___^ТТЕОРИИ£ДРАКТИКЕРЕАЛИЗАЦИИФГО£ВТОРОГОПОКОЛЕНИЯ____
Автор в статье акцентирует внимание на мало разработанной проблеме - обеспечения отслеживания качества образовательного процесса школьников и педагогов в системе дистанционного обучения в рамках стандартов второго поколения.
Тимофеева Оксана Юрьевна
кандидатпедагогических наук, доцент кафедры развития образования, ФГОУ АПКиППРО, учитель э кологии ГОУ СОШ с углубленным изучением эколо гии №446,
г.Москва.
E-mail: [email protected]
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС
Как можно оценить степень качества обучения школьников и профессиональную компетентность педагогов с помощью образовательного процесса в информационном пространстве?
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, дистанционное обучение, информационное пространство, развитие универсальных учебных действий у шксльсиков, п рофессиональна я компетентность педагогов, критерии качества обучения в системе диста нвионного обучения.
В федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения однов из главных ролей отводится дистанционному образованию . Активное внедрение в образовательную практику информационно-коммуникативных технологий позволит перейти образовательным учреждениям от знани-евой парадигмы к деятельностной.
Так, в основе построения содеижания фодерольного государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, которсй п°>едпола-гает: 1) формирование и развитие в ходе обрызова-тельного процесса качеств личнвнти; 2) постояноую внутреннюю мотивацию к учению, коммуникативность, социальную мобильность, эмоциональную развитость, толерантность, рефликсивность, критическое мышление, социальный одтимизм; 3) обучение учащихся проблемам самоопнеделения и самореализации; 4) общекультурное и личностное развитие учащихся; 5) понимание актуального для современного российского общества ценностно-нравственного значения образования. дистанционное обучение служит механизмом: развития универсальных учебных действий (способов действия)
учащихся; реализации программ воспитания и социализации учащихся.
Кычество диснанциониого обучения достигается за счет развития у ибучремых универсальное учебных действий, личностных, метанредметных и предметных результатов образования. Они включают в себя: 1) умения организосывать овою деятельность, определять ее цели з задачи, выбирсть средства (реализации Сели и пцименять их на пракнвые, взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; 2) ключевые компртентнозти, имеющие универсальние значение длз различные видов деятельнисти (обобщенные способы решения рчебннх задач; исследовательсние, коммуни кативные и информационные умения), умение работать с разными источниками информации; 3) гнтовннсть к профес-сиональннму выбору, умение ор иентироврться в миры профызсий, в ситуации на рынке труда и в сиитеме профессиональное) збразования с учетом со бствин-ных интересов и возможностей; 4) гуманистические идемократичевкие цен ннстные орнрнта°ии,гатовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиций социальных норм поступки (собственные и других людей).
16
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Личностные и метапредметные результаты образования у учащихся при дистанционном обучении выявляются через систему деятельности учителя - наставника (тьютора) и обучаемого (тью-торанта) с помощью технологий системы дистанционного обучения. Они включают в себя способы реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющим систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.
К формам системы дистанционного обучения можно отнести: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Все они имеют место с определенной спецификой, как в контактный, так и в неконтактный периоды обучения. К методам и средствам относят: бумажные издания; сетевые электронные учебные издания; компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах; аудио и видео учебно-информационные материалы; лабораторные дистанционные практикумы (лабораторные практикумы удаленного доступа); тренажеры с удаленным доступом (тренинговые учебно-тренировочные фирмы); информационные базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным (сетевым) доступом; средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС), виртуальной реальности (ВР) или геоинформационных систем (ГИС).
Многообразие средств обучения, построенных на базе традиционных и новых средств информационных технологий предоставляют широкие возможности для эффективного проведения образовательного процесса в СДО в контексте ФГОС общего образования второго поколения.
Технология дистанционного обучения ориентирована на дидактическое применение научного знания, научную организацию учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей-разработчиков курсов и тьюторов, и направлена на достижение высоких результатов в развитии личности обучаемого. Она предполагает управление процессом обучения, а это включает в себя два взаимосвязанных процесса:организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности. При этом, каждому элементу технологии обучения соответствует свое целесообразное место в целостном педагогическом процессе, каждая технологическая процедура, каждый технологический прием занимают свое определенное место в реализации процесса обучения, в решении задач его оптимизации.
Таким образом, используя технологию СДО можно говорить об эффективности развитии таких предметных компетенций у обучаемых как: 1) знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 2) понимание причинно-следственных, функциональных и иных связей и взаимозависимостей предметов,
их объективной значимости; 3) владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования; 4) способность и умение на основе полученных навыков и знаний ориентироваться в мире социальных, интеллектуальных, нравственных, эстетических ценностей; 5) применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей (член семьи, работник, собственник, потребитель, избиратель).
Анализ проекта федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, показал, что именно дистанционное обучение сыграет особенную роль в формирования у учащихся современных представлений об обобщенной структуре личности и деятельности человека. А именно в таких сферах деятельности человека как интеллектуальной, ценностно-этической, трудовой, коммуникативной, эстетической. Такой вывод мы делаем благодаря тому, что ключевой особенностью среды дистанционного обучения является цель максимально способствовать удовлетворению и развитию образовательных потребностей ее обучающихся. И в этом обучающемуся может и должен помочь учитель-наставник - дистанционный тьютор. Главной задачей тьютора является сопровождение обучающегося на основном этапе - этапе собственно образовательного процесса, на котором сам тьютор и тьюторант (обучающийся) вместе поднимаются по лестнице роста компетентности обоих. Сформулируем некоторые задачи тьютора в этом важном процессе:
- побуждение учащихся занять отведенное им в образовательной программе место, т. е. ввести обучающихся в позицию субъекта учебной деятельности, в позицию самообучающегося;
- раскрытие обучающимся замысла образовательной программы (осветить путь);
- понимание ожиданий, потребностей, исходного уровня развития обучающихся и помощь им в прокладывании собственного пути в программе (для чего учиться?);
- обучение обучающихся способам эффективной учебной деятельности (как учиться?);
- создание условий для интеграции в образовательном пространстве трех сред: учебной, социальной, профессиональной;
- создание условий для «встречи» двух субъектов -обучающегося и тьютора путем согласования позиций (места в образовательном процессе), зон свободы и ответственности, ожиданий,ограничений, целей и способов работы.
Вышеназванные позиции проблемы носят практико-ориентированный характер через проектирование единой информационной образовательной среды педагогами, которые активно используют сайт 1"|Нр:/Леаттд.9151394.шЛ4ентра информационных технологий и учебного оборудования (ЦИТУО) в педагогической деятельности.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
17
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
ДИСТАНТНЫЕ КУРСЫ ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-11 КЛАССЫ
дистантный курс для педагогов
п
1, 1
— t.
■ К1.ЦУ Jb-цнчди JJIPnilHT
■ I 1*~J Я 1 •
■ II I M
Эффективность обучения учащихся в учебном информационном пространстве зависит от многих причин, но самыми главными являются следующие:
- проведение мониторинга качества обучения учащихся в информационном пространстве, созданным педагогом;
- проведение мониторинга педагогов, создающих информационное пространство для учащихся, с целью оценки владения ими такими технологиями как: организационными, педагогическими, коммуникативными, информационными.
Цел ь: мониторинг сформированности универсальные учебных действий (компетентностей) у педагогов и учащихся средствами информационно-коммуника-
тивных технологий в системе дистанционного обучения.
Задачи:
1. Обосновать необходимость разработки учебного информационного пространства и его содержания в системе дистанционного обучения.
2. Разработать учебное информационное пространство-эталон, на сайте ЦИТУО http://learning.9151394.ru/и наполнить его необходимым содержанием.
3. Разработать учебно-методический комплекс (пакет) мониторинга по организации учебного информационного пространства и работе с ним.
Таблица 1
Критерии сформированности универсальных учебных действий у учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий в системе дистанционного обучения
Результаты образования (критерии) Методика проведения мониторинга
Личностные (мотивация, психологическая готовность к освоению и работе в информационном образовательном пространстве) Анкетирование учащихся, работающих в пространстве, проводится в начале и в конце учебного года. Учитель проводит анализ результатов анкетирования. Оценка психологической готовности к освоению и работе в информационном образовательном пространстве (комплексная анкета по развитию у учащихся внимания, памяти, воображения, мышления, профессиональных интересов, чувства прекрасного).
Метапредметные (ИКТ-компетенции, управленческие и организационные умения, умения обобщать, анализировать, рефлексировать, систематизировать информацию) Тест по проверке ИКТ-грамотности проводится среди всех учащихся, работающих и не работающих в учебном пространстве в начале и в конце года. Учитель проводит анализ и сравнение результатов групп учащихся. В течение года, под руководством учителя организуются сложные форумы, где учащиеся могут оценивать сообщения товарищей и создавать собственные темы для обсуждений.
18
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Предметные
(базовые знания, выход на профильный уровень)
После прохождения темы учитель предлагает контрольный тест ученику, не работавшему в пространстве. Затем учитель вводит ученика в пространство и предлагает изучить материал по теме, размещенный в пространстве и снова проводится контрольное тестирование и оценка качества усвоенных знаний. Учитель может проконтролировать прохождение материала с помощью интерактивной лекции.
По результатам контрольной работы или контрольного теста сравниваются результаты учащихся работавших и не работавших с пространством (процент качества). Провести сравнение результатов контрольного теста “активных” участников работы в пространстве и “неактивных”.
Учитель составляет тесты уровня В и С по материалам ЕГЭ и анализирует качество знаний учащихся при работе с этими тестами.
Учитель подбирает олимпиадные задания (некоторые с решениями) для подготовки учащихся к городским и вузовским олимпиадам по предметам.
Учитель продумывает задания для работы учащихся с интерактивными моделями, для углубленного понимания сложных природных процессов.
Учитель составляет перечень учащихся, сдавших экзамен ЕГЭ по предмету, и сравнивает результаты работавших и не работавших учащихся в пространстве.
Таблица 2
Критерии сформированности профессиональной компетентности педагогов-тьюторов средствами информационно-коммуникативных технологий в системе дистанционного обучения
Результаты образования (критерии) Характеристика (что необходимо оценивать)
Образовательный Совокупность методов взаимодействия с обучаемыми с целью освоения содержания образования
Управленческий Совокупность методов организации и управления всеми видами деятельности
Коммуникативный Совокупность методов взаимодействия всех участников ДО (умения вести дискуссию, хорошая и грамотная речь, отношения к собеседнику, индивидуальный подход к каждому на основе психологической грамотности).
Информационный Совокупность методов сбора информации, хранения, передачи и преобразования разнородной.
4. Выработать критерии сформированности универсальные учебных действий (компетентностей) у учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий в системе дистанционного обучения.
5. Выработать критерии результативности работы учителей с учащимися через мониторинг их профессиональных компетентностей педагогов-тьюторов.
Таким образом, представленные материалы статьи являются некоторым управленческим инструментом в развитии УУД как у учеников, так и у педагогов, реализующих системно-деятельностный подход в образовании.
Литература
1. Аношина О. Г Дистанционный урок «Бактерии и мы» // Эксперимент и инновации в школе. -2011. - № 2.
2. Винокуров А. К. Консолидация сельских школ при профильной дифференциации старшеклассников посредством очно-заочного дистанционного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -
2009. - № 4.
3. Горовая О. А. Использование дистанционных технологий в развитии готовности учителя к формированию универсальных учебных действий младших школьников
// Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 6
4. Ковярова И. Н. Дистанционное обучение на основе Интернета // Инновационные проекты и программы в образовании. -2009. - № 6.
5. Сивицкая Е. А., Губогло З. И. Дистанционное сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности на основе сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 6.
6. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. -
2010. - № 3.
7. Сидоренко А. Ф. Развитие познавательной самостоятельности учащихся через проверку их знаний, умений и навыков с использованием технологии дистанционного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 6.
8. Тимофеева О. Ю. Дистанционное обучение как современная информационно-коммуникативная технология обучения // Наша новая школа: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 7 апреля 2010 г. - М.: Издательский дом Паганель, 2010. - 1130 с.-0,3 п. л.
9. Тимофеева О. Ю. Механизмы реализации дистанционного обучения в контексте ФГОС второго поколения//Экспе-римент в образовании. - 2010. - № 5. С. 11-13.
10. Тимофеева О. Ю. Развитие образования средствами дистанционного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 4. - С. 44-45.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
19