Научная статья на тему 'Теория и практика использования дистанционных образовательных технологий в системе общего образования Алтайского края'

Теория и практика использования дистанционных образовательных технологий в системе общего образования Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФРАСТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / DISTANT TECHNOLOGIES / INFRASTRUCTURE OF THE SECONDARY EDUCATION SYSTEM / COOPERATION / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбенко Зинаида Павловна, Кострубова Галина Анатольевна

Статья посвящена анализу реализации одной из современных технологий дистанционного обучения для совершенствования системы общего образования. Авторы раскрывают особенности инфраструктуры системы общего образования в Алтайском крае и возможности проектирования реализации дистантных технологий в преподавании школьных предметов. Особое внимание уделяется описанию опыта использования дистантных технологий в сельских школах с ограниченным количеством учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory and practice of distance learning technologies in the general education of the Altai Territory

The article is devoted to the analysis of one of the modern technologies usage the distant educationfor the purpose of improving the system of secondary education. The authors show the special features of the infrastructure of the Altay territory secondary education system and possibilities of using distant education in teaching school subjects. Special attention is paid to the experience of distant education using in rural schools which have limited number of children.

Текст научной работы на тему «Теория и практика использования дистанционных образовательных технологий в системе общего образования Алтайского края»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 004.738.5

J

Л

З.П. Горбенко, Г.А. Кострубова

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

в системе общего образования алтайского края

__________________________________________________г

Аннотация. Статья посвящена анализу реализации одной из современных технологий - дистанционного обучения - для совершенствования системы общего образования. Авторы раскрывают особенности инфраструктуры системы общего образования в Алтайском крае и возможности проектирования реализации дистантных технологий в преподавании школьных предметов. Особое внимание уделяется описанию опыта использования дистантных технологий в сельских школах с ограниченным количеством учащихся.

Ключевые слова: дистантные технологии, инфраструктура системы общего образования, взаимодействие, качество обучения.

Abstract. The article is devoted to the analysis of one of the modern technologies usage - the distant education- for the purpose of improving the system of secondary education. The authors show the special features of the infrastructure of the Altay territory secondary education system and possibilities of using distant education in teaching school subjects. Special attention is paid to the experience of distant education using in rural schools which have limited number of children.

Keywords: distant technologies, infrastructure of the secondary education system, cooperation, quality of education.

Развитие системы образования в Алтайском крае основывается на выборе решений наиболее актуальных проблем. Особенность системы образования складывается из большого количества сельских школ, большая часть которых является малокомплектными школами. Малокомплектные школы имеют ряд проблем по организации образовательного процесса по сравнению с базовыми школами, в которых количество учащихся позволяет образовать два и более класса в параллели.

Основные проблемы сельских малокомплектных школ связаны с рядом факторов:

- в ряде начальных школ отсутствуют учителя, имеющие базовое образование по таким учебным предметам как иностранный язык. Замещение учителя иностранного языка учителем начальных классов невозможно, если у учителя отсутствует специальная дополнительная подготовка или переподготовка по иностранному языку; - малое количество учащихся не позволяет обеспечить нагрузку учителям -предметникам по каждому предмету, поэтому учителя совмещают преподавание двух и более предметов; преподавание учебных предметов неспециалистами может отрицательно сказаться на уровне качества преподавания предметов;

- малое количество учащихся в малокомплектных школах лишает детей возможности получить профильное обручение; школа не может обеспечить каждому учащемуся возможности выбора профиля из-за недостаточности количества учащихся для деления в группы и подгруппы;

- в современных условиях финансирование образовательного учреждения зависит от количества учащихся, обучающихся в нем, поэтому сокращение количества учащихся в малокомплектных школах приводит к сокращению финансирования на современное оборудование. Количество и качество учебного оборудования в малокомплектной школе отстает в большинстве случаев от имеющегося в базовых школ;

- сельские школы испытывают проблемы при использовании современных электронных образовательных ресурсов, размещенных в свободном доступе из-за низкой скорости Интернета. В большинстве школ Алтайского края скорость около 128 к/бит в сек., хотя для эффективной работы требуется не менее 512 к/бит.

Мы перечислили часть проблем, которые в настоящее время требуют своего решения. Одним из возможных путей совершенствования качества условий и результатов обучения учащихся может быть использование дистанционных образовательных технологий.

Дистанционное обучение не является новой формой обучения. Оно рассматривается как технология реализации любой формы обучения - очной или заочной. Дистанционную форму отличает от других использование технологий взаимодействия между слушателями, преподавателями и другими участниками учебного процесса, а также технологий доступа к учебному контенту [1].

В современных условиях развития системы образования мы видим использование разных направлений повышения качества образования с помощью ДОТ:

74

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/4

Инновации в образовательных учреждениях

• подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов;

• подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

• углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

• ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;

• базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;

• дополнительное образование по интересам [3].

Рассмотрим возможные методы и способы организации дистанционного обучения в Алтайском крае.

1. Дистанционное изучение школьных предметов на разном уровне сложности. Для дистанционного обучения в ОУ, в которых отсутствует учитель, имеющий специализацию по предмету и работающий по совместительству, рекомендуется использовать способы организации занятий с использованием разных форм организации обучения. В настоящее время выделяются две формы:

«Онлайновые занятия (синхронные, проходящие по расписанию). Занятия предполагают следующую схему работы: к назначенному времени учащиеся приходят на сайт, где регистрируются, после чего начинается занятие. Занятие ведет преподаватель, отвечая на вопросы «слушателей» в онлайновом режиме -либо в чате, либо с помощью звуковых приложений.

Оффлайновые занятия (асинхронные) проходят следующим образом: обучаемые приходят на сайт в удобное для них время и используют заранее подготовленные материалы - презентации, флэш-презентации, видеоролики, выполняют подготовленные задания, могут задать вопросы преподавателям по электронной почте или в конференции, форуме [2].

Если в ОУ имеется достаточная скорость для использования интернет материалов возможно представление учебного материала для учащихся учителем базовой школы в он-лайновом режиме.

Учитель проводит занятие, фактически находясь на территории базовой школы, учащиеся находятся в здании своей школы с куратором или тьютором этой же школы.

Учитель может вести не все занятия в дистанционном режиме, а использовать возможности ДОТ в случаях:

- при неблагоприятных погодных условиях;

- для тренировки введенного ранее учебного материала;

- проведения итогового контроля.

Если в ОУ отсутствует достаточная скорость для использования интернет или возможны сбои в его работе учитель может организовать обучение, используя другие форматы обучения: дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов; дистанционное обучение с использованием тренажеров; дистанционное обучение с использованием вебинаров; дистанционное обучение с использованием видеоуроков; полностью самостоятельное дистанционное обучение с использованием электронных учебников.

Наиболее распространенной на сегодня схемой проведения дистанционного обучения является дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов. В рамках данной схемы осуществляется комбинирование синхронного и асинхронного обучения. Чаще всего при использовании данной схемы проведения дистанционного обучения в начале проводится синхронное обучение, в рамках которого обучаемые дистанционного обучения общаются с преподавателем. В дальнейшем они полностью учатся самостоятельно, получая необходимую им методическую поддержку. В случае, если дистанционный курс достаточно большой, в процессе дистанционного обучения периодически проводятся online-занятия с преподавателем. Достаточно распространена схема проведения дистанционного обучения, при которой дистанционное обучение комбинируется с традиционным очным обучением [2].

Дистанционный курс по учебному предмету включает учебный материал, задания для контроля и оценивания. Учебный материал составлен на основе презентаций, лекций, записанных предварительно на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или телевидению. Они дополняются в современном дистанционном образовательном процессе так называемыми э-лекциями (электронными лекциями), т.е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям с помощью World Wide WEB и систем досок объявлений (BBS). Э-лекция может представлять собой подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям. На базе технологии электронной доски объявлений развивается также метод проведения учебных электронных симпозиумов [3].

Для оказания поддержки учащимся в изучении учебных предметов, которые учащиеся хотят изучать на более высоком уровне могут быть использованы следующие формы:

- организация профильного обучения учителем базовой школы за счет реализации элективных курсов. Разработка программ и содержания элективных курсов осуществляется совместно с учителем, ведущим базовый курс по предмету. Программа может быть реализована с использованием дистанционных технологий. Для обучения могут быть использованы как дистанционные курсы, так и компьютерные телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов региональных сетей и сети Интернет. Это менее дорогой способ дистанционного обучения. Обучение не исключает и изучение части учебного материала с компакт-дисков в качестве базового электронного учебника. Он заключает в себе большие дидактические возможности для школьного образования. Преимущество компакт-диска в том, что он сочетает в себе следующие качества: интерактивность, мультимедийность, содержит большой объем информации и за счёт этого в значительной степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.

Дистанционная поддержка развития способностей учащихся, которая реализуется как за счет возможностей ОУ, так и учреждений дополнительного образования.

Для оказания педагогической поддержки учащимся, проявляющим интерес к предмету, может быть органи-

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/4

75

Инновации в образовательных учреждениях

зовано ДО в условиях внеурочной и внеклассной работы. Возможны разные модели:

- учитель организует дополнительные занятия за счет часов для индивидуально-групповых занятий;

- учитель организует занятия в рамках деятельности научно-практических обществ для учащихся;

- педагог дополнительного образования проводит занятия для одаренных и талантливых детей на основе договора между ОУ и учреждением дополнительного образования.

Реализация дистантного обучения может основываться на использовании разных методов:

Методы обучения, реализуемые посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых. Такие методы особенно востребованы при организации самостоятельной работы школьников.

Для развития данных методов характерен мультимедиа подход, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, аудио-, видеоматериалы и, что особенно важно для дистанционного обучения -учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Это прежде всего: интерактивные базы данных; электронные журналы; компьютерные обучающие программы (электронные учебники, симуляторы программных и аппаратных систем). Образовательные ресурсы выставляются в открытом доступе и используются учащимися без ограничений.

Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом (обучение «один к одному»). Эти методы реализуются в дистанционном образовании в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта. Рассылка и получение домашних заданий посредством электронной почты становится средством компенсирования пробелов для учащихся, вынужденно пропускающих занятия по болезни.

Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение «многие ко многим»). Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио-, аудио графических и видеоконференций позволяют активно развивать такие методы в дистанционном образовании. Особую роль в учебном процессе играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность [2].

За сентябрь -февраль 2011-2012 года были реализованы разные способы организации ДО в условиях общеобразовательных учреждений Алтайского края. В Тальменском районе было организовано обучение информатике учащихся малокомплектной школы «Шипицынская ООШ» с применением ДОТ учителем Тальменская СОШ № 5 и обучения иностранному языку в Таскаевской малокомплектной школе учителем Новотроицкой СОШ.

Для обеспечения нормативной основы ведения ДО были приняты локальные акты и внесены изменения в нормативные документы обоих ОУ. Так, учитель -предметник базовой школы был зачислен в штат Ши-пицынской ООШ.

В процессе обучения информатике учащиеся имеют возможность три недели обучаться с применением ДОТ, одну неделю очно в Тальменской СОШ № 5. Средствами обучения стали материалы и сервисы, размещенные на АИС «Сетевой край. Образование», они включают объявления, почту, форум, портфолио проектов, классный журнал. Учителем использованием синхронной и асинхронной модели представления знаний (контента) обучаемым.

Для координации работы учащихся малокомплектной школы было принято решение назначить тьютора в малокомплектной школе. Для тьютора заранее высылается план урока, в котором обозначены этапы урока, необходимый дидактический материал и предполагаемые способы контроля.

В начале года были проведены организационные мероприятия для внедрения дистантного обучения. Администратор АИС внес учителя в программу «Сетевой край. Образование», присвоил логин и пароль учителю и учащимся, составил расписание уроков в преподаваемых классах.

Тьютором проведена консультация для учащихся малокомплектной школы по основам использования системы «Сетевой край. Образование»: как войти в программу; как открыть почту; как найти адресата, отправить письмо; как просмотреть оценки в электронном дневнике и т.д.

В обязанности тьютора входит получение отправленных ему писем, в случае необходимости распечатки материала, обеспечения технического сопровождения проведения занятия, в том числе обеспечение компьютерной техникой с выходом в интернет, подключение Skype, организационное сопровождение обучения, консультативная помощь учащимся.

Дистанционный учитель организует обучение в дистанционной форме, формирует учебный материал, задания, тесты и доносит до учащихся средствами почтового клиента АИС «Сетевой край. Образование», средствами портфолио проектов,.проводит консультирование в электронной форме по запросам учащихся, оценивает выполненные задания, выставляет оценки в электронный журнал, заполняет электронный журнал.

Ученик получает задание, выполняет по заданному алгоритму, например, записать лекцию, выучить определение, найти в сети интернет ответ на вопрос, решить задачу, выполнить задание и отправить в прикрепленном файле, найти материал, используя портфолио проектов, ЭОР и т.д.; просматривает проверенное задание и оценки, консультируется с учителем.

Реализация данного проекта стала возможна на основе следующих организационных мероприятий: заседание рабочих групп по реализации проектов с присутствием директора ОУ, заместителя директора по уВр, учителя - предметника, учителя - тьютора для разработки плана действий по реализации проекта:

• проведение родительских собраний в экспериментальных классах школ по информированию и мотивации родителей на участие в эксперименте;

76

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/4

Инновации в образовательных учреждениях

• разработка модели взаимодействия участников образовательного процесса на уровне: учитель- тьютор; тьютор-ученик; ученик- учитель;

• создание на сайте ОУ в разделе «Учебная деятельность» страницы «Внедрение дистанционных образовательных технологий», освещение в новостях мероприятий, проводимых в рамках проекта,

• повышение квалификации учителей по применению ДОТ на базе в АКИПКРО.

Большим достижением для начальной школы был запуск проекта по организации обучения иностранному языку с использованием дистанционных образовательных технологий в малокомплектной школе в условиях классно-урочной системы.

В процессе обучения иностранному языку выделяются два этапа:

- первый урок учитель иностранного языка проводит ау-диторно в малокомплектной школе; большая часть времени посвящается организации ознакомления с новым материалом и проверке уровня первичного усвоения;

- второй урок учитель проводит, не находясь непосредственно в одной учебной аудитории в малокомплектной школе. Она руководит работой учащихся с помощью использования интернет технологий (программы «Скайп») и учебно-методического обеспечения для используемого УМК. На этом занятии проводится тренировочная работа, которую учитель базовой школы поддерживает при помощи указаний, вопросов, инструкций по организации урока. Урок проводится в соответствии с предварительно подготовленным планом, с которым она знакомит учителя начальной школы перед началом урока. Работу учащихся в учебной аудитории контролирует педагог малокомплектной школы (тьютор).

Проблемы в реализации данной модели обучения возникают в случае плохой связи, а именно: 1) передача звукового и видео сигнала не совпадает, учитель не имеет возможности слышать и исправлять ошибки учащихся в произношении; 2) звук искажается при низкой скорости интернета, у учащихся не формируется правильное произношение.

В ходе экспериментальной работы выявлены некоторые проблемы. Поэтому для более эффективной организации обучения иностранному языку в малокомплектных школах Алтайского края рекомендуется обеспечить ОУ компьютерами с видеокамерой для 1-2 учащихся. Рекомендуется использовать микрофон для каждого отдельного учащегося, если он не встроен в компьютер. Наличие микрофонов у каждого учащегося позволяет интенсивно использовать отведенное на обучение время.

Организационно-методическое обеспечение обучения данного способы использования дистанционного обучения предполагает составление специальной рабочей программы по иностранному языку для классов малокомплектной школы с выделением уроков ознакомления с учебным материалом в присутствии учителя (аудиторно) и уроков с сопровождением тьютора. Предоставление плана конспекта занятий учителю- тьютору в малокомплектную школу перед началом урока или заранее помогает учителю-тью-тору видеть целостно процесс обучения и осуществлять помощь учащимся в случае необходимости.

Проблемы реализации данной модели связаны с низким качеством связи. Опыт введения данной модели требует от учителя базовой школы предусматривать способы и материалы организации занятий при отсутствии связи. Для этого рекомендуется выделять в плане конспекте урока специальную графу для вариантов организации занятий в случаях отсутствия связи и указывать ресурсы звуковых и аудио приложений к учебникам, дополнительных ресурсов на электронных дисках или на компьютере. Контрольные занятия рекомендуется проводить в присутствии учителя в аудитории.

Результаты первого этапа экспериментального освоения дистанционных технологий в Алтайском крае были оценены через

- объем реализации учебной программы с использованием элементов дистанционного обучения и электронных образовательных ресурсов;

- количество учебных ресурсов, выставленных на сайтах ОУ и в общем хранилище для всех учителей, реализующих проект;

- количество дистантных курсов, разработанных учителями с использованием программы moodle;

- повышение интереса учащихся и их родителей к использованию данной технологии в обучении.

Реализация проекта в 2012 году потребует новых способов организации дистантного обучения и поиска наиболее эффективных вариантов его организации, обеспечивающего потребности образовательного учреждения и индивидуального учащегося.

Литература

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение / Евразийская ассоциация дистанционного образования. Материалы IV Международной конференции по дистанционному образованию [Электронный ресурс] // http:// teacher.fio.ru/news.php?n=421&c=291

2. Дистанционная форма образования [Электронный ресурс] // http://concep.chat.ru/concd01.htm

3. Концепция дистанционного обучения [Электронный ресурс] // http://www.ctkurs.ru/do.html

4. Курушкина С.А. Использование дистанционных технологий для формирования учебно-исследовательской компетентности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2011.- № 4.

5. Сиденко А.С. Компоненты исследовательского проекта как средство выстраивания обоснования темы диссертационного исследования. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 2.

6. Тимофеева О.Ю. Механизмы реализации дистанционного обучения в контексте ФГОС второго поколения. // Эксперимент и инновации в школе.— 2010.- № 5.

7. Тимофеева О.Ю. Развитие образования средствами дистанционного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010.- № 4.

8. Трубин А.В. Школа дистанционных олимпиад в образовательном пространстве Гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009.- № 6.

9. Харченко Е.В. Проблемы внедрения дистанционной методической поддержки и пути их решения // Эксперимент и инновации в школе.- 2009.- № 6.

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.