Статья поступила в редакцию 25.06.2018
УДК 378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА MOODLE ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Светлана Дмитриевна Бурлака, кандидат химических наук, доцент, Марина Владимировна Двадненко, кандидат химических наук, доцент, Наталья Михайловна Привалова, кандидат химических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет (КубГТУ), Краснодар
Аннотация
В статье показано, что в современных условиях при обучении на первый план выходят информационные технологии, и дистанционные методы обучения. В ходе проведенного анализа доказано, что существующие электронные информационные и образовательные ресурсы, обеспечивают полноценное освоение студентами образовательных программ высшего образования. Рассмотрена возможность эффективного обучения с использованием электронной образовательной среды Moodle. Данный ресурс обеспечивает быстрый доступ к информационным технологиям, расширяет возможности оперативного информационного взаимодействия преподавателя и студента за счет обратной онлайн или офлайн связи.
Ключевые слова: методы обучения, информационные технологии, наглядные пособия, современные электронные образовательные ресурсы, дистанционное обучение.
USE OF THE MOODLE ELECTRONIC-EDUCATIONAL RESOURCE FOR
IMPROVING THE EFFICIENCY AND QUALITY OF TRAINING IN THE
UNIVERSITY
Svetlana Dmitrievna Burlaka, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, Marina Vladimirovna Dvadnenko, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, Natalia Mikhailovna Privalova, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
In the article it is shown that in modern conditions, when learning, information technologies and distance learning methods come to the fore. In the course of the analysis, it is proved that the existing electronic information and educational resources provide full-fledged mastering by students of higher education educational programs. The possibility of effective learning using the electronic educational environment Moodle is considered. This resource provides quick access to information technologies, expands the opportunities for online information interaction of the teacher and student through reverse online or offline communication.
Keywords: teaching methods, information technologies, visual aids, modern electronic educational resources, distance learning.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время внедрение информационных технологий является перспективным и актуальным во всех отраслях народного хозяйства. Лидирующие позиции в системе развития и внедрения информационных технологий занимает сфера образования, которая эффективно формирует интеллектуальный уровень населения государства, потребляющий и создающий ее информационные ресурсы. Следует отметить, что с учетом современных требований к качеству образования и подготовки специалистов высокого уровня стратегия развития системы высшего образования в значительной степени опирается на создание и внедрение перспективных информационных технологий в учебный процесс.
Новые информационные технологии нацелены в основном на разработку, внедрение, сопровождение, развитие и замену традиционных технологий на инновационные. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс способствует повышению эффективности и качества обучения, за счет создания функционально-
ориентированных программно-методических комплексов и интенсификации индивидуальной деятельности студентов и преподавателей. Разработка базы данных, отвечающих требованиям качества и выполненных с учетом лицензионных соглашений по использованию программного обеспечения, позволяет создать условия и возможности для максимальной реализации потенциала преподавательского состава. Увеличение количества электронных обучающих ресурсов собственной разработки, использование интерактивных мультимедийных лекций и учебных пособий, способствует повышению уровня наглядности и тем самым увеличивает качество усвоения теоретического и практического материала. Однако для реализации подобных разработок необходимо, чтобы материально-техническая база и информационная среда вуза были на высоком современном техническом уровне.
С учетом интенсивности внедрения новых технологий в образовательное пространство высших учебных заведений наблюдается трансформация ранее традиционных моделей формирования знаний [1, 2]. Современная ускоренная информатизация общества способствует открытому доступу и распространению знаний и результатов научных исследований. Интернет и предоставляемые сетевые ресурсы формируют новую современную среду и средство интенсификации научных исследований.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В совокупности, существующие электронно-образовательные ресурсы, телекоммуникационные технологии и соответствующие технические средства обеспечивают максимальный уровень освоения студентами образовательных программ высшего образования. Обеспечивая быстрый доступ к информационным технологиям, электронно-образовательные ресурсы расширяют возможности оперативного информационного взаимодействия преподавателя и студента за счет обратной онлайн или офлайн связи. Вебинары, форумы, чаты, тестирование, индивидуальные и групповые консультации удобно использовать для студентов обучающихся дистанционно и по заочной форме обучения. В составе электронных образовательных ресурсов, содержится информация, представленная в электронном формате в виде презентаций, рисунков, схем, диаграмм, аудио- и видеофайлов, тестов. При разработке электронного курса обязательно учитываются основные принципы дидактического, технического, организационного, эстетического характера. Достоинством электронного образовательного ресурса перед другими средствами обучения, которые используются в высшей школе является формирование материала, включающего в себя программы лекций, практические занятия и лабораторные практикумы, темы рефератов, тесты для самостоятельной проверки усвоенного материала, программы экзаменов и зачетов, а так же методические рекомендации по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы, которые компактно сгруппированы, имеют удобный интерфейс, что позволяет студентам самостоятельно и эффективно получить знания по изучаемой дисциплине. Представление учебного материала в форме презентации позволяет стимулировать предметно-образную память у студентов, повышает познавательную и творческую активность, дает возможность увеличить качество восприятия усваиваемого учебного материала, и способствует развитию интереса слушателей к изучаемому предмету. В структуре электронного программно-методического комплекса обязательно должны содержаться сведения о преподавателе, установлены сроки выполнения практических заданий с учетом календарных сроков учебного процесса и приведены фонды оценочных средств. Для удобства обучающихся, вся необходимая информация подробно представлена в виде нескольких модулей, которые помогают успешно ориентироваться в структуре электронного программно-методического комплекса. В модуле «Основные сведения» представлен вводный видеоролик, где ведущий преподаватель курса знакомит студентов с предметом дисциплины, и организационно-методическими аспектами обучения. В рабочей программе указано место дисциплины в структуре образовательной программы и приведены
компетенции, которые формируются у обучающегося в результате освоения данной дисциплины, даны тематический план изучения дисциплины, содержание лекций и практических занятий. Наименование и содержание каждого учебного модуля соответствуют разделам дисциплины, указанным в тематическом плане рабочей программы, и содержат обязательные компоненты: интерактивная лекция в виде конспекта, сгруппированного по темам рабочей программы, с тестовыми вопросами для контроля освоения учебного материала, виртуальные лабораторные работы, созданные с помощью программ компьютерного моделирования, практические занятия в виде семинаров, онлайн вебинаров. Каждый учебный модуль содержит оценочные средства и обеспечивает возможность предоставления письменных работ студентов на проверку посредством обратной онлайн или офлайн связи студентов с преподавателем. Оценивание происходит по результатам тестирования или выполнению заданий, или отчетов по лабораторным, расчетно-графическим, контрольным работам, практическим занятиям. Для быстрого и полноценного понимания учебного материала предусмотрен глоссарий по терминам дисциплины, который связан с текстом лекций, практическими заданиями и другими элементами дисциплины. Модуль «Форум» обеспечивает синхронное и асинхронное взаимодействие между участниками образовательного процесса. Позволяет вести дискуссию по важным, проблемным вопросам между однокурсниками и преподавателем ведущим дисциплину. При изучении курса и выполнении практических заданий в помощь студентам предлагаются «Методические указания», в которых имеется краткий, необходимый теоретический материал, предназначенный для облегчения самостоятельной работы. «Расписание онлайн учебных занятий и консультаций», способствует планированию собственного времени и дает возможность совмещать работу и учебу. «График изучения дисциплины», содержит информацию о сроках выполнения заданий, текущего контроля успеваемости. Этот модуль помогает преподавателю выявить наиболее трудные разделы и вопросы, плохо усваиваемые студентами и детально разобрать их на аудиторных занятиях. В модуле «Фонды оценочных средств» содержатся итоговые тесты по вариантам, формируемые из тестовой базы, содержащей не менее 150 вопросов. Наличие такого объема тестового материала позволяет обучающимся, неоднократно проверить свои знания по любому из разделов изучаемой дисциплины и увеличить порог успешности. «Информационные ресурсы» содержат гиперссылки на интернет-ресурсы библиотек или иные, что существенно сокращает время поиска нужной информации.
Для реализации всех перечисленных методов и форм обучения в учебном процессе используют электронно-образовательный ресурс МооШе. Этот ресурс является прогрессирующим и широко используемым для дистанционного обучения. Достоинства МооШе уже достаточно оценены во многих образовательных учреждениях при изучении различных дисциплин [3, 4]. Автор работы [5] отмечает, что обучение с использованием этой среды позволяет студентам самостоятельно планировать свой учебный процесс, развивает понимание в необходимости постоянной и систематической самостоятельной работе, которая является основой высшего образования. Дистанционное обучение интенсифицирует рабочее время преподавателя, упрощает проверку домашних заданий, избавляет от необходимости составления журналов, подсчета рейтинга и заполнения электронных ведомостей.
ВЫВОДЫ
В результате проделанного анализа можно сделать вывод о том, что применение новых технологий с использованием средств современных образовательных ресурсов способствует повышению уровня знаний учащихся по предмету, активизирует учебный процесс, благоприятно влияет на психологическую атмосферу в коллективе группы, а также способствует формированию более высоких показателей мотивации к изучению нового материала. Электронный контроль и оценка знаний исключает предвзятые отношения к обучающимся и гарантирует объективность оценивания. Модульно ориентированная электронная среда МооШе является перспективной и широко внедряется в учебный процесс
университетов [6]. Постоянное усовершенствование Moodle приводит к выявлению новых, практических возможностей для этой электронной платформы. Потенциал данного образовательного ресурса позволяет эффективно использовать его для системы дополнительного профессионального образования, а также курсов повышения квалификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Привалова, Н.М., Современные педагогические технологии процесса обучения / Н.М. Привалова, М.В. Двадненко, С. Д. Бурлака // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 5-3. - С. 361-362.
2. Привалова, Н.М. Новые технологии в современном образовательном пространстве / Н.М. Привалова, М.В. Двадненко, С. Д. Бурлака // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 5-3. - С. 370-371.
3. Бехтерев, А.Н. Использование системы дистанционного обучения MOODLE при обучении профессиональному иностранному языку / А.Н. Бехтерев, А.В. Логинова // Открытое образование. - 2013. - № 4 (99). - С. 91-97.
4. Трембач, В.М. Электронные обучающие системы с использованием интеллектуальных технологий / В.М. Трембач // Открытое образование. - 2013. - № 4 (99). - С.52-62.
5. Кравченко, Г.В. Использование дистанционной среды Moodle в образовательном процессе студентов дневной формы обучения / Г.В. Кравченко // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - № 2-1 (78). - С. 023-025.
6. СТО КубГТУ 2.5.2 - 2016. Версия 2. «Система менеджмента качества. Реализация программ высшего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://kubstu.ru/data/struct/0621/qms-std-2.5.2-2016-2.pdf (дата обращения: 17.05.2018).
REFERENCES
1. Privalova N.M., Dvadnenko, M.V. and Burlaka, S.D. (2016), "Modern pedagogical technologies of the learning process", International journal of experimental education, No. 5-3, pp. 361-362.
2. Privalova, N.M., Dvadnenko, M.V. and Burlaka, S.D. (2016), "New technologies in the modern educational space", International journal of experimental education, No. 5-3, pp. 370-371.
3. Bekhterev, A.N. and Loginova, A.V. (2013), "Use of the MOODLE distance learning system in teaching a professional foreign language", Open education, No. 4 (99), pp. 91-97.
4. Trembach, V.М. (2013), "Electronic learning systems using intelligent technologies", Open education, No. 4 (99), pp. 52-62.
5. Kravchenko, G.V. (2013), "Use of Moodle's remote environment in the educational process of full-time students", News of the Altai state university, No. 2-1 (78), pp. 023-025.
6. STO KubTU 2.5.2 - 2016. Version 2. "Quality management system. Implementation of higher education programs with the use of e-learning and distance educational technologies", available at: https://kubstu.ru/data/struct/0621/qms-std-2.5.2-2016-2.pdf.
Контактная информация: burlaka_71@mail.ru
Статья поступила в редакцию 29.05.2018
УДК 378.02
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ» СРЕДСТВАМИ БАСКЕТБОЛА
Ирина Александровна Васельцова, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Александровна Черепанова, аспирант, Самарский государственный университет путей сообщения, Самара
Аннотация
В статье представлены результаты анализа содержания профессиональной деятельности специалистов диспетчерского аппарата. Выявлялись факторы, влияющие на уровень