Научная статья на тему 'Оценивание образовательных результатов студентов - будущих тьюторов в системе непрерывного образования на основе смешанной модели обучения: опыт Сибирского федерального университета'

Оценивание образовательных результатов студентов - будущих тьюторов в системе непрерывного образования на основе смешанной модели обучения: опыт Сибирского федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНИВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЬЮТОРЫ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО (Е-ПОРТФОЛИО) / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ASSESSMENT / LEARNING OUTCOMES / PEDAGOGICAL EDUCATION / TUTORS / BLENDED LEARNING / E-LEARNING / LIFELONG LEARNING / ELECTRONIC PORTFOLIO (E-PORTFOLIO) / FEDERAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безызвестных Екатерина Анатольевна, Смолянинова Ольга Георгиевна

В статье описана методология и практика оценивания образовательных результатов студентов педагогического направления профиль «Тьютор на основе смешанной модели обучения, реализуемой в рамках развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Сибирском федеральном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безызвестных Екатерина Анатольевна, Смолянинова Ольга Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of Trainee Tutors Educational Outcomes in Lifelong Education System Based on the Mixed Model of Training: Experience of Siberian Federal University

The article describes the methodology and practical experience of assessing trainee tutors’ educational outcomes, training program “Tutor, mixed model of training in the framework of developing e-learning and distance learning technologies in the Siberian Federal University”.

Текст научной работы на тему «Оценивание образовательных результатов студентов - будущих тьюторов в системе непрерывного образования на основе смешанной модели обучения: опыт Сибирского федерального университета»

УДК 14.15.25 ББК 74.58

ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ТЬЮТОРОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СМЕШАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ: ОПЫТ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА*

I Е.А. Безызвестных, О.Г. Смолянинова

Аннотация. В статье описана методология и практика оценивания образовательных результатов студентов педагогического направления профиль <Тьютор на основе смешанной модели обучения, реализуемой в рамках развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Сибирском федеральном университете.

Ключевые слова: оценивание, образовательные результаты, педагогическое образование, тьюторы, смешанное обучение, электронное обучение, непрерывное образование в течение всей жизни, электронный портфолио (е-портфолио), федеральный университет.

ASSESSMENT OF TRAINEE TUTORS EDUCATIONAL OUTCOMES IN LIFELONG EDUCATION SYSTEM BASED ON THE MIXED MODEL 135 OF TRAINING: EXPERIENCE OF SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

I E.A. Bezyzvestnykh, O.G. Smolyaninova

Abstract. The article describes the methodology and practical experience of assessing trainee tutors' educational outcomes, training program "Tutor, mixed model of training in the framework of developing e-learning and distance learning technologies in the Siberian Federal University".

Keywords: assessment, learning outcomes, pedagogical education, tutors, blended learning, e-learning, lifelong learning, electronic portfolio (e-portfolio), federal university.

* Статья написана при поддержке Государственного задания Министерства образования и науки РФ по реализации проекта № 3941 «Методология оценивания образовательных результатов в системе непрерывного образования на основе технологии портфолио».

136

В настоящее время со стороны государства, общества и субъектов образовательного процесса существует заказ на подготовку специалистов в области тьюторского сопровождения, способных к разработке содержания и организации индивидуальных образовательных маршрутов разных категорий обучающихся, готовых к осуществлению индивидуального сопровождения личных форм, адаптивных методик образования; обладающих специальными профессиональными педагогическими компетенциями. Одним из значимых трендов современного образования становится востребованность новой педагогической профессии тьютора-педагога, сопровождающего индивидуальные образовательные маршруты обучающихся. Однако до сих пор актуальна проблема оценки и мониторинга образовательных результатов студентов педагогических вузов [1—6]. При этом существующая проблема не-сформированности унифицированной системы оценивания образовательных результатов значительно усложняет процедуру аттестации студентов и обедняет процесс подготовки бакалавров в области тьюторского сопровождения.

В документах по развитию системы образования Российской Федерации определена ключевая задача по совершенствованию программ профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов-специалистов индивидуального сопровождения с акцентом на подготовку тьюторов. Особенно актуальным становится оценивание образовательных результатов в системе электронной информационно-образовательной среды вуза при эффективном ис-

пользовании и развитии электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, то есть в условиях сетевого взаимодействия [7—12]. По словам президента Международного консорциума «Электронный университет», академика РАО, научного руководителя МЭСИ В.П. Тихомирова [12], «на смену идут формы обучения, основывающиеся на новых технологических тенденциях: пожизненное обучение, глобальное обучение, мобильные учащиеся, независимые учащиеся, обучение всем предметам в сети». Для реализации электронного обучения в электронной образовательно-информационной среде вузов используется смешанное обучение (Blended Learning). По мнению исследователей, смешанное обучение является более эффективным при реализации электронного обучения. Как отмечают научные сотрудники Университета технологии Малайзии M. Tayebinik, M. Puteh [13], модель смешанного обучения в подготовке студентов, построенной на основе практического опыта обучающихся и результативного взаимодействия между ними, а также взаимодействия между преподавателями и студентами, станет в будущем основной моделью обучения.

В настоящее время в мировой педагогической практике отсутствует единое определение смешанного обучения. Некоторые из его определений представлены в табл. 1.

Данный метод обучения также называют опосредованным обучением ("mediated Learning"), гибридным обучением ("hybrid instruction"), web-поддержкой инструкции ("web-assisted instruction") или web-расширени-ем инструкции ("web-enhanced instruction") и др. В зарубежной прак-

Таблица 1

Определение смешанного обучения в российской и зарубежной практике

Автор Определение смешанного обучения

Driscoll [14] (2002) Обучение, сочетающее различные педагогические методы

Delialioglu and Yildirim [15] (2007) Систематическая и стратегическая интеграция инструментов ИКТ при реализации учебных курсов новый способ достижения цели обучения

G Ibahar and Madran [16] (2009) Гибридный педагогический инструментарий, который сочетает в себе потенциалы web-обучения и методики организации занятий

Garrison и Kanuka [17] (2004) Смешанные среды обучения, включающие деятельность традиционных классов и улучшающие эффективность значимого опыта обучения

Н.В. Тихомирова [18] (МЭСИ, 2009) Тип организации учебного процесса в виртуальном распределенном университете

А.С. Фомина [19] (МЭСИ, 2014) Сочетание сетевого обучения с очным, интеграция традиционных форм с электронными технологиями

В.В. Кравцов, Н.Н. Савельева, Т.В. Черных [20] (ДВФУ, 2015) Форма обучения, при котором она проводится как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий дистанционного обучения

С.Б. Велединская, М.Ю. Дорофеева [21] (Томский политехнический университет, 2015) Модель, построенная на интеграции и взаимном дополнении технологий традиционного и электронного обучения, предполагающая сокращение аудиторных занятий за счет переноса определенных за счет переноса определенных видов деятельности в электронную среду

тике принято выделять шесть моделей смешанного обучения [20], представленных на рис. 1.

Выделенные модели смешанного обучения отличаются преобладанием того или иного компонента, среди которых можно выделить следующие:

• традиционное личное взаимодействие участников;

• интерактивное взаимодействие посредством ИКТ и e-learning;

• самостоятельная работа;

• оценивание образовательных результатов.

Таким образом, внедрение смешанного обучения в электронную информационно-образовательную среду вуза выдвигает ряд требований к образовательной организации:

• создание высокотехнологичной электронной обучающей среды;

• создание динамичного обучающего контента;

• обучение преподавателей использованию технологий e-learning;

• внесение изменений в организацию учебного процесса и распределение нагрузки НПР;

• повышение мотивации студента;

• эффективная система оценивания образовательных результатов.

Одной из значимых проблем использования смешанной модели обучения в электронной образовательной среде университета является оценивание образовательных результатов студентов. При этом ведущими методами становится взаимоо-

137

138

Рис. 1. Модели смешанного обучения

ценивание, самооценивание, рефлексия и самоанализ.

По мнению Н.В. Тихомировой [22], «контроль знаний не должен включать только тестирование, которое тренирует лишь оперативную память. Обязательны специальные групповые занятия по более глубокому усвоению материала. Важна и социальная составляющая обучения: чтобы студенты не только учились, но и общались». В российских университетах внедряется технология педагогического проектирования учебного процесса по смешанной модели электронного обучения. Данная

модель «обратного дизайна», как правило, включает три этапа:

1) проектирование образовательных результатов по разделам/модулям и дисциплине [21];

2) разработка методов оценивания результатов обучения;

3) разработка плана интеграции электронного и аудиторного компонента.

На первом этапе происходит проектирование образовательных результатов по дисциплине в целом, далее осуществляется декомпозиция каждого образовательного результата на каждом разделе / модуле.

Непрерывное формирующее оценивание в смешанной среде обучения

Продуктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса

Ответственность за достижение образовательных результатов

Повышение мотивации к обучению

Рис. 2. Непрерывное формирующее оценивание в смешанной среде обучения

На втором этапе проектируется система оценивания сформулированных образовательных результатов, то есть комплекс оценочных мероприятий, согласованных с достижением образовательных результатов.

На третьем этапе — завершающем — определяется стратегия обучения, то есть происходит выстраивание системы переходов и связей между работой в аудиторной и электронной среде, описываются необходимые образовательные ресурсы. Таким образом, модель смешанного обучения в электронной среде реализуется в результате осуществления последовательных переходов: предаудиторная работа — аудиторная работа — постаудиторная работа, причем пред-аудиторная и постаудиторная работа реализуются в электронной среде.

Следует отметить, что в зарубежной практике в смешанной среде электронного обучения часто используется определение «непрерывного формирующего оценивания» ("Continuous Formative Assessment"— «CFA» [23]), благодаря которому обучающийся и преподаватель непрерывно

и продуктивно взаимодействуют, усиливается их ответственность за результаты обучения, повышается мотивация к обучению (рис. 2).

Таким образом, непрерывное формирующее оценивание в электронной среде вуза связано, прежде всего, с одним из глобальных трендов современного образования — непрерывностью обучения в течение всей жизни.

Во многих ведущих университе- „„ тах РФ и образовательных организа- '39 циях высшего образования разработаны положения об электронном обучении (НИЯУ МИФИ, НИТУ МИСиС, МарГУ и ТГУ др.). Например, в Институте дистанционного образования Национального исследовательского Томского государственного университета с 2016 г. введено в действие Положение об электронном обучении и развитии дистанционных образовательных технологий [24]. В соответствии с Положением, электронное обучение (ЭО) — «организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации

140

образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» [там же].

В Сибирском федеральном университете в сентябре 2016 г. утверждено «Временное положение о реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ» [25]. Целью применения ЭО и ДОТ в СФУ является обеспечение современных условий реализации ОП: повышение доступности содержания и гибкости режима обучения, формирование и поддержка вовлеченности обучающихся в учебный процесс, расширение возможностей для управления и повышения результативности учебного процесса. Данное Положение разработано в соответствии с рядом нормативных документов, среди которых:

• Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

• Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» на 2011—2021 гг. (редакция от 25 июля 2015 г. № 1455-р);

• Программа развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» на 2016 — 2021 гг.;

• Положение об электронных образовательных ресурсах ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»;

• Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплин (модулей) на русском и иностранном языках СФУ;

• Требования по применению интерактивных форм обучения в образовательном процессе СФУ;

• Регламент зачета результатов освоения массовых открытых он-лайн-курсов СФУ и другие.

В соответствии с данным Положением, образовательной программой, реализуемой с применением ЭО и ДОТ, считается образовательная программа, в компонентах которой (УП, рабочие программы дисциплин, УМО, а также иные компоненты) предусмотрена реализация ЭО и ДОТ для достижения результатов обучения в полном или частичном объеме. Дисциплиной, реализуемой с применением ЭО и ДОТ, считается дисциплина, в которой предусмотрена реализация ЭО и ДОТ для достижения результатов обучения в полном или частичном объеме. В таблице 2 представлены различия ОП и дисциплин в соответствии с применением ЭО и ДОТ.

В Положении также обозначены разновидности реализации ЭО и ДОТ по дисциплине, которые отличаются соотношением времени и объема работ между аудиторной и электронной компонентами и способами организации учебной деятель-

Таблица 2

ОП и дисциплины СФУ в соответствии с применением ЭО и ДОТ

Применение ЭО и ДОТ для ОП и дисциплины % трудоемкости ОП Длительность реализации по учебному плану

С частичным применением От 10 до 70% Весь срок реализации ОП или дисциплины

Полным (преимущественным) применением ЭО и ДОТ От 70% (включительно) Весь срок реализации ОП или дисциплины

ности. В связи с этим, в СФУ рекомендуются следующие организационные разновидности реализации ЭО и ДОТ: обучение с web-поддерж-кой; смешанное обучение; онлайн-обучение [25; 26].

В таблице 3 представлены задачи, реализуемые в ЭО и ДОТ с помощью web-поддержки, смешанного обучения, онлайн-обучения.

В рамках развития ЭО и ДОТ в Сибирском федеральном университете был дан старт ряду проектов по реализации дисциплин с помощью смешанной модели обучения. Проектная команда Института педагогики, психологии и социологии (ИППС СФУ) приступила к ее реализации на примере дисциплины «Е-портфолио в личностном и профессиональном развитии» [27] у студентов 1-ого курса направления «Педагогическое образование» профиль «Тьютор». Общая трудоемкость дисциплины в первом семестре составила 72 часа, из них с использованием ЭО и ДОТ 46 часов.

В ее основу была положена модель смешанного обучения Томского политехнического университета, представленная ранее. Спецификой модели ИППС СФУ стало использование технологии электронного портфолио как инструмента непрерывного оценивания и демонстрации результатов формального и информального образования будущих тьюторов.

Реализация проекта в течение одного семестра обучения была представлена тремя модулями:

1. «Методология электронного портфолио и программные среды его разработки;

2. «Использование электронного портфолио в системе общего образования;

3. «Использование электронного портфолио в высшем образовании (уровень бакалавриата).

Схема реализации ЭО и ДОТ в СФУ по дисциплине «Е-портфолио в личностном и профессиональном развитии» в первом семестре представлена в таблице 4.

Таким образом, реализация ЭО и ДОТ в СФУ по дисциплине «Е-порт-фолио в личностном и профессиональном развитии» в системе смешанного обучения осуществляется не только в контексте непрерывного образования в течение всей жизни, но и имеет значимый практический аспект. Она предполагает подбор и разработку практических инструментов для оценки динамики освоения профессиональных компетенций будущими тьюторами в условиях реализации модели смешанного обучения. Дальнейшей разработкой прикладного аспекта проблемы исследования может стать создание практических рекомендаций для педагогов и тьюторов по организации процесса образования и самообра-

141

Таблица 3

Реализация задач ЭО и ДОТ с помощью тееЪ-поддержки, смешанного обучения,

онлайн-обучения

142

Организационные разновидности ЭО и ДОТ в СФУ Отнесенность к основному учебному процессу при реализации Наименование задач при реализации

Web-подцержка Как правило, дополнение к основному учебному процессу Организация самостоятельной работы обучающихся (предоставление материалов в электронной форме для самоподготовки; обеспечение подготовки к лабораторным работам, в том числе с использованием виртуальных лабораторных установок; организация возможности самотестирования и др.)

Проведение консультаций с использованием различных средств онлайн-взаимодействия в ЭИОС СФУ, например вебинаров, форумов, чатов

Организация текущего и промежуточного контроля обучающихся

Организация других видов работ обучающихся, предусмотренных учебным планом и рабочей программой дисциплины

Смешанное обучение Сочетание аудиторной работы и деятельности обучающихся и преподавателей в ЭИОС СФУ Организация сквозной связи аудиторной работы с работой в ЭИОС СФУ для достижения единого результата обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регулярное взаимодействие преподавателя с обучающимися с использованием технологий ЭО и ДОТ

Повышения трудоемкости работы студента за счет результативной организации самостоятельной работы обучающегося с оценкой каждого вида деятельности обучающегося

Организация групповой учебной деятельности обучающихся в ЭИОС СФУ

Онлайн-обучение Освоение дисциплины преимущественно с использованием ЭО и ДОТ (с помощью высокоинтерактивного учебного контента [26] и регулярностью взаимодействия обучающихся как с преподавателем, так и друг с другом в ЭИОС СФУ) Организация учебной деятельности для удаленного контингента

Повышение трудоемкости работы студента за счет результативной организации самостоятельной работы обучающегося с оценкой каждого вида деятельности обучающегося

Организация групповой учебной деятельности обучающихся

Таблица 4

Схема реализации ЭО и ДОТ в СФУ по дисциплине «Е-портфолио в личностном и профессиональном развитии» в первом семестре

о с

Ю >5 Ш ф

а т

ï I

а

ю ф о

If 1

са о

о

*

ш а с

Î ? и hS ш ^ га

S ¡5

.0

о ш т

.0 I-

Ü

о *

S

Ф

о

Si

а

Наименование используемых средств ЭО и ДОТ, ссылка

Описание результативных видов деятельности обучающегося

Модуль 1. Методология электронного портфолио и программные средства его разработки

5 я СВ <4 Œ

8

«Задание» «Ресурс» https://e.sfu kras.ru/course/ view.php?id=8230 Портфолио (сайт ИППС СФУ) http://ipps.sfu kras.ru/ students#group49 Портфолио (Mahara) http://mahara.ipps.sfu-kras.ru

- разработка схемы е-портфолио как продукта или как процесса;

- создание рефлексивных материалов электронного портфолио;

- наполнение содержанием электронного портфолио на сайте ИППС;

- презентация е-портфолио бакалавров

о б

а р

я а н

н

е

уде

а С

13

«Задание» «Ресурс» «Лекция»

https://e.sfu kras.ru/course/ view.php?id=8230 Портфолио (сайт ИППС СФУ) http://ipps.sfu kras.ru/ students#group49 Портфолио (Mahara) http://mahara.ipps.sfu kras.ru

- создание глоссария терминов по теме «Использование е-портфолио в образовании»;

- написание мини-эссе на тему: «Е-портфолио: продукт и/или процесс»;

- написание реферата на тему «Рефлексия в психолого-педагогической практике»;

- создание рефлексивных материалов электронного портфолио;

- наполнение содержанием электронного портфолио на сайте ИППС;

- написание эссе «Как я буду использовать электронный портфолио при обучении в университете»

143

а д

е р

с я а н н

о р

кт

е л

го

«Задание» «Ресурс» https://e.sfu kras.ru/course/ view.php?id=8230 Портфолио (сайт ИППС СФУ) http://ipps.sfu kras.ru/ students#group49 Портфолио (Mahara) http://mahara.ipps.sfu kras.ru

- регистрация на сайте ИППС, создание профиля для оформления портфолио, заполнение разделов портфолио содержанием;

- наполнение содержанием электронного портфолио на сайте ИППС;

- написание студентами мини-эссе «Мои ожидания от учебной практики в первом семестре обучения»;

- регистрация в англоязычной системе Mahara;

- создание структуры индивидуального электронного портфолио в англоязычной системе Mahara и наполнение е-портфолио содержанием

7

Продолжение таблицы 4

144

Модуль 2. Использование электронного портфолио в системе общего образования

Практические занятия 8 «Задание» «Ресурс» https://e.sfu kras.ru/course/ view.php?id=8230 - презентация наиболее интересных вариантов портфолио воспитанника или ученика; - проектирование студентами структуры портфолио воспитанника или ученика; - презентация электронного портфолио воспитателя ДОУ или учителя; - разработка проекта положения по использованию е-портфолио в образовательном учреждении

Самостоятельная работа студентов 12 «Задание» «Ресурс» «Лекция» «Тест» https://e.sfu kras.ru/course/ view.php?id=8230 - осуществление поиска примеров портфолио воспитанника или ученика; - анализ электронного портфолио воспитанника или ученика; - качественная взаимооценка работ студентов (анализ портфолио или ученика); - проектирование структуры портфолио воспитанника или ученика (индивидуальная работа); - анализ электронного портфолио воспитателя ДОУ или учителя; - качественная взаимооценка анализа работ студентов (анализ портфолио воспитателя ДОУ или учителя); - выполнение теста по теме «Концепция электронного портфолио»; - разработка проекта положения по использованию е-портфолио в образовательном учреждении

Электронная среда 2 «Ресурс» «Форум» https://e.sfu kras.ru/course/ view.php?id=8230 - проектирование структуры электронного портфолио педагога (воспитателя ДОУ или учителя)

Модуль 3. Использование электронного портфолио в высшем образовании (уровень бакалавриата)

Практические занятия 10 «Задание» «Ресурс» «Семинар» https://e.sfu kras.ru/course/ view.php?id=8230 Портфолио (сайт ИППС СФУ) http://ipps.sfu kras.ru/ students#group49 Портфолио (Mahara) http://mahara.ipps.sfu kras.ru - проектирование структуры электронного портфолио бакалавра - будущего тьютора (групповая работа); - создание рефлексивных материалов электронного портфолио; - презентация электронных портфолио студентов

Окончание таблицы 4

Самостоятельная работа студентов 10 «Задание» «Ресурс» «Семинар» «Лекция» «Форум» https://e.sfu kras.ru/course/ view.php?id=8230 Портфолио (сайт ИППС СФУ) http://ipps.sfu kras.ru/ students#group49 Портфолио (МаЬюга) http://mahara.ipps.sfu kras.ru - поиск примеров интересных и содержательных е-портфолио тьютора, представленных в сети Интернет; - написание мини-эссе «Как я буду использовать электронный портфолио в тьюторской деятельности»; - проектирование студентами структуры электронного портфолио бакалавра-будущего тьютора; - написание эссе «Почему я выбрал это направление обучения»; - взаимооценка (комментирование) студентами презентации е-портфолио

Электронная среда 4 «Задание» «Форум» kras.ru/course/ view.php?id=8230 Портфолио (сайт ИППС СФУ) http://ipps.sfu kras.ru/ students#group49 Портфолио (Mahara) http://mahara.ipps.sfu kras.ru - проектирование студентами структуры электронного портфолио тьютора; - создание глоссария ЭОК (групповое задание); - наполнение содержанием электронного портфолио на сайте ИППС и в Mahara

Общая трудоемкость дисциплины в семестре - 72 часа

Общая трудоемкость дисциплины с ЭО и ДОТ - 46 часов

зования, применения выявленных критериев и инструментов оценки образовательных результатов студентов — будущих тьюторов в системе сме- 4 шанного обучения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смолянинова, О.Г. Возможности и перспективы использования электронного 5. портфолио в практике учебного процесса

в Сибирском Федеральном университете [Текст] / О.Г. Смолянинова, Н.Г. Шилина // Вопросы образования. - 2010. - № 2. -С. 164-178.

2. Смопянинова, О.Г. Оценка профессио- 6. нальных компетенций будущих педагогов средствами E-портфолио [Текст] / О.Г. Смолянинова, О.А. Иманова // Сибирский педагогический журнал. -2012. - № 7. - С. 61-66.

3. Королева, Н.Ю. Особенности использования и практическая реализация техноло- 7. гий оценочной деятельности преподавате-

ля в системе управления обучением Moodle [Текст] / Н.Ю. Королева, А.А. Ляш, Н.И. Рыжова // Информатика и образование. - 2015. - № 1 (260). - С. 51-55. Головишников, К.В. Информационно-математические модели тестирования и интерпретация результатов единого государ- j^j ственного экзамена [Текст] / К.В. Голо-вишников, С.Д. Каракозов // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2003. - № 3-3. - С. 77-99. Литвиненко, М.В. Модель методики оценивания достижения целей обучения в контексте компетентностного подхода [Текст] / М.В. Литвиненко, Н.И. Рыжова, В.И. Фомин // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 9. - С. 62-64. Рыжова, Н.И. Мониторинг сформиро-ванности профессиональной компетентности специалиста в области информационных технологий [Текст] / Н.И. Рыжова, М.В. Литвиненко, В.И. Фомин // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 2. - С. 166-175.

Каракозов, С.Д. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы

146

[Текст] / С.Д. Каракозов, К.Г. Митрофанов // Мир науки, культуры, образования.

- 2011. - № 4-1. - С. 180-182.

8. Каракозов, С.Д. Интеграция электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс педагогического вуза [Текст] / Каракозов С.Д., С.А. Жданов, В.Г. Маняхина // Информатика и образование. - 2015. - № 2 (261). - С. 17-21.

9. Королева, Н.Ю. Принципы взаимодействия образовательных сред в условиях виртуализации учебного процесса (на примере подготовки учителей биологии и информатики) [Текст] / Н.Ю. Королева // Мир науки, культуры, образования. -2011. - № 6 (31). - С. 159-163.

10. Готская, И.Б. Сетевое взаимодействие вузов в условиях перехода к уровневому образованию [Текст] / И.Б. Готская // Модернизация подготовки педагогических кадров в условиях перехода на уровневое образование. Материалы пленума УМО по направлениям педагогического образования. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 97-100.

11. Готская, И.Б. Современное состояние, проблемы и перспективы развития массовых открытых онлайн курсов [Текст] / И.Б. Готская, В.М. Жучков // Преподаватель XXI век. - 2016. - Т. 1. - № 4. - С. 117-127.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Тихомиров, В.П. Электронное обучение как основа образовательных систем XXI века [Текст] / В.П. Тихомиров // Телекоммуникация и информатизации в образовании. - 2007. - С. 25-26.

13. Tayebinik, M. Blended Learning or E-learn-ing? [Text] / M. Tayebinik, M. Puteh // IMACST. - № 3 (1). - Pp. 103-110.

14. Driscoll, M. Blended learning: Lets get beyond e-learning [Text] / M. Driscoll // IBM Global Services. - 2002 [Electronic resource]. - URL: https://www-07.ibm.com/ services/pdf/blended_learning.pdf (дата обращения: 18.09.2016).

15. Delialioglu, O. Students Perceptions on Effective Dimensions of Interactive Learning in a Blended Learning Environment" [Text] / O. Delialioglu, Z. Yildirim // Educational Technology & Society. - 2007. - № 10 (2).

- Pp. 133-146.

16. Gulbahar, Y. Communication and Collaboration, Satisfaction, Equity, and Autonomy in Blended Learning Environments: A Case from Turkey [Text] / Y. Gulbahar, R.O. Madran // International Review of Research in Open and Distance Learning. -2009. - № 10 (2).

17. Garrison, D.R. Blended learning: Uncovering its transformative potential in higher education [Text] / D.R. Garrison, H. Kanuka // Internet and Higher Education. - 2004. -№ 7. - Р. 95-105.

18. Тихомирова, Н.В. Управление современным университетом, интегрированным в информационное пространство: концепция, инструменты, методы [Текст] / Н.В. Тихомирова. - М., 2009. - 264 с.

19. Фомина, А.С. Смешанное обучение в вузе: институциональный, организационно-технологический и педагогический аспекты [Текст] / А.С. Фомина [Электронный ресурс]. - URL: http://teoria-practica. ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/21/ pedagogics/fomina.pdf (дата обращения: 18.09.2016).

20. Кравцов, В.В. Смешанное обучение как ответ на вызовы современному образованию [Текст] / В.В. Кравцов, Н.Н. Савельева, Т.В. Черных [Электронный ресурс]. - URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v18_i4/ pdf/9.pdf (дата обращения: 18.09.2016).

21. Велединская, С.Б. Смешанное обучение: технология проектирования учебного процесса [Текст] / С.Б. Велединская, М.Ю. Дорофеева [Электронный ресурс]. - URL: vital.lib.tsu.ru (дата обращения: 18.09.2016)

22. Нано on-line: интервью Н.В. Тихомировой [Электронный ресурс]. - URL: http://www. nanonewsnet.ru/blog/nikst/nano-line (дата обращения: 18.09.2016).

23. Continuous Formative Assessment (CFA) using Cloud-Based Collaborative Documents [Электронный ресурс]. - URL: http://www. csun.edu/science/books/articles/Chapter-Continuous%20Formative%20Assessment. pdf (дата обращения: 18.09.2016).

24. Положение об электронном обучении и развитии дистанционных образовательных технологий в Томском государственном университете [Электронный ресурс].

- URL: http://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/ elearning2016.pdf (дата обращения: 18.09.2016).

25. Временное положение о реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ [Электронный ресурс]. - URL: http://about.sfu-kras.ru/docs/9739/pdf/477747 (дата обращения: 18.09.2016).

26. Требования по применению интерактивных форм обучения в образовательном процессе СФУ [Электронный ресурс]. -URL: http://about.sfu-kras.ru/docs/8408/pdf/ 236854 (дата обращения: 18.09.2016).

27. Е-портфолио в личностном и профессиональном развитии: электронный курс [Электронный ресурс]. - URL: https://e. sfu-kras.ru/course/view. php?id=8230 (дата обращения: 18.09.2016).

REFERENCES

1. Smolyaninova O.G., Shilina N.G., Voz-mozhnosti i perspektivy ispolzovaniya elek-tronnogo portfolio v praktike uchebnogo processa v Sibirskom Federalnom univer-sitete, Voprosy obrazovaniya, 2010, No. 2, pp. 164-178. (in Russian)

2. Smolyaninova O.G., Imanova O.A., Ocenka professionalnyh kompetencii budushih peda-gogov sredstvami E-portfolio, Sibirskii ped-agogicheskii zhurnal, 2012, No. 7, pp. 6166. (in Russian)

3. Koroleva N.Yu., Lyash A.A., Ryzhova N.I., Osobennosti ispolzovaniya i prakticheskaya realizaciya tehnologii ocenochnoi deyatel-nosti prepodavatelya v sisteme upravleniya obucheniem Moodle, Informatika i obra-zovanie, 2015, No. 1 (260), pp. 51-55. (in Russian)

4. Golovishnikov K.V., Karakozov S.D., Infor-macionno-matematicheskie modeli testirova-niya i interpretaciya rezultatov edinogo gosu-darstvennogo ekzamena, Vestnik Altaiskoi gosudarstvennoi pedagogicheskoi akademii, 2003, No. 3-3, pp. 77-99. (in Russian)

5. Litvinenko M.V., Ryzhova N.I., Fomin V.I., Model metodiki ocenivaniya dostizheniya celei obucheniya v kontekste kompetentnost-nogo podhoda, Uspehi sovremennogo estest-voznaniya, 2008, No. 9, pp. 62-64. (in Russian)

6. Ryzhova N.I., Litvinenko M.V., Fomin V.I., Monitoring sformirovannosti professional-noi kompetentnosti specialista v oblasti in-formacionnyh tehnologii, Sibirskii peda-gogicheskii zhurnal, 2007, No. 2, pp. 166175. (in Russian)

7. Karakozov S.D., Mitrofanov K.G., Setevaya organizaciya obrazovaniya: tendencii i perspektivy, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2011, No. 4-1, pp. 180-182. (in Russian)

8. Karakozov S.D., Zhdanov S.A., Manyahina V.G., Integraciya elektronnogo obucheniya i distancionnyh obrazovatelnyh tehnologii v uchebnyi process pedagogicheskogo vuza, Informatika i obrazovanie, 2015, No. 2 (261), pp. 17-21. (in Russian)

9. Koroleva N.Yu., Mitina E.G., Ryzhova N.I., Principy vzaimodeistviya obrazovatelnyh sred v usloviyah virtualizacii uchebnogo processa (na primere podgotovki uchitelei biologii i informatiki), Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2011, № 6 (31), pp. 159-163. (in Russian)

10. Gotskaya I.B., "Setevoe vzaimodeistvie vu-zov v usloviyah perehoda k urovnevomu ob-razovaniyu", in: Modernizaciya podgotovki pedagogicheskih kadrov v usloviyah pere-hoda na urovnevoe obrazovanie. Materialy plenuma UMO po napravleniyam peda-gogicheskogo obrazovaniya, St. Petersburg, 2008, pp. 97-100. (in Russian)

11. Gotskaya I.B., Zhuchkov V.M., Sovremen-noe sostoyanie, problemy i perspektivy raz-vitiya massovyh otkrytyh onlain kursov, Prepodavatel XXI vek, 2016, Vol. 1, No. 4, pp. 117-127. (in Russian)

12. Tikhomirov V.P., Elektronnoe obuchenie kak osnova obrazovatelnykh sistem XXI veka, Telekommunikatsiya i informatizatsii v obra-zovanii, 2007, pp. 25-26. (in Russian)

13. Tayebinik M., Puteh M., Blended Learning or E-learning, IMACST, No. 3 (1), pp. 103110.

14. Driscoll M., Blended learning: Lets get beyond e-learning, IBM Global Services, 2002, available at: https://www-07.ibm.com/ser-vices/pdf/blended_learning.pdf (accessed: 18.09.2016).

15. Delialioglu O., Yildirim Z., Students Perceptions on Effective Dimensions of Interactive Learning in a Blended Learning Environ-

147

148

ment", Educational Technology & Society, 2007, No. 10 (2), pp. 133-146.

16. Gulbahar Y., Madran R.O., Communication and Collaboration, Satisfaction, Equity, and Autonomy in Blended Learning Environments: A Case from Turkey, International Review of Research in Open and Distance Learning, 2009, No. 10 (2).

17. Garrison D.R., Kanuka H., Blended learning: Uncovering its transformative potential in higher education, Internet and Higher Education, 2004, No. 7, pp. 95-105.

18. Tikhomirova N.V., Upravlenie sovremennym universitetom, integrirovannym v informatsi-onnoe prostranstvo: kontseptsiya, instrumen-ty, metody, Moscow, 2009, 264 p. (in Russian)

19. Fomina A.S., Smeshannoe obuchenie v vuze: institutsionalnyi, organizatsionno-tekhno-logicheskii i pedagogicheskii aspekty, available at: http://teoria-practica.ru/rus/files/ arhiv_zhurnala/2014/21/pedagogics/fomina. pdf (accessed: 18.09.2016). (in Russian)

20. Kravtsov V.V., Saveleva N.N., Chernykh T.V., Smeshannoe obuchenie kak otvet na vyzovy sovremennomu obrazovaniyu, available at: http://ifets.ieee.org/russian/deposito-ry/v18_i4/pdf/9.pdf (accessed: 18.09.2016). (in Russian)

21. Veledinskaya S.B., Dorofeeva M.Yu., Sme-shannoe obuchenie: tekhnologiya proek-tirovaniya uchebnogo protsessa, available at: vital.lib.tsu.ru (accessed: 18.09.2016) (in Russian)

22. Nano on-line: Intervyu N.V. Tikhomirovoi, available at: http://www.nanonewsnet.ru/ blog/nikst/nano-line (accessed: 18.09.2016). (in Russian)

23. Continuous Formative Assessment (CFA) using Cloud-Based Collaborative Documents, available at: http://www.csun.edu/ science/books/articles/Chapter-Continu-ous%20Formative%20Assessment.pdf (accessed: 18.09.2016).

24. Polozhenie ob elektronnom obuchenii i raz-vitii distantsionnykh obrazovatelnykh tekh-nologii v Tomskom gosudarstvennom univer-sitete, available at: http://ido.tsu.ru/norm-docs/elearning/elearning2016.pdf (accessed: 18.09.2016). (in Russian)

25. Vremennoe polozhenie o realizatsii elektron-nogo obucheniya i distantsionnykh obrazovatelnykh tekhnologii v SFU, available at: http://about.sfu-kras.ru/docs/973 9/ pdf/477747 (accessed: 18.09.2016). (in Russian)

26. Trebovaniya po primeneniyu interaktivnykh form obucheniya v obrazovatelnom protsesse SFU,available at: http://about.sfu-kras.ru/ docs/8408/pdf/236854 (accessed: 18.09.2016). (in Russian)

27. E-porfolio v lichnostnom i professionalnom razvitii: elektronnyi kurs, available at: https://e.sfu-kras.ru/course/view.php? id=8230 (accessed: 18.09.2016). (in Russian)

Безызвестных Екатерина Анатольевна, аспирант, ассистент кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования института педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, ippssfu@mail.ru Bezyzvestnykh E.A., Post-Graduate Student, Assistant IT in Education and Lifelong Learning Department, School of Education, Psychology and Sociology Siberian Federal University, Krasnoyarsk, ippssfu@mail.ru

Смолянинова Ольга Георгиевна, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет, г Красноярск, smololga@mail.ru Smolyaninova O.G., Academician of Russian Academy, ScD in Pedagogy, Professor, Director, School of Education, Psychology and Sociology Siberian Federal University, Krasnoyarsk, smololga@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.