________________ИННОВАЦИОННЫЕПРОЕКТЫПРОГРАММЫ^ПОДХОДЫ^^^^^^-^
Яшина Галина Алексеевна
директор ГБОУ Школа №64 Сиденко Алла Степановна
профессор ФГАОУ ДПО АПК и ППРО Сиденко Елена Александровна
старший преподаватель ФГАОУ ДПО АПК и ППРО
г. Москва
J
НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ - СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
S_______________________________________________________________________г
Аннотация. В основу создания инновационной среды образовательной организации авторами положены идеи а) деятельностного подхода, б) адекватности усваиваемого содержания видам и формам деятельности повышения квалификации слушателей, в) опоры на потенциал развития ресурсов личности, г) опоры на ресурсы малых групп и коллектива в целом. Описан опыт разработки и реализации программы внутришкольного повышения квалификации, актуализирована работа над созданием миссии организации в условиях создания школ-комплексов.
Ключевые слова: инновационная среда, ФГОС, система внутришкольного повышения квалификации работников образования; проектная технология; деятельностный подход.
Важность разработки этой темы заключается в наличии - несоответствия между необходимостью формирования инновационной среды в условиях введения ФГОС и отсутствием механизмов ее создания; противоречия между необходимостью и потребностью подготовки педагогов к переходу на реализацию ФГОС и недостаточной разработанностью программ внутришкольного повышения квалификации, обеспечивающих готовность руководителей и педагогов к реализации ФГОС второго поколения [8,9,10].
В качестве идеи создания инновационной среды нами принята реализация проектной технологии, которая применяется как для управления школой, так и для организации образовательного процесса. В настоящее время в пространстве социума существенно меняется роль и значимость применения проектной деятельности. Жизнедеятельность многих социальных сфер определяется эффективностью использования в них проектной технологии, позволяющей организовать общность людей в творческие группы, работающие на определенный продукт, с учетом конкретных ресурсов и условий деятельности. Поэтому работа на внутришкольном уровне групп, проектных команд учеников, учителей, педагогов, руководителей образовательной организации - необходимое условие успешности запуска механизма создания инновационной образовательной среды [1,3].
Указанное формирует потребность использования в образовательном процессе современных образовательных технологий и, в частности, метода проектов,
использование которого может развить в выпускниках образовательных организаций социально-значимые компетенции. Однако в последнее десятилетие ученые и практики - педагоги, как отечественные, так и зарубежные, констатируют наличие кризиса образования, выражающегося в падении престижа образования, снижении качества подготовки выпускников, потере у них интереса, мотива к учебной деятельности, с одной стороны, а с другой стороны - неготовностью педагогических кадров к разрешению кризисной ситуации. Последнее положение усиливается неготовностью институтов повышения квалификации обучать педагогов по-новому, недостаточной разработанностью программ повышения квалификации, позволяющих обеспечить овладение педагогами методами и приемами создания инновационной среды образовательного учреждения по реализации ФГОС. Отсюда вытекает значимость рассмотрения проблемы в системе внутришкольного повышения квалификации работников образования.
Кроме того, в создаваемых школах-комплексах, с одной стороны, зачастую отсутствует согласованность ценностных установок, целей, развивающих подходов и пр., а с другой - требуется стратегическое единство педагогических подходов, педагогической философии, смысла образования, основного назначения образовательной организации, роли каждого субъекта в ней. Указанное усиливает проблему подготовки педагогических кадров к реализации миссии образовательной организации [2,3,6].
66
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается в терминах «эффективности школы» как социальной системы - эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса [1,5]. При этом констатируется, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые бы определили «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна и одновременно является «сколком общества». С точки зрения зарубежных исследователей, более значимым фактором школьной эффективности выступает организационный, обеспечивающий солидарность представлений учителей о своем профессиональном долге, их умение увязать личные педагогические философии как друг с другом, так и с учащимися, поддержку автономной инициативы учителей администрацией образовательной организации [3].
Наиболее теоретически проработанным в отечественной психологии представляется подход В. И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой - выделяет ее истоки в предметности культуры общества. Автор считает, что эти два полюса - предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаимопола-гании в образовательном процессе задают границы содержания образовательной среды и ее состав [11].
Для реализации этого подхода в условиях перехода образовательной организации на новые образовательные стандарты важным становится объективная потребность в такой внутришкольной системе повышения квалификации учителей, которая могла бы адекватно изменять и развивать школьную образовательную среду, готовя ее субъектов к инновационной деятельности.
В настоящее время с введением организационной инновации, а именно: создания школ-комплексов важно помнить, что изменение одного из элементов приводит к изменению состояния всей системы. Школьная команда должна быть готова к тому, что создание комплекса потребует пересмотра применяемых технологий: компьютерных, телекоммуникационных; педагогических, управленческих; усилится эффект введения новых экономических механизмов стимулирования инновационной деятельности и оплаты труда педагогов; потребуется работа и над миссией новой школы-комплекса.
Как известно, миссия организации (школы) - смысл, основное назначение ее существования. При слиянии в комплекс образовательных учреждений миссия новой школы должна в объединенном коллективе обсуждаться, приниматься, а может быть, и разрабатываться заново. Руководителю школы-комплекса необходимо понимать, что миссия не формулируется в один момент. Руководитель не сможет в одиночку обдумать эти идеи и распространить их в коллективе. Этапы формулирования миссии включают в себя подготовку, формулирование, развитие и пересмотр [4,7,11].
Подготовка. Прежде всего, необходимо определить влияющие на миссию внешние и внутренние
факторы. Для этого осуществляется анализ внутренней и внешней среды, выявление проблем внутренней среды, сопоставление с ресурсами, возможностями, продумывание рисков и учет своих слабых сторон.
К внешним относятся следующие: требования и ожидания рынка по отношению к выпускникам -промышленность, учебные заведения; особенности окружающего социума - специфика образовательных учреждений, наличие учреждений дополнительного образования и т.д.; цели и результаты работы интегрируемых образовательных учреждений, из которых приходят ученики; детских садов, из которых приходят воспитанники; изменения на рынке труда; требования федеральных стандартов второго поколения и др.
Внутренние факторы следующие: взгляды
и убеждения учителей, воспитателей и других работников школы, детского сада; уровень профессионального мастерства работников интегрируемых образовательных учреждений; состав учеников школы, воспитанников детского сада; организационная культура интегрируемых образовательных учреждений; материально-техническая и финансовая обеспеченность; взгляды попечителей школы, учеников, родителей, воспитанников; традиции и прошлый опыт интегрируемых образовательных учреждений; восприимчивость к инновационным процессам.
При анализе внешних и внутренних факторов руководителю и возглавляемой им команде по подготовке и формулированию миссии необходимо помнить, что вышеперечисленные факторы различны по способности к изменениям, следовательно, степень влияния на них со стороны команды может быть различной.
В процесс подготовки миссии необходимо вовлечь как можно больше работников интегрируемых образовательных учреждений, учеников, родителей, общественности. С этой целью проводятся опросы, анкетирования, тестирования всех заинтересованных сторон. Это особо важно в плане обеспечения мотивирующей функции цели - миссии.
Формулирование должно быть основано на анализе внутренних и внешних факторов, результатов опросов, анкетирования. Важно, чтобы словесная интерпретация помогала четко формулировать цели школы-комплекса.
Развитие и пересмотр. Миссия - это такая целевая установка, к которой приходится все время возвращаться. С одной стороны, развитие организации можно сверять с миссией, а с другой, можно увидеть, сохраняет ли миссия свою актуальность или ее нужно адаптировать к изменившимся обстоятельствам [10]. Условием успешной разработки и реализации миссии школы в условиях создания школ-комплексов является наличие слаженной школьной команды педагогов и руководителей [12,13].
Здесь будет важна работа руководителей по созданию системы условий для мотивации педагогов школы к инновационной деятельности, учитывающей недостаточный лично-значимый опыт творческой деятельности учителей в условиях интеграции коллективов;
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
67
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
недостаточное владение учителем технологией проектирования инновационной деятельности; синдром эмоционального выгорания учителя.
Руководителю важно решить задачи:
Задача 1. Активизация личностно-значимой творческой деятельности педагога:
• Коллективное принятие критериев успешности педагогов в инновационной деятельности.
• Комплексная диагностика личностно-профессиональных предпочтений педагогов.
• Презентация личностно-значимого опыта творческой деятельности в контексте личностно-ориентированной, гуманной педагогики.
• Разработка карты успешности педагогов школы с учётом их актуальной зоны развития и определение их зоны ближайшего развития.
• Обеспечение сетевого (в рамках комплекса) взаимодействия педагогов по проблеме.
Задача 2. Овладение эффективными технологиями проектирования и реализации инновационной деятельности:
• Организация повышения квалификации педагогов режиме «обучающей организации».
• Организация повышения квалификации педагогов в режиме самообразования.
• Организация повышения квалификации педагогов в режиме практикумов, мастер-классов, вебинаров.
Задача 3. Создание условий для стабильного эмоционального фона в педагогическом коллективе:
• Тренинги эффективного педагогического общения.
• Тренинги управления конфликтами.
• Практикум овладения инновационными технологиями управления (психотерапевтический подход, суперви-зия, технология рефлексивного управления, коучинг).
• Овладение техниками релаксации.
Такая работа, проводимая на внутришкольном уровне, будет способствовать формированию у педагогов способностей к инновационной деятельности, к успешной работе в условиях изменения состояния всей педагогической и управленческой системы образовательного учреждения, к реализации миссии школы-комплекса.
В работах В. С. Лазарева - доктора психологических наук описывается инновационная деятельность школы, раскрывается модель введения инноваций в образовательных учреждениях [3,4]. Модель определяет последовательность и содержание действий по введению инноваций в школе, а также их цели и ожидаемые результаты. Она предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы, адаптируя которые к нашей ситуации, можем сформулировать:
1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы школы-комплекса и органов управления программой реализации проекта.
2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе школы для создания школы-комплекса.
3. Выработка и согласование с коллективом педагогов миссии школы-комплекса.
4. Разработка проекта образовательной системы школы-комплекса.
5. Разработка плана-графика создания образовательной системы школы-комплекса.
6. Реализация запланированных изменений в образовательной системе школы-комплекса.
Отнеся высказывание В. С. Лазарева [3], в нашем случае, к комплексу, получаем вывод, что развитие школы-комплекса определяется как процесс качественных изменений в составляющих ее компонентах и ее структуре, вследствие которых школа-комплекс должна приобрести способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образования. А иначе, какой смысл в комплексах? И очень важным на этом пути перемен являются новые цели и ценности, миссия новой школы, инновационная среда образовательного пространства школы, к созданию которых должны быть готовы и педагоги, и руководители, и вся педагогическая команда комплекса. В связи с этим особую заботу представляет процесс внутрифирменного повышения квалификации, в частности, подготовка учителей к реализации ФГОС внутри школы-комплекса.
В отечественной психолого-педагогической науке исследуются теоретические подходы к организации процесса подготовки учителей. Различные аспекты повышения квалификации учителей рассматриваются в работах В. Б. Гаргай, А. В. Даринского, В. И. Загвязин-ского, И. А. Зязюна, В. В. Краевского, Н. В. Кузьминой, Е. Б. Лысовой, Л. И. Мищенко, А. Я. Найн, А. Ю. Пана-сюк, В. А. Сластенина и др. Проблемы управления методической работой учителей раскрываются в исследованиях Ю. К. Бабанского, Ю. В. Васильева, В. И. Зверевой, Ю. А. Конаржевского, М. М. Поташника, В. Г. Рындак, Г. Н. Серикова, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой и других.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что дискуссионным остается понятийный аппарат проблемы, отсутствует понятие «внутришкольная система повышения квалификации», которая бы связала цели, задачи, направления, методы, средства и формы обучения учителей, как с их потребностями, так и с потребностями конкретной образовательной организации, недостаточно рассматривается управление процессом повышения квалификации учителей. Проблема внутришкольной системы повышения квалификации учителей актуальна не только в теоретическом, но и в практическом плане. В практике повышения квалификации школьных команд существует ряд проблем: отсутствует массовость и периодичность обучения, нарушается принцип непрерывности, оперативного пополнения и обновления опыта большинства учителей.
Поэтому нами были выделены задачи:
1. Провести исходную диагностику уровня готовности и запросов педагогов по реализации ФГОС.
2. Разработать программу внутришкольного повышения квалификации для педагогов образовательной организации по отработке механизмов создания
68
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
инновационной среды в условиях введения ФГОС на основе применения проектной технологии.
3. Разработать и апробировать модель внутришкольного повышения квалификации, определить направления ее корректировки.
Было выдвинуто предположение, согласно которому механизм создания инновационной среды образовательной организации в условиях введения ФГОС может основываться на запуске механизма саморазвития педагога через актуализацию его самоопределения относительно роли и функций введения ФГОС в образовательное учреждение, обучение целепола-ганию, обучение постановке индивидуально-значимых профессиональных проблем деятельностного характера, мотивацию к овладению способами решения личностно-значимых проблем, овладение приемами и подходами формирования у учащихся универсальных учебных действий в рамках программы внутришкольного повышения квалификации.
Исходным моментом для обновления содержания образования и внедрения новых педагогических технологий является появление нового социального заказа на выпускника образовательной организации. Заказа, предполагающего развитие личности выпускника и его подготовку к деятельности в новых социально-экономических условиях, при которых он должен владеть проектной деятельностью, быть способен решать проблемы и проблемные ситуации в различных сферах жизнедеятельности социума.
В основу программы положены идеи: а) деятельностного подхода, б) адекватности усваиваемого содержания видам и формам деятельности повышения квалификации слушателей, в) опоры на потенциал развития ресурсов личности, г) опоры на ресурсы малых групп и коллектива в целом.
Данные идеи позволяют построить креативное пространство внутришкольного уровня подготовки, в котором участник через «проживание» и рефлексию проблемной педагогической ситуации пополняет, систематизирует и обновляет знания и опыт по профессионально-значимой проблеме.
В ходе построения модели инновационной образовательной среды и ее апробации было выявлено, что основные затруднения педагогов связаны с непониманием инновационности ФГОС второго поколения, недостаточной мотивацией педагогов для участия в инновационных процессах по освоению ФГОС; неготовностью осваивать содержания УУД; неготовностью педагогов работать с мотивацией ученика, обучать его через присвоение опыта в рамках предметной деятельности. Была выявлена необходимость коррекции программы внутришкольной подготовки, а именно: введения модуля, обеспечивающего мотивационную готовность педагога, особенно среднего и старшего звена; введения модуля коммуникативной компетентности педагога, включающего техники вступления в контакт, техники активного слушания, техники «выхода из конфликтной ситуации». Доказано, что теоретические положения и условия, обеспечивающие саморазвитие педагога через акту-
ализацию его самоопределения относительно роли и функций введения ФГОС в школе; обучение целепо-лаганию в современных условиях; выявление факторов, влияющих на мотивацию педагога к внедрению ФГОС в учебном и воспитательном процессах на месте работы педагога, овладение педагогами средств проектирования учебного и воспитательного процесса компе-тентностно-деятельностной направленности могут быть успешно использованы при проектировании инновационной образовательной среды в школах подобного типа.
Результативность разработанной программы внутришкольного повышения квалификации проверялась на основе «Теста неоконченных предложений», «эссе», рефлексивных отчетов, заключительных анкет, проводимых после прохождения педагогами и руководителями программы.
Литература
1. Валамина О. В., Давыдова Н. Н. Реализация модели общественно-активной школы в рамках социально-образовательного проекта «Гражданин» //Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С. 9-15.
2. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 4. С.3-6.
3. Лазарев В. С. Влияние педагогического коллектива на результат инновационной деятельности // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 5. С.6-8.
4. Лазарев В. С. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002. 304 с.
5. Новиков А. М. Структура педагогической деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 4.С. 3-8.
6. Сиденко А. С. Инновационный потенциал педагогов // Народное образование. 2013. № 1. С.121-126.
7. Сиденко А. С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С.65-77.
8. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.
9. Сиденко А. С., Болмазова Е. В., Сиденко Е. А. Проект программы эксперимента «Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения» // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 1.С. 25-30.
10. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.4-7.
11. Слободчиков В. И. Концептуальные основы антропологии современного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С.3-7.
12. Фишман Л. И. Повышение квалификации: желаемое и действительное // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 6. С.26-29.
13. Чугалаев А. Х. Эффективное повышение квалификации педагогов внутри школы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 4.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
69