УДК 37.02 ББК 74.00.2
Турковская Нина Викторовна
преподаватель кафедра «Машины и технологическое оборудование □
Сургутский институт нефти и газа (филиал)
Тюменского государственного нефтегазового университета
г. Сургут Turkovskaya Nina Viktorovna Lecturer
Chair of Machinery and Technological Equipment Surgut Institute of Petroleum and Gas (Branch)
Tyumen State Petroleum and Gas University Surgut
Дистанционное обучение как вид в дидактике Distance Learning As a Kind in Didactics
В статье теоретически обосновывается новый подход к современному дистанционному обучению, согласно которому дистанционное обучение рассматривается как самостоятельный вид обучения в дидактике.
A new approach to the modern distance learning is theoretically justified in this article, according to which distance learning is considered as a separate kind in didactics.
Ключевые слова: дистанционное обучение, вид обучения.
Key words: distance learning, a kind of training.
С каждым годом дистанционное обучение занимает всё более весомое место среди образовательных услуг, количество образовательных учреждений, использующих дистанционное обучение неуклонно растёт.
Представим диаграмму (рис.1), отражающую географическое
распределение образовательных учреждений (на 1999 год), предлагающих дистанционное обучение в том или ином виде.
ЗСС -г -■
200 -■
150 -■
100 ÍC
с
i : i 4 ? 6 1 а 5
(1 - Бтжтш Восток, 2 - Центральная Америка, i -Латинская Америка,
4-Австралия, 5-Азия, б-Россия, 7-Африка 8-СевернаяАмерика, 9-Еерот)
Рисунок 1. Образовательные учреждения дистанционного обучения
Как мы можем наблюдать, уровень развития дистанционного обучения в России в 1999 году был недостаточно высок, в отличие от стран Северной Америки и Европы. Это связано с традиционными для России причинами: отсутствием достаточно приемлемого для данной технологии материальнотехнического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, следствием чего являлась невысокая компьютерная грамотность населения, ограниченными возможностями связи, и недостаточно высоким материальным и моральным стимулами для преподавателей [2, с. 9-13].
Однако, на сегодняшний день количество образовательных учреждений, предлагающих дистанционное обучение, кратно увеличилось. В России к таким образовательным учреждениям относятся: Московский энергетический
институт, Московский государственный университет электроники и математики, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Челябинский государственный технический университет, Самарский государственный авиационный университет, Томская государственная академия управляющих систем и радиоэлектроники, Санкт-Петербургский государственный технический университет и ряд других вузов.
Представим диаграмму (рис. 2), отражающую динамику роста количества российских образовательных учреждений, использующих дистанционные технологии обучения [5, с. 18].
^ 300
Рисунок 2. Количество российских образовательных учреждений, использующих дистанционные технологии обучения
В данной диаграмме мы наблюдаем определённую тенденцию к повсеместному внедрению дистанционного обучения в образовательную практику. Образовательные учреждения (как отечественные, так и зарубежные) видят будущее в этом прогрессивном явлении. И этот факт свидетельствует о том, что современное дистанционное обучение набирает масштабные обороты и требует серьёзного и основательного как теоретического, так и практического изучения.
О важности дистанционного обучения как о предмете научных исследований говорит также тот факт, что целый ряд российских НИИ и вузов уже ведут теоретические разработки в области дистанционного обучения: Российский государственный институт открытого образования (С.Л.Лобачев, В.И.Солдат-кин, С.Л.Тимкин и др.); институт проблем информатики РАН (Д.А.Богданова, А.А.Федосеев и др.); научно исследовательский институт образовательных технологий (П.И.Пидкасистый, Ю.Б.Рубин, Л.Г.Титарев и др.); лаборатория ДО института общего и среднего образования РАО (Е.С.Полат и др.); Ассоциация ^Сибирский открытый университет», институт ДО Томского государственного университета (В.П.Демкин, Г.В.Можаева и др.); Открытый университет Дальневосточного государственного университета (В.И.Вовна, И.Б .Львов, И.А.Мо-рев, А.Г.Фалалеев и др.) и др. [7, с. 44].
Тем не менее, вопрос о сущности дистанционного обучения на сегодняшний день остаётся открытым. Исчерпывающий анализ литературных источников, касающихся дистанционного обучения, выявил отсутствие единого смыслового толкования данного понятия. С целью дальнейшего исследования рассмотрим, что понимают под дистанционным обучением авторы различных публикаций.
По мнению Н.Н.Абакумовой дистанционное обучение □ специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий выход субъекта в другие интеллектуальные слои, развивающий интеллектуальный потенциал и способствующий осознанию собственной позиции [1].
В.Н.Бугорский, О.Н. Антипина и др. считают, что дистанционное обучение это способ обучения на расстоянии, при котором отсутствует непосредственный личный контакт преподавателя и студентов, т. е.
преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах [3, с. 213; 8, с. 261].
Согласно проекту Концепции информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации, под дистанционным обучением понимается «совокупность информационных и педагогических технологий целенаправленно организованного процесса синхронного и асинхронного интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантного к их расположению в пространстве и согласованного во времени □ [8, с. 193].
В книге В.И.Гриценко, СП.Кудрявцевой и др. «Дистанционное обучение: теория и практика» [4, с. 46-47] уже производился подобный анализ, который также выявил отсутствие единой трактовки. В своей книге авторский коллектив представил различные определения дистанционного обучения (ДО), встречающиеся в литературе, каждое из которых отражает какую-то из его особенностей [4, с. 46-47]:
1. ДО - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
2. ДО - новый способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного личного контакта между преподавателем и учащимся.
3. ДО - новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники.
4. ДО - организованный, по определенным темам и учебным дисциплинам, учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателем, между самими учащимися
и использующии в максимальном степени современные средства новых информационных технологии (аудио-визуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникации).
5. ДО - форма, система обучения, при котороИ взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собоИ осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, задачи, принципы, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологиИ или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
ДО - систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени.
Таким образом, под дистанционным обучением авторы понимают и способ обучения на расстоянии, и совокупность информационных и педагогических технологии, и новую организацию образовательного процесса, и новыи способ реализации процесса обучения, и новую ступень заочного обучения, и новую форму, систему обучения и др.
Однако, предлагаемые авторами формулировки отражают какую-то одну или несколько сторон этого многогранного явления, не раскрывая всеи сути данного процесса. А сам факт многообразия трактовок свидетельствует о не разработанности педагогическои теории в этои области и приводит стохастическому характеру описания данного обучения. Несмотря на различные трактовки, можно с уверенностью утверждать, что дистанционное обучение на сегодняшниИ день является новым этапом развития теории обучения, позволяющим получить полноценное образование (среднее, высшее, дополнительное) не выходя из дома, а также повысить квалификацию специалистов без отрыва от производства.
Очень часто мы слышим термин «форма обучения» применительно к дистанционному обучению (М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, М.И.Нежурина, Е.С.Полат и др.). А.А.Андреев и В.И.Солдаткин предлагают использование словосочетания «форма получения образования» «а не □ форма обучения □
очная, заочная □, как это записано, например, в Уставе Государственной финансовой академии при Правительстве Российской Федерации» [2, с. 37]. По мнению авторов, употребление термина «форма обучения» в данном контексте является несколько некорректным. Особенно некорректным авторам видится его использование в нормативно-правовых документах, таких как Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Уставах образовательных учреждений и др. документах.
Если рассматривать законодательно установленные формы обучения (формы получения образования), то на сегодняшний день выделяются очная, очно-заочная (вечерняя), заочная и экстернат. Однако, на наш взгляд, желание некоторых авторов поставить современную систему дистанционного обучения в один ряд с законодательно установленными формами получения образования является необоснованным, поскольку представленные формы основаны главным образом на различии времени коммуникационных связей между студентами и преподавателем, в то время как система дистанционного обучения отличается от них сущностно и определяется природой взаимодействия партнёров по дистанционному обучению (преподавателя и обучающегося). Следовательно, напрашивается вывод о том, что дистанционное обучение □ это нечто большее, чем просто форма получения образования.
Мы согласны с тем, что дистанционное обучение не появилось на пустом месте. Его прародителем считается «обучение по переписке □, заочное обучение. Кроме того, мы согласны с тем, что некоторые элементы дистанционного обучения (информационно-коммуникационные технологии) и на сегодняшний день органично вплетены в существующие формы получения образования и повсеместно в них используются.
Однако, несмотря на то, что дистанционное обучение начало своё существование как трансформация заочного обучения за счёт внедрения в образовательную практику новых информационных и коммуникационных технологий, мы считаем, что на сегодняшний день произошли коренные внутренние изменения в дистанционном обучении, позволяющие говорить о появлении нового вида обучения, не вытекающего из общеизвестных видов обучения и требующего пристального внимания учёных.
На рисунке 3 отражены основные этапы процесса зарождения нового □ дистанционного - вида обучения.
Как мы можем наблюдать, процесс формирования дистанционного обучения как нового вида обучения характеризуется одновременным влиянием на него различных факторов.
С одной стороны, мы видим эволюционный процесс в образовании, характеризуемый тем, что зародившиеся информационные технологии стали активно развиваться и внедряться в образовательный процесс. Их доля со временем увеличивалась, а качество улучшалось. Позже к информационным технологиям добавились технологии передачи информации, что в совокупности дало новые возможности образовательному процессу. Со временем происходит «раздвоение» в заочном обучении, которое характеризуется появлением эле ментов «дистанционности» «независимости»от традиционных заочных сессий, т.е. появляется сама идея нового □ дистанционного вида обучения.
Рисунок 3. Этапы зарождения дистанционного вида обучения
С другой стороны, эта идея стала революционным моментом в образовании, «отправной точкой» в процессе возникновения нового вида обучения. Подкрепляемая наличием большого числа существенных факторов, влияющих на необходимость внедрения дистанционного обучения в образовательную практику, эта идея стала активно развиваться в различных направлениях: учёт преимуществ различных видов обучения, преодоление недостатков различных видов обучения, активное использование новых информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и др.
Как отмечал И.П.Подласый, «дидактические системы не уходят в прошлое бесследно. Подпитываемые новыми идеями, они трансформируются в более прогрессивные и созвучные требованиям времени системы, в которых ещё долго сохраняются корневые (материнские) признаки □ Преемственность дидактических систем □ это общая закономерность развития теории и практики обучения. Каждая дидактическая система вызывает к жизни новую практическую технологию □ вид обучения» [10, с. 364].
Как мы знаем, в современной отечественной дидактике термин « виды обучения» означает «взгляд на характер взаимодействия в обучении учителя и учеников. Понимание этого взаимодействия опирается на дидактические теории о сущности обучения, поэтому термин «виды обучения» близок словам: модель обучения, система, образец и даже метод обучения» [9, с. 164].
Анализ существующих в образовательной практике видов обучения позволил сделать вывод о том, что дистанционное обучение как новый вид обучения способен объединить преимущества предыдущих видов обучения и преодолеть определённые их недостатки.
К примеру, в традиционном обучении существенным недостатком является тот факт, что у обучаемых не развивается мышление из-за того, что материал преподносится в готовом виде, а обучаемые должны его просто запоминать. Дистанционное обучение преодолевает этот недостаток тем, что добывание знаний учащимися происходит путём их самостоятельной творческой деятельности; развивается их внимательность и наблюдательность, повышается
творческий и интеллектуальный потенциал. Кроме того, несмотря на то, что традиционное обучение характеризуется также тем, что преподаватель «Иллюстрирует» материал учащимся, возможности наглядных средств при дистанционном обучении кратно выше. Если в традиционном обучении единый «усреднённый» темп изучения материала, а также объём знаний, усваиваемых учащимися, то дистанционное обучение характеризуется индивидуальным подходом к каждому обучаемому: начало обучения в любое удобное для учащегося время, удобный темп обучения, индивидуальные консультации, учёт уровня подготовки обучаемого, учёт его психических и психологических свойств.
Если рассматривать программированное обучение, то данный вид обучения не даёт учащимся цельного и системного представления о материале, в то время как в дистанционном обучении каждая дисциплина или ряд дисциплин, освоенных обучающимся, создают целостное представление о предметной области. Кроме того, частая работа по заданному алгоритму, ответ учащегося в форме заполнения пробела или выбора готового ответа в программированном обучении отрицательно сказывается на развитии творческого мышления обучаемых, чего не скажешь о дистанционном обучении, поскольку мыслительные процессы в данном виде обучения особо актуализируются.
Проблемное обучение может приносить неудовлетворительные результаты и отрицательные эмоции, если кто-либо из учащихся не подготовлен к данному виду обучения по своему развитию или уровню знаний. Дистанционное обучение является индивидуализированным, и в процессе обучения используются только те формы и методы обучения, которые адекватны уровню развитости обучаемого, а уровень знаний и развития обучаемого всегда прослеживаются преподавателем. Кроме того, дистанционное обучение характеризуется «дружественностью» и отсутствием отрицательных эмоций; учащийся имеет возможность постоянной коммуникации с преподавателем и другими учащимися, а также сотрудничества в процессе обучения, то есть чувствует себя СЬажным звеном» и активным участником учебного процесса в виртуальной образовательной среде.
Если рассматривать недостатки самого дистанционного обучения, то становится очевидным тот факт, что данные недостатки не являются критичными. К примеру, отсутствие прямого эмоционального контакта между обучающимися и преподавателем компенсируется наличием постоянного контакта посредством аудио- визуальных средств, специализированного программного обеспечения, электронной почты, телефонии. Кроме того, существуют различные способы добавить элемент эмоциональности в письменную речь. Например, для выражения эмоций в сообщение часто добавляется специальный символ, «смайлик», основная задача которого
передать чувства и эмоции автора сообщения. Некоторая проблематичность в аутентификации пользователей при проверке знаний преодолевается посредством использования определённых технических средств и программного обеспечения (напр., Скайп «Бкуре»). Что касается технической оснащённости учащихся, то технологии становятся всё доступнее. С каждым днём растет количество людей, у которых дома имеется компьютер с выходом в Интернет. А стоимость услуг пользования Интернетом имеет тенденцию к снижению.
При дистанционном обучении обучающий и обучаемый отделены друг от друга в пространстве и во времени, что естественно налагает дополнительные сложности в процессе их взаимодействия. Однако, факт удалённости обучающего и обучаемого не является в дистанционном обучении недостатком, скорее, это одно из преимуществ! Ни в одном из видов обучения такая возможность не предусмотрена. Несмотря на то, что обучающийся и преподаватель в дистанционном обучении находятся в существенно отдалённых друг от друга координатных точках, они находятся в постоянном взаимодействии, которое организовано с помощью «особых приёмов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации с помощью электронной почты и прочих технологий Интернета, а также специально предпринимаемых организационно-административных мер (рис. 4).
Рисунок 4. Образовательное пространство дистанционного обучения
Дистанционное обучение, основанное на использовании технологий Интернета, выполняет ряд новых функций и предполагает реализацию определённых принципов, среди которых важное значение имеет принцип распределённого сотрудничества, интеграции, вхождения с мировое сетевое образовательное сообщество» [6, с. 61]. Кроме того, можно с уверенностью утверждать, что в дистанционном обучении учащийся переводится из статуса «объект воздействия» в статус «субъект творчества» а основной учебный материал переводится из статуса «предмет освоения» в статус «средство достижения некоторой созидательной цели», дополнительный же материал содержит описание и показ действия эвристических приёмов и методов.
Поскольку образовательный процесс при дистанционном обучении должен осуществляться в режиме удалённого и отсроченного доступа, то в качестве основного исходного требования предполагается наличие у обучаемого достаточно высокого уровня развития самосознания личности, определившейся в целях своего развития (профессионального, личностного, культурного). «Дистанционное обучение предполагает, кроме личностной
ориентацию на самодостраивание, саморазвитие личности как в профессиональном, так и в общекультурном плане. □ Программы
дистанционного обучения ориентированы на индивидов, обладающих высоким уровнем подготовки к самообразовательной деятельности, поскольку необходимо самостоятельно планировать в удобное для себя время учебную работу, уметь использовать соответствующий справочный материал, работать с
информационными базами данных, постоянно использовать режим самоконтроля» [11, с. 125].
Одним из основных условий дистанционного обучения является самостоятельная познавательная деятельность обучаемого, которая предусматривает применение полученных знаний для решения разнообразных задач окружающей действительности. Организация самостоятельной
деятельности обучаемых в сети предполагает обязательное использование новейших педагогических технологий, способных стимулировать раскрытие внутренних резервов каждого обучаемого и одновременно способствовать формированию социальных качеств каждой личности. Обучаемый должен овладеть не только определённой суммой знаний, но и способами познавательной деятельности, которые он смог бы применять в дальнейшем.
Структурирование курса дистанционного обучения является модульным, что связано с тем, что обучаемый должен иметь возможность чётко осознавать своё продвижение от модуля к модулю. Данное требование к дистанционному обучению является принципиальным, однако, в отличие от программированного обучения, где в качестве модулей предполагаются небольшие информационные блоки, в дистанционном обучении модуль □ это блок, включающий в себя необходимую информацию по определённому разделу, участие в тематических аудио-видео-конференциях, обсуждение проблемных вопросов посредством информационно-коммуникационных технологий, а также прохождение контрольных мероприятий (задачи, упражнения, тесты, анкеты, контрольные работы и т.д.). Система контроля за усвоением полученных обучаемыми знаний и способов познавательной деятельности, а также способностью и умением применять полученные знания в различных ситуациях в дистанционном обучении носит систематический характер и строится на основе как оперативной обратной связи, так и отсроченного контроля (например, тестирование).
Дистанционное обучение предполагает более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, а также организацию этой деятельности, чёткую постановку задач и целей обучения, разработку и
доставку необходимых учебных материалов. Все виды работ и упражнений, а также время, отводимое на каждое из заданий, в дистанционном обучении обязательно планируются заранее. Преподаватель планирует время не только на то, чтобы дать каждому студенту высказать своё мнение, но и на то, чтобы обучаемые имели возможность написать комментарии на компьютере. Учебнометодические материалы, используемые в дистанционном обучении, разрабатываются специально для работы в этой среде. Существенно, что программные комплексы в дистанционном обучении обладают высокой степенью интерактивности, поскольку интерактивность □ одно из ключевых понятий дистанционного обучения, компенсирующее отсутствие личной энергетики преподавателя.
Таким образом, преподаватель в дистанционном обучении рассматривает в качестве центрального звена виртуальной обучающей среды именно обучаемого, а не себя. Обучаемый напрямую получает учебную информацию, работает с ней, имеет возможность постоянной коммуникации с преподавателем и другими обучаемыми, а также сотрудничества в процессе обучения, то есть чувствует себя активным участником учебного процесса. Высокоэффективная обратная связь, основанная на использовании новых информационных и коммуникационных технологий, позволяет обучаемым быть уверенным в правильности своего продвижения к знаниям. Важным элементом становится понятие мотивации, для чего педагогу необходимо использование разнообразных педагогических приёмов и средств, что налагает дополнительную ответственность на него.
Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что дистанционное обучение принципиально отличается от предшествующих видов обучения и претендует на самостоятельный вид обучения в современной дидактике, являющийся серьёзным конкурентом общеизвестным видам обучения и обладающий свойством общедоступности и массовости по причине снижения материальных затрат.
Таким образом, под дистанционным обучением мы будем понимать вид обучения, построенный на основе индивидуализированного взаимодействия
посредством новых информационно-коммуникационных технологий
обучающего и обучаемого, обладающего высоким уровнем самостоятельности и активности, и разделённых между собой в пространстве и во времени.
Несомненно, рассмотрение дистанционного обучения как нового вида обучения в образовательной практике ставит новые непростые задачи, «решение которых затрагивает педагогику, методику, административное управление и финансирование, обеспечение качества обучения, права интеллектуальной собственности □ [4, с. 25]. Дистанционное обучение
предъявляет новые специфические требования, как к преподавателю, к его профессиональным качествам, компетентности, так и к самому обучаемому. «Необходимо менять систему приоритетов, что связано с переосмыслением методики обучения, содержания знания и подготовкой преподавателей. Важное значение имеет изменение самой роли преподавателя с его переориентацией на сотрудничество, сотворчество с учеником» [11, с. 113-114].
Библиографический список
1. Абакумова, Н.Н. Педагогические условия разработки дистанционного обучения (на материале обучающей программ) [Текст]: дис. □ канд. пед. наук / Н.Н.Абакумова. □ Томск, 2003. □ 134 с.
2. Андреев, А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация [Текст] / А.А.Андреев, В.И.Солдаткин. «М.: Издательство МЭСИ, 1999. «196 с.
3. Бугорский, В.Н. Сетевая экономика [Текст]: Учеб. пособ. / В.Н.Бугорский. □ М.:
Финансы и статистика, 2008. □256 с.
4. Гриценко, В.И. Дистанционное обучение: теория и практика [Текст] / В.И.Гриценко, СП.Кудрявцева, В.В.Колос, Е.В.Веренич. □ Киев: Наукова Думка, 2004. □375 с.
5. Громова, Т.В. Теория и технология подготовки преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного обучения [Текст]: автореф. дис. □ докт. пед. наук / Т.В.Громова. □ Тольятти, 2011. □ 44 с.
6. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна [Текст] / М.В.Моисеева, Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.И.Нежурина; под ред. М.В.Моисеевой. □ М.: Издательский дом «Камерон»] 2004. □ 216 с.
7. Морев, И.А. Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение [Текст]: Учеб. пособ. / И.А.Морев. □ Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2004. «150 с.
8. Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития [Текст] / Под общ. ред. А.Н.Кулика. □ М.: Логос, 2003. □424 с.
9. Педагогика [Текст]: учеб. пособ. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. □ М.: Педагогическое общество России, 1998. □640 с.
10. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведен. □ М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. □432 с.
11. Щербаков, Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура [Текст] / Под ред. Г.В. Драча. □ М.: Логос, - 144 с.
Bibliography
1. Abakumova, N.N. Pedagogical Conditions of Distance Education Development (Based on Training Programs) [Text]: Dis. ... Cand. of Ped. / N.N. Abakumova. - Tomsk, 2003. D134 p.
2. Andreev, A.A. Distance Education: Content, Technology, Organization [Text] / A.A. Andreev, V.I. Soldatkin. - Moscow: Publishing House of MESI, 1999. D196 p.
3. Bugorsky, V.N. Network Economics [Text]: Study Guide / V.N. Bugorsky. - Moscow: Finances and Statistics, 2008. □256 p.
4. Gritsenko, V.I. Distance Education: Theory and Practice [Text] / V.I. Gritsenko, S.P. Kudryavtseva, V.V. Kolos, E.V. Verenich. DKiev: Naukova Dumka, 2004. □375 p.
5. Gromova, T.V. Theory and Technologies of the TeachersDTraining for Working in the Distance Education System [Text]: Synop. of Dis. ... Dr of Ped. / T.V. Gromova. - Tolyatti, 2011. □ 44 p.
6. Internet-Training: Pedagogical Design Technology [Text] / M.V. Moiseeva, E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina, M.I. Nezhurina, Ed. by M.V. Moiseeva. - Moscow: "Cameron" Publishing House, 2004. □ 216 p.
7. Morev, I.A. The Educational Information Technology. Part 3. Distance Education [Text]: Study Guide / I.A. Morev. - Vladivostok: Publishing House of Far Eastern University, 2004. □ 150 p.
8. Pedagogy [Text]: Study Guide for Students of Ped. Universities and Ped. Colleges / Ed. by P.I. Pidkasisty. - Moscow: The Russian Pedagogical Society, 1998. □640 p.
9. Podlasy, I.P. Pedagogy [Text]: Study Guide for Students of Higher Pedagogical Educational Institutions / I.P. Podlasy. - M.: Education: Humanitarian Publishing House VLADOS, 1996. □432 p.
10. Shcherbakov, B.Yu. Paradigm of Modern Education: Person and Culture [Text] / Ed. by G.V. Drach. - M.: Logos D144 p.
11. The New Infocommunication Technology in Social and Humanitarian Sciences and Education: Current Status, Problems and Prospects [Text] / Ed. by A. Kulik - M. : Logos, 2003. □424 p.