Инновации в образовательных учреждениях
УДК 378.046.4
А. С. Сиденко
О МОДЕЛИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ШКОЛ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Как можно построить модель внутрифирменного повышения квалификации при подготовке коллективов к реализации ФГОС второго поколения?
Аннотация. Автор раскрывает компоненты управленческо-педагогической модели внутришкольного повышения квалификации в условиях подготовки коллектива к реализации ФГОС, выделяет три уровня подготовки:
a) ознакомительный; б) базовый; в) продвинутый. Модель внутришкольного повышения квалификации строится на сочетании внутрифирменного повышения профессионализма руководителей и педагогов, самообразования, курсовой подготовки. При этом курсовая подготовка строится на деятельностной основе. Самообразование руководителей и педагогов продолжает линии их профессионального развития.
Ключевые слова: компоненты управленческо-педагогической модели внутришкольного повышения квалификации; ФГОС второго поколения; уровни подготовки к реализации ФГОС; курсовая подготовка, самообразование, повышение квалификации.
Abstract. The article describes the components of managerial and pedagogical model intraschool skills in training staff to implement the new educational standards of second generation. There are three levels of training: a) beginners’
b) basic c) advanced. Model of intraschool training is based on a combination of intraschool increasing of professionalism of managers and teachers and self-training course. In this course preparation is based on activity. Self-education of teachers is continued by their professional development.
Index terms: components of managerial and pedagogical model of intraschool training, levels of training staff to implement the second generation of the new educational standards.
Необходимость создания модели внутришкольного повышения квалификации по подготовке педагогического коллектива к апробации материалов ФГОС на основе системно-деятельностного подхода вызвана тем, что аналогичный подход как ведущий заложен в концепцию ФГОС-2, однако его понимание и реализация вызывает большие трудности у администрации и учителей-практиков.
В проекте «Российское образование 2020» отмечается, что профессиональное образование заключается в подготовке квалифицированного, конкурентоспособного, компетентного, ответственного работника, свободно владеющего своей профессией, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В настоящее время на всех уровнях образования разрабатываются и внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколе-
ния, которые определяют социальный портрет будущего первоклассника, выпускника начальной, средней и старшей школы.
Федеральные государственные стандарты для начальной школы приобрели юридическую силу. Ведется разработка и обсуждение проектов стандартов для дошкольного образования, средней и старшей школы. На сайте http://standart.edu.ru [12] каждый руководитель образовательного учреждения и педагоги могут принять участие в работе форума.
А. А. Вербицкий - профессор МГГУ им. М. А. Шолохова, член-корр. РАО в статье «Контекстно-компе-тентностный подход к модернизации образования» [1] пишет о том, что системная реализация компетентност-ного подхода в масштабах всей страны означает смену результативно-целевой основы образования, а вместе с ней - смену ЗУНовской образовательной парадигмы на компетентностную.
А. А. Вербицкий отмечает, что переход к компе-тентностному образованию потребует сущностных изменений во всех звеньях педагогической системы,
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4
41
Инновации в образовательных учреждениях
а значит, в ней самой как целостности. Изменения произойдут:
- в ценностях, целях и результатах обучения и воспитания (от усвоения ЗУНов - к формированию базовых социальных и предметных компетенций современного специалиста);
- в содержании обучения (от по-предметно разбросанной абстрактной теоретической информации, мало связанной с практикой, - к системной ориентировочной основе компетентных практических действий и поступков);
- в педагогической деятельности учителя, преподавателя (от монологического изложения учебного материала - к педагогике творческого сотрудничества и диалогу преподавателя и обучающегося);
- в деятельности школьника, студента (от репродуктивной, «ответной» позиции, пассивного приема и запоминания учебной информации - к созиданию образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир интеллектуальной, духовной, социальной и предметной культуры);
- в технологическом обеспечении образовательного процесса (от традиционных «сообщающих» методов - к инновационным педагогическим технологиям, реализующим принципы совместной деятельности и творческого взаимодействия педагога и обучающихся, единства познавательной, исследовательской и будущей практической деятельности);
- в образовательной среде как системе влияний и условий формирования и развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении образовательного заведения (внутренний контекст деятельности педагогического коллектива и администрации школы, колледжа, вуза);
- в отношениях с внешней средой: с семьей, социальным окружением города или деревни, своей национально-культурной общностью, производственными предприятиями, средствами массовой информации, учреждениями культуры, отдыха и спорта, страной и миром в целом (внешний контекст образовательной деятельности);
- в уровне финансового, материально-технического, организационного и кадрового обеспечения деятельности реформируемой системы образования [1].
Мы согласны с позицией А. А. Вербицкого, однако считаем, что педагогическая система как целостность должна включать управленческую деятельность руководителя, обеспечение им процессов развития, приводящих образовательное учреждение к системным изменениям. От уровня профессиональных компетенций руководителей и педагогов зависит результативность деятельности образовательного учреждения и качество получаемого учащимися образования. Поэтому вопрос повышения квалификации работников школы является таким актуальным.
Реализация стандартов нового поколения, кроме повышения квалификации администрации школ и учителей нуждается в научно-методическом сопровождении, которую мы предполагаем осуществлять через работу экспериментальных площадок. Пример программы эксперимента можно посмотреть в статье «Проект программы эксперимента «Подготовка педа-
гогических кадров к реализации стандартов второго поколения» [8]. Проведенный авторами анализ существующих материалов по стандартам второго поколения позволил сформулировать необходимость трех уровней внутришкольной подготовки реализации ФГОС-2: а)ознакомительный; б) базовый; в) продвинутый.
Каждый из этих уровней характеризует процесс необходимых изменений, определяющих успешность вхождения работников образования в систему ценностей, заложенных в стандартах второго поколения, принятия ими концептуальных идей стандарта; осмысления его сущности, структуры, содержания. Каждый из этих уровней предполагает самооценку и видение определенных личностных профессиональных изменений.
Кроме того, инвариантная часть трех уровней предполагает, что изменения должны происходить во всей системе школы, т. е. на общешкольном уровне, а не на отдельных ступенях образования: начальная школа, средняя, старшая. Поэтому пропедевтический уровень является на данной стадии процесса внедрения ФГОС необходимым для всех работников школы, имеющих отношение к его реализации.
С нашей точки зрения, отличительной особенностью ознакомительного уровня является понимание и принятие в качестве социально-значимых таких ценностей как: изменение функции педагога от транслятора знаний к сопровождающему процессы познавательной деятельности учащихся; изменение функции руководителя от создающего условия для функционирования школы к обеспечению процессов развития через внедрение инноваций системного уровня; изменение позиции ученика от слушающего, воспринимающего и воспроизводящего деятельность - к осуществляющему самостоятельную поисковую деятельность по приобретению осознаваемых личностных изменений (приращений в качествах личности).
На словах все кажется просто, на самом же деле педагогу, имеющему 30 летний стаж работы, удовлетворенному результатами своей деятельности, увидеть, понять и принять новые ценности довольно трудно: мешает стереотип сознания «лучшего в мире советского образования» и видение себя - успешного учителя в этом процессе. Аналогичное можно сказать и о некоторых руководителях образовательных учреждений России, которые оценивают себя как успешных администраторов. На деле же - обеспечивающих, в основном, режим функционирования образовательного учреждения, тогда как существует насущная потребность в обеспечении процессов развития.
Базовый уровень, с нашей точки зрения, характеризуется развитыми компетенциями руководителя и педагога, обеспечивающими реализацию ФГОС-2 и предполагающими действия по алгоритму, по образцу, по аналогии. В частности, научно-методические разработки по начальной школе для учителей такие возможности создают. Освоение на технологическом уровне и применение в практике программ достижения трех групп результатов - основная характеристика базового уровня.
Продвинутый уровень означает, что и руководитель и педагог не только освоили действия по образцу, обе-
42
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4
Инновации в образовательных учреждениях
спечивающему режим развития, но и способны быть тьюторами, сопровождающим деятельность своих коллег по внедрению ФГОС, способными научить их опираться на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели и основного результата образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.
Для педагогов, освоивших продвинутый уровень, становится важным организация такого учебного процесса, главным звеном которого является учебная деятельность [4], построенная на основе освоения учениками способов познавательной деятельности. Это предполагает ориентацию на субъект - субъектные отношения, подразумевающие активную позицию обучающихся, признание их права на выбор (в том числе -содержания своего образования и уровень его освоения) и наделение их ответственностью за сделанный выбор; последовательную ориентацию на вариативность образования, в том числе - на дифференциацию и индивидуализацию обучения), реализацию педагогики сотрудничества на основе четко выделенной системы взаимных обязательств педагогов и учащихся (их родителей), доступной и посильной для обеих сторон системы требований; реализацию новой функции педагога и многое другое.
При этом главным результатом повышения квалификации педагога мы будем считать не сумму единиц усвоенной информации, а профессиональные изменения, предполагающие:
- динамику личностного развития педагогов, осваивающих новый образовательный стандарт, что предусматривает оценку сформированности их самостоятельности, ответственности, креативности, структуры интересов и ценностей, умения самовыражаться и т. п.;
- достаточную сформированность базовых компетентностей и функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном планах, то есть не только на основе приобретенных в ходе внутришкольного повышения квалификации и самообразовании знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно-смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации;
- способность быть тьютором.
Важнейшей отличительной особенностью руководителей, освоивших продвинутый уровень, является их способность «зажечь» коллектив, повести за собой, планируя, создавая условия и поэтапно осуществляя переход от локальных изменений внедрения ФГОС в школе - к системным, связанным с изменениями парадигмы образования. Изменение парадигмы - ориентация стандарта на состав требований к результату образования в условиях его вариативности - не только отвечает внешним потребностям всех участников образовательного процесса и внутренним закономерностям развития системы образования, но и коренным образом меняет образовательный процесс по ряду аспектов, и, в первую очередь, вынуждает учителя отойти от позиции «урокодателя» и стать профессионалом, гарантирующим научение каждого обучающегося и фундаментальному ядру, и способам деятельности [5, 7].
В этих условиях программа внутришкольного повышения квалификации требует серьезного сопровождения руководителя и учителя в различных направлениях и должна представлять собой управленческо-педагогическую модель, включающую в себя: нормативное сопровождение; инструментальное сопровождение; технологическое, информационное, научно-методическое сопровождение этих процессов.
Мы предположили, что модель внутришкольного повышения квалификации работников образования будет эффективна, если она будет построена с учетом:
1. Сочетания внутрифирменного повышения квалификации, курсовой подготовки, самообразования руководителей и педагогов в области «проблемы введения стандартов второго поколения».
Внутрифирменное повышение квалификации будет строиться по принципу бально-зачетной системы, позволяющей учесть инновационную активность руководителей и педагогов через их участие в деятельностных формах: конкурсах, проектах, выступлениях на проблемных семинарах, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, проведении открытых уроков, мастер-классов, подготовке рефлексивных докладов, написании и опубликовании статей, отражающих опыт введения ФГОС в преподаваемый предмет или проведение воспитательного мероприятия и пр. и обеспечивающей создание внутри образовательного учреждения профессионально-развивающей среды для:
- осознания руководителями и педагогами новых целей и ценностей образования,
- самоопределения относительно своей роли и функции при введении ФГОС на внутришкольном уровне;
- выявления из своего управленческого и педагогического опыта образцов, обеспечивающих реализацию отдельных компонентов ФГОС.
2. Курсовая подготовка будет построена в деятельностной парадигме, позволяющей: а) организовать с опорой на личностный опыт педагогов ситуацию «проживания здесь и теперь», обеспечивающую укрепление и развитие опыта педагогов в достижении личностных и предметных результатов, формировании у учащихся УУД; б) организовать с опорой на личностный опыт администрации образовательного учреждения ситуации усиление опыта развития образовательного учреждения, проведения системных инноваций.
3. Самообразование руководителей и педагогов будет продолжать линии их профессионального развития, обеспечивать решение выявленных проблем личностного роста в области овладения новыми функциями, обеспечивающими получение трех групп результатов ФГОС.
Что сделано на данный момент? В процессе решения задачи организации курсовой подготовки разработана программа повышения квалификации. Проведено обследование пяти образовательных учреждений с целью выявления ресурсов для разработки модели внутрифирменного повышения квалификации с выше-заданными параметрами, проведено анкетирование руководителей школ и их заместителей. Результаты проведенного обследования 100 руководителей обра-
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4
43
Инновации в образовательных учреждениях
зовательных учреждений позволили выявить наиболее значимые проблемы и затруднения деятельности, мешающие внедрению ФГОС на внутришкольном уровне. Указанное содержание затруднений вошло в содержание модулей программы повышения квалификации: «Введение федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях муниципальной системы образования на основе метода проектов». Кроме этого были определены зоны ближайшего развития педагогических коллективов. Выявленные зоны были положены в основу уровне-вых учебных практических заданий слушателям, обучающимся по данной программе повышения квалификации.
Выявлены возможные формы реализации управленческо-педагогической модели, включающей в себя: нормативное сопровождение; инструментально, технологическое, информационное, научно-методическое сопровождение процессов внедрения ФГОС как системной инновации.
Ряд авторов [2, 3, 6, 9, 10, 11] выделяют особенности построения модели с учетом региональной специфики, возможностей микросоциума образовательного учреждения, запросов школы должно выбираться оптимальное сочетание форм повышения профессионального мастерства педагогического коллектива и администрации школ и др.
Сочетание внутрифирменного повышения квалификации, курсовой подготовки, самообразования руководителей и педагогов в области «проблемы введения стандартов второго поколения» может строиться с учетом:
1) внешних ресурсов:
■ очные курсы с отрывом от работы и без отрыва от работы;
■ очно-заочные курсы;
■ целевые курсы и семинары;
■ дистанционное повышение квалификации;
■ проблемные курсы и семинары;
■ курсы повышения квалификации по модульным учебным программам;
■ курсы и семинары на базе экспериментальных или стажерских площадок окружного, муниципального, краевого, федерального уровня;
■ стажировки на базе школ-лидеров,
■ выездные курсы повышения квалификации и стажировки на базе образовательных учреждений школ -победителей ПНПО, носителей передового педагогического опыта и т. п.
2) внутренних ресурсов:
■ открытые уроки с обсуждением,
■ мастер-классы,
■ практические занятия,
■ годичные проблемные семинары для учителей;
■ методические месячники;
■ деловые игры,
■ индивидуальные и групповые консультации специалистов,
■ каникулярная тематическая учеба;
■ краткосрочные курсы для руководителей проектно-исследовательских работ учащихся по основам учебно-исследовательской деятельности;
■ краткосрочные компьютерные курсы для учителей всех предметов, проводимые преподавателем информатики с учетом уровня подготовленности учителей, специфики преподаваемого предмета;
■ тьюторская поддержка педагогов,
■ взаимопосещения;
■ самообразование с выступлениями на педагогических чтениях, методических объединениях учителей и т. п.
Самообразование тесно связано с индивидуальной формой обучения, построением индивидуального образовательного маршрута на основе накопительной системы повышения квалификации.
Таким образом, для повышения эффективности внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения нужно учитывать: а) сочетание внутрифирменного повышения квалификации, курсовой подготовки, б) организацию курсовой подготовки в деятельностной парадигме; в) самообразование руководителей и педагогов в области «проблемы введения стандартов второго поколения».
Литература
1. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 4.)
2. Гордеева О. В. Методическое сопровождение повышения качества образования муниципального образовательного учреждения: содержание и результаты // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 6.
3. Давыдова Н. Н., Токарева Е. В. Обеспечение роста конкурентоспособности гимназии за счет создания внутригимназической системы оценки качества на принципах ИСО 9000 // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. -№ 1.
4. Зимняя И. А. Учебная деятельность - специфический вид деятельности//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 6.
5. Кузнецов А. А. О школьных стандартах второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - № 1.
6. Потлова М. Ф. Роль системы повышения квалификации в творческом росте учителя, руководителя школы. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. - № 2.
7. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - № 2.
8. Сиденко А. С., Болмазова Е. В., Сиденко Е. А. Проект программы эксперимента «Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения» // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 1.
9. Сиденко Е. А. Мастер- класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности»//Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 5
10. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поко-ления»//Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - № 4.
11. Третьяков П. И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - М., 2006.
12. Электронные ресурсы: сайт http://standart.edu.ru
44
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4