УДК 37.013.42
Коновалова Татьяна Вячеславовна
кандидат экономических наук, доцент,
заведующий кафедрой организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технологического университета tan kon@mail.ru
Малука Людмила Михайловна
доктор химических наук, профессор, проректор по качеству образования Кубанского государственного технологического университета Арефьева Светлана Александровна
Кандидат технических наук, доцент кафедры Материаловедения и автосервиса Кубанского государственного технологического университета Надирян София Левоновна
ассистент кафедры организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технологического университета sofi008008@yandex.ru Tatyana V. Konovalova
Candidate of Economic Sciences, associate professor,
head of the department of the organization of transportations and traffic
Kuban state technological university
tan kon@mail.ru
Lyudmila M. Maluka
Doctor of Chemistry, professor, vice rector for quality of education of the Kuban state technological university Svetlana A. Arefyeva
Candidate of Technical Sciences, associate professor of Materials science and car service of the Kuban state technological university Sofia L. Nadiryan
assistant to department of the organization of transportations and traffic of the
Kuban state technological university
sofi008008@yandex.ru
Исследование результатов реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ФГБОУ ВО «КубГТУ»
Research of results of realization of electronic training and remote educational technologies in FGBOOU WAUGH "KUBGTU"
Аннотация: В данной статье рассматривается опыт реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ФГБОУ ВО «КубГТУ». Описан разработанный авторами алгоритм
реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Проведенные социологические исследования выявили заинтересованность студентов в дальнейшей реализации учебного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: образование, обучение, дисциплины, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронный программно-методический комплекс.
Annotation: This article examines the experience of the implementation of e-learning and distance learning technologies in the Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Kuban state technological University». The algorithm implementation of e-learning and distance learning technologies. Carried out sociological studies have revealed the interest of students in the further implementation of the educational process with the use of e-learning and distance learning technologies.
Keywords: education, training, discipline, e-learning, distance learning technologies, electronic hardware and methodical system, electronic program-methodical complex.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ЭО и ДОТ) применяются в КубГТУ с целью обеспечения доступности образования, организации самостоятельной когнитивной деятельности обучающихся и индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого обучающегося преподавателем [1].
Требования к структуре, содержанию, оформлению, разработке, утверждению, регистрации и пересмотру электронного программно-методического комплекса (ЭПМК) дисциплины и его компонентов, используемых при реализации образовательных программ (ОП) с применением технологий ЭО и ДОТ определены стандартом ФГБОУ ВО «КубГТУ» (СТО КубГТУ).
ЭПМК дисциплин и их функциональные компоненты используются в университете для поддержки учебного процесса с применением ЭО и ДОТ по всем уровням высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура) и формам обучения (очной, заочной) в следующих вариантах:
вариант 1 : применение ЭО и ДОТ в качестве дополнения к традиционной организации учебного процесса путем предоставления студентам возможности самостоятельного изучения учебного материала в рамках реализуемой ОП;
вариант 2: применение ЭО и ДОТ с изменением традиционной организации учебного процесса всех или отдельных видов учебных занятий в рамках дисциплин ОП путем переноса занятий в электронную
информационную образовательную среду (ЭИОС). ЭМПК дисциплин содержит интерактивные элементы, предполагающие обратную онлайн или офлайн связь студентов с преподавателем (вебинары, форумы, чаты, тестирование и пр.).
Проведение занятий по физической культуре, всех видов практик, НИРС, промежуточной и итоговой аттестации в рамках ОП с применением ЭО и ДОТ не допускается.
Первичными документами при разработке ЭПМК являются: ФГОС ВО по соответствующему направлению/специальности; утвержденная ОП; ПМК дисциплины. Управление ЭПМК дисциплины осуществляется в следующем порядке.
ЭПМК дисциплины разрабатывается ведущим преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины. Разработчик (автор) интерактивного ЭПМК получает доступ для работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде (МООДУС) с правом корректировки в соответствии с регламентом единой регистрации участников ЭИОС КубГТУ, утвержденным приказом ректора.
Созданные преподавателем ЭПМК и их компоненты проходят экспертизу. ЭПМК по 1 варианту в обязательном порядке проходит внутреннюю экспертизу на кафедре, где работает автор ЭПМК. Экспертиза ЭПМК по 2 варианту проводится в два этапа: первый - внутрикафедральная экспертиза, второй этап - экспертиза на внутриуниверситетской комиссии.
Регистрация ЭПМК, разработанных по варианту 1, проводится центром дистанционных технологий (ЦДТ) на основании положительного результата внутренней экспертизы кафедры, а ЭПМК, разработанных по варианту 2 - на основании положительного заключения экспертной комиссии университета.
Каждый интерактивный ЭПМК (вариант 2), в срок не более 2 учебных семестров после регистрации, подвергается процедуре апробации, основной задачей которой является комплексное тестирование курса. Список студентов, участвующих в апробации, формируется преподавателем по заявлениям студентов, изъявивших желание участвовать в апробации в инициативном порядке.
Рассмотрим подробнее опыт реализации ЭО и ДОТ в 2015-2016 учебном году для студентов 3 курса направления подготовки 23.03.01 -Технология транспортных процессов по дисциплине «Транспортная инфраструктура». Обучение проводилось без освобождения студентов от посещения аудиторных занятий.
В ЭИОС размещены компоненты ЭПМК дисциплины (вариант 2), сгруппированные по модулям: основные сведения; учебные модули; фонды
оценочных средств; информационные данные о преподавателе; информационные ресурсы; календарь.
1 Модуль «Основные сведения» содержит:
- вводный видеоролик (.mp4, .flv, avi), в котором преподаватель знакомит обучающихся с предметом дисциплины, а также организационными и методическими аспектами обучения;
- аннотацию дисциплины (.pdf) ;
- рабочую программу дисциплины (.pdf) ;
- лист дополнений и изменений к рабочей программе (.pdf) ;
- глоссарий по терминам дисциплины связан с текстом лекций, практических заданий и др. элементов дисциплины;
- форум, обеспечивающий синхронное и асинхронное взаимодействие между участниками образовательного процесса МООДУС;
- методические указания по видам учебной работы (.pdf) ;
- расписание онлайн учебных занятий и консультаций;
- график изучения дисциплины, содержащий информацию о сроках выполнения процедур текущего контроля успеваемости.
2 Учебные модули располагаются под модулем «Основные сведения». Наименование и содержание каждого учебного модуля соответствует разделам дисциплины, указанным в тематическом плане рабочей программы, и содержит обязательные компоненты:
- лекции;
- практические занятия;
- отчеты;
- тесты.
Форма предоставления материала в лекциях позволяет студентам обращаться к глоссарию по дисциплине, источникам литературы, нормативным документам, а также возвращаться к другим разделам курса, что дает возможность усваивать материал каждой лекции и понимать место изучаемого вопроса в дисциплине в целом.
У студентов имеется возможность задавать вопросы преподавателю, отправлять работу на проверку. Данная форма получения консультаций позволяет во время аудиторных занятий уделять больше времени разъяснению проблемных вопросов по теме практических работ, повышает степень самостоятельности выполняемых заданий, способствует более глубокому пониманию изучаемой дисциплины. В результате такого взаимодействия преподавателя и студентов достигается большая степень оригинальности проектных решений.
В учебном курсе дисциплины предусмотрены три уровня проверки знаний студентов: тестовые задания для перехода от одной части лекции к другой, тесты по каждому разделу дисциплины и итоговый тест по курсу. Данная форма проверки знаний повышает уровень подготовленности
студентов к каждому занятию и к промежуточной аттестации, позволяет реализовать рейтинговую оценку знаний студентов, оперативно вносить преподавателю коррективы в изложение материалов лекций и практических занятий.
3 Модуль «Фонды оценочных средств» (ФОС) соответствует карте ФОС по дисциплине, разработанной в соответствии с требованиями СТО КубГТУ и учитывающей особенности применения ЭО и ДОТ.
4 Модуль «Информационные данные о преподавателе» содержит информационные данные о преподавателе, оформленные в виде гиперссылки на информацию о кафедре университета (сайт: kubstu.ru).
5 Модуль «Информационные ресурсы» содержит гиперссылки на ресурсы библиотеки университета и иные интернет-ресурсы, указанные в рабочей программе дисциплины.
6 Модуль «Календарь». Все онлайн мероприятия, а также сроки выполнения процедур текущего контроля успеваемости отражены в интерактивном календаре, являющимся стандартным блоком МООДУС.
По результатам промежуточной аттестации студенты, участвовавшие в апробации ЭПМК, показали более высокие результаты по сравнению со студентами, обучавшимися по традиционным технологиям. Проверка остаточных знаний показала, что студенты, обучавшиеся с применением ЭО и ДОТ, получили оценки выше на 7-11 % [2].
Проведенные социологические исследования выявили заинтересованность студентов в дальнейшей реализации учебного процесса с применением ЭО и ДОТ.
Литература
1. Опыт проектирования и реализации основных образовательных программ магистратуры. Москвич В.К., Коновалова Т.В. В сборнике: Прогрессивные технологии в транспортных системах. Редколлегия: Щурин К.В. (отв. редактор), Любимов И.И. (отв. секретарь). 2013. С. 367-370.
2. Обеспечение аутентичных результатов контрольных мероприятий при дистанционных образовательных технологиях. Дураковский А.П., Зеленова А.И., Петров В.Р. Безопасность информационных технологий. 2014. № 1. С. 57-59.
Literature:
1. Experience in the design and implementation of basic ducational programs of magistracy. Muscovite V. K., Konovalova T. V. In the book: Progressive technologies in transport systems. Editorial Board: Schuryn K. V. (resp. editor), Lyubimov I. I. (resp. Secretary). 2013. P. 367-370.
2. Providing the authentic results of control activities at remote educational technologies. Durakovsky AP, Zelenova, A. I., Petrov V. R. Security of information technologies. 2014. №. 1. P. 57-59.