Научная статья на тему 'Образовательные технологии: терминология и содержание'

Образовательные технологии: терминология и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8751
952
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗО­ВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ТВ-ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE LEARN­ING TECHNOLOGIES / EDUCATION / TRAINING / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / TRAINING TECHNOLOGY / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / CASE-TECHNOLOGY / INTERNET TECHNOLOGY / TV- TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Маргарита Борисовна

В статье рассматривается система терминов, касающихся дистанционньгх образовательных технологий: дистанционное образование, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, дистанционные технологии обучения. Рассматриваются виды дистанционных образовательных технологий, выявляются их возможности и ограничения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Маргарита Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance Education Technology: Terminology and the Content of This Concept

In the article is regarded the system of terms to distance education technologies: distance education, distance learning, distance education technologies, distance learning technologies. Are considered the types of distance education technologies, identified their capabilities and limitations.

Текст научной работы на тему «Образовательные технологии: терминология и содержание»

УДК 37.018

М. Б. Лебедева

Образовательные технологии: терминология и содержание

В статье рассматривается система терминов, касающихся дистанционных образовательных технологий: дистанционное образование, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, дистанционные технологии обучения. Рассматриваются виды дистанционных образовательных технологий, выявляются их возможности и ограничения.

Ключевые слова: образование, обучение, образовательные технологии, технологии обучения, дистанционные образовательные технологии, дистанционные технологии обучения, кейс-технологии, интернет-технологии, ТВ-технологии.

М. B. Lebedeva

Distance Education Technology: Terminology and the Content of This Concept

In the article is regarded the system of terms to distance education technologies: distance education, distance learning, distance education technologies, distance learning technologies. Are considered the types of distance education technologies, identified their capabilities and limitations.

Key words: education, training, educational technology, training technology, distance educational technologies, distance learning technologies, case-technology, Internet technology, TV- technology.

В системе образования России все более и более активно используются дистанционные образовательные технологии. Они применяются как в системе общего среднего образования, так и на всех уровнях профессионального образования: начального, среднего и высшего.

Однако следует отметить, что в педагогической литературе не сложилось четкого понимания иерархии понятий: дистанционное образование, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, технологии дистанционного обучения. Часто между этими понятиями либо ставится знак равенства, либо они используются как синонимы, при этом, отрицается статус дистанционного обучения как самостоятельной формы обучения наряду с очной и заочной формами. Отсутствие четкого понимания содержания понятий в определенной мере тормозит внедрение дистанционных образовательных технологий, так как действующим преподавателям не ясны направления работы, возможные способы использования ДОТ в профессиональной педагогической деятельности.

В представленной статье предпринимается попытка уточнить содержание упомянутых выше понятий и установить их иерархию. При этом будем отталкиваться от содержания сходных понятий: образование, обучение, образовательные

технологии, технологии обучения. Обратимся к их толкованию в словарях и энциклопедиях, а также в глоссарии, размещенном на Российском образовательном портале (www.edu.ru).

Самым общим является понятие образование. В глоссарии [2] приводится несколько формулировок понятия ОБРАЗОВАНИЕ:

- совокупность учреждений, выполняющих определенные части вышеназванной задачи -система образования;

- передача и освоение социально-культурного опыта, а также формирование способности к его обогащению - образовательный процесс;

- установки, знания, понимание, умение, сложившиеся в ходе учебной деятельности и рассматриваемые в ракурсе их применения для выполнения познавательных и практических задач, - образованность;

- наличие документа об окончании начального или среднего, или высшего учебного заведения - уровень образования.

Для раскрытия содержания понятия «дистанционное образование» будем опираться на вторую формулировку, где этот термин рассматривается с позиций организации образовательного процесса.

Можно говорить о том, что дистанционное образование - это передача и освоение социаль-

© Лебедева М. Б., 2011

но-культурного опыта и формирование способности к его обогащению через широкое использование информационных и коммуникационных технологий для организации учебно-воспитательного процесса.

В литературе также отмечается, что ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - «образование на расстоянии», обозначает целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения и потому не вступающих в постоянный контакт с его педагогическим персоналом [2]. Таким образом, использовать понятие «дистанционное образование» целесообразно, когда речь идет о различных аспектах организации обучения, а не о результатах получения знаний, умений (в смысле образованность).

В педагогической литературе также широко трактуется понятие ОБУЧЕНИЕ [2]:

- специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями;

- пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике;

- целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека;

- двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).

Для раскрытия содержания понятия «дистанционное обучение» важна 1-я трактовка понятия обучение. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ -способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся [2]. На портале «Российское открытое образование» [5] при трактовке данного термина называются следующие существенные признаки дистанционного обучения:

- преподаватель и обучающиеся физически разделены во времени и/или в пространстве,

- для организации обучения широко используются информационные и коммуникационные технологии.

В визуальном словаре представлена также следующая важная информация [1]:

- Дистанционное обучение осуществляется с помощью средств и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных очных занятий.

- По методам организации учебного процесса дистанционное обучение близко к заочной форме обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса - к очной форме.

- Дистанционное обучение может осуществляться в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности по всем реализуемым ими образовательным программам, включая программы дополнительного профессионального образования.

Организация процесса обучения осуществляется с использованием специальных технологий. В литературе чаще всего не разводятся понятия «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» и «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ». Понятие «педагогическая технология» было введено в 70-х гг. ХХ в. Это понятие подразумевало строгое регулирование процесса достижения целей в учебно-воспитательном процессе. Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) [3, 6].

Собственно словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом английского «an educational technology» - «образовательная технология». До недавних пор эта неточность не вызывала никакого дискомфорта. Но в последнее время при характеристике понятия «педагогическая технология» чаще всего подчеркивается, что имеется в виду и обучение и воспитание.

Любая педагогическая технология отвечает на вопросы: «Чему учить и/или как воспитывать?», «Зачем учить и/или воспитывать?», «Как учить и/или воспитывать результативно?»

Педагогическая технология должна позволять достичь целей обучения и воспитания через диагностическое целеполагание; планирование и проектирование учебно-воспитательного процес-

са; поэтапную диагностику учебно-воспитательного процесса; варьирование средствами и методами обучения. Педагогическая технология всегда предполагает строгую последовательность педагогических операций (учебно-воспитательные приемы, методы, действия) и потому управляемость учебно-воспитательного процесса.

Понятие ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ также касается всего процесса обучения и воспитания, но при использовании данного термина особое внимание обращается на организационный аспект обучения. Образовательная технология включает в себя:

- планируемые результаты обучения,

- средства диагностики исходного, текущего и итогового состояния обучаемых,

- набор моделей обучения,

- критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.

Соответственно ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ должны обеспечивать:

- планирование образовательного процесса с использованием ИКТ на основе желаемого эталона,

- программирование образовательного процесса с использованием четкого алгоритма,

- сопоставление результатов образовательного процесса с первоначально намеченным эталоном.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ДОТ), как отмечается в приказе 137 Министерства образования и науки, - это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [4].

Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства студента или его временного пребывания (нахождения).

Основными видами дистанционных образовательных технологий являются: кейсовая технология, интернет-технология и телекоммуникационная технология. Классификационным признаком указанного деления технологий в основном служит способ доставки учебного материала от образовательного учреждения к обучающемуся и

результатов его работы обратно. Как правило, ни одна из этих технологий не используется в чистом виде, а реализуется совместно с элементами других дистанционных образовательных технологий.

Кейсовая технология - дистанционная образовательная технология, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения с использованием различных видов носителей информации (материалы могут быть реализованы на бумажных или электронных носителях).

Интернет-технология (сетевая технология) -это дистанционная образовательная технология, основанная на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от местонахождения его субъектов.

Телекоммуникационная (информационно-спутниковая) технология - дистанционная образовательная технология, основанная на использовании преимущественно космических спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также глобальных и локальных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам, представленным в виде цифровых библиотек, видеолекций и других средств обучения.

Некоторые исследователи в качестве самостоятельных рассматривают технологии на базе информационной обучающей среды (ИОС). Особенностью данного вида технологий является комплекс материалов, из которых преподаватель может конструировать свои занятия и проводить их как в очном режиме, так и в режиме онлайн. Примером может служить программный комплекс «КМ-школа».

Следует обратить внимание на то, что дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - разные понятия, хотя именно они очень часто употребляются как синонимы. Дистанционные образовательные технологии могут вписываться и в традиционный процесс обучения (не обязательно в дистанционное обучение). Они могут быть реализованы в работе со студентами при проведении тренин-

гов, семинаров, консультирования. ДОТ могут быть важным средством организации самостоятельной работы студентов, что особенно важно в условиях реализации Болонского процесса.

Основными видами учебной деятельности с применением ДОТ являются:

- лекции, реализуемые во всех технологических средах;

- практические, семинарские и лабораторные занятия во всех технологических средах;

- учебная практика, реализация которой возможна посредством информационных технологий;

- индивидуальные и групповые консультации, реализуемые во всех технологических средах: электронная почта, чат-конференции, форумы, видеоконференции;

- самостоятельная работа обучающихся по выполнению заданий, поиску и анализу информационных ресурсов;

- текущие и рубежные контроли, промежуточные аттестации с применением ИКТ.

Дистанционные образовательные технологии делают процесс обучения открытым, технологичным, ориентированным на формирование компетентности обучающихся в области информационных и коммуникационных технологий.

Понятие более низкого уровня иерархии -«ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ» в литературе рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию обучения, то есть более качественное усвоение материала, за более короткие сроки.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ (ДТО) предполагают построение учебного процесса с использованием средств информационных и коммуникационных технологий, реализованных, например, с использованием СДО (систем дистанционного обучения) или социальных сетей. Дистанционные технологии обучения могут охватывать не весь процесс обучения, а его отдельные элементы (например, одно или несколько занятий могут быть проведены с использованием этих технологий).

При реализации ДТО по-новому строится взаимодействие преподавателя и обучающегося. Можно представить себе образовательную ситуацию: все материалы для занятий размещены в сети, обучающийся познакомился с ними дома, до начала занятия, проработал, подготовил во-

просы к преподавателю и другим обучающимся, попытался выполнить задания, поучаствовал в форуме, прошел тестирование. Следовательно, занятие, на который пришел обучающийся, должно строиться иначе. Основная его задача -осмысление, присвоение информации, ее переработка, применение в разных ситуациях, а не передача информации от преподавателя к обучающемуся. Технологические приемы, которые будут применяться на таком занятии, должны быть направлены на активизацию познавательной деятельности, на критическое осмысление представленной информации, на формирование мыслительных умений высокого уровня (анализ, синтез, оценка, сравнение).

В условиях реализации дистанционных технологий обучения особое внимание может быть обращено на формирование рефлексивных знаний. Современные ИКТ позволяют легко создавать рефлексивные анкеты, которые размещаются в сети, при этом, автоматически собирается вся статистическая информация, которая механически обрабатывается и представляется в наглядном виде. В конечном счете, по итогам обучения можно анализировать его эффективность и обсуждать с обучающимися полученные результаты.

Принципы, которые должны быть положены в основу дистанционных технологий обучения:

Принцип субъектности, который предполагает, что содержание обучения формируется не только разработчиками программ, но и самими обучающими «здесь и сейчас» в ходе их лично -стного движения по индивидуальным образовательным траекториям.

Принцип избыточности означает, что образовательное пространство наполняется совместно носителями знания разного возраста, при этом, формируются разнообразные интернет-ресурсы. Обучающийся имеет возможность выбирать ту информацию, которая важна и ценна для него. При этом возникает важная проблема: как научить обучающихся результативной работе с информацией, то есть выбирать, структурировать, систематизировать и оценивать.

Принцип сотрудничества ориентируется на следующие ключевые положения: равноправие учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе, наличие у всех участников учебного процесса определенного статуса, исследователи называют 4 уровня статуса (разный статус предполагает разные права доступа к информации и ее обновления и редактирования), мониторинг

личных образовательных достижений и рефлексия в форме открытых резюме, портфеля достижений и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс коренным образом меняет образовательную ситуацию в учебных заведениях. Обучающиеся реально становятся субъектами образовательного процесса, которые принимают активное участие в конструировании собственного процесса обучения.

Библиографический список:

1. Визуальный словарик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vslovar.org.ru. 16.02.2010.

2. Глоссарий. Российский образовательный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.edu.ru. 16.02.2010.

3. Гузеев, В. В. Образовательная технология: от приема до философии [Текст] / В. В. Гузеев. -М. : Сентябрь, 1996. - 112 с.

4. Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru /db-mon/mo/Data/d_05/m137.html.

5. Российский портал открытого образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.openet.edu.ru. 16.02.2010.

6. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.