В статье автор раскрывает возможности дистанционного обучения для качественного развития образования, предлагает условия эффективного использования дистанционной формы обучения и ученику и преподавателю; делится опытом использования выделенного информационного пространства в платформе Learning Server.
Тимофеева Оксана Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедра развития образования АПКиППРО РФ
учитель экологии
ГОУ СОШ с углубленным изучением экологии № 446 ВАО
г. Москва
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Дистанционное обучение в образовании: за и против?
Ключевые слова: дистанционное обучение, принципы дистанционного обучения, «плюсы» и «минусы» дистанционного обучения.
Современный век - это век стремительного развития и внедрения в педагогическую практику современных информационных и коммуникационных технологий, в том числе и дистанционного обучения. Меняется мир, развиваются науки, технологии. Учитель по самой своей сути призван соответствовать тенденциям развития мира и новым способам нести знания своим ученикам, поэтому ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию, овладевать новыми теориями, новыми технологиями, и не только в предметной области, но и в педагогической, в технологической. Что касается последней, то на приобретение педагогом информационной и коммуникативной компетенций приходит на службу дистанционное обучение. Внедрение дистанционного обучения в педагогическую практику позволяет учителю сформировать у себя и своих воспитанников интеллектуальные умения критически мыслить, принимать взвешенные, обоснованные решения, а также приобретать умения, относящиеся к области коммуникации, общения, как деловой, так и повседневной, знаний и умений, относящихся к сфере социализации, толерантности, глобализации [2, С. 67]. Под дистанционным обучением, по словам Е.С.Полат, понимается процесс взаимодействия учителя и учащихся между собой в достижении поставленных целей познания и воспитания [2, С.59-67]. Эффективность применения на практике такой
формы информационно-коммуникативной технологии как дистанта, предполагает обязательную опору на принципы, отражающие специфику описываемой формы обучения. Так к ним относиться следующие принципы: 1) системности, 2) учета специфики предметной области, 3) интерактивности, 4) гибкости и маневренности учебного процесса и учебно-методического комплекса, 5) корпоративности, командного подхода к организации деятельности в сетях, 6) информационной и психологической безопасности [2, С. 86-111]. Исследуя данную проблематику, мы согласны с мнением Д.Ю.Усенкова, который считает, что дистанционное обучение (ДО) - это достаточно сложная и комплексная проблема как для учащихся, так и для преподавателей и методистов, организующих и проводящих дистанционные занятия, включающая в себя целый ряд вопросов административного, финансового, методического, технологического и психологического характера и обладающая как существенными преимуществами, так и не менее существенными недостатками [3]. Так к «плюсам» ДО (с точки зрения учащегося) относится: 1) «Пространственно-временная» независимость учащегося в процессе обучения. Так, использование Интернета в качестве канала обмена информацией между учащимся и преподавателем позволяет жителям практически любого региона любой страны учиться в любом образовательном учреж-
дении мира без необходимости приезжать куда-либо в конкретное место учебы (и, соответственно, решать проблемы с проездом и проживанием) и без отрыва от основной работы. 2) Большая самостоятельность учащегося, хотя в значительной степени «вынужденная», поскольку сама технология дистанционного обучения предполагает индивидуальную работу учащегося с присланными ему материалами и другими источниками информации (хотя при необходимости он может получить и консультации у своего дистанционного преподавателя - «тьютора» по e-mail или в режиме чата/ форума). К «плюсам» ДО (с точки зрения преподавателя) относится: 1) «Пространственно-временная» независимость преподавателя в процессе обучения. 2) Возможность полной подготовки методического мультимедийного материала к каждому уроку заранее, тем самым сокращается время на подготовку учителя к очередному занятию. 3) Своевременная накапляемость оценок. Отметим и недостатки дистанционного обучения для полной картины исследуемого вопроса. Во-первых, это отсутствие достаточно «плотного» личного общения между учителем и учащимся, которое в традиционных формах обучения выполняет очень важные функции, особенно для школы, и в частности - для младшей школы. Во-вторых, представление всего (или практически всего) учебного материала в электронной форме, не может обеспечить всю требуемую полноту обучения, - особенно это касается типично «навыковых» областей, где при традиционном обучении важна преемственность опыта и «живой» тренаж на реальных приборах, лабораторном и промышленном оборудовании, экспериментальных стендах. И, в-третьих, та же ориентация на самостоятельную деятельность «дистанционного учащегося», которую многие считают «безусловным плюсом», порождает и соответствующую проблему, поскольку подразумевает обязательное стремление обучаемого к получению знаний и обретению умений, а не просто к формальному получению диплома или сертификата.
Для эффективного использования дистанционной формы обучения и ученику и преподавателю необходимы следующие общепользовательские умения: уметь написать письмо, используя текстовый редактор; отправлять файл по электронной почте; раскладывать цифровые документы по папкам; использовать электронные таблицы; обменивать знаниями и опытом с другими в ходе интернет-конференции или форума; загружать файлы и фотографии с разных носителей информации; создавать простые презентации, сжимать
их и загружать на веб-страницу и т.п. По нашему мнению, хотя дистанционное обучение имеет много положительных и отрицательных моментов, но используя свой педагогический опыт, остановимся на внедрение данной инновационной технологии в современную школу. В 2009-2010 учебном году автору статьи довелось быть слушателем курсов повышения квалификации по проекту «Школа информатизации», которая ставила своей целью научить педагогов работать дистантно с учениками через выделенное информационное пространство в платформе Learning Server. Платформа позволяет регистрировать слушателей и преподавателей, а также вести их личные дела, импортировать и регистрировать учебные курсы, создавать публикации, упражнения, тесты и другие учебные материалы, формировать и вести расписание, синхронизованное по времени между участниками учебного процесса. Программа обучения формируется в виде расписания занятий. С помощью электронного расписания задается последовательность изучения материала, график выполнения заданий, проведения контрольных и тестов. Расписание может быть как общим для всех, так и индивидуальным, в зависимости от персональных особенностей учащихся. С помощью средств промежуточной и итоговой оценки результаты обучения (выполнения заданий или изучения того или иного материала) заносятся в ведомость успеваемости, доступную преподавателю, и в электронную зачетку, доступную обучаемому. Важная особенность: в Learning Server помимо тестирования знаний существует также возможность оценки умений [1, C.92]. Ссылки на работающие информационные пространства как формы дистанционного обучения школьников по экологии автора статьи можно найти сайте ГОУ СОШ с углубленным изучением экологии №446 по адресу: http://sch446.edusite.ru/p46aa1 .html.
Литература
1. Казаков Б.Б. Организация дистанционного обучения на основе Learning //Вопросы информатизации образования. - №3. - 2006. - C.92
2. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ [Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петрова и др.]; под ред. Е.С.Полат. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 400 с.
3. Усенков Д.Ю. Дистанционное обучение //Вопросы информатизации образования. - №3. - 2006