-32.
7. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012 № 4. С.3-12.
8. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 4. С.8-13.
9. Камка С. В. Формирование общекультурной компетентности участников образовательного процесса // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 3. С.37-41.
10. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012. № 1 (90). С.56-65.
11. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.41-45.
12. Сиденко Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.2-10.
13. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4.
14. Фоменко С. Л. Процесс освоения педагогическим коллективом концепции, содержания и технологий компетент-ностного подхода в образовании // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С.27-31.
15. Ярков А. П, Лымарь А. А. Об актуальных проблемах молодежной политики в современном российском обществе // Образование и наука. 2012. № 2. С.68-75.
36
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014